Кусковский регулярный сад*

Земли лоскутик драгоценный Кусково милый уголок,
Эдема сколок сокращенный.
Кн. И. М. Долгорукий.
В запущенных и разросшихся аллеях Кусковского сада, посреди опустевших партеров, разбитых мраморов античных божеств, загрязненных недвижных прудов и ветшающих построек все же живо доныне очарование художествен
ного замысла восемнадцатого века, неувядаемая прелесть идей несравненного Ленотра. Разрушение и заброшенность, даже утеря, многого, существовавшего прежде, не могут уничтожить ценности сада Кускова.
Мы в значительной мере утеряли способность переживать вылепленную руками человека природу, разучились в деревьях и траве видеть такой же творческий материал, как в красках, камне и т. п. Между тем, глубочайшая красота заключается подчас в художественно оформленной природе, где каждый кусок обдуман, подчинен единому замыслу, где прихотливая выдумка человека сквозит везде, создавая иногда художественные впечатления высокой напряженности.
Забытое в значительной мере сейчас, в XVII и XVIII в.в., в эпоху обширных дворцов и роскошных празднеств на фоне праздной и широкой жизни, садоустроительство стояло на уровне настоящего grand art’a.
Подмосковье, еще в XVII столетии изобиловавшее ,премудро устроенными садами, не сохранило, как это ни странно, ни одного более или менее целостного памятника садового художества до начала XIX века. Пышный Анненгоф, украшавшийся блистательным Растрелли, с многочисленными постройками, фонтанами и каскадами, парк в Перове с деревянным дворцом, выстроен
ным тем же Растрелли, и многие другие прославленные сады и парки исчезли бесследно. От Горенок Разумовского сохранились лишь незначительные остатки; а прежде там был европейски знаменитый ботанический сад. Парк Петровско- Разумовского, по преданию проектировавшийся самим Ленотром, искажен и запущен. Немногочисленными планами, исковерканными фрагментами природных средств или же отдельными садовыми сооружениями, потерявшими задуманное окружение, исчерпывается почти все наследие паркового искусства московского художественного центра XVIII века.
На фоне этого скромного художественного багажа Кусковский сад приобретает особый интерес и значительность. Несмотря на искажения, он целиком сохранил планировку и общую структуру первоначального произведения, что дает возможность без особого труда его реконструировать.
Наряду с явлением эстетического порядка Кусковский сад, таким образом, становится важцым для науки материалом, выростая до значения уникального художественного памятника.
* Настоящий очерк является лишь частью большой работы, посвященной Кусковскому
парку и подготовляемой автором к печати.