Жень командира

{От нашего специального корреспондента)

Фактор времени — важнейшее условие
боевой подготовки личного состава, кораблей
и частей флота. Без четкого планирования
времени, без ‘умения наиболее рационально
и полностью использовать каждый час п
минуту немыслимо достигнуть ощутимого
успеха в бозвой выучко командиров и
краснофлотцев любой корабельной спе-
циальности.
Ценить время обязан каждый военный
моряк. Но ‘для. командира это имеет осо-
бое значение. Если командир будет рабо-
тать без плана, то безусловно упустит
немало важнейнгих вопросов, у него нехва-
тит времени на глубокое разрешение всех
. задач. Руководящая роль такого командира
Не может быть полноценной.

_ На наших кораблях имеется немало
командиров, правильно оценивающих фак-
тор времени. как построен рабочий
день одного из командиров в подразделении
торпедных катеров Черноморского флота—
старшего лейтенанта т. Ткаченко.

Рабочий день Ткаченко начинается хо
побудки личного состава. Быстро одевшись
и умывшиесь, старший лейтенант идет в
спальни бойцов. Первого, кото видят они,
вставая с сигналом, это своего командира,
который внимательно наблюдает, как бы-
стро и бодро встают его подчиненные. Ут-
ренняя зарядовая гимнастика также проис-
ходит в присутствии старшего лейтенанта.

Ткаченко придает большое значение сво-
ему присутствию среди подчиненных в
утреннее время. «Каждый начальник лол-
жен не только знать, как намалея день У
ето подчиненных, но и способствовать то-
му, чтобы это начало было организованным.
четким, бодрым, — говорит он. — А’ разве
это можно сделать, если не будешь лично
присутотвовать на, побудке людей?»

После завтрака Ткаченко. обходит поме-
пения, проверяет качество приборки. Изве-
стно, что по Корабельному уставу ежеднев-
HO отводится полчаса на мор и
проворачивание механизмов, на уход. 3a

материальной частью корабля. Некоторые’

командиры не считают для себя обязатель-
ным лично присутствовать при этом, пере-
доверяя это важнейшее дело своим помещ-
никам или заместителям. Но старший лей-
тенант Ткаченко появляется на катерах
ровно в 8 чае. —к началу осмотра, меха-
низмов. здесь на выбор он проверяет работу
личного состава, следит, чтобы каждый
строго выполнял существующие инструкции
и наставления по уходу за механизмами.
Немудрено, что Ткаченко до мелочей знает
состояние всей материальной части вверен-
ных ему катеров.

Весь день проходит пю строгому плану.

Если Ткаченко предстоит проводить заня-
тие, то к нему он тщательно готовитея.
Бойцы и командиры после такого занятия
остаются всегда удовлетворенными. Стар-
ий лейтенант согласно своему личному
плану часто присутствует на занятиях,
проводимых другими командирами. Не вме-
шиваяеь в действия руководителя, он по-
том поправляет его, указывает, как лучше
организовать учебу краснофлотцев.

После обеда Ткаченко, как и все коман-
хиры, отдыхает, но этот отдых своеобразен.
Ежедневно у него накапливается немало ра-
боты, которая не требует умственного или
физического напряжения, но отнимает  вре-
мя. Это—заполнение различных журналов
за день, выставление оценок, переписыва-
ние некоторых документов начието. Все это
Ткаченко делает в промежуток времени от
12 чак. 30. мин. до 14 чае.

Полчаса перед ужином, в то время, котда
бойцы производят приборку помещений и
приготовляют посуду к ужину, старший
лейтенант посвящает составлению плана на
следующий день. Составлять приходится
два плана: личный и для подчиненных.
Последний план доводится командиром до
бойцов во время вечерней поверки. Таким
образом каждый еше накануне знает, чем
надлежит ему заниматься завтра. Такая
организация дела в сочетании с полным
обеспечением занятий всем необходимым
(пособиями, материалами и т. п.) исклю-
чает потерю времени, неизбежную в том
случае, если заранее не известно, чем бу-
дут заниматься бойцы и командиры.

Все вечерние занятия проводятся Тка-
ченко также по плану. Два вечера в не-
лелю он посвящает изучению истории
ВКП(б) по первоисточникам. Занятия за-

канчиваются часом изучения немецкого
языка. Для этого дела командир отводит
время © 22 час. 30 мин. до 23 чае. 30
мин. После этого — прослушивание по ра-
дио последних известий и в 24 часа —
отход ко сну. р

Так заканчивается рабочий день Тка-
ченко. Каждую минуту рабочего времени
старший лейтенант использует для повы-
шения боевой подготовки своего подразде-
ления и расширения своего командирского
кругозора. а ;

Составить полноценный и реальный
план на каждый день — нелегкое дело.
Придумывание, чем  затрузить рабочий
день, не имеет ничего общего © настоящим
планированием времени. `Составляя план
работы личного состава (недельный и еже-
дневный) и свой, старший лейтенант ис-
ходит из первоочередных задач боевой под-
готовки подразделения, учитывает фрезуль-
таты последних занятий, выходов в море.
прислушивается к мнению подчиненных
ему командиров катеров. Составленный
Ткаченко план боевой подготовки личного
состава никоим образом не сковывает ини-
циативы  начеоставь торпедных катеров.
Наоборот, план предопределяет детальную

разработку ero каждым командиром катера.

План боевой подготовки личного состава
в огромной степени влияет на личный
план Ткаченко. Командир подразделения
живет и работает не в отрыве от своих
подчиненных, а в полном соответствии ©
их рабочим днем. Это имеет большюе зна-
чение потому, что только в этом случае
планы становятся реальными, направлен-
ными на всемерное повышение боевой вые
учки личного состава, подразделения.

Специальность начеостава торпедных
катеров обигирная и многогранная. Здесь
вомандир должен быть одновременно от-
личным штурманом и минером, должен
знать механическую часть катера. Чтобы
отвечать всем этим качествам, надо
не только отлично знать все существую-
щие в данной области инструкции и на-
ставления, но и уметь применить их на
деле, в любых условиях, во всякой обста-
HOBKE.

Поэтому изучение этих руководящих ма-
териалов занимает одно из важнейпих

‚мест в плане рабочего хня Ткаченко. На-

ряду с этим он уделяет огромное
внимание систематическому и глубокому
‚изучению опыта первой и второй империа-
листических войн, пользуясь всеми до-
сетупными ему материалами. Немало вре-
мени Ткаченко отводит также изучению
военной истории. Е

Каждому предмету старший лейтенант
посвящает в день не более двух часов.
Он считает, что заниматься одним
предметом свыше. этого времени не-
продуктивно. Присутетвуя на разборе оче-
редного выхода в море, слушая, как отме-
чают недостатки других, Ткаченко всегда

мысленно проверяет себя, насколько глу-.

боко он сам знает вопрос, как бы он сам.

‚поступил в данном случае. И если при.

этом он обнаруживает, что. какой-нибудь
вопрос позабыт или неясен, то сразу же
в плане на следующий рабочий день по-
является соответствующая заметка.

говорит он, —— нельзя надеяться, что ты
всегда все будешь помнить. Память может
подвести, справочника под руками не ока-
жется, спросить будет неком, и ты вы-
нужден будешь расписаться в досадной,
часто непоправимой, оплошности. Нужно
866 систематически повторять в примене-
нии к решению стоящих перед тобой.
задач.

Времени У этого командира хватает для
всего. Ткаченко регулярно посещает те-
атр, читает художественную литературу,
занимается в лектории при Доме Красного
Флота,

Таких командиров, как старший лейте-
нант Ткаченко, умеющих ценить и пра-
Вильно использовать время, четко органи-
зовать свой рабочий день, имеется немало
на кораблях и в частях флота. Они обя-
заны передать свой опыт другим товари-
щам, еще не умеющим ценить каждую

‘минуту, Не организовавитим свой рабочий

день. Разрешение этой насущной задачи
позволит еще более улучшить боевую уче-
бу каждого командира и его подчиненных.
Старший инженер-лейтенант
Г. ПАДАЛКА.

Передовой командир лейтенант Д. М. Бубынин берет пеленг; (Северный флот).

Ультраакустическая подводная связь

( По иностранной печати)

я

Несмотря на разнообразие и значительное
техническое развитие применяемых в CO-.

временных флотах средств связи, они не
обеспечивают ее скрытности и полной на-
дежности.

Радиосвязь, например, находится в очень
большой зависимости от помех и состояния
антенн. Опыт второй империалистической
войны подтверждает, что антенное хозяй-
ство отличается весьма низкой живу-
честью. Артиллерийская стрельба против-
вика, часто сбивает антенны. Обрываются

они и от шториа. А помехи, создаваемые

тлушащими станциями неприятеля, на-
столько велики, что иногда делают невоз-
можной радиосвязь даже на малых дистан-
ЦИЯХ.

Ероме того работа радиостанции ‘дема-

скирует место корабля, а подчас и его тип,

поскольку противник еще в мирное время
изучил особенности электромагнитных ко-
лебаний передатчиков, установленных на
кораблях того или иного типа,

® недостаткам радио и визуальных
средетв связи относится и то, что они не
позволяют установить связь между погру-
женными подводными лодками и надвод-
ным флотом. a

Уже в войну 1914—1918 тг. пере-
численные недостатки отразились нз исхо-
де ряда операций. Стремясь избавиться от
подобных недочетов, изобретатели во. всех

странах шли главным. образом по линии.

установления нодводной связи. Из всех
предложений этого рода наибольшее прак-
тичёское значение имеет ультразкустиче-
ский ©1060б связи, разработанный ‘фран-

‘цузеким физиком Ланжевеном.
‚Без повторения изученного ранее, —

В настоящее время во всех крупных ка-
питалистических странах существуют фир-
мы, изготовляющие  ‘ультраакустическую
аппаратуру для подводной связи.

`Идея ее заключается в образовании вы-
сокочастотных звуковых колебаний мем-
браны, соприкасалющейся с волой. Создавае-
мые таким путем мощные упругие волны
улавливаются на приемном пункте микро-
фоном. :

Физической особенностью ультразкусти-
ческих колебаний является направленность
передачи, достигаемая блатодаря незначи-
тельной длине волны. Если считать, что
ультраакустический тенератор дает 30.103
колебаний в секунду, & скорость раепро-
странения звука в морской воде составляет
около 1.500 метров в секунду, то длина
волны будет равна 5 см. Это дает возмож-
ность концентрировать излучаемые звуко-
вые волны в пучок меньшей или большей
ширины и тем самым направлять звуковые
колебания на нужный об’ект.

Управлять котлами по приборам

Паросиловая  установк» современного
военного корабля представляет весьма слож-
ный комплекс многообразных механизмов
и приборов. На базе последних достижений
в области теорий горения, теплопередачи,
тидродинамики удалось значительно повы-
сить напряженность ‘работы котлов при
уменьшении веса, и габарита установки и
сохранении ее высокой живучести.

Досталочно сказать, что напряженность
современных судовых котлов достигает
140 кг пара в час с одного кв. метра по-
верхности натрева вместо 40—50 кг у
старых котлов. Вместе с тем значительно
выросла паропроизводительноеть отдельного
атрегата, которая доходит до 160—180
т/час вместо 40—50 т/час у старых кот-
лов.

Благодаря повьниению напряженности
работы и мощности котельного атрегата
сократилось число котлов на корабле, &
следовательно, уменьшились их общий вес
и 0б’ем котельных отделений. На старых
линкорах постройки 1914—1918 тг. обыч-
но устанавливалось 20—25 котлов, при
средней мощности каждого в 2—2 ты-
сячи л. с. На линкорах, построенных за
траницей 32 последние 4—5 лет, имеется
всего по 6—8 котлов, при средней мощно-
сти котла в 30—35 тыс. л. с.

Для иллюстрации динамики рабочего
процесса укажем, что ‘при принятых в ‹о-
временных котлах соотношениях между па-
ропроизводительностью и водяным об’емом
(приблизительно 0,1 кг воды на 1 кг пара
в Час) в случае выключения питания вся
вод» сможет испариться из котла в не-
сколько минут.

Приведенные краткие сравнения и ха-
рактеристики подтверждают необходимость
решительно пересмотреть отношение к кот-
лу, сложившееся в течение многих лет.
Ведь еще не так давно котел считали са-
мым простым и нетребовательным по уходу
‘атрегалом, & обслуживающий его персо-
нал — кочегаров — причиеляли к низшим
категориям грабочих. Управление котлом
прюизволилось при помощи водомерного
стекл» и манометра. От кочегара требова-

‘Управлять им старыми методами,

лись только большая физическая сила и
Умение «на-глазок» определять качество
горения. 2

Современный котельный агрегат отли-
чается от своего’ предшественника эпохи
1914 г. не меньше, чем мощный паровоз
«HC» от первого паровоза Стефенсона.
«на-
глазок», нельзя. Быстрота, напряженность
и интенсивность протекающих в современ-
ном котельном агрегате многообразных фи-
зических и химических процессов требуют
совершенно иных методов управления.

Вроме урювня воды в котле и давления
пара необходимо в каждый момент знать
много других величин, определяющих усло-
вия нормальной работы котельной установ-
ки для данного режима: расход и темпера-
туру нефти и питательной воды, темпера-
туру перегретого пара, соленость питатель-
ной и котельной воды, избыток воздуха и
качество горения, темпералуру и давление
тазов в определенных точках  газохо-
да ит. д.

Несмотря на многообразие и сложность
отдельных процессов, все величины, харак-
теризующие их, мотут быть определены
соответствующими приборами. Некоторые
из них (расходомеры, газоанализаторы, во-
доуказатели, тягомеры, солемеры, термомет-
ры, манометры и др.) лишь фиксируют на
циферблате или шкале состояние опреде-
ленного процесса. Другие приборы (напри-
мер, регуляторы питания) сами корректи-
руют тот или иной процесс.

Необходимо научиться понимать и оце-
нивать по приборам He только состояние

процесса в данном узле, но и работу всей

установки. Следует иметь в виду, что по-
казаний одного прибора, а иногда даже
группы приборов, бывает недостаточно для
рационального управлёния котельным агре-
гатом в целом. Поэтому необходимо изучить
взаимодействие ‘отдельных  процесеов и
вавяние одного на другой, комплекено оцег
‘нивать показания приборов. В особенности
это важно при работе котла на перемен-
ных режимах, котла все основные пара-
метры установки непрерывно изменяются.

Известно, что при резком повышении
или понижении нагрузки котла уровень
воды в паровом коллекторе резко подни-
мается или падает. В некоторых случаях
вода уходит из пределов видимости водомер-
ного стекла. По инструкции, если вода в
водомерном стекле ушла ниже гайки, необ-
ходимо немедленно выключить котел, так
как вследствие потери контроля за состоя-
pact воды в котле возможен пережог тру-

ок.
‚ Но, если при этом исправно работают
регулятор питания и расходомер на пита-
тельной линии из котла, положение совер-
шенно иное. При падении воды в водомер-
ном стекле ниже среднего ‘уровня регулятор
питания начинает интенсивно питаль котел.
Расходомер показывает полную производи-
тельность нитательного насоса, сетремяще-
Гося пополнить недостаток воды в верхнем
коллекторе. Поэтому нет необходимости
прекращать горение, следует лишь обождать
20—25 секунд, и вода в водомерном стек-
ле вернется к нормальному уровню.

Таким образом, комплеконая оценка по-
казаний водомерного стекла и расходомера
позволяет в этом случае оставить’ котел в
действии.

Вооружение паросиловой установки всеми

‘необходимыми приборами открывает широ-

кие возможности рационального управления
котельным агрегатом им повышения   коэфи-
циента полезного действия всей установки.
Проиллюстрируем это положение несколь-
кими примерами,

Известно, что одним из условий нормаль-
ной работы главных турбин является
устойчивая, постоянная температура пере-
трева, пара. В случае колебаний ее, выхо-
дящих за пределы допустимого, необходимо
проанализировать показания ряда прибо-
ров: термометра на питательной линии, га-
зоанализатор, и тяммера для оценки
избытка ‚воздуха, водоуказателя и солемера
котельной воды и т. д.

При правильной оценке показаний этих

отклонения температуры пара от нормаль-
ного значения и добиться ее стабилизании.

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Фото Н. Веринчука.

Указанная концентрация не аналогична
с использованием рефлектора или линзы,
создающих в пучке света большую интен-
сивность, чем пю бокам. Здесь сила звука
в основном направлении остается неизмен-
ной, и только звуки в боковых направле-
ниях подвергаются ослаблению. При этом,
чем выше частота колебаний, тем уже, пу-
чок направленности. Е

Ультраакустическая связь пригодна для
дистанций до 50 километров. Увеличение
мощности излучателя ультраазкустических
колебаний ограничивается определенными
пределами, так как при больших давлениях
образуются пузырьки от разрыва жидкости,
что силыно препятствует распространению
звука.

Средств»  ультраакустической связи.
(звукоизлучатель. и приемник) по своему
расположению меньше подвержены воздей-
ствию артиллерийского огня. Применение
против ультрааюустики. птушалцих помех
нереально, так как для получения какото-
либо эффекта излучалели помех полжны
находиться очень близко от корабля, ра-
боту комрого они тлушат.

‚ Скрытность связи обеспечивается ее на-
правленностью, при которой невозможно
перехватить сигналы звукоприемником, не
находящимся на линии передачи. Диапазон
ультраакустических частот широк, в нем
могут разместиться десятки тысяч излуча-
телей. В то же время при’ использовании
быстродействующей аппаратуры  длитель-
ность передачи обычно ограничивается
20—30 секундами. Для поиска ультра-
звуковых станций необходима специальная
аппаратура. }

№ недостаткам рассматриваемого, вида
связи относятся длительность поиска, адре-
сата и связанная с этим возможность рас-
секречивания его места. В поисках адреса-
та, место которого неизвестно, передающей
станции приходится враацать излучатель,
направляя сигнал вокруг корабля. Особенно
трудно «целиться» при поисках адресата
на больших расстояниях. Но поиск его зна-
чительно упрощается, когда, известно место
приемной станции.

Подводная связь ультраакустическим
способом осуществляется сигналами Морзе
и разговорной речью. Качество приема вы-
ше, чем при радиосвязи, так как не сказы-
вается влияние различных атмосферных
помех. :

Описанные особенности ультраакустиче-
ской связи об’ясняют причину довольно бы-
строго ео распространения во флотах ино-
странных государств.

с. стопский.

Возьмем другой пример. Известно, что

‘при работе котла на переменных режимах

должно изменяться. давление. в питательной
магистрали. На одном из опытных котлов
имел место случай, когда давление в пи-
тательной матистрали, по’ показаниям ма-
нометра, оказалось почти стабильным и на
1—8 атмосфер больше котельного давле-
ния. Такую ненормальноеть ничем нельзя
было об’яснить, и принелось допустить, что’

тде-нибудь в питательной линии. имеется

дополнительное сопротивление. Разборка
и осмотр веей линии—от питательного на-
coca 10 котла—не дали материала для 0б’-
яснения странного явления. Лишь при
векрытии подогревателя питательной ‘воды
было обнаружено сильное загрязнение его,
создававшее дополнительное сопротивление.
После очистки подогревателя давление в пи-
тательной линии сразу припью в норму.
Так, благодаря учету показаний маномет-

pa Ha питательной линии удалось 0свобо-

диться от вредных сопротивлений на пути
движения питательной воды в котел и
облегчить работу насоса.

Расходомеры — измерители количеств —
имеют особенно большое значение для ра-
циональной эксплоатации установки. Они
позволяют во всех условиях деятельности
корабля иметь практически достаточно точ-»
ные данные о работе механизмов и 0б их
нагрузке. Например, по показаниям расхо-
домеров на паровой и нефтяной линиях
котла можно простым делением паропроиз-
водительности на расход топлива узнать
нспарительность топлива, & по ней легко
определить коэфициент полезного действия
котла. Расходомер на паровой магистрали
позволяет ‘установить степень форсировки
котла и целесообразность дальнейшего ее
увеличения. По расходомеру < интеграло-
ром на нефтяной приемной магистрали мож-
но вести точный учет топлива и оценить
эффективность его использования. По рас-
ходомеру с интегратором на паровой маги-
страли можно © большей целесообразностью
устанавливать сроки щелочения котлов не
по числу проработанных часов, & по коли-

честву выработанного пара.
приборов нетрудно установить причину

Можно увеличить число таких примеров,
но и приведенных достаточно, чтобы оце-
нить выгоды эксплоатации паросиловых

. 3 апреля. 1941 т.,
—_——

стулом валяются грязные галоши, на столе

заполненное обрезками бумати, окурками и

дывается т. Минин.

№ 78 (732)

—

Бескультурье

В этом многоэтажном доме размещены   все курят. На рамы ария — ока 5;
солидные организации. Рабогник квафтир- стенгазетой. Ее статьи взывают © чисток
но-ввоплоатационного отдела т. Крадкии   автор, одной из ea ии п,
вводит нас в одну из комнат и сообщает:   что кфысы concen Н . дают 1.

— 910’ кабинет старшего инспектора   коя сотрудникам. a
т. Минина. Он у нас и секретарь партий- Сегодня день ая р В КОМН
ной организации. Работает товарищ непло-   секретаря т отдела и
хо, сейчас мы принялись за реализацию   ные посетители. помещении душно 1
решений партийной конференции. шумно. Окно завешено трязным стары

— Доклад товарища Маленкова вы, ко-   одеялом, Ha подоконнике дверная ручы,
нечно, читали? несколько‘окурков, чайная ложечка, буть.

— Но чолько читали, но и... — Кращ-   кф с лимонадом. На диване-—люди в пзаь.
кин оглядел комнату и не окончил фразы.   то, в талошах, в головных уборах, В ко.

В кабинете висят пальто и шапка, под  ‘нате висит плакат, нд котором написан:
«Курить воспрещается»; несмотря на эм,
все курят.

Через эту комнату несколько раз пу.
ходил начальник отдела т. Лавров, во w

среди труды служебных бумаг блюдце,

спичками. На шкафах — растрепанные де-

ла. В стене прорублена огромная дыра; ее   не находит нужным навести здесь порядо,

когда-то заклеивали, но теперь бумага с0-   Сам т. Лавров в грязном кителе, из-под во
pata. торого выбиваются грязные рукава рубаха,
— Мы педавно сюда переехали, —оправ-   Один заместитель т. Лаврова, военинжене
3-го’ ранга т. Зайцев, почему-то в киви
Темный грязный коридор ведет к каби-   черного цвета. Почти ко всем своим по}.
нету т. Пономарева, в обязанности которого   чиненным он обращается на «ты».
входит наблюдение за сбережением домов   Этажом выше-—строительный отдел (на-
начальствующего состава, за порядком в чальник военинженер 1-го ранга т. Baay-
них. По пути к кабинету нужно преодолеть   ков). В кабинете начальника АХО вил
ряд препятствий: груду сваленного железа,   шубы. Приказом начальника отведены спе.

доски, грязные урны ит. д.
Грязно и в финансовом отделе порта.
Вот небольшая кладовая перед входом в

циальные места для курения,
где попало -—— в кабинетах, в коридорах.

но ку

Во дворе лежат в снегу груды камней,

комнату № 1. На сорванной петле висит   железа, досок, сломанные водосточные тру-
закрытый замок; вы открываете двери и   бы. Во многих местах свалки мусора. А в
‘

видите разбросанные дела.
«Секретное делопроизводство» — читаем
на следующей двери. Открываем эту дверь

отделах спорят, кому первому начать наво-
дить порядок.

Целый этаж этого здания занимает

и видим... сваленные на большом столе учреждение, где начальником т. Найда.

шинели и шапки.

Поднимаемся на второй этаж. Здесь по-
мещаетея квартирно-эксплоатационный от-
дел базы. В коридоре стоят группы людей,

Инструкторам нужна

В Учебном отряде Черноморского флота
мною  старшин-инструкторов, которые
впервые привлечены к педагогической pa-
боте. Поэтому им необходима постоянная
помощь. Однако в школах очень мало ра-
ботают © инструкторами.

На-длнях, например, проходило совеща-
ние, на котором много говорили о цоста-
новке учёбы, но ни одним словом не об-
молвились 06 инструкторах. Между тем в
преподавании специальных предметов не-
которые товарищи имеют серьезные недо-
статки. Это. можно проиллюстрировать на
примере олного урока, проведенного стар-
шиной-инструктором т. Бондаренко,

Звонок. При входе инструктора коман-
дир отделения подал команду «мирно» и
доложил о присутствующих. ‘

— Вольно!‘ — скомандовал инструктор,
‘и ученики’ вели по’ местам. Некоторые! уче-
НИКИ По комайде «емирно» приняли невер-
ное положение. Но этото инструктор не’ за-
метил; он не следит за строгим выполне-
нием уставных требований.

После нескольких минут раздумья Бон-
даренко начал урок.

— Вопров первый. Расскажите назна-
чение боевого расписания.

Ученик Иванов ответил неточно.

— Как остальные? Я думаю, понима-
ю0т?.: Раз понимаете, пойдем дальше. Итаж,
вопрос второй; командный состав имеет

заместителей?

Получив коллективный ответ «имеет»,
‘преподаватель продолжал:

А рядовой?

Ето-то ответил: «Нет».

—- Неверно. Вы ведь были на корабле
и видели, что имеет.

— Мы только пришли во флот, на, ко-
рабле еще не были.

— Так будете и увидите, что рядовой
состав тоже имеет заместителей. Я думаю,
теперь вам ясно. А сейчас перейдем к
третьему вопросу. Что является дополне-
нием к боевому расписанию?

mae

ь

©
установок при управлении ими по прибо-
рам.

Советская промышленность приборострое-
HEA 32 последние тодь достигла весьма
значительных ‘успехов. Ha вооружение
флота поступает ряд новых приборов. Боль-
шинетво командиров правильно понимает
их значение и настойчиво приучает лич-
ный состав управлять механизмами по по-
казаниям приборов.

Однако на отдельных кораблях эти
приборы еще не в почете. Они не рабо-
тают, их забыли или боятся, не изу-
чают, считая, что лучше и проще управ-
лять по-старинке, «на-глазок».

Совершенно естественно, что неправиль-
но установленный или не имеющий долж-
ного ухода прибор начинает давать невер-
ные показания. Однако, вместо тщательной
проверки и изучения причин плохой рабо-
TH, иногда торопятся об’явить прибор
негодным и забросить его. Рутинеры и кон-
серваторы рады тому, что им меньше хло-
пот. Так на некоторых кораблях создают
кладбище приборов, в то время как при
хорошем уходе они могли бы намного улуч-
шить эксплоатацию механизмов.

Некоторые командиры забывают, что в
конечном . счете процессом управляет не
прибор, хотя бы самый совершенный, а че-
ловек с помощью этой техники. Прибор,
который правильно налажен и отрегулиро-
ван и за которым поставлен грамотный
уход, всегда оправдает себя в работе. Он
своевременно просигнализирует о неблаго-
получии на том или другом узле установки
и поможет предотвратить аварию меха-
ниЗМа.

Управлять по приборам сложно, но зато
это дает обслуживающему персоналу ‘неогра-
ниченныю возможности в регулировании
всех процессов производства, пара и в мак-
симально эффективном использовании мощ-
ности агрегата,

Знаменитый русский физик П. Н. Тебе-
дев товорил: «Всякий прибор может дей-
ствовать только одним способом, а не дей-
ствовать прибор может миллионом ©посо-
бов». Изучение прибора в условиях экопло-
атации на корабле необходимо вести систе-
матически, настойчиво, анализируя все ето
недосталки. Надо вызывать и поддерживать

Там образцовый порядок. Почему же в
могут сделать так и другие?

Батальонный комиссар Н. ДОБУШЕВ.
Капитан-лейтенант И. АНАНЬИН.

постоянная помощь

— Говорят, боевые инструкции да схе-
мы, — последовал ответ.

— Хорошо. Как личный состав корабля
распределяется?

— Вюмандиры, политработники, врачи,
краснофлотцы, коки, санитары, содержа»
тели, музыканты...

`_— А как фазделяются команды на ко-
рабле?.. Не знаете? Хороше. Тогда я спро-
шу © другом. Что называется батареей?

— Определенное количество пушек Ha-
зывается батареей, — последовал отвег.

— Хорошо. Итак, вопрос пятый: для
чего производится нумерация личного со-
став» на корабле?

Безостановочно задавая вопросы, Бонда
ренко продолжал вести занятие.

— Итак, переходим к следующему во-
просу...

Но тут ‘оказалось, чте Бондаренко пе.
нес на занятие совсем другую инструкции, ›
До конца урока оставалось 15 минут. Олик
из учеников пошел за инструкцией в би(-
лиотеку. Бондаренко тем временем продох.
жал опрос.

-— Боевое расписание остается постоян:
ным или‘ нет? Товарищ Еремин, orst-
чайте.

— Оно не постоянное, по-моему.

— Да, это верно, форма, остается, а с:
держание меняется с текучестью личною
состава (?!). Ясно? — делает инструктю.
сомнительный вывод.

Окончательно запутавшиеь в последую-
щих вопросах и ответах, Бондаренко был
вынужден прекратить урок, так и не при-
ступив к намеченной теме занятия.

Этот, хотя и нетипичный, пример по-
казывает, что. необходимо тешительня
улучшение работы с инструкторским со
ставом.

Учебный отдел отряда должен образцово
организовать и возглавить учебу молодых
инструкторов.

Лейтенант `Д. ДЕМИДОВ.

в личном составе творческую, изобрета-
тельскую инициативу, исправлять отдель-
ные дефекты этой точной техники. Опыт
обнаружения и устранения неполадок в ра-
боте приборов следует систематизировать и
изучать. Этим бухлет оказана неоценимая
услуга заводам приборостроения.

С недооценкой приборов в теплосиловох

хозяйстве корабля необходимо повести pe-
шительную борьбу.

При исправно действующих приборах 0б-

служивающий состав может управлять всей
котельной установкой только по их пока-
заниям. Пользуясь указателями приборов,
выведенными в отдельное помещение, мож-
но управлять установкой, не находягь но-
посредотвенно у котла. Это можно срав
нить © управлением самолетом в условиях
слепого полета.

При насыщенности современного котель-
ного атрегата новейшими контрольными

приборами, допускающими передачу пока

заний на расстояние, такое управления
вполне возможно и целесообразно.

Применение принципа дистанционном
управления — принципа  «елепоо Tole
та» —— ставит высокие требования nop!
котельным персоналом. «Кочегара», «челн
века с лопатой» заменяет высококвалифиие
рованный котельный мапгинист-техник, п
оруженный знанием рабочего процесса +
тельной установки и принципа `рабиы
многообразных контрольных приборов.

Современное котельное отделение, пабы
щенное сложными механизмами и прибор
ми, в основном уже стряхнуло вее а!
буты «кочегарки» прошлой эпохи. Коте»
HOG отделение — это светлое, чистое- по
щение с чистыми, блестящими механизу’
МИ, IbHBIO машинисты — опрятии
подтянутые, культурные — специзлиий
своего дела, Вот те новые условия, в №
торых должно производиться renepups
ние пара высокого качества для обелуз!
вания боевых и повседневных нужд!
рабля. Управление по приборам, по mpl!
ципу «слепого полета» — вот та вы
которую‘ необходимо взять.

Инженер-капитан 1-го ранг
М. БЕЛЯВСКИЙ,