выросло и которой питалось творчество Мусоргского, пишет: „Народничество, реализм, общественность — таковы, в конечном и кратком итоге, те „три кита“, на которых зиждилась идеология российского передового интеллигента „эпохи великих реформ и через которые проходила равнодействующая идеалов, упо
ваний, умонастроения и миропонимания либеральных слоев тогдашнего русского общества ).
И. Лапшин так определяет Мусоргского: „Мусоргский в широком смысле слова психологический реалист 2).
Но если большинство писателей о Мусоргском считает его реалистом-народником и в этом усматривает его великое значение, то следует указать, что на этот счет существуют и другие, прямо противоположные, мнения: против реализма Мусоргского высказался И. Глебов, против народничес;тва Мусоргского —Л. Саба
неев. Делая „опыт переоценки творчества Мусоргского И. Глебов характеризует его так: „его творчество носит несомненный отпечаток подхода, свойственного художнику-романтику, а не идеалисту-классику и не реалисту-народнику...............
Звуковое воплощение идеи у Мусоргского несомненно искренно и правдиво, но оно отнюдь не основано на наблюдательности художника-реалиста, ибо оно — преувеличенно-одностороннее, ограниченное крайне субъективным подбором представ
лений и постоянно окрашено сильной дозой приподнятости и велеречия. Это — мир романтика, визионера 3) и мечтателя 4).
Л. Сабанеев, разбираясь в социальных корнях творчества новой русской школы и Мусоргского, самого яркого, по мнению Сабанеева, ее представителя, считает Мусоргского, не народником, а барином-славянофилом и характеризует его как „типичного феодала-эстета“ 5).
Но обратимся, наконец, непосредственно к творчеству Мусоргского и попробуем разобраться в нем. Рассматривая его без предвзятого мнения, нетрудно заме
тить, что оно почти целиком посвящено либо передаче ярких житейских, бытовых образов и сцен, либо передаче более или менее сложных душевных переживаний.
Примерами первого рода могут служить такие его произведения как „Сорочинская Ярмарка , народные сцены и сцена в корчме из „Бориса Годунова , сцены из „Женитьбы , романсы „Семинарист , „Озорник , „Гопак , ряд пьес из ф.-п.
сюиты „Картинки с выставки . Примерами второго рода являются места из „Бо
риса Годунова , в которых выведены Борис Годунов, летописец Пимен, образы Досифея и Марфы из „Хованщины , романсы из циклов „Без солнца , „Детская , отрывок „Катакомбы из „Картинок с выставки .
Разумеется, резкой грани между обоими этими видами творчества Мусоргского провести нельзя, так как и тот и другой одинаково берут начало в одной и той же
склонности и способности автора подмечать и передавать различнейшие черты и свойства человеческой натуры.
Остальные произведения Мусоргского, занимая среднее место между вышеуказанными полюсами его творчества, могут быть в иных случаях отнесены к тому или другому: таковы, например, романсы „Царь Саул , „Савишна , „Калистрат , „Колыбельная Еремушки , таковы и многие места из „Бориса Годунова (напри
мер— игра в хлест, песня про комара), из „Хованщины (сцена с подьячим, вход стрельцов), хоры „Иисус Навин и „Поражение Сеннахериба , сатирические романсы „Классик , „Раек , романсы из цикла „Песни и пляски смерти .
Из этого беглого обзора произведений Мусоргского ясно одно,— что в лице Мусоргского мы несомненно имеем ярко выраженного художника-психолога. Но
J) В. Каратыгин—„Мусоргский и Шаляпин”, стр. 18.
2) Журнал „Музыкальный современник за 1917 г. №№ 5—б, стр. 52. 3) Визионер—духовидец, человек, живущий в мире видений.
4) И, Глебов — „Симфонические Этюды , Петербург 1922 г„ стр. 276.
в) Л. Сабанеев — „История русской музыки , стр. 56 и следующ., стр. 62