живопись СТАНКОВИЗМ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Заметки художника
Надо приветствовать начинание Союза Писателей: и за приют, ока
занный им в своих залах станковому искусству, и за удачный выбор моло
дого, гибкого таланта — художника Синезубов а, работы которого до
ставляют прекрасный отдых, радуют своей неподдельной искренностью, прямым и чистым отношением к живописному искусству картины.
Станковая живопись — это интимное лирическое искусство, необходимое только как отдых всякому воин
ствующему, чтобы приберечь силы для новых боев, на больших аренах, с далекими горизонтами.
Нам понятны, поэтому, протесты против показа на театре интимного искусства: советский театр обязан держать свой первоначальный фронт —фронт открытой борьбы за новую идеологию, за новое мироощущение и новый быт.
Станковые методы не для театра наших дней.
Термин «станковая живопись» может быть понят двояко.
Во-первых —- формально - технически: это—вещь, написанная на под
рамнике. Во-вторых — эстетически:
это — вещь, имеющая свою особую технически-живописную конструкцию, как проза или поэзия. Станковая живопись, в отличие от живописи деко
ративно-архитектурной и живописи «мертвого закрепления» — мозаика, фреска, — является живописью, кото
рую можно переносить с места на место, но отнюдь не выносить на пло
щади и крупные арены. Станковая живопись — это искусство для прак
тического приложения его к «домашнему очагу», «уюту», для украшения камерного быта.
Искусство для личной жизни человека.
В эпохи, не имевшие «станкового искусства», которое было создано Леонардо да-Винчи, худож
ники прибегали к созданию камей, миниатюр, танагры, складней и прочего, но держались декоративного метода (пример—древне-русская иконопись) .
Эпоха революции, которая в значительной степени деклассировала «интеллигенцию» и «буржуазию», только то и знавшую, что устраивать «уют» своих «квартир», явным обра
зом деклассировала и форму «станковой живописи», перебросив центр ху
дожественных задач на декоративный фронт (украшение площадей, театр, клуб, книга, плакат). На этом фронте революция победила западно-евро
пейское декоративное искусство — на выставке 1925 года в Париже.
Но... далеко за флагом все же осталась русская «картина».
Станковое искусство октябрьского десятилетия то и дело реставрировало старые формы. В живописных рабо
тах этого десятилетия мы найдем и передвижничество и ложно-классицизм и... средневековье, и лошадей с Аничкова моста, и голые античные