являются излишние требования, а когда на них не получается ответов, то начинается отрицание ее действительных достижений и допуск произвольных суждений.
Археология является наукой о творениях и жизни вымерших поколений человечества. Чтобы вернее понимать значение и смысл древних творений, а по ним судить о жизни творцов, следует познать секрет их чтения и читать их так, как читают иероглифы, представляющие изобра
жение тех же творений вымерших поколений или тех же явлений окружающей их природы. Между археологиче
скими памятниками и иероглифами имеется та разница, что первые представляют самые предметы, а вторые — их изображения, которые могут быть неточными и искажен
ными. Благодаря последнему чтение истории минувшей жизші человечества ποί его творениям во много раз превос
ходит чтение истории, написанной иероглифами. Овладевший в полной мере знанием чтения творений, представляю
щих из себя натуральные иероглифы, может проникать в тайны жизни вымерших поколений всех времен и всех оби
таемых областей земного шара, совершенно независимо от того, были ли в тех или других временах и областях ка
кие-либо письменные документы. Ключом к чтению творений вымерших поколений является знание существования ка
ждого творения в пространстве и времени. Такое знание очень трудно, оно гораздо труднее изучения иероглифов, и поэтому одоление его пока доступно лишь очень немногим современникам, посвящающим свой труд изучению преиму
щественно доисторических вещественных памятников; но оно менее доступно или даже совсем недоступно ученым людям, работающим над исследованием памятников истори
ческого времени, где они могут освещать их письменными документами цивилизованных древних народов, не прибегая к чтению самих творений как натуральных иероглифов. Благодаря этому такие люди, взявшись за освещение всей жизни человечества или той его огромной части, которая протекла за пределами исторических письменных докумен
тов, часто теряются и сильно ошибаются. К таким ученым
людям по справедливости можно отнести и О. Монтелиуса и Ж. де Моргана, до преклонных лет работавших специально над материалами металлического периода, а