Н. ГРИНФЕЛЬД

ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ — НАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТОНФИЛЬМЫ В САСШ

N. Gpünnfeld. Umwertung aller Werte. Der Tonfilm der U. S. A.
Голливуд, бывший долгое время «Меккой» немого кино, привлекал в свои за
манчивые объятия немало работников в области постановки кинопроизводства. За последнее время он стал особенно приманчивым в силу все увеличивающе
гося интереса публики к звуковому кино. В спешном порядке отправляются многочисленные экспедиции киноработ
ников разных стран в надежде приобщиться к тайнам постановки таких звуковых картин, как «Певец джаза» или «Ноющий глупец», давшие за короткое время фирме Братья Ворнер такое коли
чество миллионов долларов, что братья эти не только спаслись от неизбежно грозившего им краха, но и получили воз
можность скупить акции такого крупного предприятия, как «Ферст Нэйшонал Корпорэйшен». Особенно интересуется звуковым делом кино—Германия. За последний год несколько групп немецких киноработников побывало в Америке с целью
изучить тонфильму. При чем практичные немцы не посылали одного или нескольких человек изучить все дело, а только определенные области: постановки про
изводства, лабораторное дело и наконец, прокат. Понятно, что посланные туда ра
ботники, вернувшись в родные правления, делили более или менее обстоятельные доклады о результатах своих наблюдений, представляющих несомненный инте
рес. Вот с одним из таких докладов, сделанных одним из лучших лабораторных работников «Уфы», знакомившимся с постановкой звуковой фильмы в САСШ во всем объеме этого вопроса, мы считаем полезным познакомить читателей нашего журнала.
Доктор Петерсен Ф. В. не только опытный киноработник, но и до своей не
давней поездки в Голливуд был хорошо знаком с той областью, с постановкой которой в САСШ он хотел знакомиться. Кроме того, Петерсен раньше работал в киноателье почти всей Северной Америки и владеет великолепно английским
языком. Все это придает особую ценность его докладу.
«Немой» уступил место «говорящему», говорит Петерсен, при чем все это про-, исходит с такой быстротой, что за последнее время поступило в бюро патентов свыше 9.000 заявок на разные виды регистрирующей и воспроизводящей аппаратуры для говорящего кино. «Вестерн
Электрик», «Радио Корпорэйшен» и «Ли де Форест»». Главные поставщики зву
ковой киноаппаратуры ведут отчаянную борьбу с необычайно быстро растущей конкуренцией, проникшей по их мнению контрабандным порядком в это произ
водство и дискредитирующей последнее своим халтурным отношением. И если в области приспособлений к записи на пленку есть еще некоторые удерживающие начала в виде уже существующих многочисленных патентов, то в области приспособления для записи на пластинках, граммофонных дисках, где боль
шинство патентов уже устарело, мелкая кустарная промышленность особенно цветет: там насчитывают уже свыше 100 фирм, выкидывающих на рынок при
способления к проекционным аппаратам
для воспроизведения звука. Понятно, что в соответствии с таким предложением и цены1 на воспроизводящую аппаратуру
меняются, хотя и наблюдается какая-то шкала в зависимости от величины театра и соответствующей установки громкоговорителей и усилителей. «Вестерн Элект
рик» и «Радио Корпорэйшен» производят три главных типа аппаратуры: для теат
ров с вместимостью до 750, 1.200 и-свыше 1900 мест. «Вестерн Электрик» считает проекционную установку — для пленоч
ной и дисковой (граммофонной) записи—
для малого театра 20.000 долларов, при чем 25% уплачиваются сейчас же по окончании установки, а остальная сумма— в 52 недельных приема. Сверх этого на
считывается еженедельно- около 15—30 долларов за технический уход. Тип «Фо
тотон» фирмы «Радио Корпорэйшентакже для пленки и диска колеблется в цене от 6.000 до 12.000 долларов. «Синефон» для маленьких театров стоит 5.000 долларов. «Квалитон» и другие более простые типы можно уже иметь за 3.500 долл.
Что же касается записывающей аппаоатуры, что тут имеют место специальные цены, устанавливаемые каждый раз осо
бым договором. Цены эти определяются требованиями производственной фирмы согласно возможностей ателье. «Вестерн Электрик» за пользование ее патентом берет за установку не менее 100.000 долл, в год при контракте на 10 лет. Фирмы меньшего калибра уступают свои патен
ты за пофутовую оплату, что составляет около 25 центов (50 коп.) за фут, при чем