=e t=

,

=== 1 бщеля 1941 г,-№ 76 (930)

Лучше готовить

партийные

В системе воспитания членов и канди-
латов в члены ВКП(б) партийное собра-
ли занимает важное место. На собраниях
хоимунисты Учатся правильно оценивать
факты, события, принимают участие в раз-
работко пражтических мероприятий, направ-
ленных на оживление внутрипартийной
жизни. Нельзя также преуменьшать зна-
чение критики и самокритики, Если она
развита, недостаточно, то коммунисты 6y-
дут пассивны в обсуждении стоящих на
повестке дня вопросов.

Большое значение имеет подготовка co-
браний. Ее не следует сводить только к
извещению коммунистов о дне, месте, вре-
мени и повестке собрания, — для этого до-
стамчно вывесить об’явление. Практика

показывает, что такие собрания, созванные
без подготовки, проходят на низком идей-
по-политическом уровне, члены и кандида-
ты партии активного участия в обсужде-
нии вопросов нэ принимают, выступают
ЛИШЬ Так называемые штатные ораторы,
Снижение активности на собраниях проис-
ходит ещо и тогда, когда повестку дня на-
цочают, не посоветовавшись предваритель-
но © активом и рядовыми коммунистами.
Это происходит там, где руководители пар-
тийных организаций игнорируют интересы
членов и кандидалов партии, не учитыва-
ют их залросов,

Совершенно иначе работает партийное
бюро, которым руководит т. Захаров. Пе-
ред составлением месячного плана т. За-
харов совместно с активом решает, какие
вопросы следует поставить на обсуждение
партийных собраний. Учитывая мнение
коммунистов и получив указания от от-
дель политической пропатанды и команли-
р& части, бюро составляет план, в кото-
ром указывает день и чае собрания и ето
повестку. Вопросы, подлежалцие обеужле-
нию, намечаются на основе и в соответ-
CIBER с запросами партийного актива.

В конце февраля в этой организации 6о-
стоялось собрание, посвященное вопросу о
коммунистическом воспитании бойцов и
командиров. С докладом выступил” стар-
ший политрук т. Гуляков. ‚

3% несколько дней ло собрания т. Заха-
ров вывесил об’явление. В нем помимо по-
вестки дня была перечислена литература,
которую ‘рекомендовалось прочитать. Было
созвано совещание секретарей низовых op-
танизаций,  На ‘котором т. Захаров раз’яс-
HHI значение вопроса, поставленного на
обсуждение собрания, и указал темы IA
бесед 6 членами и кандидатами ВАП(б).
Активное участие в подготовке приняли
коммунисты ‘тт. Абызов, Карпичев, Тулу-
пов, Данюкин и другие. Некоторые из этих
товарищей, тщательно  подготовивитиеь,
провели беседы. на’ тему: «Фрунзе и
Ворошилов © воспитании бойца». При этом
ови обстоятельно рассказали о выступле-
нии тов, М. И. Валинина в Военно-поли-
тической академии им. Ленина и о ето до-
владе на партийном активе города Москвы
в октябре прошлого года.

Выполняя указания секретаря партбютро,
руководители низовых организажий напо-
минали членам и кандидатам ВЁП(б) о
предстоящем собрании, раз’ясняли, как го-
товиться к выступлениям. devas

Чтобы собрание прошло по-деловому, не-
обходимо уделить большое внимание подго-
TOBE докладчика. Он должен ясно и кон-
вретно изложить материал, сосредоточить
внимание коммунистов на главном и ©де-
лать правильные выводы.

Партийный актив и рядовые коммунисты
оказали докладчику т. Гулякову немалую
помощь. 3а несколько дней до собрания
т. Гуляков беседовал © ‘секретарем партбю-
ро и руководителями низовых ортанизаций.
Составленные докладчиком тезисы они ло-

``

собрания

полнили фактами, внесли ряд принципи-
альных поправок. Политрук т. Илларионов
рассказал, что коммунист лейтенант
т. Краснов умело воспитывает краснофлот-
цев, всегда заботится о них. Тов. Илларио-
нов посоветовал докладчику более подробно
рассказать о методах работы т. Краснова ©
личным составом, о том, какие это хает
результаты. Такие же факты приводили и
другие коммунисты.

Замечания активистов хокладчик учел и
использовал в своем выступлении. Это 0бо-
гатило доклад, сделало ero более пеле-
устремленным. Тов. Гуляков, освещая
основные вопросы, умело иллюстрировал
свои мысли яркими и поучительными при-
мерами.

Тщательная подготовка дала положи-
тельные результатьь. Раньше в докладах
было много общих положений, они зани-
мали много времени; выступления в пре-
ниях не всегда носили конкретный харак-
тер, активность была недостаточной. Те-
перь положение резко изменилось. Напри-
мер, на собрании, о котором мы’ упомина-
ли, в прениях пожелало выступить более
двадцати человек.

Большое значение в воспитании у ком-
мунистов ответственности 3a порученное
дело имеют систематические отчеты секре-
таря бюро. Каждое собрание в этой opra-
низации начинается с отчета секретаря о
выполнении ранее принятых решений. За
несколько дней до собрания т. Захаров
просматривает протоколы, устанавливает,
какие пункты не выполнены и по чьей
вине, намечает, что необходимо сделать.
Затем бюро обсуждает предложения секре-
таря и дополняет их. После этого т. Заха-
ров докладывает на собрании © выполне-
нии решений. Так секретарь отчитывает-
ся перед коммунистами о реализации их
предложений, на конкретных примерах
учит по-большевистеки относиться к пар-
тийным поручениям.

Деловое обсуждение повестки дня при-
водит к тому, что собрания принимают со-
держалельные решения. Так, в резолюции
по докладу т. Гулякова коммунисты наме-
тили ряд пунктов © указанием сроков ис-
полнения и ответственных лиц. Например,
т. Туганцеву было поручено провести с
личным составом своего подразделения бе-
седу на тему: «Я — гражданин Советско-
го Союза», т. Фокееву — прочесть для
командного состава лекцию: «Красная Ар-
мия и Военно-Морской Флот-—школа боль-
шевистокого воспитания».

На следующий день после ‘собрания
т. Захаров вызывает товарищей, которым
дано поручение, беседует с ними о том,
что нужно сделать для выполнения зада-
ния. Например, т. Захаров посоветовал
коммуниету т. Садовникову, как провести
беседу с личным составом, подобрал мате-
риал, предложил составить конспект. По-
ручение это он записал в тетрадь, чтобы
потом узнать, как оно реализовано. Когда
т. Садовников‘ подготовилея и составил
конспект, секретарь проверил его. При-
сутотвуя на беседе, т. Захаров указал
т. Садовникову на некоторые недостатки.

Бюро не только проверяет, как комму-
нисты выполняют решения собрания, но
И помогает выполнять их. с

Коммунисты тт. Коробов и Сапожников
заявляют, что партийные собрания в их
организации-—9то действительная Школа
большевистекого воспитания. Каждый ком-
мунист уходит после собрания в Ууверенно-
сти, что принятое решение будет вышол-
нено.

Партийные собрания в этой организации
помогают не только вскрывать недочеты,
но и учат каждого коммуниста.

Старший политрук А. СУСАНИН.

Накануне отчетов. и выборов партийных органов

ВЛАДИВОСТОК, 31 марта. (0т наш.
корр.). В Управлении политической про-
патанды  Тихоокеанского флота состоялось
совещание. нзчальников отделов политиче-
ской пропаганды соединений и секретарей
партийных организаций, посвященное под-
тотовке к предстоящей  отчетно-выборной
кампании руководящих парторганов.

С докладом по этому вопросу выступил
полковой комиссар т. Азаров.

Заместитель начальника Управления
политической пропаганды бригадный ко-
миссар т. Игнатьев поставил перед пар-
тийными работниками ряд конкретных
задач, которые должны решить парторга-
низации в ходе подготовки и проведения
отчетно-выборных собраний.

——ы==—ы—»<»—<ю<»—“<”<”“<”<”<—“”<”—ы”<”—Ю—ы———ЗЗЭЗН:+«а«:

Вся семья капитана В. В. Доможирова

КРАСНЫЙ ФЛОТ

хорошо ходит на лыжах. Его жена Га-

лина Александровна держит женское первенство Северного флота по лыжам.
На снимке: капитан В. В. Доможиров (сзади), его жена Галина Александровна
й их дети Феликс (5 лет) и Вячеслав (7 лет) на прогулке.

Фото Н. Веринчука.

Важный вопрос  -

Партийное взыскание — не только мера
воздействия, но и мера воспитания. Оно
преследует цель исправления коммунистом
своих недостатков. Поэтому партийные

руководители обязаны He только внима-.

тельно относиться к членам и кандидатам
партии, знать, чем они живут, ках растут,
HO и помотать коммунистам, имеющим
партийные взыскания, исправлять ошибки
на практической работе, изживать личные
недостатки.

Так и поступают в парторганизалии, где
секретарем т. Лакеев. После того как
кандидат в члены партии т. Стеланов
получил взыскание, парторг подразделения
часто © ним беседовал, интересовалея, как
ен выполняет служебные обязанности, пал-
тийные поручения. Степанову привили
вкус к чтению политической и художе-
ственной литературы. Начав. с выполнения
отдельных заданий парторга, т. Степанов
стал проводить беседы и читки газет. Те-
’перь OH активно участвует в жизни  пар-
тийной и комсомольской организаций,
является передовым краснофлотцем.

Партийная организащия ‘убедилась, что
боец вполне исправилея, хорошей работой
загладил свою вину, и сняла с него взы-
скание. Сейчас т. Степанов избран секре-
тарем комсомольской организации подраз-
деления. Ей он отдает много сил и энер-
тии. Он добилея улучшения воспитательной
работы ереди комсомольцев и повышения
их активности. Окрепла дисциплина, резко
сократилось числе проступков.

Вандидат в члены ВКП(б) т. Дрикер
нарушал воинскую дисниплину. Беседы
е ним ни в чему не приводили, и на
собрании коммунистов ему было вынесено
партийное взыскание.

Секретарь партбюро т. Новиков, зная
недостатки этого бойца, часто беседовал
с нии о воинской дисциплине и об обязан-
ностях коммуниста, давал ему советы. [о-
степенно т. Дрикер втягивалея в жизнь
парторганизации, стал дисциплинирован-

ным. Вскоре он был назначен групновохом
политзанятий. Свои обязанности т. Дрикер
выполняет добросовестно.

Эти факты показывают, что коммунисты,
получившие ззыскание, с помошью парт-
ортанйзации исправляются и приобщаются
к активной политической жизни.

Иная картина в парторганизациях, где
не уделяют внимания коммунистам, на
которых было наложено взыскание; Эта
невнимательность приводит к тому, что у
людей, понесших наказание, притупляет-
ся чувство ответственности за свое поведе-
ние. Так было с кандидатом - в члены
ВКП(б) т. Г. За нарушение воинской дис-
циплины ему вынесли строгое патхгийное
взыскание. На другой же день о нем за-
были, перестали интересоваться его Ha-
строением, не давали поручений. Прошло
некоторое время, и т. Г. снова грубо нару-
шил воинскую дисциплину. Ето исклю-
чили из партии.

Кандидат в члены ВКП(б) т. Бондарь —
хороший специалист. Но он не проявлял
активности, не повышал своего идейного
уровня. На это никто не обращал внима-
ния. Тов. Бондарем занялись лишь Torna,
когда он нарушил партийную дисциплину.
На него наложили взыскание, но и в Даль-
нейнем его воспитанием не’занимались.

Воентехника 2-№ ранга члена ВЁП(б)
т. М. привлекли к ответственности за на-
рушение дисциплины. После этого он резко
снизил активность. Но этот факт никого
не обеспокойл. Ему не давали партийных
поручений, им не интересовались. Недавно
OH снова совершил проступок.

Нало отметить, что многие секретари
первичных организаций не работают © ком-
мунистами, имеющими взыскания, не сле-
дят за их практической деятельноетью.
Сами парторганизапии редко поднимают
вопрос о снятии взысканий с тех, кто .это-
го заслужил. Это серьезное упущение.

Старший политрук И. ВЛАДИМИРОВ.

x Ва

- 0 самостоятельном изучении
иностранных языков

Сейчас ‘но приходитея уже доказывать,
что каждый командир Красной Армии и
Военно-Морского Флота должен владеть хо-
тя бы одним иностранным языком. Изучать
его придется в основном самостоятельно на
дому; для того, чтобы добиться youexa,
нужны большая настойчивость, правиль-
ная. система.

Надо отказаться от вредных рецептов,
рекоменлующих: «Учи язык 20 минут в
день и все постигнешь». При такой систе-
мо можно «изучать» 20 лет и ничему не
научиться. Если хочешь овладеть ино-
странным языком всерьез, занимайся им
серьезно. Распредели свое время так, что-
бы ежедневно изучать его не меньше 1,5—
2 часов. Тогда в течение двух примерно
лет можно научиться читать иностранную
тазету и достаточно свободно говорить. это
самый легкий и верный путь.

Если такое же точно учебное время pac-
пределить на 4 года (заниматься по 45
минут—1 часу в день), будешь знать
втрое меньше. Память требует ежедневной
тренировки, ежедневной упорной работы
над собой, не допускающей никаких пе-
рерывов.

Для привития твердых разговорных на-
выков надо как можно чаще слушать ино-
странную речь. Ежедневную  слуховую
практику можно иметь, пользуясь курсом
ипостранных языков Ha граммофонных
пластинках. По курсу английского языка,
например, можно рекомендовать первую
серию из 6 пластинок в 12 уроков (авто-
ры Гебель и Понтович) и вторую, расши-
ренную, серию в 16 пластинок (32 уро-
ка с фонетической частью; авторы Гиль-
бертсон и Катловкер). Есть также краткая
и расширенная серии по курсу немецкого
и французского языков.

Необходимо прослушать каждый урок не
менее 40—50 раз, многократно повторять
текст вслух. Надо добиться такой степе-
ни освоения ‘текста, чтобы успевать по-
вторять фразу за пластинкой в момент пах-
зы между фразами. Таким путем изучаю-
щий постепенно заучит текст пластинки
наизусть и сможет свободно его переска-
зывать. Полный курс на пластинках охва-
тывает 1.500—2.000 паиболее употреби-
тельных слов,— изучающий получает. та-
ким образом весьма“ солидный линтвисти-
ческий багаж, освоенный в форме типо-
вых текстов и диалогов, что особенно важ-
но для привития разговорных навыков.

Самостоятельные занятия следует про-
водить в два приема: утром осваивать по-
строение разговорной фразы на, материале
текстов, вечером слушать граммофонные
пластинки.

Во время утреннего занятия. надо зада-
вать вслух вопросы и отвечать на них.
Необходимо добиваться полного речевого
автоматизма в построении типового вопро-

Трелий месяц  курсанты-выпуежниюи
училища им. Дзержинекото проходят пред-
дипломную практику на боевых кораблях,
заводах и в научно-исследовалестьских ин-
ститутах. На, практической работе они ©0-
верптенствуют и закрепляют теоретические
знания, тлубже изучают современную тех-
нику Военно-Морекото Флота.

Практика преследует дво главные зада-
чи: стажировку будущих командиров ин-
женеров флота и подбор материалов, необ-
ходимых для дипломного проектирования.
Из писем видно, что эти задачи успенено
выполняются, з

Курсанты паросилювого фажультета пи-
шут, что работа на кораблях Северного
флота приносит им отромную пользу. За-
мещая командиров мапгинной, котельной и
электромоторной групп, они хоропто справ-
ляются с обязанностями и кроме того вы-
полнятют ряд поручений командования, свя-
залиных © ремонтом корабля. Пратотитжаевтьз
проводят занятия © младтими команди-
рами, политинформащии и т. д.

Знания, полученные в училище, дают
курсантам возможность вносить ражионали-
заторекие предложения, улучтать м ©0-
вертенствовать боевую технику.

са и ответа, & для этого ‘задавать один и
тот же вопрос ‘и отвечать на чего вехух
по 20—30 раз. В результате вы при’ рав-
товоре © собеседником ‘не будете задумы-
ваться над конструкцией фразы, & авто-
матически находить нужную форму.

Вечером необходимо 40—50 минут еху-
шать траммофонные пластинки. Опыт по-
казывает, что, занимаясь подобным темпом,
можно изучить полный курс (20—22 илз-
стинки) примерно за 6—7 месяцев.

На этом можно ечитать первый этап
изучения законченным и переходить” к во-
енной и общеполитической терминологии.
Это только частично может быть восполне-
но ежедневным чтением иностранных газет
и инострапных военных текстов. Надо вы-
пустить специальную серию в 20—25
траммофонных пластинок, ‘изучение кото-
рых поможет формированию военного. пе-
реводчика. В текстах должны быть диало-
TH типа: допрос пленного разведчика,
пленного офицера, разговоры © перебежчи-
ком, с жителем страны противника, формы
типовых донесений, устные команды, крат-
кие сведения об организации иностранной
армии и флота, о принятой системе воору-
жения, данные по военной географии, о BO-
енно-морском тезлре и т. д.

Несколько слов 0 преподавании языка
в училищах и академиях. ;

Основной причиной плохого знания язы-
ков куреантами и слушателями является
слабая требовательноеть педатогов. № тому
же во время летних перерывов забывается
больше половины всего изученного зимей.
Лучше было бы производить ежегодные 38-
четы по иностранному языку не’ весной, &
осенью, чтобы слушатели и курсанты, ус-

покоенные  хорошими оценками, не почива-

ли на лаврах во время летнего перерыва.
Кстати, 0б оценках. Читая «50 gers
строю», я почувствовал уважение к. требо-
вательности педалуга, принимавитего’ о от
А. А. Игнатьева зачет по немецкому ‘язы-
ку при его поступлении в Академию: Ге-
нерального штаба. Испытуемый перепутал
выражения «кригсшуле» и «милитершу-
ле», и за это ему балл. Хотелось
бы, чтобы и наши . преподавалели бы
так же MeIbHEE, Это будет стюсобст-
вовать лучшему энанию языков. ‚:
Кажлый волевой и культурный командир
всегда найдет возможности и время для
самостоятельного изучения иностранного
языка. Командир-переводчик в Красной Ap-
мии и Военно-Морском Флоте не имеет
сейчас никаких узаконенных преимуществ.
Надо узаконить права военного переводчи-
ка, чтобы это’ звание давало командиру
материальное побтрение ‘и право на уеко-
ренное продвижение по служдбе.   г

Военинженер 2-го ранга,
доцент, кандидат технических наук
Б. АГАФОНОВ.

Практика выпускников

тт. Чичикалюк, Скафтыров и ДЛробышев-
екий предложили изменить систему пере-
ключения главной паровой  матистраои.
Вомандир БЧ-У принял это предложение.

Не менее успешно проходит преддителом-
ная практика на Черном и Балтийском мо-
рях. Выпускники еобрали много материа-
лов для дипломного проектирования. Они
подробно на практике изучают корабли
того класса, который им задано спроевщи-
ровать, знакомятся © особенностями пла-
вания на них.

Плодотворню проходит пражтика, юуфезн-

тов кораблестроительного факультета Ha
заволах и в научно-исслеловательских WH
етитутах  Фенинтграда. = Пепосредотвенно
наблюдая за проектированием и пюстрой-
кой кораблей, они собрали обширный ‘ма-
териал для своих дипломных работ; Часть
времени использовати для изучения теал-
ра, выработки тажтико-технических  зала-
ний для своих будущих проектов.
Следует отметить, что курсанты везде
получают помощь и поддержку командиров
и специалистов Военно-Морского Флота.
Это во многом способствует успешному вы
полнению задач, поставленных на период

правтики.
В. АЛЕКСАНДРОВ.

Война

Изучение морской политики капитали-
етических тосударств способствует уяене-

EEN планов и направлений ударов подго-,

товляемой войны. Морская политика, госу-
дарства должна обеспечивать решение за-
дач, стоящих перед флотом, и основывать-
ся на этих задачах. Вместе с тем задачи
флот» могут вытекать из характера мор-
ской политики государства и из достигну-
тых результатов.

С этой точки зрения представляет зна-
Чительный интерее выпущенная  Военно-
морским издательством книга члена-коррес-
понденть Академии наук СССР 1. Н. Ива-
нова «Вторая империалистическая война
на море». Внигь посвящена подготовке к
войне на море крупнейших капиталистиче-
ских государств и показу их морской по-
литики в период, предшествовавший началу
второй империалистической войны.

Автор, широко пользуясь принципиаль-
ными высказываниями английской, фран-
пузской и американской периодической пе-
чати, подробно освещает морскую полити-
ky Amram и Франции, их военно-мор-
ские бюджеты с 1934 г., разбирает кораб-
лестроительные программы и развитие си-
стемы базирования.

Л. Н. Иванов приводит материалы 0
подмуовке Германии и Италии к войне на
море, о морской политике Японии и США.
Ознакомившись с этими материалами, чи-
талель получает достаточно полное пред-
оставление 06 общей стратегической обета-
Новке Ha главнейших морских театрах ми-
ра, 00 основных узлах империалистических
противоречий.

Опыт военных действий в 1914—
IT., полностью подтвержденный хо-
дом событий текущей войны, показывает
Роль и значение морских коммуникаций
для любого крупного государства. 0Особен-
Но остро заинтересованы в них островные
Тобударства, & также то капиталистиче-
ские страны, которые в силу своей эконо-
Мики испытывают недостаток в стратеги-
Чвеком сырье, в машинах и пр.

БИБЛИОГРАФИЯ

Ha

Л. Н. Иванов, член-корреспон-

дент Академии наук СССР. «Вто-

рая империалистическая война

на море». Военмориздат, 1941 г.
Стр. 156, ц. 4 р. 40 к.

<

Для того чтобы достаточно полно понять
морскую политику того или иного госу-
даротва, надо изучить его экономику, изу-
чить характер его товарообмена в мирное
время, иметь отправные цифровые данные
© морской торговле, о направлениях глав-
нейших трассе морских путей и их насы-
шенности грузооборотом. Надо, наконец,
проанализировать возможные в военное
время изменения потоков морских перево-
30K.

Только после этого можно понять, на-
пример, направленность морской полити-
ки Японии, вытекающей из империалисти-
ческих интересов этого государства в Ви-
тае и Индонезии. Можно было бы также
яено представить, на каких этапах войны
против Англии какие именно из ее комму-
никаций и почему подвертаютея более
мошному воздействию германских сил и
какие меньше.

В рецензируемом труде имеются общие
обоснования этом вопроса в отношении
Японии, хотя и недостаточно подкреплен-
ные необходимыми цифровыми данными;
не показаны трассы морских путей Япо-
нии. Совсем мало затронут этот вопрос в
отношении воюющих сторон и даже Вели-
кобритании. Уязвимость Англии, как это
давно известно, заключается именно в ве
растянутых мировых коммуникациях и В
зависимости метрополии от импорта стра-
тегического сырья и продуктов питания.
Поэтому хотелось бы. видеть в труде ав-
тора фактические цифровые — данные,
вскрывающие картину зависимости каж-
дого из крупных капиталистических госу-
дарств от внешних связей, налтравления пу-

море

тей и силы торговых потоков. Тогда гораз-
до доходчивее были бы многие соображе-
ния © той или иной военно-морской базе
или о характере кораблестроительной про-
граммы;

Разумеется, задачи флотов не ограничи-
ваются только борьбой на, коммуникациях.
Поэтому было бы неправильно связываль
морскую политику государетва только с
проблемой морских торговых путей. Тем
не менее борьба на коммуникациях — за-
дача, важная для всех морских государств,
& для таких, например, стран, ках Англия
и Япония, она главная.

Подготовка в войне в современных ус-
ловиях, помимо политической стороны, за-
RIWYACTCH в организации вооруженных
сил, в оборудовании театров, в создании
базирования, в подготовке к войне всего
народного хозяйства, страны. Не менее важ-
но накопить необходимые средства войны,
подготовить кадры, дать высокую боевую
подготовку вооруженным силам, ‘составить
планы войны. Поэтому нельзя понимать
под ‘подготовкой к войне на море только
морскую политику того или иного государ-
ства.

Французский журналист Андрэ Моруа в
обширной статье «Как Франция проигра-
л& войну» подробно изложил ряд недостат-
ков в подготовке Франции ко второй импе-
риалистической войне.

Французская авиация, которая была
когда-то одной из лучших в мире, вету-
пила в войну в количественном отношении
недостаточной, & главное, состояла из
устаревттих машин. Гигантокое сооруже-
ние, названное «линией Мажино», оказа-
лось расположенным таким образом, что
могло быть обойдено неприятельскими вой-
сками. Развертывание войск в обороне ори-
ентировалось на слабость средств прорыва,
т. ‘6. обосновывалоеь опытом войны
1914—1918 гг., без учета развития но-
вых средств. Боевая подготовка пехоты: ве-
лась ‘устаревшими приемами, и войска

почти не были знакомы с новыми спосо-

бами ведения боя. Возраст некоторой ча-

сти командного состава, был ‘чрезмерно вы-
сок. Между политическими и военными

_ деятелями, а также среди верхушки коман-

дования существовали служебные ‘трения.
Недостаточно хорошо работал транспорт,
плохо была организована, противовоздушная
оборона страны и т. д.

Моруа не векрывает недостатков в. под-
тотовке французекого флота, но вряд ли
можно думать, что этот флот был. счает-
ливым исключением среди общей непод-
тотовленности Франции к войне. Пока еще
трудно судить о том, как подготовились в
войне ‘другие ее участники. Однако можно
констатировать, что в Англии уже не-
хватает крейсеров и в особенности мино-
носцев и мелких кораблей. Их пришлось
ценой дорогих уступок приобретать в США.
Слабой оказалакь в Англии береговая и
особенно противовоздушная оборона. Вы-
яенилось, что базирование вовсе He obec-
печивало безопасности стоянки кораблей
от нападений с воздуха. Потопление ли-
нейного корабля «Ройял Ок» проникшей в
Скапа-Флоу германской подводной лодкой
говорит о неподготовленности и этой ба-
зы к военным действиям. e

Поэтому вызывает большое сомнение ут-
верждение Л. Н. Иванова, что «англо-
французский военный блок готовился к на-
чавшейся в 1939 г. войне заблаговремен-
но и тщательно» (стр. 13). Вот. здесь-то,
повидимому, и следовало раскрыть причи-
ны, почему Франция и Англия хотя и го-
товились к войне, но оказались к ней не-
подготовленными.

Остались вовсе не освешенными произ-
водетвенные возможности воюющих госу-
дарств в отношении постройки ‘военных ко-
раблей во время войны. Между тем Герма-
ния способна воевать с Англией на мо-
ре потому, что она может вводить в строй
ежемесячно (в настоящее время) до 20—
30. подводных лодок. Для этого она имеет
отромный опыт предыдущей войны. Можно
ли не учитывать этог факт при анализе
подготовки Германии ко второй иипериали-
стической войне? Конечно, нельзя! Прав-

да. автор отмечает возможность роста гер-
манского подводного флота вообще, оеновы-
ваясь на, заявлении 06 этом Черчилля (стр.
98). Но для получения более точных дан-
ных стоило только подочитать количество
стапелей на германских кораблестроитель-
ных заводах и учесть сроки постройки ло-
док хотя бы по опыту предшествовавшей
войны. Для этого можно было воспользо-
ваться, например, книгой Михельсена
«Подводная война 1914—1918 гг.».

Не меньший интерес представлял бы ana-
лиз производственных возможностей Анг-
лии в отношении постройки крейсеров и
миноносцев в военное время.

Очень важно привести хотя бы ориен-
тировочные данные о возможном росте
авиации воюющих стран.

Если бы в дополнение к этим фактиче-
ским данным можно было описать харак-
тер боевой подготовки флотов, основываясь
на общеизвестных материалах о ежегод-
ных маневрах, & также хотя бы несколько
раскрыть проблему кадров (пополнение под-
водных лодок, мелких кораблей и авиации
людским составом действительно становит-
ся в современных условиях проблемой), то
можно было бы сказать, что подготовка
воюющих государств к войне на море ос-
вещена © достаточной полнотой.

Во второй части книги автор расематри-
вает два этапа современной войны: пер-
вый — от ео начала до борьбы за скан-
динавский плацдарм, и второй, охватыва-
ющий Норвежекую операцию немцев, дюн-
керкскую эвакуацию англичан и началь-
ный период военных действий на Среди-
земном море. Здесь дается большой факти-
ческий материал с цифровыми данными о
размерах потерь в торговом тоннаже, о по-
полнении тоннажа, о потерях боевых ко-
раблей сторон и т. п. Все это подкрепляет-
вя выдержками из антлийской и американ-
ской периодической печати. Цифровой ма-
териал для более удобного восприятия ©ле-
довало бы свести в таблицы или в диаграм-
мы. Анализ хода военных действий дан пре-
имущественно в политико-стратегичееком
разрезе. Военно-морской. читатель вправе
требовать также более подробного’ опера
тивно-тактического анализа. Наша. перио-
дическая печать неоднократно уже давала
такой анализ по отдельным операциям и

боям и приучила читателя подходить Е
изучению опыта’ текущей войны более
утилитарно, в смысле его использования
для целей боевой подготовки флота, -

Во введении к книге автор употребляет
териин «влаление морем» (стр. 7), пони-
мая под ним обеспечение своих морских
коммуникаций и срыв коммуникаций про-
тивника. Опыт войны показывает, что то-
сподство английского флот» в восточной
части Средиземного моря, хотя и способет-
вует защите коммуникаций, но не 0беепе-
чивает их от воздушных ударов. против-
ника. Господетво английского... флота». но
может прервать коммуникации „ против-
ника, что, между прочим, подтверждается
беспрепятетвенной, повидимому,  перебро-
ской морем значительных германских су-
хопутных сил из Италии в Ливию. Вряд
ли стоило воскрешать устаревтиее поня-
тие «владение морем», тем более, что фак-
тически такое владение He осущеетвляет-
ся. Правильнее было бы говорить 0б уста-
новлении в известной части морского те-
атра выгодного и более или менее уетой-
чивого оперативного режима. Такой опера-
тивный режим ‘создается рядом мероприя-
тий в мирное. время и поддерживается
борьбой с противником е началом ив про-
цессе войны.

Приложенная к книге схематлическая
карта Северного моря значительно’ выигра-
ла бы, если бы кроме военно-морских баз
воюющих сторон на нее нанеети и нёко-
торые боевые действия, например, схему
развертывания сил в Норвежекой onepa-
ции и обстановку во время Дюнкеркской
операции.

Некоторое недоумение вызывает двойст-
венное наименование книги, На, переплете
она называется «Вторая ` империалистиче-
ская война на море», & на титульном ли-
сте — «Подготовка и первые итоги второй
империадистической войны на море». Оче-
ВИДНО, Это недоразумение следует отнести
за счет редактора книги Г. М. Игнаткови-
ча. Второе название, пожалуй, ‘вее-таки
больше соответствует содержанию книги.

Отмечая отдельнью существенные недо-
остатки книги, в целом ее можно считать
интересной и полезной.

Контр-адмирал. В. БЕЛЛИ.