несмотря на все тяжести переживаемого времени, перенеся до будущего свою трудную страсть, — то в прошлом коллекций рисунков совсем почти и не существовало. — Пенский, Баснин и Мосолов составили себе свои собрания в конце XIX века. В начале столетия было иное: альбомы, в которых часто можно было встретить первоклассный рисунок превосходного мастера; но альбомное искусство стоит вполне в стороне и нас сегодня касаться не должно. Под собиранием рисунков старых мастеров надо понимать все-таки исключительный и встречающийся редко интерес коллекционера к старому искусству в его наиболее интимной и непритязательной форме. — Но много ли было у нас (в частности в Москве, ибо в Петербурге, конечно, были всегда люди самой высокой культуры) лиц, умеющих в скромном видеть не менее ценное выявление мирового гения, нежели в импозантнейшей живописи?

При таких обстоятельствах совершенно исключительный интерес приобретает одно собрание (правда, не только рисунков), которое восходит к первой половине XIX века, и сохранялось до наших дней, распылившись на наших глазах. Посвятить ему здесь одну, хотя бы небольшую, главу наших этюдов, мы именно в силу этого считаем себя обязанными. — Сколько поглощает нужда и рынок чудесных произведений искусства — выплывающих на свет из самой темной глубины, чтобы снова бесповоротно исчезнуть.Коллекция, о которой здесь идет речь, — собрание хорошо известного Москве в свое время первого директора первой московской гимназии, Матвея Алексеевича Окулова. —При том внимании, которое мы все обязаны привнести культурным собирателям прошлого, внимании, раз уже выявленном на страницах «Среди Коллекционеров“ и личность М. А. Окулова, помимо всего весьма колоритная, вполне его заслуживает. *Он родился в Петербурге в 1788 году, и провел там свою первую молодость. Служил в гвардейской артиллерии, был адъютантом Михаила Павловича. Принимал участие в войне 1812 года и с нашими войсками вступал в Париж.Окулов женился в 1818 году на Анастасии Воиновне Нащокиной, сестре Павла Войновича Нащокина, известного друга Пушкина.Для своего времени он был человеком весьма образованным, начитанным и большим любителем и знатоком искусства. После него осталась в его б. имении с. Ермолове, Серпуховского у.. Московской губ. большая библиотека, реквизированная, частью вывезенная, частью погибшая в 1918 году. Книги в ней были, главным образом, французские XVIII века, но было много и русских, весьма ценных частично. — Осталось от него много картин, акварельных портретов, литографий, громадная коллекция гравюр. Сам М. А. Окулов довольно много рисовал каррикатур, лепил и неподражаемо вырезывал из бумаги целые кружевные мотивы. Скончался он в 1853 году в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище. Ограничивая наш интерес здесь исключительно его собранием рисунков, упомянем, что видели два его портрета — один акварельный П. Соколова, другой —литографированный. На портретах на нас смотрит лицо умное, тонкое и красивое. Это был, должно быть, действительно незаурядный человек.Помимо своей военной поездки в Париж, он был еще раз за границей, по всей вероятности в 20-х годах, до начала своей службы; очевидно именно тогда и составил он себе свою примечательную коллекцию рисунков, о которой* За предоставление биографических сведений автор весьма благодарит его внучку М. А. Пазухину.