Новое Румянцевского музея

„Поклонение волхвов“ с Иеронимуса Босха.
Т.Трапезникова.
Среди картин, поступивших за последние годы в отдел изящных искусств Румянцовского музея привлекает внимание не
большое ,,Поклонение волхвов , переданное музею с выставки Национального музейного фонда в 1918 году, где оно фигуриро
вало, как произведение нидерландской школы XVI века. Раньше оно входило в состав собрания кн. Б. А. Куракина в Орле и приписывалось старо-немецкой школе.
Картина эта, написанная на меди (66 X 50 ст.), представляет собой, как теперь выяснилось, старинную копию с средней части знаменитого триптиха, находящегося в музее Прадо и счи
тающегося главным произведением Иеронимуса Босха *). Этот триптих, в середине которого изображено ,,Поклонение волхвов , а на боковых створках—св.‘ Петр и св. Варвара (?), был прислан Филиппу II из Брюсселя и хранился до своего поступления в музей в Эскуриале.
Карл Юсти, известный исследователь творчества Иеронимуса Босха, дал подробное его описание 2).
Ввиду отсутствия в России подлинных произведений Босха, эта копия, несмотря на ряд отклонений от оригинала, несомненно заслуживает интереса как дающая некоторое представление о своеобразном творчестве этого художника
Картина изображает бедную, полуразрушенную крестьянскую хижину, покрытую высокой соломенной крышей и занимающую всю ширину переднего плана. Справа, под крышей сидит Мария, в темно-синем одеянии, с Младенцем на руках. Перед ней два коленопреклоненных волхва: Мельхиор, седой старец, в широкой красной мантии с молитвенно-сложенными руками, приветствует