z

ГУ сессия Верховного Совета РОФСР 1-го созыва

Дневник заседания

(Окончание. Начало на 1-Й стр.).

— Хозяйственные итоги 1940 года —
продолжает докладчик, — показывают, что
народы Российской федерации добились
новых замечательных успехов в хозяй-
ственном и ‘культурном   строительстве.
Выпуск промышленной продукции увели-
чилея на 9,2 проц. по сравнению © 1939
тодом. Особенно значителен этот рост во
втором полугодии. Но необходимо отметить,
что наши ‘успехи были бы значительно
большими, если бы в работе наших хо-
зяйственных организаций не было тех
существенных недостатков, о которых го-
ворил в CBOCM докладе на
ной конференции ВЁИ(б) тов. Г. М. Ма-
ленков.
‚ ПШ предварительным данным, государ-
ственный бюджет на 1940 тод исполнен
по доходам в сумме 24.205 млн. рублей,
з по расходам —в сумме 23.698 млн.
рублей. Таким образом доход превысил
расход на 507 млн. рублей. В народное
‘хозяйство вложено 4.513 млн, рублей,
‘на сопиально-культурные мероприятия из-
расходовано 16.204 млн. рублей. Бюдже-
ты автономных республик и местные бюд-
жеты составили 19.153 млн. рублей.

Переходя Е государственному бюджету
РОФСР на 1941 тод, тов. Носконов co-
общает, что доходная часть бюджета опре-
лелена Советом Народных Бомиссаров. в
сумме 24.988 млн. руб. Важнейшую

статью доходной части бюджета состав-

ляют отчисления от прибылей — 7.210
млн. рублей, }

Прибыльность социалистического хозяй-
ства растет из гола в TOI. за годы треть-
ей сталинской пятилетки удельный Bet
отчислений от прибылей в государствен-
ном бюджете республики повысился 6
11 проц. лю 28,8 прод. Отеюда ясно, ка-
‘кое исключительное значение приобретает
снижение себестоимости — в промышлен-
ности, рост накоплений и сокращение из-
держек обращения — в государственной
торговле.

Докладчик резко критикует. Народный
комиссариат лесной промышленности
РСФСР, допустивший рост себестоимости
продукции, большие потери. Достаточно
сказать, что простои механизированного
транспорта на лесозаготовках составили в
октябре и ноябре свыше 50 проц. всего
рабочего времени. Республиканская про-
мышленность Наркомместпрома недовышол-
нила в прошлом году план накоплений
на 22.500 тыс. рублей и недодала рес-
публиканскому бюджету 19.600 тыс. руб-
лей. Руководители наркоматов, главков,
трестов и предприятий обязаны покончить
с подобной бесхозяйственноетью и pacTo-
чительством, решительно укретить хозрас-
мет и финансовую дисциплину, обеспечить,
чтобы планы по себестоимости и по при-
былям выполнялись безоговорочно. Финан-
совые органы в свою очередь должны
тлубже вникать в хозяйство, в экономи-
KY, строже контролировать выполнение
хозорганами своих обязательств перед го-
сударственным бюджетом.

Поступления по налогу с оборота  узе-
личиваются в 1941 году, по сравнению
с 1940 годом, на 10 млрд. рублей. Отчис-
ления от этого налога в бюджет составят
4.490 млн. рублей. Необходимо добиться,
чтобы эти отчисления переводились в бюд-
жет всеми хозорганами немедленно, без
задержек.

Доложив сессии о состоянии и задачах
в области займового и сберегательного де-
ла и государственного страхования, ‹ ло-
кладчик переходит далее к расходной ча-
сти государственного бюджета на 1941
Tox. Общая сумма расходов установлена
в сумме 24.978 млн. рублей.

— Более двух третей бюджета, — гово-
рит он направляется на социально-куль-
турное строительство, что полностью отве-
чает роли и месту реенубликанского бюд-
жета в общей бюджетной системе Совет-
екого Союза.

На нужды народного хозяйства ассит-
нуелея 4.970 млн. рублей, на социально-
культурные мероприятия — 16.987 млн.
рублей, на управление и судебные орга-
ны — 2.584 млн. рублей, на прочие pac-
ходы — 437 млн. рублей.

Характеризуя ассигнования на нужды
народного хозяйства, тов. Носконов подчер-
кивает, что по отдельным наркоматам по-
_лавляющая часть капитальных затрат дол-
-жна быть обеспечена за счет собетвенных
_срелетв. В прошлом году некоторые нарко-
маты задерживали эти средства и, тем са-
мым, затрудняли финансирование строи-
‚тельства. С таким положением необходимо
‚пскончить. Финансовые органы и банки
должны строже контролировать поступле-
нис средств на капитальное строительство.
Совершенно недопустимо и такое положе-
ние, котла некоторые  хозяйственники
используют не по назначению оборотные
средства, когда фактические остатки сырья,
материалов и готовой продукции значи-
тельно превышают установленные норма-
Тиры. Это нарушает нормальную деятель-
ность предприятий и создает для них фи-
нансовые затруднения. Наши хозяйетвен-
ники должны по-настоящему овладеть фи-
нансами, экономикой, добиться, чтобы каж-
jan копейка государственных = средств
использовалась правильно, по. назначению.

Почти 40 проц. средств государственно-
то бюджета республики напразляетея Ha
нужды народного образования, Это полно-
стью отвечает задаче, поставленной ХУШ
с’езлом большевистской партии -—— осущеют-
вить в третьей пятилетке всеобщее деся-
тилетнее обучение в городах и завершить
вевобщее семилетнее обучение в сельских
местностях и во всех национальных pec-
публиках. В 1941 году в школах РСФСР
будет обучаться свыше 20 илн. детей —
na 900 тыс. больше, чем в прошлом году.

Ассигнования на нужды народного. здра-
всохранения составляют почти четвертуто
‘часть государственного бюджета — 5.553,1
млн. рублей — на 13 проц. больше, чем в
1940 году. Эти средства позволят развер-
нуть 9.640 новых коек в городких и

ХУ Везсоюз-  .

сельских больницах, увеличить число мест
в детских яелях на 45 тыю., значительно
расширить сеть амбулалорий, детеких кон-
сультащий и больниц. На 4.637 человек
увеличитея число амбулаторных врачей,
тхавным образом в сельских местностях,
Цочти три четверти всех сельских советов
республики будут, иметь в 1941 году ме-
дицинские учреждения.

Значительно возрастают расходы на с0-
циальное обеспечение. На выдачу пенсий
и пособий ассигнуетея 1.740 млн. рублей,
против 1.686 млн. рублей в 1940 году.

-—— Советское Правительство, — говорит
тов. Посконов,-— ожегодно отпускает or-
ромные средства на школы, больницьь
клубы, библиотеки, детские ясли и другие
социзльно-культурные учреждения: Орга-
ны народного образования и здравоохране-
ния обязаны расходовать эти средства
экономно, по-хозяйски, с максимальной
пользой для дела. Наркомпрос и Нарком-
здрав должны укрепить финансовую дис-
пиплину в своих учреждениях, обеспечить
повседневный жесткий контроль з& расхо-
хованием средств.

В 1940 тоду был. проведен ряд меро-
приятий по упрощению и удешевлению
государственного аппарата. Экономия от
сокращения аппарата составляет [0
РСФСР 43 млн. рублей в месяц. В 1941
году расходы на управление и содержа-
ние судебных органов уменьшаются о го-
сударетвенному бюджету PCOCP na 206
илн. рублей. Из 2 млрд. рублей экономии
OT дальнейшего сокращения управленче-
ского аппарата, включенных в тосудар-
ственный бюджет СССР, значительная
часть приходится на РСФСР. Для этого у
нас есть все возможности.

Докладчик приводит примеры, свиде-
тельствующие, что структура многих хо-
зяйственных организаций все еще гро-
моздка, а штаты раздуты. Так в. отделе
снабжения  Главхимпрома, где  веего
36 служащих, имеетея 16 секторов и
групи. Всякого рода начальников в этом
отделе 29, а рядовых работников только
7: на каждого работника приходитея по
4 руководителя. Часто, для того, чтобы
обойти закон и увеличить заработную пла-
ту служащим, некоторые руководителя
становятся на путь переименования долж-
ностей. Например, в проекте штатов ре-
монтно-бытовой конторы Московского об-
ластного промсовета  предусматриваются
такие должности, как... старший инженер
по починке обуви, старший инженер по
починке одежды, старший инженер по ре-
MOHTY упряжи, инженер по снабжению
ит д. Это есть не что иное, как обман
государства, прямое нарушение закона.
Необходимо решительно искоренить петат-
ные излишества в аппарате, покончить с
либеральным отношением к нарушителям
штатной дисциплины.

Заключительную часть своего доклада
тов. Посконов посвящает характеристике
местных боджетов на 1941 год.

Общий об’ем местных бюджетов: уета-
повлен в сумме 20.178.900 тыс. рублей.

Против прошлого гола он увеличивается
на 1.025.800 тыс. рублей. В этом росте

Halt яркое свое выражение неуклонное

развитие хозяйства и культуры автоном-
ных республик, краев и областей Pocemii-
ской Федерации.

На ряде примеров докладчик показывает
рост экономики и культуры областей,
краев и автономных республик.

Заканчивая доклад, тов. Посконов гово-

pur:

да -—— кретить могущество социалистиче-
ской родины, под руководством великого
Сталина добиваться новых и новых побед
коммунизма. В этом —— залог того, что го-
сударственный бюджет Российской Феде-
рации на 1941 тод будет успешно выпол-
нен!

Делегаты и гости отвечалот на это заяв-
ление бурными атытолиементами.

Слово для содоклала получает председа-
тель бюджетной комиссии Верховного (о-
вета РСФСР депутат И. А. Власов. Он
указывает, что принятый Советом Народ-
ных Комиссаров РСФСР государственный
бюджет на 1941 тод построен’ в полном
соответствии с народнохозяйственным пла-
ном реснублики и направлен на осуше-
етвление залач, поставленных ХУПЕ Все-
союзной конференцией ВКП(б). Бюджетная
‘комиссия Верховного Совета РСФСР, рас-
смотрев доходные ‘и расходные статьи го-
сударственного бюджета, на 1941 гол, одо-
бряет ем и предлагает утвердить © ря-
дом поправок.

— Только за нослелние пять лет,/—го-
ворит депутат Власов,—бюджет нашей ре-
спублики вырос почти на 10 миллиардов
рублей. Эти цифры ярко отражают неук-
лонный рост всех отраслей народного хо-
зяйства и похем культурно-матермального
уровня народов нашей республики.

Подробно характеризуя достижения фес-
публики в хозяйственном и культурном
строительстве, депутат Власов в то же вре-
мя отмечаст рад крупных недостатков в
работе отдельных республиканских нарко-
матов. На примерах работы ‘наркоматов
мясной и молочной промышленности и пи-
шевой промытиленности, допустивших боль-
шие сверхплановые расхоы и выпуск
недоброкачественной продукции, он пока-
зывает, ‘что внести причитающиеся бюд-
жету платежи-— это ` далеко: еще не все.
Выполнять свои обязательства перед го-
сударетвом-—это значит систематически
снижать себестоимость продукции, всяче-
ски укреплять хозрасчет, беспощадно. ис-
коренять ° бесхозяйственкость, экономить
деньги и материалы, добиваться роста со-
циалистических накоплений и правильно
направлять их на дальнейшее. развитие
народного хозяйства и культуры.

Содокладом бюджетной комиссии первое
зассдание ГУ сессии Верховного Совета
РОФСР 1-го созыва заканчивается.

(ТАСС).

0 ЗАСЕДАНИИ ЧЕТВЕРТОЙ СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РОФСР

Сегодня, 2 апреля, заседание сессии состоится в 11 часов дня, в зале заседаний

Верховноге Совета в Кремле.

В порядке дня -— прения по докладу о государственном бюджете РСФСР

за 1941 год.

а

диром,

— Непреклонна воля советекого наро-

КРАСНЫЙ

ФЛОТ

Окружить вниманием и заботой
_ молодых командиров ©

Еорабль, управляемый молодым коман-
входил в базу. Обстановка была
сложной. На пути следования поминутно
сновали катера, взлетали и шли на посад-.
ку гидросамолеты. Вомандир. старался со-
блюдать все меры предосторожности. Но
он не имел опыта плавания в узкостях.
Ha корабле в это время находился стар-
mat начальник — капитан 3-0 ранга
т. Гревцев. Он должен был научить моло-
ого командира умению правильно ориен-

‘тироваться в сложной обетановке, помочь

ему овладеть мастерством кораблевождения.
Но Гревцев формально отнесся к своим
обязанностям, не поинтересовалея  дей-
ствиями своего подчиненного,

‚Один из гидросамолетов пошел на по-
садку. Командир корабля доложил 06 этом
старшему начальнику.

— Ну и пусть идет, — произнее Грев-
цев.

Самолет сел на воду по курсовому углу
корабля градусов пять левого борта. Pac-
стояние между кораблем и самолетом было
около двух кабельтовых. Увидев это,
командир немедленно застопорил машину и
дал задний ход, Решение было правильным
и грамотным — только таким путем можно
было предотвратить возможную аварию.
Казалось бы, что т. Гревцев даст оценку
действиям молодого ‘командира, отметит
его сообразительность, подбодрит пюдчи-
ненного. Но Гревцев поступил по-иному.
Почувствовав задний ход, но не разобрав-
WUCh B обстановке, он стал ни с того ни
6 сего ругать командира. Только потом
т. Гревцев убедился, что подчиненный
действовал правильно. этот случай вы-
звал у молодого командира чуветво нехо-
умения и досады.

Учить мололых командиров, передавать
им свои знания и практический опыт —
дело не легкое. Нужны большое терпение,
выдержка, такт. Увидев, что командир
неправильно выполняет маневр, следует
лишний раз показать, как это надо делать,
показать спокойно, не торячась, не раз-
дражаясь. Иногда же бывает так: расока-
зах старший начальник, что нужно сде-
тать, но подчиненный решил задачу
не совсем точно.

— Какой ты бестолковый, — говорит
в сердцах начальник, BOBCe He задумы-
ваясь над тем, что такие реплики способны
убить в молодом командире веру в свои
силы. Воспитывать подчиненных надо
с любовью, при каждом удобном случае
подчеркивая свое доверие, надежду на его
успех.

` Особенно непростительно, если старший
начальник оставляет молодого, неопытного
командира на произвол судьбы во время
плавания в сложных условиях. Такая 6e3-

заботноеть чревата печальными послед-
СТВИЯМИ,

Учить командиров — вовсе не означает
указывать им только на грубые ошибки и
промахи, Если подчиненный правильно
решил задачу, но потратил на нее больше
энергии и.времени, чем слеловало, надо
показать ему более’ правильное решение;
Mue вспоминается такой случай. Один
мМолохой ‘команлир корабля получил зала-
ние ветать в определенном месте На якорь.
Задачу эту можно было решить разными
путями. Наиболее верный из них: взять
один из ориентиров на карте, проложить
от него прямую до точки постановки на
якорь, выйти на этот пеленг и итти по
нему. Затем, взяв второй ориентир. и про-
ложив Of него вторую прямую, найти
место, те они пересекаются. В точке
пересечения этих двух пеленгов и надо
становиться на якорь. Командир решил
Залачу по-иному —- он пошел в точку,
набрав лишних пеленгов на разные ориен-
тиры. Его действия. в основном. также
были правильными, HO они. усложнили

маневр, отняли больше времени. Пришлось

подробно проанализировать. этот маневр и
показать командиру все способы пюстанов-
ки на якорь. После этого команхир у0е-
дилея, что он мог выполнить заданный
маневр значительно легче, проще и точнее.
В следующий раз он действовал уже более
обдуманно. Если предетоит поход в море
‹ молодым командиром, следует проверить,
знает ли подчиненный задачу, усвоил ли
соответствующие инструкции,  наставле-
ния, уставы. Только убедивигиеь в теоре-
тических знаниях командира, надо по-
ручать ему решение практических за-
дач в море, ибо строгая последователь-
ность в обучении -— важнейшая тарантия
того, что знания молодого командира будут
‘прочными.

Некоторые старигие начальники, стоя
рядом с подчиненным командиром на мо-
стике или командном пункте, без нужды
вмептиваются в его распоряжения. Такая
опека не способствует проявлению ини-
циативы. Надо при выполнении маневра
предоставлять молодому командиру как
можно больше самостоятельности.

При этом необходимо соблюдать слехую-
щее правило: чем ты взыскательнее к под-
чиненным. тем большую требовательность
должен  прегявлять к cede. Молодой
командир всегда старается копировать
действия и поступки старигих, и малейшие
халатность, небрежность в поведении етар-
шего начальника наихудшим образом
влияют Ha ero подчиненного А самоо

главное —= не надо жалеть сил на восни-
тание кадров, любовно их выращивать.
Капитан  З-го ранга Н. КЛЫНИН.

Отличник боевой и политической подготовки старший краснофлотец. В. Т. Поно-

марев на вахте. (Северный флот).

Фото Н. Вериячука.

#

5 апреля 1941 г., № 77 (13,

и

cect erent meee ny
ert ere ay

Оргенизания боевой
‘подготовки корабля

Перех составлением. недельного плана
боевой подтотовки корабля капитан 3-го
ранга т. Чуфистов внимательно ‘изучает
документы штаба. Но подчас эти докумен-
ты запазлывают, тогда приходится поль-
зоваться только типовым недельным пла-
ном, ше лишенным некоторых погрошно-
стей. Например, инструктаж › старшин
трупи нужно проводить с 9 xo 21 4aca,
а в это же время должна проходить 00-
лцеобразовательная и самостоятельная под-
тотовка. Приходится совмещать эти меро-
приятия, но такое вынужденное об’едине-
ние но всегда проходит гладко, выполне-
ние какого-то пункта плана от этого стра-
дает,

Расписание тронировок помогают офор-
млять флагманские специалисты.

На основании общекорабельного плана
т. Чуфистов составляет суточное растиса-
ние, Это, пожалуй, наиболее ответственная
и трудная часть планирования.  Соображе-
ния командиров боевых частей нужно об-
лечь в определенную форму, с тем чтобы
в процессе учебного дня занятия проводи-
лись согласованно. Например, планируется
артиллерийское учение; необходимо, что-
бы оно было ‘увязано © учением в пятой
или в третьей боевой части. Тесная взаи-
мосвязь боевых частей ‘и служб делает всю
учебу конкретной и гармоничной. Суточное
расписание уточняется в подразделениях.
Так достигается полная увязка. Нельзя,
‘например, планировать для артиллеристов
учение, 3 для всей пятой боевой части —
строевую подготовку.

Есть темы, которые мотут проводиться
только определенными специалистами. Но
как быть, если таких специалистов нехва-
тает на все группь, например, по сани-
тарной подготовке? Нужно, планируя, на-
ходить правильное решение. Тут вв 3а-
висит от корабельного расписания, Понят-
10, что одновременно ве всех подразделе-
ниях ие может проводиться. санитарная
подготовка. Поэтому расписание должно
предусмотреть, чтобы этот раздел боевой
подготовки изучалея равномерно, чтобы
одно подразделение не вырывалось вперех,
& другое не. отставало.

Калтитан 3-го ранга т. Чуфистов, учи-
тывая это, решил привлечь младших
командиров к руководству занятиями по
санитарной подготовке. Врачи и. фельхше-
ры инструктируют младших командиров,
помогают организовывать занятия, затем
контролируют их проведение. Таким же 90-
разом слелано и © другими специально-
стями.

Вопрос о ‘нехватке руководителей отпал,
Для того чтобы контроль был наиболее
действенным, т. Чуфистов специальные
занятия не планирует для воех полразде-
лений в одни и те же часы.

Но даже хорошо составленное расттиса-
ние само по себе еще не решает дела. За
его выполноние надо бороться. Для этого
ут. Чуфистова есть небольшой план-часо-
вик поверок. Е концу дня, исходя из это-

ро чаюовика, он успевает ознакомиться ©

ходом. занятий в нескольких подразделе“
ниях. Совсем не обязательно проверить все
подразделения — это просто невозможно.
Но если проходит тренировка начальству-
ющего состава — среднего или младшего,
т. Чуфистов обязательно проверит; даст
указания, воли допущены оптибки, и про-
еледит за их ибправлением.

Почему же, несмотря на своевременное
планирование, т. Чуфистову так часто
приходится проверять подразделения? По-
TOMY что не все командиры боевых частей
и подразделений одинаково четко и кон-
кретно планируют у себя учебу. Если, на-
пример, старший лейтенант т. Старобуд-
Tes, получив указания и растисание,
вдумчиво планирует учебу в своей боевой
части, насыщает ео вопросами сегодняш-
него дня, то лейтенант т. Мяцков просто
переписывает расписание, не уточняет
задач, не конкретизирует их,

Еженневный контроль помогает ие тоть-
ко следить за прохождением боевой ‘полго-
товки, HO (и видеть недостатки. Так
т. Чуфистов на основании проверок при.
шел к твердому убеждению, что. необхо-
димо провести показательное инструктив-
Hoo занятие для младших командиров.
Младивио командиры, особенно  молодью,
не имея опыта, ие умели составлять кон-
спекты, планы. Среди них были в ходу
чернювыюе ‘наброски, по которым можно
было заниматься и 10 минут и пять ча-
сов: они ше были конкретными, Tora
инструктивное занятие организовал и. про-
вел т. Чуфистов. Простота изложении,
умелый подбор материала, & затем помощь
В составлении конспекта-плана дали млад-
шим командирам возможность лучше орга-
низовать и руководить обучением красно-

флотцев. i

План инструктивного занятия не лишет
интереса. Чтобы план был доходчивым,
т. Чуфиотов избрал общую тему заня-
тий -—— «Противогаз». Цель —^ изучить ero
устройство, научить правильно им пользо-
ваться, хранить и сберегать, & также: нач
девать противогаз на товарища. Тажая це-
левая установка уже определяет порядок
поеледовательного прохождения темы To
времени и содержанию. Тут же указано,
какую литературу и наглялные пособия
должен иметь руководитель. Союбщены бы-
ли также место занятий, день, время, со-
став обучаемых и об’екты, социалистиче-
ского соревнования,

Очень хорошо была изложена тема.
Главные части противотаза не расписыва-
лись в деталях, дё это для руководителя
не всегда нужно, так как он должен знать
их наизусть. Зато устройство Коробки опи-
сано было подробно. Потом. последователь-
но излаталивеь назначение главных ча-
стей противогаза, ето свойства, правила
надевания и снятия, порялок сохранения
п проверки противогаза и т. п.

План заканчивается разделом отыскания
неисправностей и пользования противота-
30% в неисправном состоянии. Инструктив-
Нов занятие в таком разрезе учит млад-
ших командиров правильно обучать бойцов.

Тов. Чуфистов проверил, насколько та-

кие занятия необходимы, что они дали и
нужно ли их повторять. Оказалось, что
нужно, и капитан 3-го ранга приказал
командирам боевых‘ частей ‘самим органи-
зовать методические инструктажи по всем
специальностям. Система подготовки млад-
ших командиров на корабле включает
не только изучение своего оружия, но и
вопросы методики занятий с краснофлот+
цами. Тов. Чуфистову много помогает
старший лейтенант т. Махора. Он прово-
дит инструктаж по военно-морскому делу.

Перед нами конспект мичмана т. Кораб-
лева. Этот документ наглядно доказывает,
какую пользу принесли принятые т. Чу-
фистовым меры для улучшения выучки
бойца. Конепект составлен грамотно, важ-
ные места подчеркнуты, тема изложена поз

следовательно, Ho не растянута. Конспект /

т, Кораблева нв осдинственный, такие же
есть теперь и У других младших команди-
ров.

Ha корабле хорошо организована коман-
дирская учеба, Здесь раз и навсегда отка-
зались от ничего не дающих классных зач
нятий. Маневренные качества‘ корабля,
применение оружия, плавание в тумане,
ночью и др. изучают методом групповых
упражнений.

Забота 0 росте командира, своевремен-
ное планирование, а затем контроль пока-
зывают, что капитан 3-го ранга т. Чу-
фистов правильно оценил значение орга-
пизованности, и не только оценил, & каж-
додневно насаждает ее на корабле. Строгое
выполнение  Корабельного ‘устава — вот
основное правило т. Чуфистова.

Капитан М. ШЕРЕМЕТЬЕВ,

Передвихеся артиллерия
береговой обороны

(По иностранным данным)

При больной протяженности морских
границ государства исключается возмож-
ность защиты их одними стационарными
батареями, которые. устанавливаются лишь
в пунктах, имеющих 060606 стратегическое
значение. Поэтому еше первая империали-
стическая война вымвинула проблему  с0-
здания передвижной артиллерии, дающей
возможность быстро сосредоточить в угро-
жаемом месте необходимое количество
орудий. .

Когда в 1914—1915 rr. потребовалось
укрепить оборону Ффландрекого побережья,
немцы перебросили к Зеебрютгге и Остенде
подвижную легкую и среднюю артиллерию,
чтобы помешать высадке противника в
этих портах. В дальнейшем артиллерий-
ские средства были усилены и пристюсо-
блены для решения более сложных задач,
например, для противодействия обстрелу
поберакья крупными кораблями.

Главное свойство передвижной артилле-
рии — возможность быстро перебрасывать
батареи для усиления обороны определен-
ных пунктов побережья или для создания
новых укрепленных зон. Боезапае, & так-
же средства наблюдения и связи следуют
всегда вместе с батареей. Поэтому развер-
тывание таких батарей для боевого дей-
ствия занимает немного времени:

В системе береговой обороты может быть
использована различная полевая артилле-
рия. В Дарданелльской операции. большую
помеху антло-французскому флоту созда-
вали турецкие гаубицы. Форсируя узкости
26 февраля 1915 г., союзникя считали
своей первоочередной задачей подавление
всех турецких батарей до Кефеца. Однако
огонь полевой тяжелой артиллерии турок
заставил союзников свернуть операцию.
Самые батареи полевой артиллерии, скры-

«Queen Elisabeth», который, получив 3a
короткое время 18 попаданий, вынужден
был отойти за пределы дальности отня ба-
тареи. Трудность борьбы е полевой артил-
лерией заключалась в том, что, попадая
под обстрел кораблей, батареи быстро сни-
малиеь, занимая заранее намеченную но-
вую позицию. Полевая артиллерия мало-
уязвима еще и потому, что, скрытая склад-
ками местности, она педоступна настиль-
ному огню корабельной артиллерии.

Передвижная артиллерия обычно делит-
ся на тракторную и железнодорожную.
Тракторная артиллерия при благоприятных
условиях может проходить без специаль-
ных дорог, в чём и заключается ее пре-
имущество перед железнодорожной. Кроме
того тракторная артиллерия лучше приепо-
соблена и к маскировке от наземном и
воздушного противника. Среднюю скорость
передвижения такой артиллерии американ-
цы при расчетах принимают в 70—85 км
в сутки. Шри перебросках более чем на
250—300 км в США считают. целесооб-
разным перевозить эту артиллерию по же-
лезной дороге. ies

Наиболее эффективно тракторная артил-
лерня может вести огонь по легко брони-
рованным или небронированным  кораб-
лям — миноносцам, подводным  лолкам,
транспортам, легким десантным судам.

Тракторная артиллерия, особенно само-
ходная, имеет весьма ограниченный гори-
зонтальный угол обстрела, не превыхшаю-
щий 10—20°, что не обеспечивает про-
должительного воздействия огнем по бы-
строходным морским целям. Например, при
движений цели перпендикулярно дирек-
триссе стрельбы батареи время обстрела
Ha дистанции 60—180 кабельтовых при

[горизонтальном угле 10? ограничивается

тые в складках местности, имели незначи-   2—3 минутами. А при угле 140° цель
тельные потери. 5.марта скрытые турец- в таких же условиях будет находиться под
кие полевые батареи обстреляли линкор   огнем 20—30 минут;

Полевая артиллерия. имеет утлы 0б-
стрела болыше 60°, a самоходные систе-
мы — 12—15°. Oma может в успехом
поражать неподвижные или малополвиж-
ные цели и применяться для защиты
узкостей или районов, где стеснено манев-
рирование противника.

Железнохорожная артиллерия является
основным видом передвижной артиллерии.
Она менее зависима от веса установки и
поэтому может иметь в своем ‘составе ору-
диля наиболее крупных калибров. Поэтому
она способна воспрепятствовать полходу
к берегу бронированных кораблей против-
Ника.

Представляет интересе боевое использо-
ванио в первую империалистическую вой-
ну 356-мм американских морских железно-
дорожных . батарей. Пять орудий такого
типа прибыли во Францию в июне 1918 г.
и затем принимали участие почти во всех
операциях в районе Уазы и Люневиля.
На железнодорожной установке эти орудия
мотли дать угол возвышения в 15°, при
котором дальность стрельбы достигала
115 кабельтовых. Для стрельбы na боль-
шие дистанции ‘орудия ‘устанавливались
на постоянные стальные установки, кото-
рые. заранее приготовлялись на намечен-
пой позиции. Сборка установки занимала
20 часов, & самая установка орудия —
линь несколько минут. На постоянных
установках орудия увеличивали дальность
стрельбы хо 220 кабельтовых, В’ течение
25 дней эти орудия произвели 782° вы-
стрела и оказали большое влияние на хо
операций.

Известно несколько типов. железнодо-
рожных установох. Некоторые зистемы при
механизированной наводке могут стрелять
$ пути, давая горизонтальные углы обетре-
ла до 360°. К такой артиллерии относятся
203-мм пушки и 305-мм мортиры. Имеют-
ся установки, которые требуют заблато-
временного устройства оснований на пози-
ции, например, 406-мм пушки. При их
установке на металлических или бетонных

основаниях они также имеют углы оботре-
ла до 360°. PY

тального обстрела и возможности макеи-
мально ‘использовать дальность огня Gata-
pen. Позиция выбирается в расстояния
500—1.500 м от уреза воды. Разумеется,
выбор позиций для железнодорожной ар-
тиллерии зависит прежде всего от наличия
железнодорожных путей, так Kak строи-
тельство новых линий связано с большой
затратой времени. Для железнодорожных
батарей необходимо иметь запасные и ты-
ловые позиции, приспособленные к быстр-
му занятию их в случае необходимости.
Боевая подвижность железнодорожной
артиллерии зависит от состояния пути,
При опычной переброске 356-мм железно-
дорожной батареи с атлантического побе-
режья США на тихоокванское на. расстоя-
ние 5.637 км была достигнута средняя
скорость (с учетом остановок) 13,8 км
в ч3е, Между станциями скорость движе-
ния батареи достигала 31 км в час.
Максимальная скорость движения же.
лезнолорожной артиллерии примерно рав:
няется скорости движения товарных 11003
лов, т. е. 40—45 км в час при благе
приятных условиях пути. При перебросках
на 400—500 км эта скорость снижаетя
до 15—20 км, учитывая расход времен
на заправку паровоза и осмотр материаль,
ной части, я
Сопоставляя свойства стационарной 1
передвижной артиллерии береговой 060
ны, следует сказать, что быстрая ‘пе
ороска и возможность внезанного примене
ния передвижной артиллерии. ха ют больше
преимущества B ee боевом использовании
днако все виды передвижной артиалери
менее живучи по сравнению со стадиона“
Ho артиллерией, так как защита ‘перий
значительно слабее. Кроме того, железие
дорожную артиллерию трудно маскировати
8 ев пути также весьма уязвимы © в
духа.

Для надежной защиты побережья ней
ходимо комплексное использование Bt!
видов артиллерии. Соврёменная ско’
стрельная и мощная полевая артиллери
также может широко применяться в 60
© флотом противника при защите узко

Основное требование при выборе пози-   И Минных полей,

ций — обеспечение ‘наибольшето горизон-

Майор П. СОБОЛЕВ,

)