принять во внимание положение скрытых под рясою ног, соответствующих повороту туловища при подобном состоянии рук, из которых левая лежит на находящейся на столе книге, а правая, ладонью слегка опираясь о край стола, покоится на коленях. Левая рука митрополита обвита четками,-нить которых он придерживает правой рукой. Помимо панагии, на митрополите надеты орде
на Анны 1-й степени, Александра Невского и Мальтийский крест. На столе, покрытом суконной скатертью, помимо книги, на которой покоится рука, связка листов, очевидно, рукописи. Фон резко делится на две части: правую, темную, где за отдернутой занавеской изображены тома книг на полках, и левую, отграниченную от правой канелированной колонной, между которой и краем по
лотна открывается светлый пейзаж, вода и силуэты далеких зданий сквозь редкую зелень кустов. Тонально картина может служить любопытным сочетанием насыщенного теплого полумрака с холодноватым блеском света. Темно-лиловая ряса, бархат которой изумительно передан, и темный фон из книж
ных полок взяты в теплых тонах, тогда как лицо и руки, служат, переходом к холодному тону белого клобука и лиловатой дали. С большим умением передан эффект лежащей на темной рясе яркой красной ленты, а белизна клобука служит удачным обрамлением для мастерски вылепленного лица. Если художник стремился к неособенно резким переходам при наличии неоднообраз
ной, но ровной манеры, то бесспорно, это ему удалось, принимая во внимание трудный эффект контраста белых листов рукописи, лежащей на слегка затем
ненном столе, на который падает неполный свет слева. Сохранность картины
довольно сносная, если не считать попорченных мест на левом плече, на скатерти стола, под правой рукой, которые грубо замазаны темным лаком.
Не пострадало вовсе лицо и руки, на которых, несмотря на наведенный лак, сохранились лессировки тщательные и тонкие.
Обращаясь к определению изображенного на портрете лица его пришлось искать среди иерархов церкви павловского и александровского времени, на что указывал мальтийский крест, орден, введенный Павлом и по его смерти исключенный из числа русских орденов. Наличие Мальтийского креста на портретах митрополита Михаила, а равно и других орденов, изображенных на
портрете митрополита московского собрания, заставляют видеть в нем Десницкого fi). В этом мы еще более убеждаемся, сличив его с портретом Боровиковского собрания Хвощинского, лепка лица которого почти схожа с леп
кой портрета московского собрания. На то же указывает и сведенный мизи^ нец левой руки, который можно наблюдать также на портрете митрополита кисти Боровиковского, находящемся в Румянцовском музее. Сличение портрета с гравированными портретами Десницкого резца Уткина и гравюрой по рисун
ку П. Соколова, убеждает нас в том же. Правда, гравюра Уткина, исполненная в 1799 году, дает нам митрополита в более молодом возрасте, но все же общее сходство сейчас же бросается в глаза.
Лепка лица, манера накладывать лессировки, голубоватые тени на теле, живопись орденов, наконец, зелень пейзажа заставляют видеть в портрете про
изведение кисти Боровиковского. Среди произведений этого мастера мы имеем одно, которое по своеобразному приему повышения тона лица и стремления дать сочетание формы и колористических достижений может быт поставленно рядом с этими портретами Десницкого — это находящийся в Русском музее в Петербурге, помеченный 1916 годом, портрет Борщевского. Если рассмотреть творческий путь Боровиковского после 1810 года, то нам придется отметить