=== 2 мля 1941 г № 12 (731)

Как мы руковолим
низовыми организациями

На нашем корабле больше лесяти низо-
вых паргийных организаций. Во главе их
стоят молодые товарищи. Например, секре-
ларь низовой ‘организации т.

зящую работу избрано впервые. ‚ Возглав-
зять организацию, руководить ее деятель-
нотью без повседневной помощи ему
трудно. Таких, как т. Лыков, у нас но-
мало.

Известно, что уровень внутрипартийной   вскрыли pay

ЖИЗНИ В0 МНОГОМ Зависит от того, насколь-
ха руководитель организации сумеет на-

празить внимание коммунистов Ha рфеше- и потребовали от
ние основных задач, сделать партийную   ли провести некоторые мероприятия. Че-

работу пелеустремленной, оперативной.
Выполнить эти задачи товарищу, не обла-
дающему опытом, без помощи’ не под силу.

Деловое руководство низовыми opraHy-
зацияхи необходимо также и потому,

труппе, дивизионе, в боевой части. Малей-
шие пробелы в подготовке одного. из этих
звеньев отрицательно скажутся на боевой
тотовности всего корабля. Коммуниеты, на-
хыящиеся в этих подразделениях, повее-
KHOBHO общаются с остальными бойцами.
т того,
сухеют увлечь своим примером беспартий-
ных, помочь им глубоко осмыслить зада-
чи, стоящие перед кораблем, отлично под-
тотовиться к их выполнению, во многом
зависит успех дела. Чрезвычайно важ-

но поэтому добиться, чтобы жизнь
низовыХ организаций была полнокров-
ной, чтобы коммунисты хотя бы в

общих чертах были знакомы © задачами,
стоящими перед кораблем. Зачем, напри-
мер, скажут нам, коммуниету из пятой
боевой части знать задачи (подчеркиваем
еще раз; хотя бы в общих чертах)
состзва БЧ-Н? На первый взгляд кажется
пенужным, Однако это не совсем ‘так
Каждый коммунист должен раз’яснять лич-
ному составу требования командира, ” мо-
билизовывать бойцов на отличное выпол-
пение заданий. \

Нередко краснофлотец одного подразде-
ления дружит © краснофлотцем друтого.

что   только
услех боевой выучки личного ‘состава. ре-   плану,

шаатся прежде всего на боевом посту, в  проявляют инициативу. Коммунист Мень-
шиков плохо руководих подчиненными, *

личного   активистов

было для обеспечения их успеха правиль-
но организовать работу коммунистов ВЧ-И.
В этой боевой части У нае несколько ни-

у секретаря т. Бонда-
ренко. Первую стрельбу подразделение про-
вело неважно. Об’яснялось это главным
©0разом тем, что. многие коммунисты сами
хорошо не подготовились к выполнению
огневой задачи. В этой организации мы
недочетов, помогли т. Бонда-
ренко мобилизовать членов и кандидатов
ВКП(б) на более тщательную подготовку
них примерности, помот-

рез несколько дней проверили выполнение
этих указаний. В результате стрельба п®-
лучила хорошую оценку.

Работа членов бюро не ограничивается
‚заданиями, поручаемыми им по
Будучи в подразделениях, они сами

не отличался они дхисциплинированностью.
Неоднократные напоминания не помогали.
Тогда по предложению члена бюро т. Га-
силина поведение Меньшикова, обсудили
на собрании. Здесь ему указали на нехо-

как члены и кандидаты ‘партии   четы, потребовали большевистского oTHO-:

шения к делу. После собрания т. Мень-
ииков стал значительно лучше относиться
к своим обязанностям,

Партбюро систематически проверяет, как
выполняются планы низовых организаций.
К их проверке привлекаются He только
члены бюро, но и активисты. Повееднев-
ный контроль за ‘хеятельностью низовых
организаций дисциплинирует секретарей,

заставляет их не рассеивать внимания по

мелочам, & решать основные залачи,

Для повышения теоретического роста
‘систематически ° организуем
лекции, доклады. В этом году по вопро-
сам международного положения проведено
несколько докладов. Активисты прослуша-
ли три лекции профессора Налферова о
творчестве Шолохова, А. М. Горького’ и
на тему «Маркс, Энгельс, Ленин и Оталин
06 искусстве»,

Нарялу с практической помощью низо-

Ветречаясь, они разговаривают о Зопросах   вым работникам два-три раза в месяц

боевой подготовки. Если один из них ком-

созываем их для обмена опытом, обсужде-

мунист, то он может повлиять на своего   ния текущих вопросов. На-днях предпола-
товарища, сосредоточить его внимание на   гаем обсудить доклад т. Бондаренко 0 том,

задачах, стоящих перед’ подразделением,

как коммунисты возглавляемой им ортгани-

Чтобы так поставить > дело, бюро пер-   зации выполняют решения ХУШ парткон-
ричных организаций должны повседневно   ференции. Предварительно с помощью ак-
и конкретно руководить низовыми работ-   тива на месте проверим работу в этой 05-

никами, учить их подчинять всю деятель-
ность коммунистов интересам боевой под-

хасти.
Секретари приглашаются на заседания

тотозки подразделения и корабля в целом.   бюро, принимают ‘участие в обсуждения
Как же мы руководим деятельностью   повестки дня, учатся руководить.

пизовых парторганизащий? В конце каж-

Некоторые: секретари постепенно приоб-

дого месяца составляем план работы. После   ретают навыки руководства. Так, в орга-

его утверждения собираем секретарей ни-   низации, где секретарем т. Черданцев, все

зовых организаций ‘и подробно рассказы-

коммунисты имеют конкретные. поручения,

ваем, какие залачи будет решать. корабль,   являются передовиками боевой и полити-
какое участие в этом должны принять   ческой учебы. Тов. Черданцев хорошо вос-

томмунисты, Ha что

следует обратить   питывает кандидатов

партии. Низовые

основное внимание. При этом особенно пол-   агитаторы проволят беседы не отвлеченно,.

черкиваетея задача каждого подразделения.

а тесно увязывают их с задачами подраз-

На этом же совещании указываем, какие   деления. Не случайно это подразделение
дни отведены низовым организациям для   одно из лучших на корабле.

массовых мероприятий, рекомендуем вопро-

Но недостатков У нае еще немало. He

сы для обсуждения на собраниях и т. Л.   всо члены бюро конкретно и ‘повседневно

Так, в первых числах марта мы созвали   помогают руководителям низовых ортани-
совещание секретарей и обсудили, нал чем   запий. Члены бюро главным образом помо-
бухут ‘работать коммунисты корабля. Тлав- тают тем организациям, в которых состоят
ный вопрос — это глубокое раз’яеонение И   на учете, & 06 остальных зачастую забы-

реализация решений ХУШ
конференции ВКП(б). Очень важно
подробно рассказать,
надо обратить 060608 внимание, как под-
готовить собрание, чтобы оно прошло на
‘высоком идейном уровне, При этом руко-
водителям низовых организаций было ука-
зано, что, реализуя решения ХУШ парт-
конференции, нужно добиваться улучшения
качества боевой подготовки,

Всесоюзной   вают. Например, т. Черный, оказывая по-
бымо   мощь т. Кубышкилу, мало уделяет внимания
на какие вопросы   работе организаций других подразделений,

которые входят в ту же 60евую часть.
Виноват в этом прежде всего я kak
секретарь бюро. Мне еще не удалось при-
вить всем членам бюро чувство нодлинной
большевистекой ответственности 38 состоя-
ние партийной работы на корабле.
Решения ХУШ Всесоюзной‘ конференции

После совещания члены бюро помогли   ВКП(б) обязывают нас еще больше yue-

зекретарям составить конкретные планы.
Так, т, Черныш вместе с секретарем ни-
3030 партоманизащии котельной группы
т. Вубышкнным наметили мероприятия по
улучшению обслуживания котельных уста-
нозок. Выполняя план, коммунисты этой
организации добидись неплохих успехов
В экономии топлива, обтирочных и дру-
тих материалов. Такую же конкретную
помощь оказывают секретарям
члены ‘бюро.

В начале марта на корабле проходили
артиллерийские стрельбы. Очень важно

лять внимание боевой подготовке, воин-
ской дисциплине.

С этой задачей иы справимея в том
случае, если сумеем ликвидировать недо-
четы в работе бюро, превратить ето в ор-
ган подлинного коллективного руководства.
Предетоящая отчетно-выборная кампания
поможет нам быстрее изжить недочеты и
поднять партийную работу на еще боль-

‚ ® ФУ   шую высоту..

Секретарь партийного бюро
политрук А. ОСТРЯГИН.

Инструктор должен оказывать
практическую помощь

Полковой комиссар т. Фарбитник в
статье «Инструктор по организационно-
партийной работе» («Красный Флот» от
12 марта 1941 года) своевременно поета-
вил вопрос 06 обязанностях работника’ от-
дел политической пропаганды. Автор
правильно указывает, что инструктор
должен заниматься только своей работой,
чтобы приобрести опыт и постоянно учить
секретарей парторганизаций, командиров и
политработников практике партийного ру-
ководства. Это мнение т. Фарбитника мож-
но целиком поддержать. i

работаю по ортанизационно-партий-
ных вопросам около двух лет. Однако не-
ооходимого опыта не получил, а следова-
тельно, низовым руководителям не могу
оказать достаточной помощи. В отделе по-
литической пропаганды меня нагтружают
составлением” различных донесений, 660-
ром информаций по кораблям У замести-
телей командиров по политической части.
нас считают, что инструктор по opr-
партработ обязан заниматься всеми. во-.
просами. Он даже должен следить за, изго-
товлением пригласительных билетов Ha
вечер» краснофлотской самодеятельности,
составлять программы концертов и быть
ответетвенным распорядителем па всех ве-
черах личного состава соединения.

По моему мнению, инструктор, выез-
Жая на корабли, должен брать один или
ABA вопроса, с тем чтобы довести их до
конца и добиться конкретных результа-
тов. Это принесет значительную пользу.

ак, у нас в соединении плохо обетояло
дело с ростом партии. Когда этот вопрос
тщательно изучили в партийных органи-
зациях на кораблях и оказали помощь
парторганизациям, то положение измени-
лось. В партию принято много отличников
боевой и политической подготовки. Нов
отделе редко поручают инструктору одно
определенное задание, Обычно ему дают
Носколько общих заданий, и поэтому он

порой не в состоянии добиться нужных
результатов. › f
Олнажды начальник отдела политиче-
ской пропаганды дал мне задание на од-
ном из больших кораблей за 10—11 дней
проверить: содержание и качество полити-

ческой пропаганлы и атитации, opra-
низацию  краснофлотской — художествен-
ной самодеятельности и подготовку к

ХУИ Всесоюзной конференции ВКП(б).
Ясно, что за такой короткий срок я не в
состоянии был детально изучить все эти
вопросы.

Некоторые работники отделов политиче-
ской препатанды высказываются Jame за
то, чтобы ликвидировать инструкторов по
различным вопросам, а поручать им каж-
дый раз определенные задания по плану.

Я считаю это предложение неправиль-
НЫМ.

Решения ХУПГ Всесоюзной партийной
конференции обязывают ‘нас’ повыеить
партийную фаботу, добиться, чтобы дея-
тельность ‘парторганизации ’ обеспечивала
выполнение поставленных задач. Успех
этого во многом зависит от ‘отдела поли-
тической пропаганды и в частности от ин-
структора по оргпартработе. Поэтому он
должен преимущественно заниматьея толь-
ко своими вопросами. В этом инструктору
должно оказать большую помощь Управле-
ние политической пропаганды. Оно обя-
зано систематически проверять деятель-
HOCTh отдел» политической пропаганды,
‘правильность использования инструкторов.

Инструктор по оргпартработе должен
оказывать практическую помощь низовым
работникам, и это будет способствовать
улучшению партийно-политической. рабо-
ты на кораблях.

Старший политрук. Н. КИРИЛЛОВ.

М-ской

Один. из лучших агитаторов
части старшина 2-Й статьи А, А. Ле-
бедев проводит беседу о решениях

ХУШ Всесоюзной  партконференции,
(Краснознаменный Балтийский флот).
Фото. А. Дудченко. (ТАОС).

Строго взыскивать
с нарушителей
дисциплины

Секретарь партийной организации одного
подразделения т. Бодрый; выступая на co-
браниях, постоянно призывал коммунистов
укреплять воинскую лисциплину, быть при-
мерными в боевой и политической полго-
товке. Но столь щедрый на призывы: секре-
тарь, видимо, считает, что его слова отно,
сятся только к остальным коммунистам, &
отнюдь не к нему самому. Это чувствуется
во всем его поведении.

Уволившись на берег, т. Бодрый не счел
себя обязанным вернуться в подразделение
в срок. Недавно он опоздал на 30 минут,
но не доложил 0б этом дежурному коман-
диру.

Этот проступок Бодрого обсуждался на
собрании партийной организации. Большин-
ство коммунистов считало необходимым
привлечь его к строжайшей партийной от-
ветственности за грубейшее нарушение
воинского распорядка.

На собрании выяснилось, что это не
единственный проступок Бодрого. Он груб
и нетактичен в обращении со старшими.
Воммуниет т. Куколев указал на недопу-
стимое зазнайство т. Boxporo.

Тов. Боровский, выражая мнение боль-
шинства, заявил, что этим проступком
т. Бодрый подорвал срой авторитет как ру-
ководителя парторганизации и не может
дальше оставаться секретарем. (о.

Так коммуниеты строго, но правильно.
оценили поведение своего’ секретаря:

Но вот взял слово старший политрук

т. Артемов. Он занял весьма странную по--
зицию. Прежде всего он обрушился на тов.
Боровского и других коммунистов за резкие
выступления и затем безапелляционно за-
явил, что совершенным проступком т. Бод-
рый не опорочил себя как секретарь орга-
пизации. Он предложил поставить винов-
ному на вил и оставить его * руководите-
лем. Под влиянием старшего ‘ политрука
партийное собрание приняло все его пред-
ложения. х +
Партортанизация часто либерально отно-
HTCH к нарушителям воинской дисципли-
ны, выносит резолюции с заклинаниями:
«укрепить», «усилить», «повысить». (е-
кретарь попрежнему выступает © призыв-
ными речами: «Нам надо укреплять дис-
циплину, коммунисты должны итти в аван-

тарде, во всем показывать пример...». Ему.

и невдомек, что ето призывы в примерно-
CTH коммуниетов в дисциплине и боевой

подготовке мало действенны, ибо он вам.

не показывает такой примерности.
Недавно на партийном собрании обсуж-

далея вопрос о воинской дисцинлине. После

многословных речей приняли очередную

`декларажию. В резолюции говорится, что’
  некоторые коммунисты: и комсомольцы по-

прежнему нарушают дисциплину, не вые
полняют требования устава 0 TOM, что
коммунист обязан быть в авангарде бое-
вой и политической подготовки, показы-
вать пример соблюдения воинской дисци-
плины. Но кто же конкретный виновник?
Неизвестно. В резолюции нет ни фамилий,
ни фактов. Это делается, видимо, Xia TOTO,
чтобы не упоминать фамилий секретаря.

Таков же стиль и так называемых
«практических мероприятий». Вот их co-
держание: «организовать массово-раз’ясни-
тельную работу вокруг Дисциплинарного
устава», «партсобрание требует от всех
коммунистов авантартной роли в воинской
дисциплине, авангардной роли в боевой и
политической подготовке».

Либерально` относятся к коммунистам,
нарушающим воинскую дисциплину, и в
Других парторганизациях. /

Воммуниет т. Свириленко, халатно отно-
сясь к служебным обязанностям, допустил
серьезный провтупок. Воманлование нало-
жило на него дисциплинарное взыскание.

Парторганизация должна была немедлен-
но обсудить поведение коммуниста, при-
влечь его к партийной ответственности и
тем самым предостеречь его от дальнейших
проступков. Но этого не сделали.

Чузствуя полную безнаказанность, тов.
Свириденко вновь нарушил установленный
порядок и получил от командира взыека-
ние. ;

Только после этого руководители парт-
организации решили привлечь Свириденко
к ответственности. Но партийное бюро, не
желая обострять отношения, ограничилось
предупреждением.

Во время разбора этого дела на собрании
коммуниоты приводили немало фактов не-
дисциплинированноети Свириденко, халат-
ного отношения его к своим обязанностям.
Ho эта критика не привела к серьезным
выволам.  Собраниь утвердило решение
партийного бюро.

Борьба за высокую воинскую дисципли-
ну — важнейшая задача партийных орга-
низаций. Успешно решить ее можно лишь
при условии, если коммунисты булут пока-
зывать пример. у

- Старший политрук М. КОГУТ.

КРАСНЫЙ ФЛОТ !

«Современная империзлистическая вой-
на,— говорил тов. Н. А. Вознесенский на
ХУПТ Всесоюзной конференции ВАС) —
если рассматривать ее © технико-экономи-
ческой стороны, является войной моторов.
Моторы в воздухе, моторы на земле. Соот-
ношение сил между двумя группами вою-
ющих капиталистических стран в значи-
тельной степени меняется в зависимости от
производства моторов»,

Повышение роли мотора в современной
войне отнюдь не умаляет значения мораль-
ного фактора, который остается решаю-
щим. Война моторов являетея свидетель-
ством, что качество вооруженных сил стра-
ны определяют также механизированное
оружие и моторный траненорт. Сюль от-
носятся: мотоциклы, легковые, транспорт-
ные, санитарные и грузовые автомашины,
тракторы и тягачи воевозможных типов н
мощности, прежназначенные для перевозки
отневых средств, бронеавтомашины и тан-
ки, самолеты, быстроходные корабли ‘воен-
ных и торговых флотов. Огромное количе-
ство моторов и моторных транспортных
средств (тягачей и тракторов) использует-
ся в армии в качестве силовых установок.

Война моторов вместе с тем предполатает
наличие большой массы силовых устано-
вок, применяемых в береговой обороне, Ha
линиях наземных оборонительных укреп-
лений в инженерных войсках, частях
связи и т. д.

Война моторов означает, наконец, BbI-
сокий уровень общего. развития. народного
хозяйства, его механизации и моторизации:
Без этого не может быть обеспечено снаб-
жение современных армий и флотов необ-
ходимым оборудованием и вооружением.
Уже на первом этапе развития двигателя
внутреннего сгорания буржуазия стреми-
лась превратить его в. орудие разрушения
и истребления, в орудие войны. Первая
бронеавтоманина была построена в Англии
и использована в войне против буров в
1901 г. В 1911 г. один батальон герман-
ской армии бым полностью моторизован.

Тем не менее к началу первой: империа-
листической войны применение двигателя
внутреннего сгорания в армиях воюющих
стран не достигало еще птироких размеров.
Автомобильная промышленноеть европей-
ских стран находилась в первой стажии раз-
вития. Уровень моторизации артиллерии
был весьма невысок. Авиация только за-
рождалась и ‘носила в основном спортив-
ный характер. Все, воюющие страны не
имели и тысячи самолетов. Число мотор-
ных судов мирового торгового флота было
весьма незначительно. Из 49 млн. тонн
мирового торгового флота в 1914г. на
долю моторных судов приходилась мизер-
ная часть (0,2 тые. тонн). Моторные ко-
рабли военных флотов, если не считать
подводных лодок, были редким явлением.
Моторный транспорт для связи с тылом и

ко-нибуль игирокого распространения.
Олнако уже первый этап мировой войны
1914—1918 гг, доказал огромное значе-
ние моторизации и механизации для ар-
мий. Достаточно указать на появление тан-
Ков и Форсирование их произволства, огром-
Нов увеличение численности военного. авто-
`парка, значительный рост боевой авиации.

‘стической войны автомашина неоднократно
играла решающую роль в исходе важней-
ших сражений, Старое такси, хранящееся
в парижском «Доме инвалидов», — евиде-
тель последней ночи борьбы за Марну. В
эту ночь, когда железные дороги не были в
‚состоянии своевременно доставить Ha
фронт необходимые подкрепления, генерал
Таллиени  мобилизовал все автомобили
Парижа и за несколько часов перебросил
Ha фронт пехотную бригаду co всем сна-
ряжением. i

Автотранспорт сыграл огромную роль в
залците Вердена, Когда доставка людского
пополнения и боеприпасов по железной до-
роге стала невозможной, был использован
автотранспорт. Работа автотранспорта во
время решающего сражения достигла вы-
‘сочайтего’ напряжения. Каждые 14 секунд
по дороге Бар ле-Дюк— Верден проходил
грузовик. ; ;

В сентябре 1918 г. за пять ночей была
нереброшена, автотранспортом из Сент-Мъеля
в Арагон 1-я американская армия числен-
ностью в 300 тыс. человек. О размерах
работы автотранспорта‘ союзников в пер-
вую империалистическую войну можно су-
лить по следующим фактам. 3% 1914—
1918 гг. франпузский автотранспорт. пе-
ревез на фронт 25,5 млн. солдат и 27,5
млн, тонн разных грузов. Военный  авто-
транспорт’ союзников только эа август
1918 г. перевез на фронт 1 млн. тонн rpy-
зов, 950 тыю. солдат и с фронта 456 тыс.
раненых. _

B 1918 г. парк военных автомобилей
армии союзников на западном фронте на-
считывая 267 тыс. машин против 10 тыс.
в 1914 г. В концу войны германская ар-
мия имела 65 тыс. автомашин.

хх

Между первой и второй империалистиче-
скими войнами основные капиталистические
страны лихорадочно форсировали мотомеха-
низацию армий. Еели в войне 1914—
1918 гг. мощноеть механических двигате-
лей армейской стрелковой дивизии состав-
ляла в среднем 4 тыс. л, с., то к началу
второй империалистической войны она до-
стигала примерно 187 тыс. л. ©., мощ-
ность моторов танковой дивизии — пример-
Ho 2,5-3,5 млн, J. ©.

Моторизация и механизация армий зна-
чительно повысили них боевую мощь, уве-
личили скорость их передвижения.

Итало-абиссинская война, война в Испа-
нии и истекший период второй мировой
войны успели доказать, какую огромную
роль играет двигатель в современной вой-
He, в особенности при взаимодействии в0з-
душных, наземных и морских сил. Воен-
пым успехам германской армии в Польше,
в Норвегии и в особенноети во Фландрии

спабжения армии также не получил сколь-.

На последнем этае первой империали-

й Франции, & также знглийской армии в
Африке в значительной степени cmocod-
ствовала моторизация. Например, в пр-
рыве германской армии через реку Маас в
мае 1940 г. участвовали в массовом мае-
штабе моторизованные войска: танковые
дивизии, 45 тык. автомашин и т. д. Воен-
ное поражение Франции явилось в значи-
тельной мере результатом недостаточного
оснащения армии авиацией, танками, бро-
немашинами, мотопиклами и т. д.
Отромный перевес в насыщенности мо-
торами позволил германской армии приме-
нить во время наступления в Польше, Гол-
ландии, Бельгии, a затем и во Франции
тактику молниеносного ‘удара. Используя
сочетание всех видов моторизованных вой-
сковых соединений, германская армия неод-
нократно прорывала фронт противника,
окружая и изолируя, его армии, отрезая их
от основных баз. Окруженные войска’ в
короткий срок теряли свою боеспособность.
ROR :

Важнейшую роль в снабжении армии
моторными средствами играет автомобиль-
ная промышленность. В продукции автомо-
бильных заводов капиталистических стран
весьма большое место’ занимают боевые ав-
томалтины (бронемашины, танки), тягачи
и тракторы ‘для ‘артиллерии, мотоцикльк
Многие автомобильные предприятия при-
способлены для производства самолетов,
авиационных моторов и всевозможного сна-
ряжения. Во время войны 1914—1918 гг.
заводы Форда за короткий срок выпустили
8 тые. военных грузовиков и 25 тыс. епе-
циальных военных автомобилей, 6 тыю. во-
енно-санитарных машин, 8 тык. тягачей
для перевозки орудий и большое, количе-
ство моторов. и запасных частей. Эти заво-
ды наладили массовое производство тяже-
лых и легких танков. Вроме того на заво-
дах. Форда было организовано производство
самолетов и даже истребителей подводных
лодок.

Французский автомобильный завод Рено,
итальянский завод Фиат, заводы терман-
ских автомобильных фирм Даймлер, Адлер,
БМВ, Ман и другие выпускают танки, бро-

военные автомашины.
Поотряемая огромными государственны-
ми субондиями, эта отрасль капиталиети-

ции промыпьленности капиталистического
мира в пелом за 1913—1937 тг. на

личилось примерно в 10 раз.

Производственная мощь автопромытшлен-
кости капитазистического мира достигает
весьма’ значительных размеров. В США
годовая производственная мощность ав-
топромышленности равняется примерно
10—12 млн, автомобилей, в Канаде —
400 тыс., в. Великобритании — 650 тыс.,
во Франции -—— 400 тые., в Германии. —
600 `тыс., в Италии — 200 тыс. Во веех
основных капиталистических странах 3a
последние 65—10 лет построен ряд новых
автомобильных заводов.

Иэ основных капиталиетичееких стран
Япония располагает наиболее слабой звто-
промышленностью. Анализируя состояние
‚машиностроения, последний японский эко-
номический ежегодник вынужден огметить,
что автомобильная промышленность стра-
ны является отраслью, которой «японский
народ не может гордиться».

В конструкции выпускаемых автомалнин
произошли з% последние тоды весьма су-
щественные сдвиги: повышена скорость (от

202.7 км рекордной скорости в ча в
1909 г. до 5012 вм в чае в 1937 г.),

увеличена проходимость (многоосные, со
свободной подвеской колес, гусеничные и
другие). Кроме того наблюдается стремле-
ние сократить расход нефтепродуктов (ти-
зельные двигатели) или использовать иные
виды горючего (газогенераторные, паровые,
электрические автомобили и др.). Наиболь-
шее распространение получили дизельные
автомашины,

Основная масса автомобильного парка
капиталистических стран сконцентрирова-
на в США. В началу войны «гражданский»
автопарк США насчитывал 30,6 млн. авто-
мобилей, Англии — 2,4 млн., Франции —
2,4 man., Термании — 1,96 млн. Ита-
лии —498 тыс., Йпонии — 150 тыс.

Немало внимания уделялось в. последние
тоды в европейских капиталистических
странах производотву мотоциклов. В отли-
чие от автомобильного производства, основ-
ным центром которого являются США, цен-
тром производства мотоциклов являются
Германия и Англия. —

Отдельные страны располагают весьма
значительным парком мотоциклов. В Гер-
мании к началу войны насчитывалось
1.861 тые. мотоциклов, во Франции —
свыше 500 тыс., в Англии — 412 тыс.
Уже первый год войны показал огромное
значение для современной армии подвиж-
ных мотоциклетных частей. Иностранная
печать оценивает численность машин мо-
тоциклетных германеких частей, опериро-
вавших в Северной Франции, в 60 тыс.
Иностранная печать вместе с тем неодно-
кратно сообщала, что германские парашю-
тисты снабжены легкими мотоциклами.

В. вооружении и моторизации американ-_

ской армии мотоцикл также играет суще-
ственную роль. Общая численность авто-
мачнин в американской армии составляла
в июне 1939 т. 60 тыс. В связи с уве-
личением численности армии до 1,4 mau.
чел. число автомашин предполатается до-
вести к осени 1941 г. до 250 тыс., вклю-
чая сюда 27 тыс. мотоциклов; a также
4,500  неболыних  грузовиков-«пигмеев».
специальной конструкции. Каждый из та-
ких маленьких грузовичков, рассчитанный
нь 3 человека, имеет ‘4-пилиндровый
мотор мощностью в 42 ле и BO-
оружен одним зенитным и одним полуав-
тематическим пулеметами: машина обла-
дает большой проходимостью и развивает
скорость до 96 км в час; Грузовик весит

немашины, тягачи для орудий и прочие’

ческой промышленности‘ показывает огром-
ный рост. При увеличении ‘об’ема продук-

50,3 проц. производство автомобилей уве-.

JOHHGd моторов

всого 768 кг. и может быть помещен Я
фюзеляже некоторых самолетов.
++

Авизция—важнейший вид вооруженных
сил современных армий-— получила шире
кое развитие, di

Производство самолетов в воюющих
странах достигло огромных размеров. Поте-
ря для’ Англии французской авиащии. И
авиапромышленности, ‘война на MHOTHX
фронтах, охрана коммуникаций ин импер-
ских владений -— все это поставило Ан-
тглию в отношении авиации в менее вын
годные условия, чем ее противников. Из
этого положения Англия ищет выход в
всемерном. расширении собственной авиз-
промышленности, авиапромыниленноеги Ка-
нады, Австралии и других частей Британ-
ской империи и в размещении больших
заказов на самолеты в США.

Общее производство самолетов в США в
1940 г. достигло 17.000 в сравнении с
3.230 в 1937 г. Огромная часть продук-
ции была при этом вывезена в основном в
Англию и английские доминионы. По дан-
ным американской печати, Англия в на-
‘стоящему времени уже заказала в США
около 20.000 самолетов:

Основная масса, самолетов доставляется
из США в Англию морским транепертом.
Охнако делаются уже попытки перелета,
бомбардировщиков из США в Англию. В
последнее время серьезно изучается в0з-
можность: доставки, воздушным путем так-
же и истребителей.

По скорости и дальноети полета и по-
толку современная боевая авиация во мно-
то раз превосходит авиацию первой импе-
риалистической войны. Средняя скорость
истребителя в 1915 г. составляла 150 км.
в чаю, & потолок — 3 вм. Для современ-
ной истребительной авиапии 600 км в час
уже не является пределом, & потолок вы-
сотных истребителей нередко превосходит
10 км.

Значительно увеличилась и боевая мощь
самолетов. Бомбовый залп авиации в тон-
‘нах превышал в 1938 г. уровень 1918 г.:
в Англии почти в 10 раз, во Фран-
ции —в 11,5 раза, а в Германии — в
22,4 раза: Уже первый этап современной
войны выдвинул ряд новых типов воен-
ных самолетов (пикирующие бомбардиров-
щики и‘ др.). aie Г

ххх .

Несмотря`на огромный рост моторизации
армий и военно-воздушных ‘сил, военные .
флоты и в настоящей войне’ занимают ис-
  включительно важное место: Свой операции,
особенно: крупные, флот ‘проводит в тес=
ном взаимодействии с авиацией:

На протяжении последних” лет, предше-
етвовавших современной” войне, основные
капиталистические страны веемерно фореи-
ровали закладку новых кораблей. Многие
из них уже вступили ‘в ‘строй.
невиданных в истории размерах разверты-
ваелея военно-морское ‘строительство в
СПА.

Выполнение этой программы увеличит
тоннаж военного флота США до 3.160 тыс.
тонн, что значительно превысит тонна
военного флот» любой капиталистической
страньа. КЁ

Шо своей технической оснащенности и‘
боевой мощи современные корабли намно-
то превосходят корабли периода первой
империалистической войны. Так, мощность
главных механизмов линкоров увеличилась
к 1935 г, в два с половиной — три раза:
с 40—60 тыс. л. с. ло. 120—150 тыс,
л.. с., мощность основных механизмов эе-
минцев—с 20—25 тыс. л. с. ло 75-90
тыс. X. ¢., полводной лолки-—с 400—600
л. с. до 2.000—8.000 ле

ж+ж

Помня указания товариша Сталина 06
опасностях, вытекающих для СОСР из ка-
питалистического окружения, советский на-
род под руководством партии Ленина —
Сталина неустанно укрепляет оборонную
мошь социалистического тосударства.

В итоге сталиноких пятилеток ССР оо-
здал такую промышленность и сельское
хозяйство, которые обеспечивают производ-
ство в стране всех видов сырья и орудий,
необходимых лля дальнейшего роета` эко-
номики страны, и ее обороны. 3a тоды
сталинских пятилеток в СССР создана
мощная база малиностроения, ‘обеспечи-
вающая Врасную Армию и Военно-Морской
Флот всеми вилами современного. вооруже-
ния. Наша Красная Армия оснащена
огромным количеством первоклаесных мо-
торов. ;

0с0бое внимание партия и правитель-
ство уделяют строительству мощного Воен-
но-Морского Флота. «У могучей Советской
державы должен быть соответствующий ее
интересам, достойный нашего великого ‘ле-`
Ла, морской и океанский флот» (В. М.
Молотов). и

расная Армия доказала евою мощь -

боях у Халхин-Гола, при. освобождении
братских народов Западной Украины и Ba-
падной Белоруссли, в боях против бело-
финнов. В победоносной борьбе против бе-
лофиннов, в исключительно тяжелых ледо-
вых условиях суровой зимы, вместе с
Красной Армией успешно действовали Ko-
рабли Военно-Морского Флота.

В настоящее время, когда пожар новой
империалистической войны уже охватил
три четверти всего населения земного
шара, распространяясь на все новые стра-
ны, СОСР благоларя мухрой сталинской
внешней политике советского правитель-
ства остается могучим оплотом мира. > -

Однако Советский Союз не позволит 3a-
стать себя врасплох. Грандиозный народно-
хозяйственный план 1941 roza, принятый
ХУШ Всесоюзной партийной конференцией,
еще выше поднимает оборонную мощь
СССР. Оснащаясь е каждым днем новей-
шими видами моторов и вооружения, Крас-
ная Армия и Военно-Морской Флот являют-
ся надежным оплотом границ. нашей po-

ДИНЫ.
Л. ЦЫРЛИН.

ПРОБЛЕМА АНГЛО-АМЕРИКАНСКОГО СУДОХОДСТВА

НЬЮ-ЙОРКЕ, 1 апреля: (ТАСС). Военный
обозреватель газеты «Нью-Йорк тайме»
Болдуин считает, что в 1941 roxy Tep-
мания и Италия уничтожат торговые суда
водоизмещением от 3,5 до 5,5 млн. тонн,
в то время как Англия и США смогут за-
менить только 2.100 тысяч тонн. С на-
чала войны, указывает Болдуин, было
уничтожено 5.300 тысяч тонн торговых
судов. Мировые потери в`судоходстве уже
составляют около “/;5 всех потерь судо-
XOMCTBA в прошлую империалистическую
войну.

Судостроительная программа США, про-
должает Болдуин, должна выполнить тя-
желую задачу — возместить английские
потери в судоходстве и увеличить тоннаж
американекого торгового флота, что яв-
ляется совершенно необходимым для круп-
ных поставок военных материалов и за-
хвата южно-американских рынков.

По мнению Болдуина, в течение этого
года в США будет построено 134 судна
водоизмещением свыше 1 млн. тонн. В
1942 тоду, повидимому, будет построено
300 судов водоизмещением около 2.300

тыс. тонн, & к середине 1943 г. в строи-
тельстве будет находиться ло Б млн. тонн.
Английские верфи в настоящее время вы-
пускают в год торговые суда общим водо-
измещением около   млн. тонн.

Далее Болдуин предлагает, чтобы прави-
тельетво установило строгий контроль над
Частным судоходством. Болдуин предека-
зывает установление  централизованного
контроля над судоходством, ограничение
перевозок предметов, не имеющих важного
значения для США, а, возможно, и об’еди-
нение торговых флотов Англии и США.