кинопромышленности, кто не понимает того, что дело сейчас требует большого размаха, т.-е. известного скачка. Нужно сказать, что людей вто
рого типа не мало, опираются они на весьма сильные в кинематографии консервативные традиции. Поэтому они-то и являются главной опасностью.
Итак, в наступившем пятнадцатом году пролетарской революции кинопромышленность должна сразу развернуться, резко изменить темп сво
его развития, все кинодело должно приобрести иные, значительно большие масштабы. Из полукустарного производства она обязана превратиться в крупную отрасль легкой индустрии, из малоемкой и неподвижной системы распростране
ния кинопродукции она должна превратиться в мощную, гибкую сеть, распространяющую свое влияние на всю нашу страну, проникающую во все важнейшие участки социалистического строи
тельства. Такой размах, само собой разумеется, требует значительных капитальных вложений из государственного бюджета. Но вместе с тем он требует напряжения всех сил и от самой кинематографии. Вопрос об эффективности капиталовложений, о рациональном использовании каждой копейки, составляющей весьма внушительную цифру необходимых затрат, вопрос о дей
ствительной мобилизации внутренних ресурсов встает перед нами в этом году с особенной силой. Старая политика капиталовложений, дававшая минимальный^ффект с точки зрения социа
листического хозяйства, старые традиционные темпы оборачиваемости капиталов, старые пред
ставления о рентабельности кинопроизводства в Советской стране необходимо изгнать из практики со всей решительностью. Формулируя это более конкретно, нужно сказать, что в связи с необходимостью резкого изменения масштабов ки
нопромышленности одной из важнейших задач становится рационализация.
Рационализация для кинопромышленности—дело новое, развернуто оно очень слабо. Но глав
ная беда нашей рационализаторской работы та, что она крохоборствует. Производственное повседневье, мелочные неполадки, вопиющие несуразицы — вот удел, который избрала себе рацио
нализация в кинопромышленности. Слов нет,— все это должно быть предметом рационализаторской работы; пренебрегать мелочными непо
ладками, хроническими болезнями производства, как ничего не стоящими пустяками, было бы величайшей ошибкой. Однако нелепо и вредно зарываться в мелочи и терять общие перспекти
вы, махать рукой на большие проблемы — это-де «мировой масштаб», а мы, рационализаторы, люди практики. В крупном, сложном хозяйстве, а
а таким становится наше кинематографическое дело, — когда счет ведется на сотни миллионов, на миллиарды, рационализатор должен быть ра
ботником очень большого масштаба. Его работа будет продуктивна в том случае, если он будет видеть общие тенденции развития кинематогра
фии и в свете этих тенденций станет осмысливать каждый этап работы, каждый производ
ственный процесс, каждую его деталь, мелочь. Поставить ТАКУЮ рационализаторскую работу— неотложная наша задача.
Истекший год кинематография работала под знаком социалистической реконструкции. Этим он отличался от всех предыдущих лет существования советской кинематографии. Задачи социа
листической реконструкции в прошлом году были разрешены лишь частично. Работу необходимо продолжать. Какие же новые требования предъявляет нам пятнадцатый год пролетарской революции?
Оглядываясь на пройденный нами первый этап социалистической реконструкции, мы должны коцстатировать, что производство кинокартин осталось примерно в том же положении, как и раньше, если не считать одного весьма важного обстоятельства, — изменения характера ки
нематографической продукции. Значительно большие успехи мы сделали в области технической и особенно сырьевой базы. Пуском в ход двух фабрик пленки мы заложили прочный фундамент советской сырьевой базы кинопромышленности. Чем можно объяснить такую неравномерность успехов? Быть может тем, что область производства фильм дело более трудное, чем производство пленки или аппаратуры? Такое объ
яснение не совсем правильно. Бесспорно, что производство фильм сложнее и труднее произ
водства пленки. Но ведь первое для нас было делом знакомым, а второе совершенно новым. Поэтому на данном этапе добиться успехов на фронте борьбы за советскую пленку было делом не менее, если не более трудным, чем достичь аналогичных результатов на кинофабриках. Отмеченную выше неравномерность успехов следует прежде всего объяснить политикой, кото
рую вела кинопромышленность. Сжатая в тисках полного отсутствия собственной сырьевой базы, ограниченная техническими возможностями, при
нужденная в связи с этим пойти на временное сокращение размеров производства, она естественно взялась прежде всего за преодоление этих узких мест. Таким образом борьба за советскую пленку, расширение производства киноаппарату
ры в этом году являлись главнейшими задачами. Сюда бросались основные средства и силы, сюда прежде всего мобилизовалось внимание.