Уже самый характер миниатюр и всей вещи вообще не соответствует стилю и фактуре XVIII столетия. Подпись художника Sposa ничего не говорит, и нам не удалось найти никаких сведений об этом мастере. Затем надо сказать, что Людовик XVI, бывший человеком простых привычек, вряд ли бы выбрал для ежедневного пользования табакерку с портретами своих предков и братьев, которых он не долюбливал. Он очень высоко чтил память своего отца, но не любил деда, Людовика XV, а между тем на нашей табакерке изображены
только те его предки, которые сидели на престоле, независимо от того были они симпатичны предполагаемому владельцу табакерки, или нет. Наконец, если бы признать принадлежность табакерки Людовику XVI, то исполнение ее должно быть на основании возраста изображенных на ней детей Людовика XVI отнесено к 1787—1788 гг., между тем клейма золотых дел мастера и откупщика относятся к 1759—60 г.
Поэтому вероятнее всего предположить, что табакерка эта была сделана в эпоху реставрации Бурбонов, когда было особенно в моде все то, что
относилось к старому режиму, а затем уже в качестве псевдо-исторической вещи продана русской императрице *. Клейма же находятся на тонких золотых
* Такие печальные разочарования встречаются в самых лучших собраниях. В Лувре, например, хранится табакерка с изображением перевозки камня Грома и русским государственным гербом, якобы работы Бларанберга, принадлежавшая будто бы Екатерине II и пользующаяся большой известностью. Она была в 1881 г. куплена на аукционе собрания Double, маркизом де-Тюнзи за 11.500 франков и завещена последним Лувру в 1913 г.; она упоминается в различных изданиях, и между прочим в капитальном труде L. Reau о Фальконете [Paris 1922], как предмет исключительного значения и не вызывающий никаких сомнений. Между тем при ближайшем
исследовании, произведенном мною осенью 1923 г., она оказалась подделкой, и не очень даже тонкой, середины XIX в. Louvre mobilier du XVII et XVIII s., P. 1922, N 733; L. Reau, o. c„ page 376; Maze Sencier, ,Le livre des collectionnaires , p. 218.
Золотая табакерка, принадлежавшая гр. H. Зубову. Государственный Эрмитаж.
Tabatière en or, ayant appartenu au comte N. Zouboff. Ermitage
a Léningrad.