В «Театре и драматургии» будут напечатаны следующие пьесы из премированных на Всесоюзном конкурсе: В. Киршон — «Чудесный сплав», А. Корнейчук — «Гибель эскадры», И. Кочерга — «Часовщик и курица».
«Чудесный сплав» получил вторую премию на Всесоюзном конкурсе на лучшую пьесу. В. Киршон родился в 1902 г. В 1926 г. написал (совместно с А. Успенским) пьесу «Константин Терехин», в 1927 г,—пьесу «Рельсы гудят», в 1928 г.— «Город ветров»- В 1930 году «Город ветров» был переработан автором в либретто оперы «Северный ветер» (музыка Л. Книппера). В 1931 г. В. Киршон написал пьесу «Хлеб» (МХАТ им. Горького), в 1933 г,—«Суд» (МХАТ II и бывший Александрийский театр в Ленинграде). Печатаемая пьеса «Чудесный сплав» принята к постановке филиалом МХАТ им. Горького (режиссер Б. А. Мордвинов) и Центральным ТРАМом в Москве.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
В. КИРШОН
Гоша Филиппов. Петя Горемыкин
Ян Двали—эстонец. Костя Нурицын. Наташа. Ирина.
Олег толстый. Настя—старуха.
Тоня.
Посторонний гражданин. Директор института.
Начальник управления. Звеновой.
Комсомольцы, пионеры, сотрудники института, колхозная молодежь.
АКТ I
Лето. Утро. Лаборатория научно-исследовательского института авиационной промышленности. Печки оля плавки металла. Распределительные щиты. Измерительные приборы, шкафы о баннами, ящики с металлом, диаграммы. На ст ене доска для вычислений- Две двери—справа и слева. На заднем плане, за большой стеклянной дверью, другая комната лаборатории— там исследуют металл. Видны микроскопы, фотоаппаратура и т. д. У доски, исписанной различными формулами, стоит Г о ш а с мелом в руке. Он перепачкан мелом. Мел у Него даже на лице и в волосах, потому что, увлекаясь, он теребит рукой свою шевелюру. Вокруг него в разг ых позах Петя, Ян Двали, Олег, Костя, Ирина. Все слушают Гошу с
громадным вниманием.
Гоша (пишет цифры на доске). Удельный вес — один восемьдесят четыре, а алюминий — два семьдесят. Металлические и металлоидные свойства: оказывает удивитель
ное влияние на повышение прочности тяжелых металлов;
исключительная стойкость сплавов с его участием против коррозии; плавится при тысяче двухстах восьмидесяти градусах. Это — бериллий, товарищи. Бериллий — замечатель
ный металл с поэтическим названием. Подводя итоги своим обширным работам в лабораториях Симменс и Гальске, немцы говорят (читает): «Бериллий не мог быть использован в качестве компонента в сплавах легких металлов вследствие технически трудной сплавляе.мости». Я предлагаю разбить немцев И создать сплав бериллия с магнием. Тогда у нашей авиации будет прочный и самый легкий в мире сплав.
Олег. А тебе известно, что точка испарения магния лежит ниже точки плавления бериллия?
Гоша. Да, мне известно. Я полтора года сижу на бериллии. Сегодня последний день нашего- перерыва. С завтрашнего дня предлагаю работать над, сплавом и взять обязательство закончить опыты ко дню авиации.
Костя. Неужели оторвем? Проверить надо... Все-таки они ведь знают, раз (они немцы...
Двали. Перестань впадать в маловерство. Что это значит— немцы? Не имей склонность забывать пословицу: «Что немцу здорово, то русскому будь здоров».
Олег. Такой пословицы нет.
Двали. Такая пословица есть.
Петя. Нет, так будет, не в этом суть. Гошка, вот тебе ненадолго пять пальцев. Это замечательно. Ребята, это ж великое дело. Гоша, дорогой химик и бригадир, веди нас.
Ирина. Самый устойчивый и самый легкий в мире сплав.
Гоша. Самый легкий, Ирина, и вверх.
Костя. Может, сроков не устанавливать, ребята? Петя. А что?
Костя. Опоздаем. Уж раз я буду в бригаде — опоздаем. Дело серьезное, и я честно предупреждаю. Со- мной все опаздывают. Это у меня в крови.
Ирина. Ну, брось ты глупости говорить. Скажем — сделаем.
Петя. И наоборот.
Костя. Как наоборот?
Петя. Сделаем — скажем. Правильно, Ирка.
Костя. Неужели немцам вколем, ребята? Сложная, сложная задачка. Ты подсчитал, Гоша, все подсчитал?
Гоша. Я не только подсчитал, я прочувствовал эту работу, технически прочувствовал,— она выйдет.
Двали. Невыполнимых дел нет, есть невыполнимые люди. Я — за.
Петя. Гошка, распределение работы ты наметил?
Ирина. Надо будет организационные вопросы продумать. Обеспечить хозяйство.
Костя. Во всяком случае я уж постараюсь не отстать от вас, ребята. Ну, ну, даже Голова кружится.
Гоша. А ты, (Олег?
Олег. Больше трех лет я работаю над проблемой бериллиевых сплавов.
Петя. Вот замечательно! Молодец, вещий Олег.
Олег. Меня не смущает сама проблема. Неприемлемы методы, которые ты предлагаешь. Ирина. То есть?
Олег. Я считаю, что научно-технические проблемы не решаются бригадами. - Гоша. Вот как?
Петя. Мама дорогая. Вы слышали? А еще говорят, в здоровом теле здоровый дух.
Олег. Мне надоели 1твои остроты, Петя. Пользуюсь случаем, чтобы сказать тебе об этом. Бригада может тех
нически выполнить чью-нибудь мысль, но самую мысль бригадой не заменишь. Если ничего нет в голове, количество голов не поможет.
Гоша. Ты, стало быть, против коллективной работы? Олег. Я — за чувство (меры. Не все укладывается в рамки, Гоша. Технический подход — это совсем не то же, что подход механический. Кое-где полезно работать кол
лективно. Но в науке 1и технике всегда торжествовала мысль гениального одиночки.

ЧУДЕСНЫЙ СПЛАВ