Четырехугольник сада ,с трех сторон окружается глубоким каналом и с высоким валом с растущими на нем деревьями; четвертая сторона Сада, которая к Пруду, отделяется каменною решеткою . [Кр. оп. 7—8]. С южной стороны примыкал английский парк, начавший устраиваться позднее регу
лярного сада, с северной, перед домом растянутый четырехугольник пруда с островком в форме крепостцы с бастионами, выложенными дерном [Кр. оп. 16] и каналом в сторону села Вешнякова, заканчивающимся эффектным каскадом. [Мир. Laur.]. За прудом располагался занимавший обширную площадь и обнесенный со всех сторон зверинец, где водились олени, волки, лисицы и др. животные.
Регулярный сад, расположенный на небольшом пространстве, делился на три основных части — среднюю и прилегающие с двух сторон. Средняя была ограничена с двух концов домом и оранжереей. В этом промежутке поме
щался партер, разбитый на несколько частей и в середине разрезанный проходом. Тотчас же перед домом располагался ,плац, на котором лужок на середине марморовый обелиск , воздвигнутый из пожалованного Екатериной II
мрамора в 1786 году*. По сторонам стояли статуи на пьедесталах: Геркулес, Меркурий, Бахус, Предосторожность; по краям дорожек находились на пьеде
сталах же мраморные бюсты с изображением четырех стран света. Между ними при входах в аллеи бюсты — Плутон, Геркулес, ,Венус‘, ,Тромперие‘ [La Tromperie]. На ближайшей к дому стороне помещалась пара львов. За ,плацем следовал ,боленгрин‘, убранный в середине и по углам статуями ,Лефлеуфе Скамандр [Le fleuve Scamandre], Меркурия, Помоны, Дианы, Аполлона, четырьмя бюстами частей света и бюстами — Флора, Солнце, Кальпурния, Поллукс. Третий квадрат составляли ,партеры убранные лушками и рабатками с растущими цветами . В центре четырех квадратов находилась
мраморная колонна со статуей Минервы. ,У колонны внизу на тунбе на позлащенной медной доске была надпись: .Екатерина великая всемилостивейшая государыня удивившая весь свет славными своими над Оттоманскою Портою победами и дав торжествовать своим верноподданным преполезный мир, все
милостивейше соизволила марта 22 и августа 23 1775 года посетить своим
присудствием здешнего дома хозяина, графа Петра Борисовича Шереметева в память чего благодарность сей монумент, из пожалованного ея величеством мрамора, соорудила . С четырех сторон, в центре цветников, стояли статуи: ,Вертомне‘ [Vertumne], Архитектура, ,Венус‘, .Лафермете [La fermeté]. По окружающим партеры дорожкам стояли бюсты: ,Алцибиад‘ [Алквиад], ,Сципион Африканус , ,Темистокл‘, ,Сезар , Клавдий, Цицерон, ,Веспасианус‘, ,Вителиус‘. Последний, около оранжереи, квадрат в середине имел .горизонтальные солнечные
иностранными, а многие домовым его сиятельства, русским архитектором же Федором Аргуновым. Все сии изображенные виды посредством перспективных правил на месте сняты и произведены российскими художниками под смотрением Импер. Акад. Наук мастера Михаила Махаева’. Такая же надпись имеется и на французском языке с прибавкою: ,gravé par Pre Laurent Membre de l’Academie de Peinture et Sculpture de Marseille’. [Laur.]. 13 гравюр, есть экземпляры с при
бавленными позднее тремя русскими гравюрами. 3] Большой план Кускова 1816 года в Музее Старой Москвы. 4] .План садам села Кускова, сочиненным 1823 года июня дня’ помощником Сошниковым, хранящийся в Кусковском доме с подробной экспликацией [пл. 1823]. 5] ,Краткое описание села Спасского, Кускова тож, принадлежащего его сиятельству графу Петру Борисо
вичу Шереметеву. В Москве. В типографии Пономарева 1787’. 32 стр. [Кр. оп.]. Кроме того, были использованы современные заметки, отрывочные описания и проч.
* Его изображение см. на одном из добавлений к гравюрам Laurent а.