вымтитулом он, как И. И. Кирилов граф Грациадеи, и показан в„Правоведской книжке“ за 1911 г. на стр. 136 среди окончивших училище в 1891 г. Затем были продемонстрированы два новых экслибриса: А. Литвиненко для Б- Н. Коломарева-гербовый и богато отпечатанный в несколько красок-мало удачный М. Соломонова для В. И. Анисимова.
1 апреля В. К. Охочинский сделал доклад „Современный гербовой экслибрис и работы А. М. Литвиненко“. К заседанию была устроена показательная выставка работ Литвиненко, на которой экспонировались 11 оригиналов его кн. знаков, А. К. Соколовский подтвердил несомненность аттрибуции кн. знака А А. Половцева-Пожалостину, так как означенный экслибрис в Русском Музее находится в папке гравюр Пожалостина, поступивших из собр. Рейтерна.
В действительные члены общества выбраны: А. Б. Сахаров, А. А. Войтов и М Я. Лерман, в члены-сотрудники: А. С. Шохор-Троцкий и Н. И. Долгорукова-Добрянская.
В. О.
Регистраторы русских художников-экслибристов могут внести в свои списки еще одну фамилию: художник Н. А. Ушин нарисовал книжный знак для А. Я. Герц. Общая черта почти всех современных русских eX-libris‘oB — это их „чопорность“. Для сюжета используются большей частью такие „невинные вещи, как книги, гербы, цветы, солнечные лучи, здания и т. д. Нам чуждо не только творчество Байроса, но даже Клингера, Кольба и Аде. Работа художника Ушина тем и оригинальна, что она вносит чуть-чуть игривый элемент, навеянный тем, что владелец этого ex-Hbris’a коллекционирует восточных божков. Одного из таких божков художник и посадил на груду книг, дав ему в руки книгу и лорнет.
В. Савонько.

ПИСЬМА ИЗ ПЕТЕРБУРГА

Эрмитаж и вопрос о положении московских музеев.
В деятельности Эрмитажа начало 1923 года отмечено работой над особенно важным и чреватым большими последствиями вопросом. Дело идет о пополнении московских музеев произведениями живописи, находящимися в Пе
тербурге, и об участии Эрмитажа в этом пополнении. Вопрос этот выходит из рамок внутренней музейной жизни и узких специально-музейных инте
ресов; от его удачного разрешения будет, во многом, зависеть дальнейшая судьба наших художественных собраний. Кроме ряда чисто практических труд
ностей, вопрос этот имеет принципиальную сторону, которая не может быть безразличной для всех, кому дорого дело нашей художественной культуры.
К к известно, за революционное время „фонды“ Эрмитажа значительно обогатились поступившими из разных мест картинами и представляют собою весьма внушительное по количеству собрание картин. В этом отношении Петербург оказался несравненно богаче Москвы, где количество произведений живописи, находившихся в разных дворцах, учреждениях и частных собраниях, было довольно незначительным. Это и побудило московские музеи обратиться за помощью в Петербург.
С этой целью в январе текущего года Петербург посетила комиссия московских музейных деятелей в составе Т. Г. Трапезниковва, И. Э. Грабаря. Н. И. Романова, Н. Г. Машковцева и А. М. Эфроса.
Если, в количественном отношении, нынешний „фонд“ Эрмитажа представляет собою, действительно, большой запас произведений живописи, то относительно состава и качества этого фонда члены московской комиссии