Левицкий прожил большую жизнь, его творческая деятельность захватила собой пять царствований. Он не принадлежал к числу людей, всю жизнь работающих над одной и той же проблемой и эволюционирующих только в ее пределах. Он многократ
но менял свои устремления. Его творчество при этом, как всякое истинное творчество-жизнь, не замыкается в определенные рамки строго отграниченных периодов. Изменения мировосприятия и его оформления совершаются медленно и непрерывно. Две одновременные работы всегда различны. Каждая из них всегда обособленный, живой организм. В начале деятельности художника мы на
ходим отдельные признаки, характеризующие ее конец. Неодно
кратны возвраты к уже пережитому, неоднократны устремления к целям, никогда не достигнутым.
Но все же через все эти перебои, через все „ мутации намечается одно главное направление, характеризующее деятельность художника в целом.
Левицкий ясен и бодр. Он берет жизнь такою, какова она есть. В его портретах мы видим людей такими, каковы они были в действительности, или какими хотели казаться. Его светские дамы и кавалеры всегда на людях, всегда позируют, всегда словно чувствуют устремленные на них тысячи глаз и в этом—их сходство с людьми, отображенными на портретах других русских художников XVHI-го века, кроме одного только Рокотова, стояще
го совершенно особняком в современном ему искусстве. Но то, что только намечено у других портретистов эпохи, дано здесь с поразительной силой. Какая то необыкновенная острота, необы
чайная досказанность живописного образа. Художник отходит от своих персонажей в сторону. Его собственный облик стушевывается за созданными им лицами. У него, как и у Рокотова — портретов графини Санти 4) или Носовских Неизвестных s) — есть свой излюбленный тип. На большинстве женских портретов периода полного расцвета его творческих сил мы видим один и тот же овал лица, одни и те же широко-открытые, с выпуклыми, четко очерчивающими глазные яблоки веками глаза, приподнятые брови,
киноварный, изогнутый серпообразно, рот. И во многих мужских портретах находим мы те же черты.
Но в то время, как у Рокотова особенности его лиц неубедительны, в то время, как там их относишь к самому Рокотову, а не к людям, им изображенным,—Левицкий заставляет верить,
что таковы именно и только таковы были люди его эпохи. И если знаешь портреты Левицкого — нельзя себе представить мужчину