работа над темпланом

1932 года

(По материалам сектора производства фильм Союзкино)

1. Разработкой тематического плана 1932 г. в Правлении Союзкино заняты творческие группы СЕПФа: художественных фильм, агитпропфильм, на
учно-учебных и детско-школьных фильм, каждая по соответствующему разделу плана. Специальная группа по темплану, которая должна была явиться «цен
тральным штабом» всей работы по тематическому планированию, была организационно неверно офор
млена и поэтому ее участие в работе было почти сведено к нулю, а в некоторых отношениях явилось й чисто отрицательным.
Группа с первых шагов своей работы совершенно верно заострила вопрос о привлечении широкой (Общественности и заинтересованных организаций к составлению темплана, но вместе с тем из поля ее зрения совершенно выпали вопросы методологии пла
нирования и разработки тематического плана, как такового:
Не разработав необходимого материала (вводных политических установок плана, ориентировочных те
матических разделов, образцовых макетов тем и т. п.), группа поспешила обратиться к общественности и заинтересованным организациям, с призывом участвовать в составлении темплана путем присылки заявок или рекомендательных списков тем.
Все это было проделано с убеждением, что материал, присланный организациями в дальнейшем, будет превращен в темплан путем систематизации и соответствующей методической и литературной переработки.
Организации, не получившие мало-мальски развернутых установок по методологии, конкретных цифр по разделам плана, сведений о состоянии про
катного фонда и тематике производства 1931 г., бы
ли поставлены в очень затруднительное положение особенно в связи с короткими сроками, в которые должна была уложиться их работа. Поэтому не должно казаться странным то, что материал, которым рас
полагает на сегодняшний день группа темплана, не представляет собой полно выраженного требования Общественности и организаций по тематике производства 1932 года и является качественно низким.
Следует оговориться, что по разделу научно-учебной фильмы, где группа темплана связалась с организациями не «вообще и в частности», а путем при
влечения оплачиваемых консультантов-специалистов, создания бригад из сотрудников учреждений и создания специальных советов для редактирования от
дельных разделов плана, уже разработаны тематические планы по отдельным- разделам промышленности и хозяйства, находящиеся на утверждении в руководящих наркоматах и учреждениях.
Большой принципиальной важности работа развернулась в группе хуожественных фильм СЕПФа в овязи с разработкой методологии и составлением тем
плана по художественной фильме. Вопреки группе темплана, здесь получила перевес установка на то, что обращение к общественности целесообразно лишь
после того, как вопросы планирования тематики будут доведены до некоторой ясности внутри Союзки
но и когда силами квалифицированных работников будут намечены основные контуры плана.
Группа специально привлеченных консультантов разработала методологию планирования художественной фильмы, укладывающую всю дальнейшую работу в строгие рамки и разбивающую весь процесс планирования на 4 этапа: 1) составление вводной политической установки плана, 2) создание идейно-проб
лемного плана, 3) сбор творческих заявок, 4) создание образно-сюжетного плана.
Первые две части должны быть рскоре закончены и переданы фабрикам.
Отсталым участком явлеятся темплан по агитпропфильме. Методология планирования этого вида фильм еще не создана, хотя для этого и привлекались от
дельные консультанты и материал прорабатывался на секретариате АРРКа.
Тематический план по детско-школьной фильме прорабатывается кабинетом Наркомпроса при ЦДХОД,
совместно с группой детско-школьных фильм Союзкино.
Методология планирования учебных и школьных фильм согласно постановлению НКП долйсна быть разработана учебно-методическим советом при ГУС’е.

Планирование в трестах и на фабриках

Сектор производства фильм Союзкино уже получил предварительные наметки тематических планов от пяти организаций: Востоккино, Госкинпрома Грузи»,
Ленинградской ф-ки (по худож. фильме), Сибирской фабрики и Арменкино.
Первые три плана еще не успели получить оценку местных руководящих организаций и общественности.
В предварительном плане Ленинградской фабрики мы находим следующие замечания составителей:
«План исходит из основных задач предстоящего 1932 г., являющегося годом окончания первой пятилетки и закладки фундамента социалистического хо
зяйства, годом обострения революционной борьбы в странах капитала, юбилейным годом Октябрьской революции, комсомола и т. д.
При разработке отдельных тем сектор стремится избежать основных ошибок, характерных для худо
жественной кинематографии предшествующих лет. А именно: мелкотравчатости, крохоборчества, ползучего эмпиризма и цеплянья за мелочи, с одной стороны, и бесхребетной отвлеченности, схемы, пустопорожних обобщенийт—с другой.
Особенное внимание должно быть обращено на то, чтобы иметь сценарии, полные драматического на
пряжения, острой фабулы, сценарии, при достаточно крепкой политической направленности непосредственно увлекательные, могущие вдохновлять и заинтере

Вс. Попов