ПРЕДИСЛОВИЕ.
Археологические труды Ж. де Моргана пользуются обширною и вполне заслуженною известностью. Как ар
хеолог-специалист он работал на Ю. Кавказе, в Персии (в области древнего Элама), Месопотамии и Египте, т.-е. в областях, которые связаны с великими цивилизациями древнего мира. Мнения деМорганав отношении многих явле
ний древней жизни человечества следует считать весьма авторитетными, в особенности, когда они касаются фактов, наблюдавшихся автором в его личных исследованиях. Однако необходимо заметить, что в объем его труда, предлагаемого теперь читателям в русском переводе, вошли и такие отделы, в разработке материала которых автор личного участия не принимал и поэтому не особенно сильно обоснованные. В состав таких отделов входят первые главы, трактующие о явлениях жизни доисторического человечества в течение каменного периода, где требуется весьма тща
тельная проверка времени бытовых явлений сопоставлением руководящих явлений древнего быта с явлениями антропо
логического, палеонтологического и, в особенности, геоло
гического порядка. Научно оценить и объединить все это в
одной стройной системе очень трудно, и де Моргану достигнуть удовлетворительных результатов в этом отношении не удалось. Видимо, сознавая свое бессилие разо
браться в противоречивых освещениях мало знакомых -материалов и фактов, де Морган впадает в пессимизм и многое научно установленное отбрасывает или изменяет по своему личному усмотрению.
В основе каждой самостоятельной науки лежат свои законы, методы и классификации. Археология, к области которой относится труд де Моргана, как совершенно само