Приступая к изданию журнала „Искусство“ Наркомпрос преследует две цели:
Во-первых, Наркомпрос, через Главискусство, является руководителем в государственном порядке художественной жизни страны.
Надо, конечно, помнить границы художественного руководства. Искусство есть явление глубоко общественное. В тех случаях, когда государство накладывает на него руку, оно приобретает неприятный, официальный ха
рактер, живые силы в нем начинают угасать. Это талантливо и убедительно доказал нам еще Б о к л ь. Государство, при неумелом подходе к искусству может не только омертвить его, слишком сузить его русло, но к тому же и наткнуться на сознание своего бессилия перед общественными силами. Государство, которое хочет регулировать искусство, напоминает Угрюм- Бурчеева, мрачного щедринского родоначальника, который сумел во многом испортить жизнь людей, предписывая им свои официальные предначерта
ния, но спасовал перед рекою, которая все-таки не захотела слушаться ни его приказов, ни его репрессивных мер.
В известной степени, либеральные возражения против государственного искусства верны и должны быть приняты нами в соображение,—но только в известной степени. Государство наше в высочайшей мере отличается от всех государств, виданных до сих пор на земле. Все другие государ
ства являются выражением реакционного господствующего класса, ибо все классы, господствовавшие до сих пор, находились по своим интересам в противоречии с интересами огромного большинства населения. Благо еще, когда данный класс был нужен для общего экономического и культурного роста данной страны. Тогда и правительство его, в известной степени, на
саждало культуру, и являлось прогрессивным фактором. Но по мере того, как класс исчерпывал себя, по мере того, как из массы вырастала новая сила, выражавшая собою экономический и социальный прогресс, государ
ство становилось тупым препятствием к росту жизни. Борьба государства и искусства отражала собою в такие эпохи этот самый процесс противо
речий нового общественного содержания и старых государственных форм— противоречий, которые и приводили к революциям.
Иное дело наше государство. Оно выражает собою диктатуру проле
тариата, опирающегося на крестьянство, призывающего к совместной ра