Из истории русской эмали.По поводу выставки в Оружейной Палате.М. Сергеева.В минувшем году в Оружейной Палате была организована выставка эмали, к сожалению, оставшаяся недоступной широкой публике. Выставка, составленная главным образом на основании материалов самой Палаты, не может, конечно, дать полной истории этого вида мастерства древней Руси, но попытка представить материал в таком суженном поле зрения, кажется, делается впервые, а подбор предметов открывает некоторые новые точки зрения.Древнейшею на выставке является византийская перегородчатая эмаль. Совсем неожиданно, что такое кропотливое и тонкое мастерство первым было усвоено древнею Русью.Перегородчатая эмаль пришла к нам из Византии рано. Рязанский клад, найденный около Старой Рязани (в 30 верстах от самого города) в J.822 г.—северный след среди других, киевских и черниговских кладов. Их конечная дата—татарское нашествие. Но XIII век застает уже мастерство прочно укоренившимся, оно оценено, понято и принято настолько, что становится предметом местного подражания. Среди византийских предметов клада мы находим, что делает его для нас в особенности интересным, предметы, очевидно, не-греческого происхождения. Кто были их мастера? Два князя-святых (без надписей) на колтах (подвесках) клада, конечно, легко отождествляются с первыми русскими святыми, кн. Борисом и Глебом: с такими именами их изображения постоянно встречаются на медных литых крестах киевских и черниговских могильников. Если при этом еще может оставаться сомнение, то русизмы надписей на дробницах саккоса митр. Алексия делают положительный ответ на вопрос вполне вероятным.