боте трудовую интеллигенцию, ведущего всю страну вперед, при этом ведущего по таким путям, движение по которым имеет, вместе с тем, мировое значение, показательный характер для еще не перешедших в революцион
ное состояние масс пролетариата и угнетенного человечества вообще. Наше государство в высшей мере культурно,—по своим задачам; наше государство, поскольку оно насквозь проникнуто коммунистическими нача
лами и связано с партией, является действительно организацией передовых сил в стране. Дело нашего государства является в таком смысле колос
сально прогрессивным и не может быть поставлено ни в какое сравнение с теми формами государственной работы, о которых говорил Бокль.
В частности, в руках пролетариата искусство становится первоклассного значения орудием в деле выработки рабочим классом собственного своего образа и в деле мощного воздействия на другие классы.
Государство не может обойти эти задачи. Оно должно помогать росту такого именно искусства, расширению сферы его влияния.
Однако, и нашему государству, именно в художественной его практике, надо все же быть скромным и помнить, что всякому государству (нашему тоже, об этом прямо говорил Ленин) грозят известные бюрократические ошибки. Мы еще очень неопытны в деле искусства. Мы еще далеко не такие ученые садовники, которые могут хозяйничать над общественным художе
ственным садом, ничем не сдерживаясь и полагая, что каждая наша мера будет благостной и должна приниматься беспрекословно.
Наша партия, устами своего ЦК, создала все еще вполне живую платформу работы в области литературы, которая легко может быть применена к искусству вообще. Государство, как и партия, должны внимательно сле
дить за развитием всех наших искусств, должны содействовать росту но
вого, в особенности, росту пролетарского, покровительствуя, вместе с тем, и развитию крестьянского искусства, видя в искусстве попутническом важ
ное художественное проявление больших слоев нашего населения, которые никак не могут быть игнорированы. Во многих случаях государство должно проявлять величайший такт, уметь выжидать, уметь отмечать недостатки и промахи, ласково стараясь содействовать изживанию отрицательного. Из этого вовсе не следует, что государство не должно быть вооружено доста
точно жесткой цензурой и достаточно громкой критикой, которые могут направляться на совершенно выраженных или на полувыраженных врагов, на со
вершенно выраженные или полувыраженные вредоносные художественные произведения, создаются ли они сознательно или бессознательно.
Вероятно, не сразу удастся нам в нашем журнале создать тот чрезвычайно желательный для Наркомпроса орган, который, в дополнение к ор
ганам государственной цензуры, был бы органом государственной критики искусства и сумел бы планомерно, отзываясь на все конкретные явления текущей жизни, проводить мудрые указания, данные в 1925 г. ЦК партии.
Но у нас есть еще и другие задачи. Наше марксистское искусство
ведение находится в отроческом состоянии. Этот отрок очень здоров, очень