ГАХН в прежнем своем составе протратил существование. Полезные для марксистского искусствознания работники были -сохранены
Идеалиотдаеское крыше, в том числе Жишкин, осталось ва бортом нового научло-художественного учреждения (ГАНС). Идеалисты разбрелись на вое четыре стороны и (пристроились в .разных областях -культурной и учрежденческой работы, кто как мог и кто как сумел. Не было!’ничего дурного в том, что кинвматотрафячеамие организации (использовали: в производстве Н. И. Жил
кина, иа-нимавшегося и ранее вопросами кино. Советская власть предоставляет всам возможность освободиться от (старых ошибок и стать по
лезными работниками пролетарского тосущийтоа, если только етш люда накренне -стремятся треотроитъ свое мировоззрение и расстаться с буржуазно-идеалистическими теориями.
К сожалению, Н. И. Ж иыиия не воспользовался предоетамотньгм ему правом исрестрой1К1и. Вместо того, чтобы на новой работе отряхнуть прах старых (заблуждений, он прише!с в кинематографию
всю свою прежнюю философскую рухлядь. Он применил вдеашистичешую методологию в разработке вопросов школьного кино и дал чисто буржуазную методику построения учебной фильмы.
Но вернемся к вышеназванной ею статье— Главном предмете нашего разбора.

II. Пустые абстракции и „содержательные категории

Четыре требования пред’являет Н. И. Жиныин к учебной фильме. По юи> мнению, хорошая учебная фильма должна быть: воспитательна, комп
лексна, ашлитична и динамична, В -свою очередь динамичность фильмы достигается путем соблюдения трек условий или принципов. Эти принци
пы суть: тетичноють, ступенчатость и ясность. Не будем задерживать 1вашма1ние читателя на том, что понимает Жшшнин под «тетичнюстью» и «ступенчатостью». В своем месте мы дадим критику сих, весьма .«биашородных» категорий. А пока пойдем дальше.
Итак, четыре требования к фильме разбирает Н. Й. Ж Яншин на протяжении своей статьи, подробно -шадаацруя, что такое тештательнооть,
к чешу нужна кампиекшостъ, для какой цели требуется аш-аянтичностъ и почему необходимо ввести в фильму динамичность.
Все перечисленные формальные качества, фильмы, предложенные почтенным «метошистом», -суть качества метафизические. «Аналитичность» и «динамичность» — абстракции, «доведенные до крайности». Всякая ж® абстракция, доведенная до крайности, превращается, по утверждению
Энгельса, в бессмыслицу иля в свою пюотивополюжноегь («Анти-Дюринг»), Марксистская наука и философия диалектического материализма не отрицают пользования абстракциями. Абстракции— необходимый элемент тучного исследова
ния. Но всякая абстракция имеет смысл только тогда, когда «она да-й-ств-итевшню выдвигает -общее, фиксирует его и тем избавляет нас от повторе
ния» (Маркс). Абстракции, к которым прибе
гает Жилкин («воипитательность», «кювиигекскость»), не только не выдвигают общего в учебной -кинематографии, но напротив: заслоняют это
общее, смазывают действительное содержание тдатогачешой фильмы-, отвлекают нас ют тех основных требований, которые щред’являет -к учебному кино марксистская педагогика. «Дивамичшость», «аналитичность», «еошигагелыгость»— такие же пустые абстракции, какой, бессодержа
тельной абстракцией будет «население», когда говорить о нем, упуская из виду классы. В са
мом деле: отсаштательность фильмы есть мертвое, схоластическое понятие, если мы не вкладываем в -него наше содержание—щролетароко-класшвое воспитание, наммуяшетнчеокое -воспитание. А Жинкин этого не делает. Для него восшитательностъ есть воапитательнооть, что только ,и может значить: абстракция, как таковая, абстрактна.
Чувствуя, что цредл-атаемая формадквонсхол-а- стическая схема требований к учебной фильме яе может удовлетворить педагогов и производствен
ников, Жилкин устраивает громоотвод, о который, по его соображениям, должна разбиться кр.итика, направленная прошив изложенных им формальных категорий. Жииипн вводит, как он выражается, « Содержательные категории». «В этом направлении,—пишет он,—современная советская пе-дагоишоа установила нять основных воспитательных установок. Интернацнональность, анткрелигашзность, классовость. Эти установки н-осят общий, принципиальный характе р. Более частными,
хотя -и н-е м-eiaee существенными, являются две другие — пропаганда нятишеч1ки и оборш-оопособности. Продиктаваяньга ходом текущей цейешителыноеги, они дают ясные указания для отбора -содержания вююпитаи-ельного материала. Со
вершенно не обязательно, чтобы все -эти моменты были забиты в одну фильму. Принципы эти также не следует понимать, как осо
бые темы, на которые может быть сделано пять фильм. Темы диктуются содержанием ш-кодыгой программы, но учебный (материал фильмы должен -быть пропитан тоном этих принципов. Уже в (Зависимости от темы и состава са
мого, учебного материала сможет быть разнит в большем иля меньшем размере один или другой но вышеуказац