Новая мадонна Якопо ди Чьоне.

На Эрмитажной выставке итальянских примитивов фигурировала мадонна флорентийской школы, приписанная неизвестному последователю ДжоттоJ). Картина эта была взята из запасных зал Эрмитажа, которому она была принесе
на в дар И. А. Всеволожским. На картине2) (рис. 1) изображена богоматерь с младенцем, окруженная святыми и ангелами. Мария сидит на троне, покрытом кирпично-красной материей с богатыми золотыми узорами. В своей левой руке она держит младенца, правой-же слегка притрагивается к его ярко крас

ному плащу. На Марии наброшена синяя мантия с белой, стеганой подклад

кой. Два ангела, одетые в блекло-зеленые туники, придерживают пышный, узорчатый балдахин. Внизу опустились на колени два других ангела; их зеле
ные и голубовато-синие одеяния образуют красивые цветовые пятна, тактично подчеркивающие центральный колористический аккорд. Справа от богоматери стоят св. Стефан и апостол Иаков старший, слева св. Лаврентий и апостол Филипп. На Стефане одета зеленая далматика, Лаврентий же и апостолы
Иаков и Филипп укрылись под плащами, чьи красные, синие и лиловато-желтые тона немало способствуют красоте общего красочного впечатления. В це
лом колорит образует ту ясную и яркую гамму красок, которой в таком со
вершенстве владели тречентистские мастера Италии, особенно сиенцы, умбрийцы и венецианцы. Но, несмотря на это колористическое богатство картины, все говорит за то, что мы имеем здесь работу флорентийской школы, вышедшую из круга Орканьи. Более тщательный анализ позволяет с высокой степенью достоверности приписать интересующую нас мадонну младшему брату Орканьи— Якопо ди Чьоне, работы которого были впервые изучены и сгруппированы Сиреном,3) одним из лучших знатоков итальянской живописи треченто.
В собр. Риккеттса в Лондоне хранится мадонна Якопо ди Чьоне (рис. 2) Достаточно простого сопоставления этой картины с Эрмитажной иконой, что
бы сразу-же убедиться в тождественности их авторов. Все здесь совпадает, до мельчайших подробностей: и своеобразный тип богоматери, и ее руки, и фигурка младенца (см. особенно характерную проработку груди), и столь не
обычная стеганая подкладка; лица ангелов так же мало чем отличаются в обоих произведениях. Эти черты сходства ясно доказывают, что и Эрмитажная ма
донна принадлежит тому-же Якопо ди Чьоне, который создал картину из собр. Риккеттса. Однако, если-бы на этот счет могли возникнуть какие-либо сомнения, есть еще целый ряд фактов, окончательно закрепляющих данный вывод.
Тип богоматери находит себе ближайшую аналогию во второй мадонне Якопо ди Чьоне, украшающий Jarves Collection в Америке (Yale (Jnversity) (рис. 3). Своеобразная форма головы, короткий, как-бы срезанный подбородок, раскосые глаза, длинный нос повторяются как в той, так и в другой картине почти