‘АВ
ЖИЦу. i
Ort,
«Ву
В, td
t м

чт

ига

ROTO toy
10.000 1
аено 11

ом
Ma iid
1 ‘
PORTE

мамы

мг

Yad
6 ou
мот
AZO9HN, 1
отче
и

400. thd

елактО
ТЕНКО

я

УВ

wl

ПРОЛЕТАРИИ ВСБХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

НОЯБРЯ 1943 Г,
Г f- ВОСКРЕСЕНЬЕ

№ 264. (6012)
Цена 20 коп.

Да здравствует 26-я годовщина Великой
Октябрьской Социалистической
свёргнувшей власть империалистов в нашей
стране и провозгласившей мир между народами
всего. мира!

Революции,

ООО Иа.

ое Отибрьвней  Соиралистической Револющии.

= ДОНИВИ Председателя Государственного Номитета Обороны товарища И. В. СТАЛИНА
на торжественном заседании Мосновсного Совета депутатов трудящихся с партийными
‘   и общественными организациями г. Моснвы 6 ноября 1943 года.

(Председатель Московского Совета депутатов
трудящихся тов. Пронин предоставляет слово Пред-

селателю ‹ Государственного Комитета ee
товарищу И. В. Сталину.
Бурными, продолжительными овациями привет-

ствуют собравшиеся появление тов. Сталина на три-
уне.

Со всех концов зала раздаются приветственные
возгласы: «Да здравствует наш вождь великий
Сталин!ь, «Великому Сталину ура, «Ура товарищу
Сталину!».

‚Долго продолжается несмолкающая буря оваций.
Товарищ Сталин начинает доклад).

~ ` Товарищи!

Сегодня народы Советского Союза празднуют
26-ю годовщину Великой Октябрьской социалисти-
ческой революции. \

Третий раз наша страна в обстановке Отечест-
венной войны отмечает годовщину своей народной
революции.

В октябре 1941 года наша Родина переживала
трудные дни. Враг подошёл к столице. Окружил с
суши Ленинград. Наши войска были вынуждены
отступать. Потребовались ‚ огромные усилия армии
и напряжение всех сил народа, чтобы задержать
врага и нанести ему серьёзный удар под Москвой.

К октябрю 1942 года опасность для нашей Роди-
ны ещё более возросла. Враг стоял тогда в каких-
нибудь 120 километрах от Москвы, ворвался в

Сталинград, . вступил в предгорья Кавказа. Но и B

эти тяжёлые дни армия и народ не пали духом, а
стойко переносили все испытания. Они нашли в

себе силу, чтобы задержать врага и нанести ему от-_
ветный удар. Верные заветам великого Ленина, не

щадя сил и жизни, защищали они завоевания Ок-
тябрьской революции. Как известно, эти усилия

армии и народа не пропали даром.

Вскоре после Октябрьских дней прошлого года,
наши войска перешли в наступление и нанесли нем-
цам новый мощный удар ‚сначала под Сталингра-
дом, на Кавказе, в районе ‘среднего течения Дона,
а затем в начале 1943 года у Великих Лук, под

Ленинградом, в районе Ржева и Вязьмы. После это-.

го Красная Армия уже не выпускала больше ини-
циативы из своих рук. Ее удары в течение всего ле-
та этого года становились всё более крепкими, е&
воинское мастерство с каждым месяцем возрастало.
С тех пор наши войска одерживают крупные побе-
ды, а немцы терпят одно поражение за другим.
Как ни пытался враг, но ему всё ешё не удалось
добиться ни одного сколько-нибудь серьёзного ус-
пеха на советско-германском фронте.

1. Год коренного перелома в ходе войны. ae

Истекший год — от 25 до 26-й годовщины Октя-
se — является переломным годом Отечественной
войны.

Этот год был переломным прежде всего потому,
что в этом году Красной Армии впервые за время
войны удалось осуществить большое летнее насту-
пление против немецких войск, причём немецко-
фашистские войска под ударами наших. войск oKa-
зались вынужденными поспешно оставлять захва-
ченную ими территорию, нередко спасаться бегст-
вом от окружения и бросать на поле боя большое

, Количество техники, складов вооружения и боепри-
пасов, раненых солдат и офицеров.

_ Таким образом успехи нашей летней кампании
80 второй половине’ этого Года’ явились -прололже-
нием и завершением успехов нашей зимней кампа-
нии в начале этого года. ©

Теперь, когла Красная Армия, развивая успехи
зимней кампании, нанесла немецким войскам могу-
чий удар летом, можно считать окончательно похо-
роненной басню о том, что Красная‘ Армия неспо-
собна будто бы вести успешное наступление в лет-
нее время. Истекший год показал, что Красная. Ар-
мия an же хорошо может наступать летом, как и
3HMO

В результате этих наступательных операций на-
шим войскам удалось в течение. истекшего
пройти с боями от 500 километров .в центральной
‘части фронта до 1300 километров на Юге (апло-
дисменты), освободив до 1 миллиона квадрат-
ных филометров территории, т. е. почти до 2% Совет-
ской земли, временно захваченной врагом, при этом
вражеские войска оказались отброшенными ‚от Вла-
дикавказа до Херсона, от Элисты до Кривого Рога,
от Сталинграда ло Киева, от Воронежа до Гомеля,
от Вязьмы и Ржева до подступов Орши и Витебска.

Не веря в прочность своих прошлых успехов на
советско-германском фронте, немцы заранее, на
протяжении длительного времени строили мощные
оборонительные полосы, особенно вдоль крупных
рек. Но в боях этого года немцев не спасли ни ре-
ки, ни мощные укрепления. Наши войска разрушили
оборсну немцев и только за три летних. месяца
1943 года мастерски форсировали четыре очень
серьёзных водных преграды — Северный Донец,
Десну, Сож и Днепр. Я уже не говорю о таких пре-
градах, как оборона немцев в районе реки Миус —
западнее Ростова и оборона в районе реки Молоч-
ная — около Мелитополя; Теперь Красная Армия ус-
пешно громит врага по ту сторону Днепра.

Этот год был переломным годом ещё потому, что
Красной Армии удалось в сравнительно короткий
срок перебить и перемолоть наиболее опытные ста-
рые кадры немецко-фашистских войск, закалив вме-
сте с тем и умножив свои собственные кадры в ус-.
пешных наступательных боях в течение года, За’
истекший год немецко-фашистская армия в боях на
советско-немецком фронте потеряла более 4 мил-
лионов солдат и офицеров, из них не менее 1 мил-
лиона 800 тысяч убитыми. Кроме того немцы поте-
ряли за этот год более 14 тысяч самолётов, более
25 тысяч танков и не менее 40 тысяч орудий.

Теперь немецко-фашистская армия уже не та, ка-
кой она была в начале войны. Если в начале войны
она имела достаточное количество опытных кадров,
то теперь она разбавлена новоиспеченными молоды-
ми неопытными офицерами, которые поспешно бро-
саются немцами на фронт, так как нет у них ни
необходимых офицерских резервов, ни времени,
чтобы обучить их.

Совершенно другую картину представляет ныне
_Красная Армия. Ее кадры выросли и закалились в
`уснешных наступательных боях за истекший год.
Количество её боевых кадров растёт и будет расти,
так. как наличие необходимых офицерских резервов
`даёт ей и время и возможность обучать молодые
офицерские кадры и выдвигать `их на ответствен-
ные посты.

Характерно, что вместо 240 дивизий, стоявших в

‚ прошлом году перед нашим фронтом, из коих 179
дивизий было немецких, — в этом году перед фрон-
том Красной Армии стоит 257 дивизий, из коих 207
дивизий являются. немецкими, Немцы видимо рас>
считывают компенсировать сниженное качество сво-
их дивизий увеличением. их количества, Однако по-

года.

ражение немцев за истекший год показывает, что
ухудшенное качество дивизий невозможно возме-

.стить увеличением их количества.

С чисто военной точки зрения поражение немец-
ких войск на нашем фронте к исходу этого года
было предрешено двумя важнейшими событиями:
битвой под Сталинградом и битвой под- Курском. .

Битва под Сталинградом кончилась окружением.
300-тысячной армии немцев, разгромом последней и.
пленением около  /, окружённых войск. Чтобы.
иметь представление о размерах того невиданного’
в истории побоища, которое разыгралось на полях!
Сталинграда, ‘необходимо знать, что’ по’ окончании
Сталинградской битвы было подобрано и похоро-“

нено 147 тысяч 200 убитых немецких ‘солдат-и-офи-^

церов и 46 тысяч 700 убитых советских солдат ‘и
офицеров. Сталинград был закатом немецко-фаши-
стской армии. После Сталинградского побоища, как
известно, немцы не могли уже оправиться.

Что касается битвы под Курском, то она окончи-
лась разгромом двух основных наступающих групп
немецко-фашистских войск и переходом наших
войск в контр-наступление, превратившееся’ потом в
мощноз летнее наступление Красной Армии. Битва
под Курском началась наступлением немцев на
Курск с севера и с юга. Это была последняя попыт-
ка немцев осуществить большое летнее наступление
и в случав её успеха наверстать потерянное. Насту-
пление окончилось, как известно, провалом. Красная
Армия не только отбила наступление немцев, но са-
ма перешла в наступление и рядом последователь-
ных ударов в течение летнего периода отбровила
немецко-фашистские войска за Днепр.

Если битва под Сталинградом предвещала закат
неменко-фашистской армии, то битва под Курском
поставила её перед катастрофой.

Этот год был переломным годом, наконец, . пото-
му, что успешное наступление Красной Армии ко-
ренным образом ухудшило хозяйственное и воейно-
политическое положение фашистской Германии, по-
ставив её перед глубочайшим кризисом.

Немцы рассчитывали осуществить летом этого го-
да успешное наступление на советско-германском
фронте, чтобы вернуть себе потерянное и поднять

свой пошатнувшийся авторитет в Европе. Но Крас-

ная Армия опрокинула расчёты немцев, отбила их
наступление, ‚сама перешла в наступление и погна-
ла немцев на Запад, растоптав тем самым ‘авторитет
немецкого оружия. =

Немцы рассчитывали взять курс на затяжную
войну, стали строить оборонительные рубежи и «ва-
лы», об ’явив во всеуслышание о неприступности их
новых позиций. Но Красная Армия ий здесь опроки-
нула расчёты немцев, прорвала их рубежи и «ва-
лы», продолжает успешно наступать и. не даёт им
срсков для затяжки Войны. ‘

Немцы рассчитывали выправить положение Ha
фронте при помощи «тотальной» мобилизации. Но
события и здесь опрокинули расчёты немцев. Лет-

няя кампания уже С’ла 53 «тотально» мобилизо-
ванных, однако незаметно, чтобы это обстоятель-
ство принесло какое-либо улучшение в положении

немецко-фашистской армии. Возможно, что придёт-.

ся об’явить еще одну «тотальную» мобилизацию,
причём нет оснований предположить, что повторе-
ние подобной меры не приведёт к «тотальному»
крушению некоторого государства. (Бурные ап-
лодисменты).

Немцы рассчитывали прочно удержать за собой
Украину, чтобы использовать украинские `сельско-
хозяйственные продукты для своей армии и насе-
ления, а донецкий уголь — для заводов и железно-
порсжного транспорта, обслуживающих немецкую
армию. Но ‘они и здесь просчитались. В результате
успешного наступления Красной Армии’ немцы по-
теряли не только донецкий уголь, но и наиболее
богатые хлебом области Украины, причём нет осно-
ваний предположить, что они -не потеряют в бли-
жайшее время и остальную часть рии, (Бур-
ные аплодисменты).

Понятно, что все эти просчёты не могли ‘не ухуд-
шить и действительно ухудшили коренным образом
хозяйственное и
фашистской Германии.

Фашистская Германия переживает глубокий кри-
зис. Она стоит перед своей катастрофой.

военно-политическое положение ©

у

Yuas Президиума Верховного Совета CCCP

О награждении орденом Суворова 1 степени

Маршала Советского Союза Сталина Иосифа Виссарионовича
ЗВ правильное руководство операциями Красной Армии в Отечественной войне
против немецких захватчиков и достигнутые успехи наградить Маршала Советского
Союза Сталина Иосифа Виссарионовича орденом Суворова.   степени.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР -.М. КАЛИНИН

Москва, Кремль. 6 ноября 1943 г.

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН: .

`Успехи Красной Армии были бы невозможны без
подде и народа, без самоотверженной работы
советских людей на фабриках и заводах, шахтах и
рудниках, на транспорте и в сельском хозяйстве.
Советский народ в трудных военных условиях су-
мел обеслечить свою армию всем ‘минимально. необ-
ходимым и непрестанно совершенствовал её бое-
вую технику. На всём протяжении войны врагу He
удалось превзойти нашу армию по качеству воору-
жения, В то же время наша промышленность давала
фронту всё большее и большее количество боевой
техники... т

Истекший год был, переломным годом не только
. ares военных действий, но и в работе нашего ты-
Перед нами не стояли уже такие. задачи, как
ны предприятий на восток и перевод mpo-
мышленности на производство вооружения. Совет-
ское государство. имеет теперь слаженное и быстро
растущее военное хозяйство. Стало быть все усилия
народа могли быть сосредоточены на увеличении
производства и дальнейшем совершенствовании во-
оружения, особенно танков, самолётов, орудий, са-
моходной артиллерии. В этом мы достигли крупных

‘успехов. Красная Армия, опираясь на всенародную

поддержку, бесперебойно получала боевое снаря-
жение, обрушивала на врага миллионы бомб, мин и
снарядов, вволила в бой тысячи танков и самолётов.
Можно с полным основанием сказать, что самоот-
верженный труд советских людей в тылу войдёт в
историю, наряду с героической борьбой   Красной
Армии, как беспримерный подвиг народа в зашите
Родины. {Продолжительные аплодис-
MCHT EI.

Рабочие. Советского Союза, создавшие в годы

2. Beenapoguan помощь фронту.

мирного строительства высоко развитую мошную
социалистическую промышленность, во время ‹От^-
чественной войны развернули `напряжённую и ки-
пучую работу на помощь фронту,   проявляя настоя-
щий. труловой геройзм. ‘

Всем известно, что‘ гитлеровцы располагали в
войне против СССР не только сильно развитой про-
мышленностью ‘Германии, но и довольно мошной
промышленностью вассальных’ и оккупированных
стран. И всё же гитлеровцы ‘не смогли сохранить
количественное ‘превосходство в’ военной технике,
которое они имели в начале войны против Совет-
ского Союза. Если теперь былое превосходство ‘вра-
га в количестве танков, самолётов, миномётов,  aB-
томатов ликвидировано, ‘если наша армия не испы-
тывает ныне серьёзного недостатка в вооружении,
боеприпасах, снаряжении; то в этом прежде всего
нужно усмотреть заслугу НАШЕГО _ РАБОЧЕГО
КЛАССА. (Бурные, продолжительные ап-
лодисменты).

Крестьяне Советского Союза, преобразовавшие в
годы мирного строительства на основе колхозного
строя отсталое земледелие ‘в переловое ‘сельское
хозяйство, во время Отечественной войны проявили
небывалое в истории деревни высокое сознание
общенаролных интересов. Они самоотверженным
трудом на помошь фронту показали, что советское
крестьянство считает нынешнюю войну против
немцев своим кровным’ делом, войной за свою
жизнь и свободу.

Известно, что в результате ` ‘нашествия фашист-
ских полчищ наша ‘страна была временно» лишена

(Окончание сы, на 2-й stp.)