Вопрос о времени возникновения Кусковского регулярного сада остается не вполне ясным. Чаще всего оно приурочивалось ко времени издания так называемых Махаевских гравюр с видами Кускова, т. е. к 70-м годам XVIII века; при такой датировке садовый стиль Кускова приходилось истолковывать, как анахронизм, явление запоздалое. Думается, однако, что правильнее будет изменить взгляд на данный вопрос, и проект общей разбивки сада отодвинуть на несколько десятилетий назад. Сын Петровского фельдмаршала граф Петр
Борисович Шереметев [1713 —178 8], с именем которого связывается почти все дошедшее до нас в Кускове, начал заниматься устройством своей под
московной еще в конце первой половины XVIII столетия. Особенное внимание стал он уделять своей резиденции после женитьбы [1743] на прославленной богачке того времени, кн. Варваре Алексеевне Черкасской. В 1749 году им был построен .голландский дом—сооружение, напоминающее о затеях петровских времен. Вероятно в пятидесятых годах возведен и,Грот —упрощенное изло
жение Растреллиевской композиции из ,Сарского села [1755 — 57]. Трудно себе представить, чтобы в XVIII веке, пропитанном еще живыми традициями мону
ментального искусства, пресыщенном пониманием декоративных задач, начали сооружение отдельных построек, не зная наперед их соотношения между собой и их места в природном обрамлении. Напрашивается само собой пред
положение, переходящее в уверенность, что разбивка сада в своих основных членениях была выяснена и осуществлена именно в это время. Тогда становится вполне понятной и объяснимой исключительная выдержанность классического стиля, столь поражающая в Кускове, оказываются излишними разговоры об анахронизме, несвоевременности и проч. Все недоразумение заключается в том, что устроение сада затянулось действительно надолго. На классическом пар
ковом скелете, утвержденном в середине столетия, многочисленные работы по украшению длятся до 80-х годов XVIII века, когда только окончательно и складывается облик регулярного . сада. Почти невозможно установление точной хронологической канвы, даже простая последовательность крупных сооружений может выясняться лишь предположительно; мы знаем только, что преимущественная часть парковых затей возникла в семидесятых годах, вместе с переустройством дома и всей усадьбы. И только с конца 80-х г.г. можно рассматривать интересующий нас памятник, как вполне оформившееся явление. Изучение сохранившихся материалов и современного парка позволяет с доста
точной полнотой восстановить картину Кусковского сада в конце XVIII века в момент наивысшего его расцвета*.
* Источниками для восстановления устройства сада в XVIII веке служили следующие материалы, которые в дальнейших ссылках будут указываться сокращенно: 1] ,Подлинное пред
ставление строениев и саду находящихся в одном из увеселительных домов называемом село Кусково, принадлежащее его сиятельству господину графу Петру Борисовичу Шереметеву генерал аншефу ея императорского величества, обер-камергеру, сенатору и кавалеру орденов С. Андрея. С. Александра, С. Анны и Белого Орла и проч.; построенное в 7 верстах от Москвы на восток. Строения изобретены разными славными архитекторами иностранными, а многие и домо
выми его сиятельства, русскими. Все сии изображенные виды на месте сняты и произведены домовым его сиятельства русским архитектором Алексеем Мироновым ,— с подробно эксплициро
ванным планом 1782 года [Эксп. пл. 1782] и многочисленными акварельными чертежами парковых сооружений. [Мир.]. Хранится в Фонтанном доме Шереметевых. 2] Парижские гра
вюры Laurent’a с выходным листом, имеющим почти тождественное название с предыдущим, за исключением конца, где значится: ,Строения изобретены разными славными архитекторами