Скоростной ремонт

Сокращение сроков ремонта кораблей
имеет огромное значение для повышения
боеготовности флота. Многие ремонтные
предириятия кропотливо работают над этой
проблемой, перенимают опыт других Upo-
мъинленных предприятий. Наши мастер-
ские за последнее время накопили значи-
тельный опыт скоростного ремонта.

В приилом тоду к нам прибыл корабль
© серьезным повреждением. Некоторые
отсеки были затоплены. По приказу
командования продолжительность ремонта
не должна была превышать восьми суток.
06°ем работ являлся значительным, & ре-
зервов рабочей силы не было.

Корабль нуждался в доковании. Следо-
валельно, первая задача, которую мы
должны были решить, заключалась B CO:
кращении до минимума сроков стоянки в
доке, чтобы He задержались работы н&
других об’ектах.

Чтобы выполнить ремонт в срок, мы
провели тщательную организационную под-
TOTOBKY, в которую входило уточнение ха-
рактера и об’ема всех работ.

Мы заранее определили, какое количе-
ство материалов потребуется, и выделили
их. Все это было проделано до постановки
корабля в док. Выполнение ремонта по-
ручили специально созданным  бритадам
корпусников, электросварщиков,  плотни-
ков, столяров и маляров. Каждой бригаде
поручили определенный участок работы,
установили срок выполнения. Руководство
было возложено на производственных ма-
стеров тт. Коробова и Павлова. Весь ма-
териал был заранее доставлен к месту ра-
боты.

Первый этап — установка корабля на
клетки — был успешно проведен бригадой
Завьялова из 9 человек. Установка заня-
ла вдвое меньше времени, чем на это ухо-
дило раньше. Сокращение времени бы-
ло обеспечено своевременной  подготов-
кой малериала и предварительной сборкой
клеток.

На второй этап — доковыю работы —
затратили 9 часов и на ‘спуск — около
трех. Оборудование трюмов и ремонт жи-
лото помещения заняли 60 часов. Таким
образом, ремонт был выполнен и об’ект
слан в экеплоатацию на 3 суток ранее
срока. ; :

Такой подход к организации работ был
провзден в корабельном цехе влервые. 3а

Разумно экономить во всем

Долгое время на корабле допускали
большой перерасход смазочного масла и 05б-
тирочного материала. Не учитывая своих
действительных потребностей, пятая бое-
вая часть в неограниченном количестве
получала из порта керосин, масло, ветошь,
паклю, обстрижку. Эти материалы, отпу-
скаемые для нужя машинных и котельных
отделений, часто расходовали н& прибор-
ку верхней палубы, жилых помещений,
надстроек. Только за первые четыре меся-
па прошлого года было перерасходовано
несколько сот килограммов обтирочного ма-
териала. На корабле свыклись с этим.

Некоторое время назад командир БЧ-У
инженер-катитан-лейтенант т. Редникин
начал борьбу за экономию расходного мате-
риала.

Тов. Редникин изучил причины, вызы-
вающие перерасход. В некоторых подраз-
делениях перерасход особенно велик потому,
что там не по назначению расходевали чи-
стую павклю и другие обтирочньыю мате-
риалы.

Инженер-калитан-лейтенант провел с
личным составом большую работу, приучал
краснофлотцев к экономии. В результате
уашинисты и котельные машинисты,
прежде расходовавшие особенно много. ма-
териалов, стали укладываться в нормы, &
затем и давать экономию. Подтянулись и
другие специалисты.

На корабле завели строгий порядок в
выдаче обтирочного материала. Каждый
командир отделения получает его на неде-
лю в определенном количестве. Пакля, ис-

6. ПРИВЫЧКА К

Качества, необходимые каждому коман-
диру, определяются теми требованиями,
которые пред’являет к флоту современ-
ная война на море. Чем болыше услож-
няются эти требования, тем выше долж-
ны быть качества командира, тем настой-
чивее нужно работать над его воспита-
нием.

Служба на боевом корабле, руководство
деятельностью личного состава в море, ре-.
шение сложных задач в трудных условиях
длительных походов — дело чрезвычайно
почетное. Не случайно партия и прави-
тельство, народный комиссар Военно-Мор-
ского Флота проявляют о6вобую заботу о
плавающем составе флота. Нередко можно
слышать, как командир с законной гордо-
стью говорит: «Я с «Кирова» или «Я с
«Гневного»...

Служба, на корабле требует от команди-
ра здоровья, выносливости, привычки &
морю. Вот по поводу этого последнего ка-
чества мне хочется высказать некоторые
мысли.

Иногда понятие «привычка
чрезвычайно ограничивают, сводят его
лишь к способности переносить  качку.
Даже в некоторых аттестациях встреча-
ются фразы: «Обладает хорошими мюреки-
ми качествами, не укачивается». Такое
предетавление безусловно неправильно.
Привычка к морю-—-несравненно более ши-
рокое понятие, включающее целый ком-
нлекс знаний, умения и навыков, которы-
ми лолжен обладать настоящий моряк.

Для того, чтобы привыкнуть к морю,
необходимо полюбить 6го, полюбить по-на-
стоящему, не на еловах, & на деле. Очень
многие любят море, но среди них есть
люди, никогда не плававшие и видавшие
море лишь на картинах или на экране.
Конечно, для моряка такой любви недо-
статочно. Море—его родная стихия, ето
поле деятельности, ero дом. Поэтому и
чувства моряка должны быть особенными,
ямоющими прочную и надежную основу.
Такой основой являются знания.

Любить море, не зная ето, нельзя. Это
непреложная истина, которую, к сожале-
нию, иногда забывают. В результате полу-
чается кратковременное увлечение, рассеи-

Е морю»

досрочный выпуск об’екта и успехи в 65-
воении скоростных методов ремонта, коман-
дир военного порта об’явил личному» соста-
ву благодарность.

Опыт работы на этом об’екте был ис-
пользован и в дальнейшем, когла на ка-
питальный ремонт было поставлено не-
сколько об’ектов.

Суда поступили значительно 103же
намеченного срока. Таким образом, около 30
проц. времени было потеряно. Работа пред-
стояла большая. Необходимо было 0собен-
но тщательно организовать рабочие места,
вести подготовку одновременно на всех
0б’ектах. В ремонте ‘участвовал не толь-
ко корабельный цех, но и механический.
При подготовке мы использовали опыт,
накопленный в период скоростного ремон-
та первого об’екта, критически его оценили
в связи с некоторыми особенностями пред-
стоящей работы. В частноети, пришлоеь
внести кое-какие изменения, связанные ©
некоторым недостатком квалифицированных
рабочих.

`Мы пересмотрели; например, методы
комплектования бригад, стали учитывать
способности людей, использовать их по
возможности на таких операциях, которые
ими уже освоены. Смену набора прямого
корпуса вели строго определенные брига-
ды, смень общивки поручалась другим
бригадам и т. д. Огромное значение име-
10 совмещение профессий. Судосборщиков и
сверловщиков было недостаточно, & кле-
пальцики и чеканщики не были затруже-

знаменный Балтийский флот).

Передовой командир лейтенант И. В. Трофимов с командиром отделения В. И.
Репиным проверяет состояние материальной части. (Эсминец «Ленин», Красно-

Цели и обстановка борьбы

НЕ оонааы

Организация. санитарного обеспечения И
подготовка личного состава санитарной
службы игралт значительную роль В де
сантной операции. История войн показы-
paeT, что там, где санитарное обеспечен
было предварительно налажено и обеспе-
чено, там и самая операц
лее успешно. Недооценка
службы приводила к серьезным потерям.

В апреле 1915 г.
ние решило с помощью д
пелуостровом Галлиполи. Однако TY
подготовились к отражению десанта.
бережье было завалено камнями,

проволоку. Шлюпки не м

Людям пришлось пры-
большим грузом
OT-

колючую
подойти к берегу.
гать из шлюпок в воду с
на спине и в руках. Сильный огонь,
крытый турками, выводил из стро
солдат, уже успевших вый
еще находившихся в воде. С берега ра-
камням в корабельные шлюпки. Носиль-
щики спотыкались, роняли раненых В
воду.

Расчеты на небольшие потери не оправ-
дались. Одного госпитального судна и двух
  транспортов оказалось явно недостаточно:
раненых пришлось принимать на не при-
способленные для этого транепорты и даю
на боевые корабли.

Вскоре союзники были вынуждены от-
казаться от применения шлюпок. Уже в
ходе боя решили с ботов выбрасывать на
камни мостки. В плане операции не была
предусмотрена постройка пристани для по-
трузки раненых. Их брали с берега на бот,

Фото И. Драныша.

Т апреля 1941 г.

ия проходила б0-   раненых»,
же санитарной   самотеком.

союзное командова-   пр

знта овладеть   ся BI
м рки эвакуационный пункт. Руководетво эва-

По-   куацией с берега на корабль с этого мо
между   мента принимает на себя начальник мор

нули и набросали
которыми в воде растяну отли В его подчинение переходят все

и на берег и   альные
брезентовыми -

неных пришлось переносить по СКОЛЬЗКИМ   ИХ ЛИЧНЫ
одеждой.

стороне от района высадки войск.
пострадавших На
по отдельным трапам,
положного тому, откуда идет высадка дб
санта. При под’еме раненых
толовная часть носилок
крепким концом,
шкентроса удержать носилки от падения,

правильное определение
ния. Раненым, требующим хирургической
помощи в первую очередь,
ки накладывают красную тесьму. Это не

№ 76 (750)

Санитарное обеспечение десанта

помощь будет сведена к само- и взаимм
помощи бойцов и. оказанию помощи can
инетрукторам высаживающихся рот. Здесь
проверяется качество подготовки лично

ие   состава в оказанию само- и взаимопомо-

щи. Раненые будут собираться в «тнездь
& частью прибывать в Oepery

С укреплением десанта на захваченной
иброжной полосе на берег высаживает-
и развертывает свою работу морской

пункта ‘(начэваю).
сзнитарч
личный 6©0-

ского эвакуационного

но-транепортпые средства и

став, выделенный для эвакуации с берет
на корабли. Для перевозки бойцов, пора-
я много   женных стойкими OB, выделяются специ

шлюпки,  выстланные изнутри
чехлами. Обслуживающий
Й состав обеспечивают. защитной

Санитарные пристани организуются $
Праех
производится
противо“

корабли
с борта,

на корабль
прихватываетея
чтобы в случае срыв

В этот период особое значение имеет
степени пораже-

поверх повяз

ны. Для тото чтобы избежать простоев,
мы перебросили часть клепальщиков и че-
канщиков, знакомых © выполнением обя-
занностей судосборщиков, на работу под-
ручными судосборщиками. Каждая бритада
имела план на каждый день, выполнение
которого проверялось регулярно.

Такая организация труда и предвари-
тельная подготовка позволили закончить
все 0б’екты точно в срок. Особенно отли-
чились бригадир судосборщиков т. Пари-
цин, возглавлявший комсомольскую брига-
ду, тазорезчик т. Дмитриев, бригады тт. Се-
регина и Завьялова.

укрепленном районе серьезное препятетвие
представляют береговые батареи. Без борь-
бы с ними не воегла можно преодолеть
тактическую глубину обороны и достиг-
нуть оперативной цели боя. Следовательно,
общие цели боя надо отличать от задач
борьбы е береговыми батареями.

район противника, располаталющего силь-
ной маневренной группой флота. В этом
случае основная цель —— лишение неприя-

с береговыми батареями

щего. Подобная картина наблюдалась в
двух Ирбенских операциях немцев в 1915
году.

Цели борьбы с береговой артиллерией
противника в значительной степени опре-
деляются обстановкой, которую корабли и
авиация могут вотретить в прибрежном и
укрепленном районе. За время, истеклиее
от окончания разведки до начала боевых
действий, в составе сил обороняющегося и
в оборудовании его района могут произой-
ти значительные изменения. Поэтому в
динамике боя вотретится оботановка, от-
тичная от той, которая наблюдалась рань-
ше. Отсюла и борьба с береговыми бала-

При наступлении па, противника в его

Возьмем наступление на укрепленный

теля активных средств борьбы (кораблей и
самолетов), способных произвести ветреч-
ную вылазку и нарушить планомерноеть

обходимо потому, что всякая дополнитель
гая передача пострадавяиего с одного кора“
бля на другой ухудшает ero состоянив,
удлиняет общий срок эвакуации и 40
полнительно загружает транспортные
средства и личный состав санитарной
службы. :

Обратная посадка десанта при скрытно
отходе сопровождается незначительными
санитарными потерями, поэтому специ“
альной подготовки обычно He треоует,
Гели же отход вынужденный и произво-
дится на ‘виду у неприятеля или люд воз-
действием его вооруженных сил, как эт
епособленных manor. Легко раненых бра- бышо в период эвакуации Дюнкерка ал
ли, отдельные пароход, ‚   гличанами в 1940 году, то в портах на-

В период подготовки операции санитар-   значения должна «быть подготовлена ле-
ные транспорты приводятся в боевое ©0-  чебная база. Санитарная служба обязана

а затем на корабль в том же районе, где
высаживались войска.

Англичане учли недостатки санитарного
обеспечения этой операции. Готовя Сувль-
скую операцию в июле-августе, Тот.
командование уделило значительно больше
внимания санитарному обеспечению. Co-
единение кораблей имело в своем составе
тесть  тоспитальных транспортов. Для
высадки использовали специальные боты.
Раненых клали в трюмы, что снизило ко-
личество вторичных ранений. Для тяжело
раненых имелось десять снециально при-

действий наступающего. Для осуществле-
пия этой цели иногда придется предвари-
тельно преодолеть ряд рубежей, в одном
из которых, & может быть, и в самом на-
чалёе операции, вступит в бой береговая
артиллерия. Если наступающий при этом
будет неспособен по тем или иным причи-
нам применить свою артиллерию и 00ес-
печить оперативную и тактическую BHE-
затность нападения, он должен переходить
к олновременному решительному и быетро-
му преодолению всей тактической глуби-
ны обороняющегося или прямо к удару по
непосредственной цели боя. Так, немцы при
занятии Осло в 1940 г. морским десантом,
используя внезапность и темное время су-
ток и идя на известный риск, не задержи-
вались на этапе борьбы © береговыми ба-
тареями. Несмотря на сильнейшее compo-
тивление береговых батарей и стесненные

Инженер М. РЕВЯКИН.

пользованная один раз, не выбрасывается,
как это было раньше, & вторично употреб-
ляется для обтирки более грязных мест и,
наконец, в третий раз идет на, уборку трю-
мов котельных отделений. Ветопть, исполь-
зованная на приборке не особенно затряз-
ненных мест, моется после этого, сушится
и вновь идет в работу.

Сокращение расхода обтирочного мате-
риал» не отразилось на чистоте корабля
и содержании механизмов. Даже в усло-
виях большого ремонта, материальная часть
и помещения сохраняются в чистоте, &
расход ветоши, пакли и обстрижки сокра-

реями на различных этапах боя будет
иметь различную напряженность и целе-
устремленность. Естественно, что на бое-
вую работу бомбардировочной авиащии не-
посредственно будут влиять: характериети-
ка батарей и их расположение, условия
времени года и суток, погода, система про-
тивовоздунгной обороны берегового и мор-
ского участков. f

Целям борьбы с беретовыми батареями
(уничтожение или подавление) должны от-
вечать соответетвенно избранные силы и
средства. Этот выбор главным образом бу-
дет зависеть от характеристики бэтарей и.
их расположения. Уничтожение береговых
батарей, особенно баленных, стоящих Ha
закрытых позициях, огнем корабельной
артиллерии и бомбовым ударом авиащии
трудно лостижимо: это вызовет лишь на-
прасную трату боезапаса. Следует  при-

стояние. На них устанавливается допол-
нительная вентиляция (виндзейли и пе-
реносные вентиляторы), досборулуютея
умывальники т. п. На каждый транспорт,
предназначенный для перевозки войск, и
придаваемый ему платшкоут (баржу) на-
значатся врач, фельдшер и два санита-
ра. Транспоргам и госпитальным судам
придают соответственно оборудованные
пловучие средства (шлюпки, катера, мо-
тоботь) для эвакуации пострадавших 6
берега, & также для спасения утопающих.
Врачи обязаны заранее затотовить са-
нитарные памятки, в которых бойцам
раз’ясняются правила охраны здоровья на
корабле, меры предупреждения морской
болезни, & также порядок медико-санитар-
ного обслуживания на разных этапах
операции.

В период посадки войск па суда меди-

оказать помошь и эвакуировать всех. по-
страдавших. Это требует отличного ис-
пользования наличных сил и средетв, ге-
роизма и тотовности личного состава Е
самопожертвованию.

Свертывание этапов эвакуации десант“
ных войск производится последовательно,
пачиная с наиболее близких в берегу. Шо-
страдавших трузят в шлюпки первыми,
затем натружают имущество и сажают
личный состав. Морской эвакуационный
пункт отправляется к кораблям до отхода
части, прикрывающей обратную посадку
десанта. Последние партии ‹пострадавитих
обслуживаются санитарной службой при-
крытия и направляются в шлюпки вместе
© частью. ae:

Несколько слов 0  медико-санитарнох
обеспечении десанта из корабельного 60
става. ]

тился в 3—4 раза. Особенно больших ус-
пехов в этом отношении добилея старши-
на котельной группы т. Кирсанов. Он су-
мел без ‘всякого ущерба для малеризльной
части в шесть раз уменьшить расход пак-
ли и добился значительной экономии масла
и керосина.

Сейчас общая экономия материалов по
кораблю настолько значительна, что коман-
дир БЧ-У смог поставить перед личным
составом задачу — возвратить стране ма-
териал, перерасходованный в первом полу-
тодии 1940 года.

Опыт эковомии обтирочного и смазочно-
го материала распространяется сейчас и
на другие расходные материалы.

Командование корабля, при поддержке
парторганизации,  повело решительную
борьбу за экономию во всех отраслях ко-
рабельного хозяйства.

Старший политрук Ю. САРКИСОВ.

Заметки командира

Капитан 1-го ранга
В. ФОКИН

>

вающееся при первом же столкновении с
трудностями морской службы. Значит в
основе воспитания любви к морю лежит
настойчивая и непрерывная учеба. Когда
командир в совершенстве знает свой уча-
сток (корабль, боевую часть, подразделе-
ние), свое дело, свой театр, он способен
по-настоящему полюбить море. Значит,
воспитывая в себе привычку к морю,
командир должен прежде всего освоить все
необходимое по кругу своих основных 0бя-
занностей.

Молодой командир, не освоивший еще
как следует корабль, только приступивший
к его изучению, всегда проявляет неуве-
ренность. Он не может правильно исполь-
зовать сложные условия для успешного
выполнения задачи. Но, постепенно при-
обретая знания, накапливая опыт, коман-
дир становится рептительным и  уверен-
ным. Вместе с уверенностью растет стрем-
ление глубже познать свое дело. Возникает
прочная и нерушимая любовь в морю.
Отсюда вытекает, что первая обязанность
каждого начальника — обучить коман-
дира образцово выполнять свои обязанно-
сти в различных условиях обстановки.

Чтобы увеличить  заинтересованность
командиров в неуклонном повышении сво-
их морских качеств, следует возможно
больше разнообразить условия решения
задач боевой подготовки. Иногда для это-
го достаточно использовать характерные
черты данного театра. Особенности Барен-
цова моря, например, очень способствуют
выработке у командиров стремления боль-
ше плавать, больше учиться. Важдый вы-
хол в море приносит здесь больше, чем на
других театрах, нового, интересного и по-
лезного. Когда командиру приходится виер-
вые пройти большое расстояние в сплон-
ном тумане, у него значительно возрастает
интерес к освоению плавания при плохой
видимости.

Если на других театрах на протяжении } погоду;

упорством, наступление
формы методически последовательных дей-
ствий: после завершения одного этата, нуж-

условия района действий, решительность и
наслойчивость привели К оперативному
успеху, хотя при этом немцы потеряли
новый крейсер «Блюхер».

Когда район или позиция сильно укре-
плены и противник обороняется © особым
должно принять

но. переходить к следующему. Так было,

например, в Дарданельской операции ан-
гло-французекого флота в 1915 г.
конечной целью выход в Мраморное море
и захват Константинополя, союзники пре-
жде всего должны были прорваться через
пролив. Этот прорыв зависел от усмешно-
сти борьбы © береговыми батареями.
свою очерель борьба с батареями, особен-
но в узкой части пролива, требовала пре-
одоления минных заграждений. Здесь каж-
дый последующий эталр неизбежно должен
был являться развитием уснеха предыду-

Имея

В

МОРЮ

похода обычно сохраняются однообразные
метеорологические условия, то на Севере
не только каждый день, но даже каждый
час приносит изменение погоды. Заинте-
ресовать командира этими изменениями,
научить ето использовать особенности
своего моря очень важно. Как пример
можно взять естественные способы маски-
ровки. Тот, кто их освоит, всегда сумеет
поставить свой корабль в выгодное поло-
жение по отношению к противнику.

Во время учений при попытке «про-
тивника» прорваться в базу он внезапно
подвергся торпедной атаке. Вомандир ми-
ноносца сумел правильно использовать бе-
реговой фон для того, чтобы незаметно по-
дойти к «противнику» на необходимую
дистанцию. На другом учении в полярную
ночь умелое использование сложившейся

знать,

тиллерии в данном случае не отрицается,
наоборот,
элементом избранной тактической комби-
нации. Уничтожение береговых батарей
может быть осуществлено и другими еред-
ствами, например, морскими и воздушны-
ми тактическими десантами.

Необходимо кажлый раз расечитывать
калибр артиллерии, боезапас, потребный
для решения задачи, выбирать род приме-
няемых снарядов и авиабомб, определять
элементы позиции и меры обеспечения, ис-
ходя из основных преимуществ, а также
и слабых сторон береговых батарей про-
тивника и укрепленных районов в целом.

Капитан 3-го ранга Г. ГАПКОВСКИЙ.

дет туман, налетит ветер, они предпочи-
тают отетаиваться в 6236. Такие люди не
только ‘не совершенствуются по-настоящему,
Ho и тормозят общую подготовку своего
корабля, боевой части или подразделения.
В конце-концов они оказываются несто-

задачу, по существу становятся помехой
в борьбе за высокую  боетотовноеть ко-
рабля.

Командир БЧ-Ш одного из миноносцев
не стремился к плаванию в любых уело-
виях, не старалея освоить особенности ра-
боты командира плавающего корабля. Это
неизбежно сказалось на уровне подготовки
его чакти. Наоборот, другой лейтенант, не
имевший нормального военно-морского об-
разования, но проявлявший подлинную
любовь к морю и корабельной службе,
добился значительного повышения своей
подготовки. В результате настойчивой сз-
мостоятельной учебы он достиг уровня
командиров, окончивигиих высшие военно-
морские училища, & по морской практике
и перегнал их.

Необходимо усвоить, что наилучшие ре-

обстановки также позволило внезапно ата-
ковать «противника». Миноносец был 3a-
мечен только после торпедного залпа.

Понятно, что изучить море © берега
невозможно. Чтобы стать хорошим моря-
ком, необходимо больше плавать, дольше
оставаться вдали от берегов. Наиболее
ценна и полезна учеба командира в море,
на мостике, на своем боевом посту: лю-
бые, даже самые полные знания нужда-
ются в подкреплении опытом практиче-
ского плавания. Только в продолжитель-
ных походах командир начинает чуветво-
вать море, чувствовать свой корабль.
Когда молодые командиры впервые совер-
шали большой многодневный поход, у них
появилось совершенно новое отношение к
своей учебе.

— Вот это выучка,— говорили они, —
вот как надо учиться.

Вскоре корабли вышли во второй поход.
Его задачи и метеорологическая обстановка
были еще сложнее. Но заинтересованноеть
командиров тоже несравненно
Значит, чтобы выработать У командиров

привычку к морю, нужно меныне стоять
a переносить центр тяжести

у. стенки,
боевой подготовки непосредетвенно в море.

Есть у нас еще некоторые командиры,
которые любят море только в хорошую
& когда разыграется петорм, най-

возросла. ,

зультаты дает как раз плавание в слож-
ных условиях. Одна швартовка при 6—7-
балльном ветре приносит командиру не-
сравненно больше пользы, чем десять
птвартовок в благоприятных условиях. Под-
тотовленное плавание при фактическом
тумане гораздо дороже всякой имитации
«слепого» перехода. Только в борьбе с
трудностями, Ha преодолении трудностей
выковывалотся командные кадры, выраба-
тываетея подлинная привычка к морю.

Первое время навигационные, метеоро-
логические и иные трудности являются
для командира препятствием на пути ре-
шения поставленной задачи. Он стремится
освоить ‘методы преодоления этих препят-
ствий, учится плавать и применять ору-
жие на качке, при плохой вилимости, при
затрудненном маневрировании. Но коль
скоро он освоил эти методы, у него появ-
дается новое стремление — использовать
сложные условия для успешного решения
задачи; командир переходит на более вы-
сокую ступень совершенствования своих
морских качеств.

Во время одного из учений внезанно
нашел густой туман. Вазалось, что по ходу
‚учения следовало прекратить действия од-
ной труппы кораблей, ‘но командующий

пользовать плохую видимость для выпол-

что в открытом состязании корз-
бельной и береговой артиллерии равного.
калибра все преимущества на стороне по-
следней. Но ведущая роль корабельной ар-

ве нужно считать важнейшим

собными решать поставленную перед ними”

стороной, наоборот, принял решение ис-:

ко-санитарное обеспечение организует на-
чальник санитарной службы военно-мор-
ской базы или частей береговой обороны.

В составе десанта выделяется санитар“,
ное отделение, в которое распоряжением
На месте посадки развертывают посты ме-   командира корабля (кораблей) включаются
дицинокой помощи, в лечебных учрежде-   санитары-носильщики. Личный cocTas
ниях базы бронируют койки для приема ‘бъепечивается пакетами первой помощи,

пострадавших, выделяют санитарный am

транспорт (эвакуационный отряд базы). противохимическими пакетами и флягами

Бойцам раздают санитарные памятки. На с водой. Санитарное отделение развертье

кораблях развертывают посты медицин-  вает на берегу перевязочный пункт. Дая
обслуживания отдельных рот (команд)

ской помощи.
На переходе морем медицинское обслу-  развертывают передовые посты медпомо-
ши, а при значительном удалении подраза

живание десантных Войск производится
корабельной санитарной службой. В по- i
делений от берег» выделяют промежуточч
Передовые посты

мощь ей привлекают медсостав десантных

войск. С бойцами проводят занятия по  ные носилочны постьь.

изучению правил пользования индивиду-  медицинской помощи в первую очередь

альным и противохимическим пакетами.   белуживают тех пострадавших, которые

и a is laa И MEL seh могут вернуться в строй немедленно.
Бригврач А. ВЛАСОВ.

службы. Во время захвата берега первая

В процессе повседневной боевой подго-
товки, в походах и на учениях, командир
приобретает необходимый опыт. Но од
только стаж плавания еще не определяет
морских качеств командира. Можно 1 \
сколько лет прослужить на корабле, мно “
бывать в море, но ничему не научитья,
Есть у нас еще командиры, которые, им
сравнительно большой стаж, еще недоста,
точно подготовлены. Это значит, что 9
или. не служили у хорошего команди
или, служа у хорошего командира, не х
тели по-настоящему учиться. Командий
должен уметь видеть и из всего замечен: }
ного извлекать для себя полезные выв
ды. Наблюдательность — необходимое ка’
чество командира. Tor, кто им обладает
быстро освоит особенности театра, манев-
ренные качества своего корабля, переймет

нения боевой задачи. Он решил осуще-
ствить в тумане прорыв, который при хо-
рошей видимости был бы обречен на не-
удачу. Скрытность обеспечила успептнюе
осуществление задачи и сильно затруднила
противодействие «противника».

Таким образом для умелого моряка слож-
ная метеорологическая обстановка превра-
щается из препятствия в союзника, помо-
тает ему создать преимущество над про-
тивником. Следовательно, привыкнуть К
морю-—значит уметь использовать плохую
погоду или сложный навигационный район
для достижения победы.

Тотовясь к решению поставленной зада-
чи, необходимо точно учесть все элементы
обстановки, предусмотреть все обстоятель-
ства, которые смогут затруднить решение.
Если сделать это, то в процессе выпол-

нения задачи командир не встретит слу- наиболее целесообразные методы и пре
чайностей, могущих поставить его ‘вту- емы работы.
пик. От полноты учета обстановки зави- Наблюдать нужно за всем —— за 00ета-

сит количество неожиданностей; оно мо-
жет быть сведено к нулю, если командир
сумеет предусмотреть все возможные слу-
чайноети, подготовить свои действия на
каждый случай. Всегда, следует готовиться
к худшему варианту решения. Наполеон
говорил:
_ — Когда я готовлюсь к сражению, я
становлюсь самым трусливым человеком.
Этим он подчеркивал, что при подготов-
ке к операции нужно учесть все возмож-
ные осложнения, чтобы решительно и сме-
ло действовать в бою. +

Система подготовки с учетом BCex oco-
бенностей обстановки вырабатывает у
командиров привычку рассчитывать свои
действия. А 0ез расчета не только на
операцию, но вообще в море выходить
нельзя. Отсутствие расчетливости приводит
к беспечности, к возникновению случай-
ностей, поломок и аварий.

Возьмем двух командиров, оба они пла-
вают по 6—7 лет. У одного все походы
проходят успешно, он не имеет за все го-
ды никаких происшествий, & другой (гово-
рят, что ему „«не. везет») не обходится
без так называемых неизбежных в море
случайностей. Почему это происходит? Не-
везение здесь, конечно, ни при чем, Все
дело в том, что первый рассчитывает свои
действия, учитывает все возможности, a
второй пренебрегает расчетами, плавает
на-авось. Расчетливость, тщательная под-
готовка к каждому походу — важнейший
элемент привычки к морю.

HOBKOM, за театром, за метеорологическими,
условиями. Если проходишь незнакомый!
район, заметь наиболее характерные ue)
ста, очертания берега, направление течи
ния. Попав в шторм, проелели, как Beret
себя корабль на качке, какие участки Mt
лубы и надстройки больше всего подве
таются действию волны. Это поможет
дальнейшей работе.

Необходимо также наблюдать за дай
ствиями старших, более опытных товай
щей. Это значительно обогалцает опыт к”
лодого командира. Наблюдательный моря
следя за работой своего начальника, в
гда извлечет для себя много полезно,
При этом нужно обязательно замечать 0
становку, сопутетвующую тому или иной
решению или маневру. Если что-либо в
действиях старшего начальника неясно,
следует спросить, добиться полного OHI
мания происходящего. Некоторые комание
ры, особенно молодые, стесняются задав
вопросы, боясь показать  евое незнани»
Это очень вредно. Учиться ‘никогда #
стыдно. Наоборот, стыдно но учить
прикрываясь ложным самолюбием.

Знания являются прочной основой, #
которой вырабатывается умение, пака
вается опыт. Любовь к морю, неистощий
стремление к постоянному совершенство
нию, расчетливость и наблюдательной
дают командиру возможноств  выработа?
привычку к морю — необходимое каче
военного моряьа,

i

po pe eee a ee oe А,

hen Je Е.