Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
М. П. Мусоргский. (К 45-летию со дня смерти).
Е. Вилковир.
Судьба творчества Мусоргского поистине замечательна: недостаточно признанное при жизни его, полузабытое в течение 15 лет после его смерти, оно, малопо-малу, воскресает для широкой аудитории, затем начинает (с первых годов
XX столетия) завоевывать внимание иностранцев — ив настоящее время прочно стоит во мнении всего образованного музыкального мира, как памятник деятельности крупного музыкального новатора. В эти дни, в б-тилетнюю годовщину смерти
Мусоргского, уместно поставить вопрос о том, какие обстоятельства могли обусло
вить такие резкие изменения в общественном отношении к творчеству Мусоргского и в оценке его, а, главное, — какова же подлинная ценность произведений Му
соргского для нас. Оба эти вопроса, как и ответы на них, тесно связаны друг с другом.
Обратимся к первому из них и проследим, какие мнения в музыкально-критической литературе высказаны были насчет общего значения творчества Мусорг
ского. Первый из писавших о Мусоргском, близкий его друг, В. В. Стасов в статье „Перов и Мусоргский“ говорит следующее: „Главные черты физиономии обоих художников, и Перова и Мусоргского, были -— народность и реальность. В этом состояла вся их художественная натура, здесь лежала вся их сила и талант, и ни
какие другие их качества не могут сравниться с этими двумя. Чем оба художника будут дороги будущим поколениям — это именно их народностью и реальностью. Многое, как у всех на свете художников, побледнеет и умалится со временем в их произведениях, но все то, что их творчество выражало народно и реально, навеки останется могучими монументами нашего времени и современной нам теперь создавательной силы 1). В. Каратыгин, определяя идеологическую почву, на которой
]) Книга „Статьи о Мусоргском , Москва, 1922 г. стр. 68

№ 5МАЙ

1926