«малых форм» для деревни. Здесь еще халтуры и приспособленчества — непочатый край. Сюда еще по-настоящему не проникли глаза общественной
критики и контроля. В этой области еще совершенно безнаказанно можно писать о комбайнах, которые зачем-то весной звенят на полях, об уклони
стах, которые для раскрытия своего гнилого оппортунистического нутра танцуют польку-кокетку, о яровом клине, который врезается треугольни
ком (!) в простор полей, о кулаках, которые немедленно при выходе на гцену объявляют о своей кулацкой природе. Здесь еще процветают пресловутые краешники»,- в которых больше рифмы, чем смысла, частушки, построенные по принципу «в огороде бу
зина — в Киеве дядька», частушки, в которых первые две строки не имеют никакого отношения ко вторым двум строкам. Здесь еще имеет право гражданства так называемая целевая спе
циальная пьеса: специально пишутся пьесы различного жанра против разбазаривания семян, за колхозную торговлю, за куроводство, за кролиководство.
Не анекдот, а факт, — очень грустный для многих драматургов, — что в центре Чашей творческой жизни, где беспрестанно кипят бои и дискуссии, пишутся трехактные, четырехактные пьесы по заказу «Утильсырья» — спе
циально для утильсырья, «Союэмуки»— специально о мучной промышленности.
Недавно представитель одного учреждения с большой гордостью сооб
щил, что у них уже заготовлены .две пьесы о рыбе, причем каждая пьеса посвящена одной породе рыбы, а кроме этого уже вполне подготовлена к печати и к постановке специально .рыбная опера.
Проблемы вульгарно подменяются, и при этом в максимально спешном порядке, конкретными фактами текущей действительности.
К этому участку драматургии необходимо привлечь внимание квалифицированнейших мастеров. Пренебрежение этим участком есть (прямая оппортунистическая недооценка его важности и значимости.
Одной из главных проблем второй пятилетки является проблема освоения достигнутого в первую пятилетку. В творческом смысле это нужно понимать широко и разносторонне. Про
блема освоения прежде всего означает для театра и драматургии задачу пропаганды освоения новой техники и нового коммунистического отношения к труду. Задача драматургии здесь воспитательная, а не технически-производствеиная.
Решение пленума ЦК является ,в полном смысле слова творческим до
кументом для всего фронта искусства и! в (первую голову для драматургии и театра. Эти решения — конкретный пример блестящего соединения марк
систско-ленинской теории и практики. Это документ, который наиболее Четким и ярким образом ставит вопрос о (мировоззрении художника и о пути овладения этим мировоззрением. Это овладение должно итти отнюдь не только через кабинетное книжное изучение марксистско-ленинской философии (и это очень важно), а через практику классовой борьбы.
Залогом выполнения гигантских планов социалистического строительства, выполнений генерального плана
борьба за бесклассовое социалистические общество является человек ок
тябрьской эпохи, большевик, рабочий, ударник, ибо к людям обращены эти решения ЦК партии, ибо люди должны их выполнять.
Это означает, что в центре внимания нашей драматургии должен быть человек-творец, человек-строитель, человек, борющийся за выполнение пла
на, за освоение новой техники, за укрепление обороноспособности против всех врагов пролетарской диктатуры.
Речь т. Сталина на съезде колхозников-ударииков дает новый огромной силы материал и ориентировки для художественного мира. Эта речь по-новому ставит вопрос о колхознике.
«Мы добились того (говорит т. Сталин), что помогли миллионной массе бедняков войти в колхозы. Мы добились того, что, войдя в колхозы и пользуясь там лучшей землей и луч
шими орудиями производства, масса бедняков поднялась до уровня серед
няков... Это значит, что не менее 20 миллионов крестьянского населения, не менее 20 миллионов бедняков спасли от нищеты и разорения, спасли от кулацкой кабалы и (превратили благо
даря колхозу в обеспеченных людей... Но это только первый наш шаг, первое наше достижение на пути колхоз
ного строительства... Чтобы двинуться дальше и окончательно укрепить колхозы, мы должны сделать второй шаг, мы должны добиться нового достиже
ния. В чем состоит этот второй шаг? Он состоит в том, чтобы поднять колхозников и бывших бедняков и бывших середняков еще выше. Он состоит в том, чтобы сделать всех колхозников зажиточными».
Какой поучительный, (поистине диалектический путь от «улака-мироеда, богатея до зажиточного колхозника! На этом пути укладывается все развитие нашей деревни. Этот путь — предметный урок марксистско-ленинской диалектики и какой изумитель
ный материал для драматурга — показ зажиточного колхозника, выбившего
ся в середняки бедняка, как неизбежный результат социалистической переделки деревни, как неизбежный результат социалистической системы, ко
торая на новой небывалой в истории основе, на основе общественной собственности, социалистической собственности стремится с излишком покрыть все материальные и культурные потребности рабочих и колхозных масс.
Пятидесятилетие со дня смерти Маркса снова напоминает яам о великих лозунгах основателя научного коммунизма, в реальном воплощении которых действительность превратила СССР в отечество трудящихся всего мира, в мощную социалистическую страну передовой индустрии, в крепость мирового пролетариата. Этот лозунг— диктатура пролетариата, ведущая роль гегемонии рабочего класса.
Разрабатывая и гениально углубляя теорию и практику марксизма, Ленин открыл Совет — сгусток и стержень пролетарской диктатуры.
Взволновала ли по-настоящему идея пролетарской диктатуры, тема советов нашу драматургию? Имеем ли мы
что-нибудь художественное достойное в этой области, хоть какую-либо пьесу, которая вскрыла бы в художественных образах замечательную природу пролетарской демократии? К сожалению, нет.
Пятидесятилетие со дня смерти Маркса со всей остротой выдвигает также перед воем фронтом искусства вопрос о применении ко всем отраслям культуры и искусства острого аналитического оружия — марксистско-ленинской философии.
Марксизм — не догма. Марксизм — не буква. Только меньшевики, оппортунисты всех мастей, троцкисты, фи
листеры и мещане вытравляют из марксизма его живую (революционную душу. Марксизм — это наука о нис
провержении буржуазного общества. Марксизм — это Стратегия и тактика классовой борьбы. Марксизм — это руководство к революционному действию. Марксизм означает тесную связь с борющимся пролетариатом, с повсе
дневной практикой его деятельности и работы. Марксизм требует от искусства прежде всего классовой целеустремленности, партийности, подчинения искусства, в том числе и драматургии и театра как наиболее воздействующей части искусства, задачам политической борьбы, задачам борьбы за (социализм. Hoi при этом марксизм ни на одну минуту не противопоставляет политику художественности.
Споря с Шиллером и клеймя его абстрактную идеологизацию, Маркс утверждает искусство глубоко идейное по своему содержанию, живописное 1Щ ярко-занимательное художест
венное по своей форме. Гуманизму Маркс противопоставляет классовый конкретный пролетарский реализм. Он зовет учиться этому реализму у вели
ких (мастеров прошлого и особенно у Шекспира, оплодотворяя его, этот реализм, передовыми идеями пролетариата.
Разработка проблемы марксистсколенинской эстетики ждет еще своих энтузиастов. Эта разработка должна вестись на оонове «освоения» всего богатства исторических, экономических и философских работ Маркса. То, что
мы имеем уже теперь в высказываниях Маркса, Энгельса и Ленина об искус
стве, уже вошло в железный инвентарь нашей искусствоведческой теории и творческой практики.
Конкурс, объявленный правительством СССР на (лучшую пьегу, будет
экзаменом, проверкой того, насколько наша драматургия понимает свою за
дачу государственной пропаганды коммунизма, марксизма, ленинизма в высокохудожественных образах. Суметь это сделать — Это значит прежде всего прочно авязаться с практикой класса строителя социализма, с практикой международной револю
ционной борьбы пролетариата. «Все силы старого мира (выражаясь слова
ми марксова манифеста) ополчились против коммунизма» и его блестящего практического выражения — СССР.
Ответить на отчаянные атаки классового врага против молодого социаль
ного строя, ответить на изуверство и мракобесие фашистских террористов полновесным и крепким ударом искусства, утверждать и укреплять своими пьесами основы социалистического по
рядка и жизни, мобилизовать бдитель. ность, гнев против классового врага, мобилизовать революционную бод
рость и смелость на преодоление всех трудностей, стоящих на пути пролетарской революции и (социалистического общества — такова почетная и ответственная задача для передовой драматургии и театра страны социализма — СССР.