К ВОПРОСУ подготовки СЦЕНАРИСТА1)

В. Altschuler. Die Vorbereitung der Bühnenkadren
Докладчики созванного Главискусством сценарного совещания констатировали,
что:
1)«Художественно - идео
логическое качество основной массы советских сцена
риев стоит н а низком уровн е».
2)Даже таких сценариев нам нехватае т».
Вот полностью слова докладчиков:
1) «Анализ кинопродукции советского производства последних лет неопровержимо доказывает, что художественно
идеологическое качество основной массы игровых фильм стоит на чрезвычайно низком уровне: поверхностная прора
ботка темы, отсутствие драматургически правильно построенного сюжета, неуменье дать живого человека в его органической связи с социальной средой, вме
сто характеров и лиц обычно голые схемы и штампы, незнание рабоче-кресть
янского быта, неучет массового зрителя и его интересов, отсутствие творческой изобретательности, идеологическая невы
держанность и обывательский подход к разрешению социальных проблем совре
менности, преобладание в общем серой, не интересной, не волнующей зрителя продукции» 2).
2) «Для того чтобы снабдить режиссера сценарием, фабрика должна иметь не
сколько сценариев, из которых можно было бы выбрать один, отвечающий требованиям промфинплана, производствен
ным условиям момента, стилистическим и жанровым особенностям режиссера и т. д. Во всяком случае для нормальной работы фабрики необходимо иметь количеством сценариев вдвое больше выпу
скаемых ими картин. Крупнейшей киноорганизацией СССР, Совкино, ставящей на московской « ленинградской фабри
ках 60 картин в год, необходимо иметь не менее 120 сценариев, не считая сценариев для культурфильм. Само же Совкино
выпускает только 60% всей продукции союзных кикоорганизаций. Таким образом, кинопроизводство СССР должно
г) В порядке постановки вопроса.
2) Тезисы к докладу т. Бляхина: «О подготовке и переподготовке сценаристов». Тезис № 1.
быть обеспечено не менее чем 200 сценариев в год».
По данным МОДПИКа, потребность в 200 сценариях может быть удовлетворена не менее чем 100 постоянно рабо
тающими профессионалами-сценаристами. Между тем количество профессионаловсценаристов не превышает 30—40 человек 3).
Исходя из этих положений, сценарное совещание сделало вывод о необходимо
сти переквалифицировать работающих сценаристов и энергично заняться подготовкой новых работников этой области.
Сценарная мастерская Совкино
Первая попытка организованной подготовки работников сценарного дел? связана с организацией сценарной мастерской при Совкино.
Было это в начале зимы 1926/27 г. Сценарная мастерская мыслилась тогда совсем иначе, нежели то, во что она вылилась в дальнейшем.
По мнению руководителей первой сценарной мастерской:, она должка была объединять для обмена опытам квалифицированных писателей, сценаристов и режиссеров.
Однако писатели не заинтересовались сценарной деятельностью.
Работа мастерской развалилась.
Тогда художественный отдел Совкино перестроил работу, заменив обмен опытом между квалифицированными
работниками литературы и кино обучением сценарному делу литературного молодняка.
Отсюда начинается длинная нить реорганизаций сценарной мастерской Совкино.
Основным, недочетом мастерской, который все время чувствовался ее работни
ками, была оторванность мастерской от производства.
Первая реорганизация мастерской была проведена в феврале 1927 года. Писате
лей оставили в покое и объединили уже стремившуюся в то время в мастерскую молодежь.
3) Тезисы АРРК: «Сценарный кризис и организация сценарной работы». Тезис № 1.

Б. АЛЬТШУЛЕР