[-
*
1-
-
p>
1°
6,

0°
Mg

0:
A

——
TS

Учеба молодых

В кают-компании собрались политработ-
пики, Еще не так давно. иногие из них
были рядовыми краснофлотцами. Их воспи-
тали и вырастили здесь, на линкоре. Вом-
уунисты, отличники боевой и политической
пототовки, они решили навсегда, породнить-
ся с морем, посвятить свою жизнь воспи-
танию бойцов Военно-Морского Флота. По-
четное дело, высокая обязанность!

Но и трудностей на их пути немало.
Члобы стать всесторонне образованным че-
хловеком (& только таким и должен быть
политработник), чтобы воспитывать  дру-
тих, надо самому много и упорно учиться.
В часы марксистско-ленинокой и командир-
ской учебы молодые политработники на-
стойчиво познают теорию большевизма,
основы военно-морского дела. Люди они
молодые, опыта, естественно, у них еще
изло. Порой, они не знают, з» что и как
взяться, иногда подходят к делу, как го-
воритея, не с того конца и бесполезно тра-
ga? драгоценное время. Вот тогда на по-
мощь им и приходят старшие товарищи.

Командир корабля и командиры боевых
частей, учившие этих людей, когда они
были краенофлотцами, в совершенстве вла-
деть боевой техникой, продолжают и те-
перь, когда они стали политработниками,
делиться с ними знаниями, опытом. Кюо-
раблевождение, военно-морская тактика,
боевые средства флота и их. использование,
отдельные операции воюющих держав —
pee это молодые политработники изучают
пох руководством старших начальников.

Полковой комиссар т. Врыкин, замести-
тель командира по политической части, по-
мотает молодым политработникам расши-
рять идейно-теоретический кругозор, овла-
девать опытом политического руководства.

..Линкор в походе. Несколько часов на-
зад от его снарядов, там, где еле заметно
виднелась цель, поднимались высокие бело-
пенные веплески. Ворабль выполнял огне-
вую задачу. Перед этим зенитчики успеш-
но отразили «атаку» самолетов. В слож-
ных  метеорологических условиях люди
тренировали волю, выдержку, проверяли
свое знание техники. Весь день был насы-
щен боевой учебой. И только к вечеру, ка-
залось, наступило затишье: орудия замол-
чали. На самом деле учеба не прекраща-
лась ни на минуту. Краснофлотцы на ©в0-
их постах проходили одиночную подготовку.
Учились и политработники. Собрались в
кают-компании «етарожиль» линкора, быв-
шие краснофлотцы тт. Бабин, Малышев,
Акульшин, Черным, Коньков, Шарфман и
другие политработники.

Вее они — политгрупповолы. Группы,
руководимые ими, в ближайшее время нач-
ну  изучать У тлаву «Краткого курса
истории ВКП(б)». Диалектический и исто-
рический материализм слушатели обычно
постигают с известными. трудностями. По-
литработники должны обетоятельно подго-
товитьея к занятиям.

Bee они изучили IV главу. Однако каж-
ДЫЙ из них полошел к этому делу по-раз-
ному. Олни ознакомились с философией
марксизма по «Враткому курсу истории
ВКП(б)» и этим ограничились. “Другие
пошли дальше, обратились к первоисточ-
никам. Ho we все . придавали глубокое
значение отдельным словам, названиям,
формулировкам. И в результате по основ-
ным вопросам темы некоторые давали при:
беседе с полковым комиссаром путанные
и, во всяком случае, нечеткие ответы.

Заместитель командира по политической
части коротко об’яенил, в чем заключают-
ся ошибки отдельных товарищей при изу-
чении второго раздела главы, и стал
практически учить, как надо работать над
этой темой.

— Итак, раскроем книги, сказал пол-
ROBO комиссар. — Товарищ Коньков, вы
читайте вслух начало второго раздела...

— «Диалектический материализм, — Ha-
чал т. Коньков,— есть мировоззрение Map-
ксистско-ленинской партии. Оно называет-

ар О OR DN pales en ee a
-- =

политработников

ся дизлектическим материализмом потому,
что его подход к явлениям природы, его
метод изучения явлений природы, его ме-
тех познания этих явлений является диа-
пектическим, & его истолкование явлений

природы, его понимание явлений природы,

его теория — материалистичесной...»
— Поставим на этом точку, остано-

вил чтеца полковой комиссар. Что для

вас, товарищи, непонятно, как, по-валге-
му, надо растифровать эту формулировку и
записать ее в конепект?

Каждый стал высказывать свою точку
зрения. Одни предлатали продолжить чте-
ние, дескать, дальше все станет ясно, дру-

гие — сразу же уточнить значение отдель-

ных слов.

— Ближе всех к истине т. Черныш,—

подвел итоги полковой комиссар.— Итак,
начнем с того, что таков мировоззрение?
(Он взял мел и записал на доске это ело-
Во). Теперь раскроем «Краткий философ-
ский словарь» на странице сто семьдесят
первой...

Котда все присутствовавшие прочли 96°-
яснение слова «мировоззрение», руковоли-
телю занятия начали задавать вопросы:
что такое’ дуализм, просили . рассказать о
сущности философии Декарта, Канта, Ге-
теля... т

Полковой комиссар коротко ответил, ‘а
затем предложил залисать эти вопросы и
указал источники, в которых можно полу-
чить более обстоятельный ответ.

Вее подробно разобрались, что означают,
например, ‘такие выражения: «рациональ-
Нов зерно» философии Гегеля, «основное
зерно» философии Фейербаха. Когда обра-
тились к словарю, чтобы выяснить зна-
чение двух главных направлений в’ фило-
софии — материализма и идеализма, неко-
торые узнали кое-что и новое. Более под-
готовленные товарищи делились своими
знаниями. Так, т. Романычев запутался,
рассказывая о сущности об’ективного идеа-
лизма. Полковой комиссар предложил отве-
тить на вопрос т. Бабину. Тот обстоятель-
но рассказал. ;

Многие, как выяснилось на занятии, не
знали, например, что древнейлтим предета-
вителем об’ективного идеализма был идео-
лог греческой рабовладельческой аристо-
кратии Платон. Таких имен, как Демо-
крит, Лукреций, Бэкон, Спиноза, Гоббс,
Юм и другие (не говоря уже о сущности
взглядов этих философов), некоторые това-
рищи вообще не слышали. 2

Полковой комисеар наглядно показал,
какие возможности для творчеекого роета
имеются у каждого политработника и как
много еще нало учиться, чтобы овладеть
мировоззрением марксистеко-ленинской пар-
тии. Он порекомендовал еще раз прошту-
дировать соответетвующие места [У главы,
прочитать и выяснить по  философокому
словарю сущность взглядов некоторых фи-
л0софов, статьи в центральной’ печати и
другие материалы. Товарищам, имеющим
солидную теоретическую подготовку, он
посоветовал приступить к изучению пер-
вого’ тома «Истории филовофии». В заклю-
чение полковой комиссар ‘хат’ методические
установки, каким образом надо организо-
вать занятия со слушателями по ТУ главе
«Краткого курса истории ВЕП(б)».

Политработники оживленно делились

-мнениями. 0: провелием занятии: оно всех

заинтересовало. Млалитий. политрук
т. Шарфман предложил через неделю ено-
ва собраться. в кают-компании, он же к
этому времени постарается подготовить и
слелать доклал о сущности философии Ге-
теля. Полковой комиссар одобрил эту ини-
циативу.

Кают-компания опустела: политработни-
ки разошлись по своим подразделенияи. На
сигнальном мостике морского тиганта одхи-
око маячат вахтенные — тлаза ‘и уши
корабля. Вдали показались очертания глав-
ной базы.

Младший политрук А. МАЦЕВИЧ,

НАКАНУНЕ ОТЧЕТНО-ВЫБОРНЫХ ПАРТСОБРАНИЙ

В — Военно-морской академии им.
Ворошилова началась подготовка к отчет-
но-выборным партийным собраниям.

Отдел политической пропаганды провел
инструктивное совещание заместителей на-
чальников факультетов по политической
Части и секретарей партбюро.

Все работники отдела политической про-
патанды, а также некоторые преподавате-
ли кафедры политэкономии прикреплены в

Условия политической работы на под-
водных лодках малого тоннажа более слож-
ны, чем на таких же кораблях большого
тоннажа. Если на больших лодках почти
всегдь имеется возможность, даже во вре-
мя пребывания их в море, провести собра-
ние, совещание, групповые беседы и т. п.,
то на малых не всегда удается это сле-
Tats. Отсеки лодки невелики, личный со-
став небольшой. Партийные и комсомоль-
ские организации на этих лодках мало-
численные.

Такое положение ставит перед команди-
рами кораблей такого типа, руководителя-
ми партийных и комсомольских организа-
ций сложные задачи. Формы и методы
партийно-политической работы здесь дол-
жны быть наиболее гибкими.

Командир должен уметь не только поста-
вить перед партийной или комсомольской
организацией общую задачу, но и указать,
Kak организовать проведение того ‘или ино-
TO мероприятия, определить основные уча-
стки, на которые нужно обратить 06000

внимание,

первичным партийным организациям для
оказания им практической помощи.

Первые отчетно-выборные: партийные со-
брания состоятся 15 апреля на командном,
торпелном, кораблестроительном факульте-
тах и факультете связи. 22 апреля начнут-
ся собрания в остальных первичных пар-
тийных организациях. `

Старший политрук П, ТРОФИМОВ.

Опыт руководства командира
политической работой

ва, влияло на уровень боевой и политиче-
ской подготовки.

Первым долгом т. Елисеев стал укреп-
лять дисциплину. В каждому бойцу и млад-
Westy командиру он подходил строго, учи-
тывая его индивидуальные качества. 0со-
бые требования  пред’являл командир к
KOMMYHUCTAM.

Младший командир кандидат партии
Климов иногда грубо обрашалея © подчи-
ненными. Тов. Елисеев часто и подолгу бе-
седовал в ним, напоминал 0 роли младших
командиров, указывал на его недостатки и
опкибки, советовал, как надо вести себя и
воспитывать подчиненных.

По указанию командира секретарь парт-
организации также уделял иного внимания
т. Климову. Совместная работа командира
и парторганизации дала положительные ре-
зультаты. Климов заметно исправлялея,
стал добросовестно относиться к своим обя-
занностям, лучше воспитывать своих бой-
пов, прислушиваться к их запросам, вни-
мательно относиться в их нуждам. Сейчас
он примерный младший командир, и парт-

Большинство командиров подводных 10-  организация приняла его в члены ВКП(б).

док малого тоннажа М-ского соединения,
успешно овладевая практикой партийно-по-
литической работы, находит такие формы
и методы в своей деятельности, которые   комендовал пути устранения
позволяют им неплохо руководить полити-

ставить ев на службу

ческой работой,
боевой учебы.

Поучителен

Тов. Елисеев повседневно беседовал с
секретарями партийной и комсомольской ор-
ганизаций, указывал на их ошибки, ре-
недочетов.
Как-то секретарь комсомольской организа-
ции т. Гуднименко, докладывая командиру 0
политической учебе комсомольцев, сообщил,

опыт ‘капитан-лейтенанта  что т. Козловский имеет плохие оценки.

т. Елисеева, лолка которого завоевала пер-  Командир дал несколько советов, Kak под-

венство ‘на флоте среди кораблей однород-

ного типа. “

Когла т. Елисеев пришел на корабль,

партийная организация состояла из не-
ВКП(б). Ма-

скольких членов и кандидатов
ло было и комсомольцев.

В то время воинская дисциплина Ha KO-   HUM.
Это отра-
Жалось на качестве учебы личного соста-

рабле находилась не на высоте.

тянуть отстающего товарища.
— Ничего из него не выйдет, — уныло
заявил  секретарь— у него сплошные
двойки.
— He выйдет?— переспросил  коман-
дир.— Ну, что же, тогда я сам займусь с

Много раз командир беседовал ¢ Ros-
ловеким. Выяснив, что тот не умеет кон-

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Перед- политинформацией. Старший политрук С. О. Свидерский (справа) и млад-
ний политрук_И.. И. Байдак читают только что. полученный номер газеты. (Чер-

`номорский флот).

Фото Б. Шейниаа.

Негодный стиль

Еще в конце января на собрании пар-
тийной ‘организации корабля № обсужда-
лись задачи коммунистов в укреплении
воинской дисциплины. Постановка такого
вопроса диктовалась тем, что некоторые
члены и кандидаты партии не занимали
авангардной роли в боевой и политической
учебе, не служили примером остальным
бойцам. м

Собрание приняло резолюцию, в которой
предлагалось: «Повести решительную борь-
бу с нарушителями дисциплины... и ни од-
ного проступка со`стороны коммунистов He
оставлять без партийного воздействия».
Другие’ пункты говорили’о помощи бюро
ВЛКСМ, проведении’ бесед среди личного
состава по новому Дисциплинарному уста-
ву, оживлении работы с военкорами и т. д.
Однако ни в этом решении, ни в поеледую-
щих ни одним словом не упоминается 0
проверке исполнения. Поэтому в каждой
резолюции, — идет ли речь о работе бюро
ВЛЕСМ или авангархной роли коммунистов
в несении вахтенной службы, об агиткол-
зективе,— повторяются одни иоте же ма-
лопоучительные ‘и никого ни к чему He
обязывающие слова. Отсутствие системати-
ческой проверки исполнения приводит к
бесконтрольности и безответетвенному от-
ношению к решениям партийных собраний.

В январе собрание обязало всех членов
и кандидатов партии проводить беседы о
значении дисциплины в Военно-Морском
Флоте. Однако секретарь т, Лютнев ни од-
ному товарищу не помог подобрать лите-
ратуру, не помог подготовиться. Беседы но-
ручили проводить даже и тем коммунистам,
которые имели взыскания. Что, например,
мог говорить бойцам кандидат партии
т. Андреев, если он сам недисциилиниро-
ван!

Обсуждая итоги ХУШ Всесоюзной кон-
ференции ВЁП(б), собрание указало, что
основной задачей партийной организации
является доведение этих исторических до-.
кументов до каждого бойца. Через’ несколь-

ко дней мы поинтересовались, что же. сде-

лано во исполнение решения собрания.

— Собиралея ли агитколлектив?

— Нет, я не собирал. Его созывал за-
меститель командира корабля по политиче-
ской части, — говорит секретарь. Однако
он умолчал, что заместитель болен и его
уже около месяца нет на корабле.

— Авы беседовали с агитаторами оре-
шениях ХУШ Всесоюзной партконферен-
ции?

—- Нет времени, — оправдывается руко-
водитель парторганизации.

Люшнев не мог назвать лучших агита-
торов корабля, он не знает, как -коммуни-
CTH раз’ясняют материалы конференции. В
Ленинской каюте; и кубриках нет даже ло-
зунгов, призывающих личный состав 60-
роться за выполнение решений конферен-
ЦИИ.

Низкая требовательность к членам и

кандидатам партии, безразличное отноше-

ние к ‘своим решениям ослабляют работу
парторганизации, понижают у некоторых
коммунистов чувство ответственности,

Несмотря на большое количество резо-
люций, коммунисты до сих пор допускают
нарушения воинской дисциплины. Недавно
кандидат партии т. Бублик получил
взыскание за то, что ушел с cHT-
нального мостика во время дежурства.
Член партии т. Козырекий получил взы-
скание от командира корабля за серьезные
недостатки в несении сигнальной вахты.
Партийная организация прошла мимо этих
проступков. Секретарь т. Люшнев даже не
побеседовал ни е Бубликом, ни © Возыр-
ским.

Видимо, по установившемуся здесь’ пра-
вилу, вопрос’ будет поставлен ‘на обсужде-
ние лишь тогда, когда эти бойцы, совершат
более серьезное нарушение. Ошибочное де-
ление дисциплинарных  проступков на
серьезные и второстепенные является по
существу примиренчеством к нарушениям
устава и инструкций.

Показательно в этом отношении пюведе-
ние самого секретаря организации т. Люл-
нева. Он имел несколько замечаний за не-
четкое несение дежурной службы. Дело до-
шло до того, что партийное собрание пре-
дупредило т. Люшнева. Через 8 дней после
этого Люшнев вновь совершил серьезный
проступок. Вопрос © чем ставился на’ об-
щем собрании. Некоторые коммунисты вме-
сто резкого осуждения недостойного. пове-
дения секретаря журили его, увещевали,
Но и после этого он все же остался руко-

‘водителем партийной организации и про-

холжает бездельничать.
Недавно корабль участвовал в тактиче-

ском учении. 0 его задачах коммунисты

не знали.
— Да я ничего сам не знаю, что это за
учение... — вновь оправдывался Люшиев.

Партийная работа на корабле М серьезно
запущена. 06 этом известно отделу поли-
тической пропаганды соединения. Знают
там и о том, что Люшнев своим поведением
дискредитировал высокое звание партийно-
то руководителя. Но положение остается

прежним.
} Политрук М. МИХАЙЛОВ.

Реставрация исторического домика в Ораниенбауме

ОРАНИЕНБАУМ  (Ленинградекая  00-
ласть), 2 апреля. (ТАСС). В даче Макаро-
ва на Пароходной улице в июне” 1919 тода
помещался штаб береговой группы. Сюда
приезжал товарищ И. В. Сталин. На исто-
рическом совещании с командирами и хо-
миссарами боевых частей он наметил план
ликвидации белогвардейского мятежа на
фортах «Красная Горка» и «Серая Лошадь».

спектировать прочитанное, командир прак-
тически научил его составлять конепект.
Трудно усваиваемые вопросы капитан-лей=
тенант терпеливо раз’яенял краснофлотцу
до тех пор, пока He добивалея ясного и
четкого их понимания. Индивидуальная ра-
бота векоре дала евои плоды: Козловский
н& политзанятиях стал получать хорошие
оценки. —

Так т. Елисеев показал секретарю ком-
сомольского бюро, как надо работать ©
каждым человеком. з i

В конце месяца капитан-лейтенант co-
зывает секретарей партийной и комсомоль-
ской организаций для подведения итогов.
Основным критерием оценки деятельности
секретарей является их индивидуальная ра-
бота с Людьми.

0с0б0 следует рассказать 0 TOM, Kak
командир организует политическую работу
в море. Раньше было так: командир. со-
ставлял план похода, & секретари партий-
ной и комсомольской организаций намечали
свои мероприятия, причем эти планы во-
все не согласовывались © командиром или
согласовывалиеь наспех, в последние ми-
нуты перех выходом в море. В результате
они не отражали задачи ‘корабля и обычно
не выполнялись.

Такие факты случались очень часто и
Ha лодке, где. секретарем партортанизации
т. Шукин. Совсем недавно перед выходом
в море он наметил в плане провести ©0-
брание, несколько бесед по вопросам: теку-
щей политики, Свой план т; Щукин согла-
совал с командиром перед. самым выходом
в море. Это не могло не привести к отор-
ванности плана от задач боевой.  подготов-
ки. Кроме того, составляя. план похода,
командир корабля не указал в нем Mé .0-
приятий партийной и комсомольской с” ^-
низаций. Согласовать эти вопросы u yet
нить план до выхода в морё не было
времени. В результате ни одно мероприятие

/

Сейчас в этом домике ведутся реставза-
ционные работы, в частности, восстанавли-
вается комната в первом этаже, тде со-
стоялось совещание,

Реставрация домика будет закончена в
мае, а в июне здесь откроется музей. Раз-
личные материалы, документы и фотогра-
фии расскажут o тероической обороне
Петрограда. В

- руководителей партийной и комсомольской

организаций не было реализовано. .

Так же примерно было и на корабле у
изменить

т. Елисеева. Командир решил
этот порядок, заменив три плана одним.

Что является основой при составлении еди-
ного плана боевой подготовки и политиче-

ской работы?

Зная о предстоящем походе, командир
составляет план. В нем он учитывает под-
тотовку к походу, работу в море, меро-
приятия по обеспечению перехода в базу
ит. д. В периох подготовки к походу обыч-
но проводятся партийные собрания, на ко-
торых перед коммунистами ставится зада-
ча: 06 их примерности в подготовке мате-
вании
механизмов во время похода. Указывается
также и на то, какую работу. они обязаны
‚провести среди беспартийных бойцов. В эте
же время коротко инструктируются агита-
торы и беседчики. Им указывают, о чем и
в какое время нужно беседовать с краено-

риальной части и образцовом обелу

флотцами.

Второй раздел плана включает мероприя-
тия во время пребывания корабля в море.
Наибольшее внимание здесь уделяется 0бее-
печению бесперебойной работы механизмов,
отличному несению боевой вахты, пример-
ности коммунистов и комеомольцев. Проин-
структированные на базе`агитаторы бесе-
дуют со свободными от вахт краснофлот-
WaMu, раз’яеняют бойцам требования коман-

дира по уходу за техникой.
Как показал. опыт,
ностью себя оправлали.

Вот некоторые подробности одного по-
хода. Когда корабль вышел в море, коман-
дир довел до каждого бойца поставленные.
задачи. На основе этого широко разверну-
До-
говоров не писали. Бойцы устно излагаля
свои обязательства» командиру отделения
или старшине, & те записывали их в ©16-

лось социалистическое соревнование.

‘циальную тетрадь.

Когда лодка приступила к выполнению
залачи, т. Елисеев все время сообщал лич-
ному составу о положении «противника»

и о действиях своего корабля.
Иногда,

ших командиров.

единые планы пол-

когда позволяла  обетановка,
командир отмечал действия бойцов и млад-

К бою на Средиземном море

28—29 марта на Средиземном море про-
изошел крупный бой между английскими
и итальянекими морскими силами. С000-
щения об этом бое еще’ очень неполны и
в некоторых отношениях  разноречивы.
Цодробный анализ этого боя и выводы по
нему можно будет сделать ‘лишь через” не-
которое время, когда будут получены 00-
лее полные сведения. Однако общую обста-
HOBKY M ход боя можно набросаль уже сей-
Час.

В морском б0ю 28—29 марта с итальян-
ской стороны Участвовали: 3 линкора —
один типа «Литторио» и два-—типа «Ка-
вур», 11 крейсеров (из них 3 тяжелых
типа «Цара») и эсминцы; с английской
стороны — эскадра в составе линкоров
«Уорспайт», «Бархэм» и «Вализнт», авиа-

`носца «Формидэйбл», 4 крейсеров-—«0Ори-

он», «Аякс», «Перт» и «Глостер» и эс-
минцев.

Непосрелетвенным поводом к сетолкнове-
нию послужило появление итальянских
сил в районе острова Крит. Вак сообщает
атентетво Рейтер, по мнению антлийского
командования итальянские морские силы
намеревались совершить нападение Ha Ka-
раваны английских судов между Египтом
и Грецией.

Судя по первым неполным сообщениям,
события развертывалиеь следующим обра-
з6м: 27 марта итальянский флот, покинув
территориальные воды, взял куре на ост,
намереваясь, очевидно, на рассвете 28
марта пройти двумя группировками к ме-
ридиану острова Крит. В состав южной
группировки входили линейный корабль
«Литторио» и несколько крейсеров; в’ с6-
верную группировку — два линейных ко-
рабля типа «Кавур», крейсера и эскадрен-
ные миноносцы. Такое развертывание
итальянских сил обеспечивало в случае
ветречи с английским флотом прикрытие
отхода линейных кораблей типа «Кавур»
более быстроходной группировкой.

Иностранная печать считает, что заху-

манная итальянским командованием опёра-
ция могла бы окончиться удачно лишь в
TOM случае, если бы со стороны антлий-
ского флота отсутртвовала активная раз-
ведка, так как все прочие факторы, в том
числе и географические, не блатоприят-
ствовали ‘итальянцам.

По сведениям печати, скрытноеть раз-
вертывания итальянского флота не была
обеспечена. 27 марта английские развехы-
вательные самолеты обнаружили движе-
ние итальянской эскадры от Кало Пасберо
(юго-восточная Сицилия) на ост. Судя по
ходу развертывания английского флота
(эскадра из Александрии вышла 27 мар-
та), греческие корабли совместно © леёг-
кими антлийскими силами, `базирующими-
ся па Грецию, получили указание о заня-
тии исходного положения на фланге в
ожидающемся морском бою. Английская
торпедоносная авиация также была раз-
вернута для действий против итальянского
флота.

На рассвете 28 марта соединение ‘ан-
глийских легких сил обнаружило в юго-
‘западу от острова Крит итальянский‘ ли-
нейный корабль типа «Литторио» в‘ 60-
превождении крейсеров; одновременно с
этим английское командование получило от
разведывательной авиации сообщение 0

том, что к северу от этой группировки на-.
ходятея еще два линкора типа «Вавур»,.

несколько крейсеров и эсминцев.

Поворот итальянского флота на, вест и
поспешный отход были вызваны, очевидно,
не только появлением в его поле видимости
английских легких сил, но главным обра-
эом тем, что итальянская разведка, хотя
и с запозданием, донесла о движении глав-
ных английских сил. Английское морское
командование,
данные о группировках противника, при-
няло решение: нанесением ряда последо-
вательных ударов но быстроходной груп-

имея достаточное полные

пировке (линейный корабль «Литторио»).
лишить претивника преимущества в ходе и
заставить его принять бой.

В течение дня 28 марта «Литториоу не+
однократно подвергался ударам самолетов-
торпехоносцев, в результате чего он бых
серьезно поврежден, ‘и итальянский флоте
был вынужден продолжать отход © зна
чительно уменьшивиейся скоростью.

Итальянское командование, судя по пер+
вым сообщениям, в течение дня 28 марта
не сумело организовать мощных контруда-
ров по преследовавшим ‘итальянцев аи-
тлийским кораблям и тем самым заставить:
их отказаться от погони.

С; наступлением темноты английские ли
нейные корабли в сопровождении легких’
сил вошли в боевое соприкосновение с про
тивником. Судя по результатам боя, италь-
янские крейсера и эскадренные миноносцы
прикрывали отход линейных сил, что поч
мешало английскому флоту добить поврежч
ленные линейные корабли.

Соотношение сил двух встретившихся
эскадр было следующим: водоизмещение
каждого из трех английских линкоров—
около 31.000. тонн, основное артиллерийч
ское. вооружение — восемь 15-дм и во
семь 6-дм орудий, восемь 4-дм зенит-
ных пушек, скорость хода-—24—25 узлов.
Водоизмещение крейсера «Глостер» —
9.100 тонн, основное вооружение-—двенад-”
цать 6-дм, восемь А-дм зенитных орудийх
скорость хода — 32 узла; «OpioH»—
1.215 ‘онн, «Перт» — 6.830 тонн и
«Аякс»—6.985 тонн, вооружены каждый
восемью б-дм и восемью 4-лм зенитными
орудиями; скорость хода — 32,5 узла.

Водоизмещение итальянского линкора
«Литторио» постройки 1939 г.-—-35.000
тонн, вооружение — девять 15-дм и две
надцать 6-дм орудий, двенадцать 8,5-дм
зенитных пушек и 40 зенитных пуле-
метов. Скорость хода— 30 узлов. Воло=
измещение модернизированных итальянских
линкоров типа «Кавур» — 23.622 тонны,
вооружение —- десять 12,6-дм, двенадцать
4,1-дм орудий и восемь 3,9-дм зенитных
пулнек и 36 зенитных пулеметов, скорость
хода —27 узлов. Итальянские 10.000
тонные тяжелые крейсера типа «Цара»,
постройки 1930—1931 тг., вооружены
восемью 8-дм, двенадцатью 3,9-дм ору-
диями, десятью 37-мм зенитными тушкая
мии восемью 13-ми зенитными пулеме»

‘тами. Скорость хода — 32 узла,

Первые сведения о морском бое’ заз
ставляют полагать, что ряд причин обуёло=
вил неудачный для итальянекого флота
исхох операции. Прежде всего, задуманная
итальянским командованием операция но
была в достаточной мере обеспечена раз-
ведкой, из-за чего появление английских
линейных сил на рассвете 28 марта было
неожиданным. Не была также обеспечена
скрытность развертывания итальянского

флота от: наблюдения с воздуха даже вбли-

зи от своих берегов. Отход итальянекого
флота не был прикрыт от нападения ©
воздуха (в этом сказалось отсутствие у
итальянцев авианосцев), что позволило
англичанам наносить торпедной авиацией
удары по надводным силам. Итальянское
командование не ортанизовало ударов
авиации и подводных лодок по преследо-
вавшии антлийским кораблям.

По английским данным, в результате”боя
итальянцы потеряли три крейсера типа
«Пара», один легкий крейсер «Джиованни
делла Банданеро», эсминцы «Винченцо
Лжоберти» и «Маэстрале». Поврежден лин-
кор типа «Литторио». Итальянская печать
утверждает, что в бою потоплен один-ан-
тлийский крейсер. Атентство Стефани каз
тегорически опровергает слухи о потопле-
нии крейсера «Джиованни делла Бандая
нере».

Капитан 3-го ранга Г. РИГЕРМАН.
Капитан 3-го ранга С. ЛУЦКИЙ.

Итальянский тяжелый крейсер «Цара», однотипный с «Фиуме», «Пола» и «Кориция»;

Беседы © личным составом проходили,

лишь когда это было возможно. Проводи-
находившимися В
данном отсеке непосредственно у боевых

лись они атитаторами,

‘механизмов.

Агитаторы тт. Ларичев, Гудименко и дру-
гие рассказывали бойцам о стратегическом
значении морского театра, его особенно-
стях, проливах, героических подвигах. руб-
еких моряков, войне на Средиземном море:
Тов. Ларичев провел беседу о Дисциплинар-
ном уставе Военно-Морского Флота, иллю-
стрировав @е фактами из жизни своего ко-

радбля,

ставленной задачи.

‚ежедневно освещались в «Боевом листке».

нии Личного

ревнования. Он подробно рассказал,

корабля в море.

тельно изучил

боты.

Поход проходил в трудных метеорологи-
ческих условиях. Коммунисты личным при-
мером увлекали бойцов ва выполнение по-

Вапитан-лейтенант потребовал от коман-
диров боевых частей ежедневно подвохить
итоги соревнования. Командиры тт. Ники-
форов, Комаров и другие доводили итоги ©0-
ревнования до старшин, а те сообщали их
каждому бойцу. Результаты соревнования

Тодка возвратилась на базу. На собра-
состава т. Елисеев: подвел
окончательные итоги социалистического со-
как
рентгена боевая задача, кто и как выполнял
свои обязанности на похоле. Редактор вы-
пустил очередной номер «Боевого листка»,
гле освешалась деятельность бойцов и
млалших командиров в период пребывания

Отдел политической пропаганды тща-.
опыт капитан-лейтенанта,
т. Елисеева и распространил его на все ко-
рабли. Командиры собрались на, совещание,
где с ними. обсудили практику партийно-
политической работы в условиях отрыва,
подводной лодки малого тоннажа от. глав-
ной базы. Тов, Елисеев подробно рассказал
© своем опыте партийно-политической ра-

За последнее время отдел политической
пропатанды несколько раз собирал коман-
диров лодок по конкретным вопросам пар-
тийно-политической. работы. На одном из
совещаний разобрали опыт руководства
командиров политзанятиями. Предваритель-

но инструкторы отдела политической проз
патанды тт. Корнеев и Горбунов тщательно
изучили состояние политзанятий на, некото-
рых кораблях, ознакомились © тем, кав
командиры руководят политзанятиями, изу-
чают подчиненных, реагируют на их нуж-»
ды и запросы. Совещание принесло боль
шую пользу.

Инструкторы отдела политической проз
‘патанды постоянно связаны © командирами
кораблей, секретарями партийных и вомсо=
мольских организаций и помогают им. Ин=
структор отдела политической пропаганды
т. Корнеев установил, что некоторые с6-
кретари парторганизаций мало помогают
групповодам политзанятий. На корабле, где
секретарем партийной. организации т; Щу=
KHH, BOIPOC © политзанятиях в течение не
скольких месяцев не обсуждался на собра-
нии коммунистов. Тов. Корнеев научил се-
кретаря и других товарищей, как помогать
групповолам. 0 векрытых недостатках ин-
структор информировал  команлира  Ko-
рабля и дал ему несколько советов по py-
KOBOACTBY политзанятиями.

Другой инструктор отдела политической
пропаганды обнаружил, что на одном ко-
рабле партийная организация администри=
рует. В решении собрания было, напри-
мер, записано: «Поручить командирам 0бес-
печить выполнение поставленной задачи»,
«обязать командиров отлично заниматься по
командирской учебе», «обязать командиров
сдать аварийные задачи Ha «xopomlo»
«отлично», Остальные пункты были изло-
жены в таком же духе. Инструктор раз’яс-
нил коммунистам ошибочность вынесенного
ми решения. Вторично созванное партий-
ное собрание по предложению инструктора
приняло ‘новое, на этот раз правильное,
решение.

Опыт работы т. Елисеева показывает,
что’ там, где командиры умело сочетают
боевую подготовку © политической рабо-
той, они добиваются больших успехов в
повышении качеетва боевой подготовки и
укрепленит советской воинской дисции-
dunn,

Батальонный- комиссар

Г. СЕРГИЕВСКИЙ.