Табакерка с портретами семьи Людовика XIV. Государственный Эрмитаж.
Tabatière avec portraits de la famille du Louis XIV. Ermitage
à Léningrad.

Несколько табакерок из собрания Эрмитажа

Табакерки, возникшие в силу практической необходимости и получившие благодаря моде огромное распространение, были в течение более чем полутора столетий одним из самых излюбленных предметов обихода. Распространение табакерки во всех слоях населения имело следствием, что для изготовления и украшения этого маленького предмета применялись все материалы, все сорта художественной техники. Вместе с тем табакерка, являясь, с одной стороны, частью более или менее нарядного туалета, в то же время была предметом очень интимным, отражавшим вкусы и склонности своего владельца. Благодаря этому, разнообразие табакерок почти безгранично, и по ним можно проследить всю историю и быт конца XVII, XVIII и начала XIX столетий. С этой точки зрения табакерка представляет собою драгоценный материал, к сожалению, до сих пор почти не изученный.
Не касаясь здесь общих вопросов значения табакерки, мы остановимся на нескольких отдельных экземплярах, связанных с определенными личностями, а главное на таких экземплярах, по отношению к которым существуют известные документы.
Все безчисленное множество дошедших до нас предметов музейного значения группируют по известным принципам. Специалисты стараются найти для каждого предмета принадлежащее ему место в систематическом подборе. Некоторые из них позволяют определить не только время и место, когда и где они были исполнены, но и мастера и первоначального владельца, т.-е. тех лиц, кем и для кого создан тот или иной предмет; но дальнейшая жизнь такого предмета до момента поступления его в музей в огромном большинстве случаев от нас ускользает. Мы видим на предмете следы долгой, а иногда и бурной