Младенца; его подношение—массивная золотая группа, изображающая „Приношение в жертву Исаака Авраамом , лежит у ног Марии; Балтазар, с темной бородой и длинными волосами, в тем
ной мантии, поверх которой надета mozzetta, богато украшенная драгоценными камнями и изображениями из Священного Писания, подносит золотое блюдо с ладоном. Третий волхв, Каспар, в
белой одежде с широкими рукавами, стоит позади них, держа в руке серебряный шарообразный сосуд, крышку которого увенчи
вает фантастическая птица с распростертыми крыльями и ягодой в клюве. Негритенок, в красном, сопровождает волхва. Из двери хижины выглядывают спутники волхвов в странных нарядах. В глубине ее виден осел. На крыше и с правой стороны расположились зрители: пилигрим мы, пастухи, крестьяне, с любопытством наблюдающие торжественную сцену. Позади хижины —хол

мистая местность, поросшая деревьями, река с перекинутым через

нее мостом, жилища, стада овец, группы скачущих всадников. На заднем плане—Иерусалим в виде фантастического города с монументальными зданиями самых разнообразных форм: одни из них напоминают индийские храмы, другие, круглые, завершаются купо

лами восточного типа и среди них выступают остроконечные башни; все это—порождения причудливого воображения художника, пы

тавшегося придать городу возможно восточный характер. Обычные

формы нидерландской архитектуры, равно как и современные брабантские одежды, которыми пользовались другие нидерландские художники при изображении волхвов Востока, не могли удовлетворить склонного ко всему экзотическому Босха.
С другой стороны, в „Поклонении волхвов Босх выступает, как один из тех художников, творчество которых коренится в народной вере, нравах и обычаях родной страны. Пользуясь своими полными глубины и остроты наблюдениями над жизнью простого народа во всех ее многообразных проявлениях, Босх вво
дит в картины религиозного содержания бытовой элемент, обогащая
этим круг изображений новыми художественными мотивами. Эта сторона его творчества выявляется на нашей картине в виде непрошенных зрителей, столь реалистически изображенных художником во всей их непосредственной наивности и жизненной полноте.
В трактовке пейзажа Босх делает также большой шаг вперед. Его пейзаж, будучи более тесно связан с изображенной сценой, утрачивает свой прежний кулисный характер и, благодаря разнообра
зию интересных мотивов, повышает действенность того события, фоном которого он является. В передаче деталей сказывается желание