Вл. Силлов.

НЕОБХОДИМЫЙ ИНСТРУКТАЖ.

В. Ф. Плетнев. „Рабочий клуб. Принципы и методы работы . Всероссийский Пролеткульт. Москва, 1923 г.
Наличие многих брошюр и газетных статей по вопросам культработы вообще и клубной работы в частности—еще резче подчеркивало отсутствие сводки, систематизирующей опыт клубной работы. Значение книги тов. Плетнева именно в том, что ее появление отчасти
заполняет этот пробел и намечает дальнейший путь работы в той же области.
Характеризируя рабклуб, как „острое оружие... в борьбе с буржуазным влиянием “ и как проводник „огромной политико-просвети
тельной работы среди масс на основах воинствующего материализма11, автор указывает, что эти задачи требуют развертывания клубной работы по всем участкам жизненного строительства: партийному, профессиональному, экономическому, обще культурному и пр.
Задача клуба—не специализация в одной области, а „коммунистическое революционно-классовое воспитание массы“, которое охватывает всю жизнь в ее целом.
Универсальность интересов клуба, как принцип, конечно, не следует понимать в смысле полного единообразия работы всех клубов, не
зависимо от того, рабочих какой области производства объединяет клуб. Конечно, рабклуб должен давать своим членам профессиональные знания по той отрасли производства и народного хозяйства, в кото
рой работает коллектив, объединяемый данным клубом. В настоящее время такой тенденции в наших клубах нет. Справедливо отмечает тов. Плетнев клубы железнодорожников, в которых нет ничего, что указывало бы вновь прибывшему человеку, что это клуб железнодорожников. В клубе печатников то же самое; не лучше и у других.
Конкретно, тов. Плетнев предлагает для рабочих клубов следующий круг вопросов:
а) политические,
б) профессиональные,
в) хозяйственно-экономические, г) производственные,
д) культурные (идеологические) и е) бытовые.
Необходимо отметить, что эта достаточно полная схема является лишь пожеланием, очень далеким от хотя бы частичного осуществления.
На практике, в громадном большинстве наших столичных, даже центральных, клубов (не говоря уже о провинции), работа ведется без всякого плана.
Новый кружок или студия появляются не потому, что они нужны клубу, а потому, что есть подходящий инструктор (не инструктор специалист, а вернее просто человек, впервые пытающийся приложить