три группы произведений, между которыми можно установить некую преемственность и зависимость от произведений лучшей поры творчества мастера. В первую группу войдут вещи 1810—1815 г. во вторую—произведения 1815— 1819 г. в третью полотна с 1819 по год смерти художника. Если произведения первой и третьей группы формально близки и обнаруживают лишь по
следовательное развитие недостатков упадочной поры Боровиковского, — то вещи второй группы говорят об умелом сочетании начала пластического с живописным. Ярким примером тому служит уже названный портрет Борови
ковского. Мастеру одинаково удалась передача фона и гамма ярких, радостных красок. Боровиковский, повышая тон, дает своеобразное темно-зеленое пятно костюма, насколько нам кажется, не встречающееся на палитре русских худож
ников. Мастер, пользуясь своим умением передать блеск и игру бриллиантов и лент, с изумительной виртуозностью пишет парчевой кушак которым подпоясан Борщевский. Равно удается ему и мех барашковой серой шапки, где причудливость завитков сочетается с мягким блеском шелковистого меха. Надо от
метить, что фигура удачно вписана в четырехугольник полотна, чего нельзя сказать о портретах предыдущих годов, где (хотя бы, например, в портрете Державиной) неудачное расположение фигуры приводит к тому, что данное над ней пространство пейзажа или комнаты давит на фигуру, не охватывая ее, как того бы требовало разрешение композиции Пейзаж фона портрета напо
минает сады первых вещей Боровиковского. Художник не избег розового цве
тущего куста и голубоватой, подернутой лиловой дымкой, дали. Живописная техника ближе к манере письма произведений мастера второй половины 90-х годов. Мазок ровный, еле заметный, исключая лица и рук, в которых, в про
тивоположность вещам времени своего расцвета, Боровиковский небольшими, мелкими мазками добивается передачи формы тела. Мастер пользуется лесси
ровкой, столь излюбленной учителем его Левицким, употребление которой не наблюдается в вещах первой группы последнего периода творчества художника.
Аналогичный технический прием наблюдаем мы и в портрете Десницкого московского собрания4 Тело передано посредством наложения тончайших слоев лессировки одновременно с короткими мазками и крупнее, и заметнее, чем в остальных частях картины. В противоположность портрету Борщевского фон дан жидкой краской. Наконец, из особенностей не технического порядка сразу же бросается в глаза мотив облокачивания о стол, баллюстраду, окно, который столь характерен для Боровиковского. Десницкий сидит почти так же, как „Дама в тюрбане Цветковской галлереи. Парадоксально
можно допустить, что четки, обвивающие левую руку и пропущенные к правой руке, играют роль излюбленной Боровиковским шали. Надо отметить еще одну характерную деталь, которую можно найти на весьма многих, если не почти на всех, портретах Боровиковского: блестящий блик на глазном яблоке, почти что всегда дан с левой стороны зрачка в самой середине, очень редко отступая от этого (если взгляд изображенного устремлен в определен
ную сторону или точку). Эта своеобразная черта на лицо и в портрете Михаила Десницкого московского собрания. Сходство живописных приемов и техники портретов Борщевского и Десницкого заставляли бы последний отнести к 1816 году, т. е. году, которыми помечен портрет Борщевского Русского музея. Отсутствие каких-либо данных о написании портрета может отчасти быть заменено данными послужного списка митрополита. С 1815 года он управляет Псковской епархией и лишь 26 марта 1818 года назначается митрополитом