пластинках, которыми подновлены дно, крышка и стенки внутри табакерки. Эти пластинки могли быть взяты от какой-нибудь старой табакерки, для придания более подлинного вида новой. Т. к. год обозначен буквой, то для рядового покупателя это обстоятельство значения не имело. Второе же клеймо откупщика, которое ставилось уже на готовую вещь, и на табакерках на наружном фальце, на Эрмитажной табакерке отсутствует.
Что касается до второй табакерки, то ни сама она, ни ее история не вызывают никаких сомнений в подлинности. Это золотая овальная гладкая довольно плоская табакерка с несколько помятой крышкой, поступившая в Эрмитаж от Ольги Николаевны Тальциной, рожденной графини Зубовой *. Внутри лежит кожаный этикет, на котором указано, что табакерка принадлежала обер-шталмейстеру графу Николаю Александровичу Зубову **.
Никаких сведений об истории табакерки в Эрмитажных документах нам не удалось найти, но самый факт поступления в галлерею драгоценностей такой простой по виду и к тому же несколько испорченной вещи в связи с именем
Николая Зубова невольно вызывает определенное предположение, которое находит свое подтверждение в ряде исторических данных.
В ночь с 11 на 12 марта 1801 г., в Михайловском замке был убит император Павел. Число заговорщиков было довольно значительно, но, число участников в убийстве было невелико и среди них видное место в показаниях современников отведено гр. Николаю Зубову, нанесшему первый удар. И в этих же показаниях
современников имеются указания, объясняющие поступление нашей табакерки в Эрмитаж. Саблуков в своих записках о цареубийстве 11 марта пишет: ,Гр. Николай Зубов, человек громадного роста и необыкновенной силы, будучи совершенно пьян, ударил Павла по руке и сказал: ,Что ты так кричишь? При этом оскорблении император с негодованием оттолкнул левую руку Зубова,
на что последний, сжимая в кулаке массивную золотую табакерку со всего размаху нанес правою рукою удар в левый висок императора, вследствие чего тот без чувств повалился на пол ***.
Ланжерон, записавший подробности убийства со слов Бенигсена, одного из главных участников, рассказывает: ,Оказывается, что Николай Зубов нечто в роде мясника, жестокий и разгоряченный вином, которым упился, ударил его,
[Павла] кулаком в лицо, а так как у него была в руке золотая табакерка, то один из острых углов этой четыреугольной табакерки ранил императора под левым глазом °. Фонвизин в своих записках говорит, что Николай Зубов ,держал в руке золотую табакерку и с размаха ударил ею Павла в висок, это было сигналом 00. Адмирал Чичагов пишет: ,AIors le comte Nikolas Zouboff avec une boite d’or, qu’il tenait a la main, lui appliqua sur la tempe un coup qui le
< ooo
renversa
Правда, показания несколько расходятся, в отношении формы и массивности, с тем предметом, о котором мы говорим, но, во-первых, писали не очевидцы а лишь современники, а затем то состояние, в котором был труп
* Оп. Эрм. 686.
** В путеводителе 1900 г. на стр. 34 ошибочно указано, что табакерка принадлежала
кн. Платону Зубову.
*** Цареубийство 11 марта 1801 г., СПБ. 1907, с. 88.
0 Там же, стр. 145. 00 Там же стр. 166.
000 Memoires de l’amira] Tchitchagoff, Leipzig 1862, p. 42.