же

—=== 4 ащея 1941 к, № 79 (733)

Командиры обмениваются
опытом. политической. работы

Rrech еще не было такого случая, чтобы
на совещании командиров товорили 06
организации и методах политической. рабо-
ты. бычно в кают-компании на столе ие-
pol командирами лежали карты и прокла-
дочный инструмент. Но на этот раз ничто
но напоминало о команхирской учебе. На
столе были лишь листки чистой бумаги.

В просторной кают-компании  канонер-
ской лодюм «Ленин», словно перед больтгим
походом, собрались командиры кораблей и
(оевых частей. Вскоре прибыл командую-
щий флотилией контр-адмирал т. Седельни-
ков.

Ломандующий флотилией предоставил
зетупительное слово заместителю началь-
ника отлела политической пропаленхы ба-
тальонному комиссару т. Михайлову;

— Пель ныцего совещанюя, — сказал
т. Мяхайлов, — обменяться опытом © том,
кал командиры боевых частей направляют
коммунистов и комсомольцев на обеспече-
ные задач боевой подготовки, как руково-
дят политическим воспитанием подчинен-
IBEX.

Первых выютунил молодой арииллерают,
гомандир. зторой боевой части лейтенант
т. Шлома. Он рассказал, как воспитывает
подчиненных и мобилизует их на решение
залач, стоящих перед частью.

— Лучшей моей опорой, -— сказал он,-——
лаляются активисты — коммунисты и ком-
сомольцы, оказывалощие мне действенную
помощь. В боевой части создан крепкий an-
тив, куда входят члены президиума комсо-
мольской организацию и некоторые комму-
нисты. Однажды, осматривая материальную
часть, на одной из деталей я обнаружил
пыль, За этим завельгванием наблюдал ®ом-
сомолец т. Харитонов. Я предложил пре-
зидеуму комеомольской организации 066
дить А заседании вопрос о т. Харитонове.
Активисты-комсомольцы дали ему крепко
почувотвоваль, что нельзя небрежню’ отно-
виться & делу. Оила общественнюго воздей-
вия помогла исправить нерадивого бойца.

Тейтенант т. лома повселневню воспит-
тывает личный состав боевой части, неред-
ко проводит беседы. Недавно, например,
лойтенант рассказал краснофлотцам о ‘pe-
пониях ХУШ Всесоюзной партийной кон-
ференции и одновременно поставил задаче
по реализации их. Комоомольцам он на-
помнил о необходимости лучи сберегать
технику, заботиться о частоте в кубряках,
экономить смазочные малериазты.

Комсомольская организация конкретно
проводит в жизнь предложения командира.
В жилых помещениях стало значительно
чище, лучше содержатоя механизмы, В
боевой части наведен порядок. По инаяциа-
тире командиров орудий коммуниста, т. Вр-
макова м комсомольца т. Егорова, красно-
флотцы стали экономить масло, зветопть,
краску.

Лейтенант  повоедневно интересуется,
kak подчиненные учатся на, полатзанятиях.
и беседует с групповодами и их помощни-
ками, говорит с краснофлотцами, выясняет
плохо усвоенные темы. Большинство бой-
Цов этой Части имеет хоропиие и отличные
оценки. Командир тажже интересуется по-
ведением своех подчиненных на, берегу.

Лейтенант хорошо понимают, что нужно
изучить деловые качества каждого подчи-
ненного, чтобы всегда быть уверенным, ко-
гла и какое задалияе можно ему поручить.
Надо обязательно знать, кто м как ©10со-
бен выполнить порученное дело м кем це-
лесообразнее заменить выбывшего бойца.
Этого можно добиться, если командир по-
вседневно зазимается политических вости-
танием бойцов.

В пропнюм году из боцманской команцы
в боевую часть перевели лвух недисципли-
вированных краснофлотцев — Турыгина, и
Сэрычева. Некоторые командиры считали,
 0 их нельзя перевоспитать. Эти бойцы
были политически недостаточно  развитьт,
держались замвнум, специальность изуча-

a И

Библиография

«Перекоп» ”)

Oro из вамых блестящих побед в
истории гражданской войны была победа
Ерасной Армии над последней белогвар-.
дейокой армией-врангелевской, вооружен-
ной превосходной военной техникой и 00-
ладавшей первоклассными  укрепленными
линиями Перекопа и Чонгара,

Сборник воспоминаний,  подготовяенный
к печати старшими научными сотрудни-
ками секретариат»  тлавной редакции
«Истории гражданской войны» 0. Шекун
и Р. Голубевой, является ценным вкла-
дом в разработку истории борьбы 3a с0-
BeTCKYIO власть. Сборник состоит из.вос-
поминаний ее участников — дважды Героя
Советокого Союза И. J. Паланина, генерал-
полковника 0. И. Городовикова, А. Полуца-
нова, И. У. Павлова, А. В. Мокроусова и
других командиров, политработников и 60й-
цов Ирасной Армии и Флота. Кроме воспо-
минаний, в сборнике напечатаны некото-
рые документы В. И. Ленина, И, В, Сталина,
М. В. Фрунзе, В. Е. Ворошилова и С. М.
Буденного, относящиеся к этому периоду,
& также приложены репродукции в картин
Художников и схемы,

оно

Этот сборник является замечательной
иллюстрацией основного положения мар-
коизма-ленинизма. о том, что судьбы вой-
ны решает в последнем счете ‘не техника,
& люди, Правильная внешняя и внутрен-
няя политика ленинско-сталинской партии
и советекого правительства, завосвавшая
<очувотвие и активную поддержку милли-
онных масс населения не только Советской
России, но и всего мира, обеспечила нам
побелу над Врантелем.

Миллионные масвы рабочих и крестьян
из собственном опыте убедились, что толь-
ко партия Ленина-—Сталина ведет их пра-
BLIBHO дорогой к победоносной борьбе за

‚ ®) «Перекоп», сборник воспоминаний.
Соцэктиз, 1941 г., стр. 260, ц. 4 р.

ли плохо. Командир боевой части постоян-

чев —— неплохой артэлектрик.

‚частей тт. Шлома и Варганова  заслужи-

но за ними следил, много беседовал. Вна-
чале приходилось применять дисциилинар-
ные взысканмя. Однако оказалось, ` что это
не дает нужното результата. Тогда ва по-
мощь пришли актавиеты. Они стали вни-
малельно следить за работой Турыгина и
Сарычева, помогать юм, прививать вкус к
изучению боевой техники. — Постепенно
краснофлотцы стали исправляться. Сейчас
Турыпин — меткий пулеметчак,. а Сары-
Эти бойцы
подали заявление о приеме их в члены
ВЛКСМ.

Вот конкретные результаты повседневной
вослиталельной работы. Поэтому не слу-
чайно, что вторая боевая чають в этом го-
ду. как и в прошлом, успепиню провела ар-
тиллерийские стрельбы.

‚Выступивший затем командир пятой бое-
вой части другого корабля старший еноко-
нер-лейтенант т. Варганов поделился своим
опытом. Он говорил о том, ках помогает
подчиненным усваивать отдельные темы
политзанятий;, Заслуживает внимания и
метод изучения этим командиром бойцов.
От систематически беседует с младшими
командирами и узнает, как хорошо знают
они краснофлотцев. Тов. Вартанов в спе-
циальной тетрадке отмечает дисциилини-
рованнюсть бойца, его деловые качества,
успеваемость в политической м боевой
учебе. Таким образом можно легко проеле-
дить, как боец растет политически,

Отарший политрук т. Бронников расека.-
зал на совещания о положительной работе
штурмана т. Яковенко, который изо дня в
день совершенствует свои знания м умело
воспитывает бойцов. Штурман провел
увлекательные беседы о  героях-моряках
русского флота, о морских операциях вто-
рой империалистической войны.

Тов. Бронников Tanke отметил, что на
кораблях есть еще командиры, которые” не
заптималотся востатанием подчиненных. На-
пример, воентехник 2-го ранга т. Вогалов
ше опирается в своей деятельности на ком-
мунистов ‘и комсомольцев. Он © пими не
беседует и не информирует их о предстоя-
щих задачах.

Старший лейтенант т. Алексеенко Ука-
зал, что лисцетпленарные ‘взыскания еле-
дует сочетать ‘с пирокой раз’яенительной
работой среди подчиненных. В подразделе-
ниши бойцы Мирзабеков и Роменский про-
являли недисциплинировалюность.  Красно-
флотцы, выполняющие обязанности вместе
© Мирзабековым м Роменским, резко ocy-
дили их поступки. Под влиянием коллек-
‘ава, эти бойцы начали исправляться.

Лейтенант т. Каретников поделился опы-
том подготовки коммуниютов м комеомоль-
цев к артиллерийским стрельбам.

— Я работаю, — сказал он, — в тесном
контакте с президиумом комеомольской ор-
танизащии БЧ-П. Помогаю секретарю соста-
влять плал обеспечения боевых задач. Ком-
сомольцы-активисты
роль в подготовке оруляйных расчетов к
стрельбе. Сложные калибровые стрельбы
боевая чають провела с хорошей оценкой.

Вонтр-адмират т.  Седельников подвел
итоги совещания командиров.

— Такие совещания, — указал  контр-
адмират, — приносят большую пользу.
Стыт работы ¢ людьми командиров боевых

вает внимания. Эти командиры много рабо-
тают над собой и хорошо воспитывают под-
чиненных. Однако есть на флотилии м та-
Kile командиры, напрамер, Сухомлинов и
Нерубенкю, которые пренебрежительно от-

носятся к запросам личного состава. Неру-

бенко считает, что воспитанием  красно-
флотцев должны заниматься только полит-
работники. Он, вадимо, до сих пор не
уяснил Указа Президиума Верховного Co-
вета СССР об укрепления  единоначалия.

Контр-адмирал т. Седелыников указал
командирам на необходимость неустанной
заботы о политическом воспитании зичного
состава.

Политрук Я. ШАИРНО.

мир, за землю, за социализм. Именно по-
этому красноармейцы и военные моряки,
верные сыны своего народа, проявляли
беспримерную самоотверженноеть и чеви-
данный массовый героизм в борьбе за
налну социалистическую родину.

Выполняя сталинский ‹тратепичеений
план окружения и разгрома главных сил
Врангеля на полях Северной Таврии, бой-
цы Первой Конной армии наносили глав-
ный удар в этой фронтовой операции. В
упорнейших боях они проявили величай-
ший героизм и отвагу. Так, например,
1-й кавполк по девять раз в день бро-
салея в атаку на врангелевцев. Вместе с
конноармейцаии рубили врантелевцев
тт. Ворошилов и Буденный. Первый каз-
полк блестяще разрешил боевую задачу,
вышел из окружения и уничтожил около
шести вражеских эскадронов в районе сел
Отрада и Ново-Троицкого.

В ожесточенных боях проявились пре-
восхолные моральные качества красных
воинов, их тотовность к самопожертвова-
нию, их великая любовь к командирам и
взаимная выручка. В бою под Ново-Алек-
сеевкой был тяжело ранен начдив 4, ныне
Герой и маршал Советского Союза С; Е.
Тимошенко. «На помощь к нему подоепе-
ли бойны и под бешеным огнем бережно
уложили его на пулеметную тачанку. Как
только тронулись с места, вся запряжка
была срезана пулеметным огнем. Двое бой-
цов было убито. Другие бойцы соскочили с
лошадей и на руках, на себе тащили та-
чанку от белотвардейских цепей. В этот
момент шальная пуля пробила комдиву ру-
ку. Но и тяжело раненный, он все еще
руководил боем» (стр. 150-151).

4-я каздивизия паносила сокрушитель-
ные удары врангелевцам, многих она, изру-
била, взяла в плен до двух тысяч чело-
век и большие военные трофеи.

Еще больше упорства, выдержки, на-
стойчивости, беззаветной храбрости и ге-
роизма проявили бойцы, командиры и по-
литработники при штурме укрепленных
позиций Перекопа и Чонгара.

На основе сталинского стратегического
плана разгрома  врантелевщины М.
Фрунзе разработал и лично руководил ocy-
ществлением операции по уничтожению

сыграли немалую.

(Северный флот).

Восемь часов тридцать минут. Раздается
дудка дневального: приступить к политза-
нятиям.

Труппа в сборе. Появляется руюоводи-
тель, следом за ним — заместитель коман-
дира по политической части старший полит-
рук Фокин. Между ними происходит не-
большой спор. Чем заниматься? Один го-
ворит, что по плану сегодня самостоятель-
ная работа, другой утверждает, что груп-
повая беседа. Договорились проводить труп-
повую беседу, так как часы самостоятель-
ного чтения уже использованы,

Трупповод долго перелистывал тошую
тетралочку, & слушатели териеливо ждали.

— Так начнем, товарищи, — наконец,
сказал он.— Сегодня у нас групповая бесе-
да по третьёму разделу девятой главы
«Краткого курса истории ВКП(б)». Первый
вонрос: итоги нэпа и десятый с’езд пар-
THY... or

Bonpoc omesxomux rpymmy. Ran aro ran?
Вначале нэп, а потом Х c’o3q maprun? 0
каких ‘итогах нэпа говорилось на Х с’езде?

После большой паузьг нерешительно под-
нял руку т. Насыров. Он говорил; хотя и
долго, но сбивчиво, неуверенно.

— Что дал нэп? — спрашивает группо-
вод.

— Не помню...

— Ето желает дополнить?

Поднимается т. Самсонов и начинает
«дополнять». Он также многословен, часто
сбивается, путает факты, события.

Желающих дополнить т. Самсонова He
сказалось, и групповод перешел к выясие-
нию вопроса о X с’езде партии.

Поднимается краснофлотец Зырянов. He
отрывая глаз от конепекта, он читал свое
выступление 15 минут. Упомянув 0б ан-
типартийном анархо-синдикалиетеком укло-

На-лнях состоялось” первое’ заседание

президиума недавно организованного Уче-
ного медицинекого совета при начальнике
Медико-санитарного управления  Военно-
Морского Флота.
- Ha заседании присутствовали: началь-
ник Медико-санитарного управления док-
тор медицинских наук бригврач т. Ан-
дреев, ero заместитель  роенврач 1-ro
ранг. т Вудинов, ‘главный хирург
флота заслуженный деятель науки профес-
сор дивврач т. Джанелилзе, начальник
Военно-морской медицинской = академии
бригврач т. Иванов, начальник Управле-
ния высших учебных заведений Нарком-
здрава CCCP т. Шабанов, бригврач т. Веде-
няпин, руководящие работники Медико-
санитарного управления.

Был заслушан доклад 0б организации
секций совета и плаче их фабот на полу-
годие. Организовано 7 секций и 2 подсек-
ции MO специальностям медицинской и
военно-санитарной работы. В составе сек-
ций-—около 40 профессоров, 11 доцентов,
ассистенты и научные работники.

последнего ставленника интервентов и бе-
лотвардейцев-—генерала Врантеля.

Это был период расцвета полководческо-
го тения Михаила Васильевича Фрунзе. В
борьбе © Врангелем он творчески показы“
вает особенности
принципов военной стратегии и тактики.
С железной волей, спокойствием и уверен-
ностью в победе он мобилизует и воору-
жает бойцов, привлекает к активной помо-
щи население, направляет партизанское
движение в тылу У врага, правильно
определяет направление главного удара,
быстро и замаскированно сосредоточивает
подавляющие силы и переходит в неожи-
данное для
ние.

В воспоминаниях бывшего ад’ютанта
Фрунзе т. Сиротинекого и В документах,
написанных М. В. Фрунзе, ярко показан
образ полководца нового типа, блестяще
сочетающего русекий революционный раз-
мах с точностью и деловитоетью, с уме-
нием четко отдаваль директивы и лично
контролировать их выполнение.

С непоколебимой уверенностью шли Ha
штурм Перекопа и Чонгара бесемертные
терои Красной Армий, вдохновляемые вели-
кими идеями коммунизма, и брали, каза-
лось бы, неприступные крепости. Под мощ-
ным огнем с суши и с моря, по откры-
той местности и по топкому дну Сиваша
шли революционные бойцы на врагов и
побеждали их. ‚

М. В. Фрунзе телегпрафировал Ленину о
величайшей доблести, проявленной repou-
чеокиии бойпами при штурмах Сивалиа и
Перекопа. у

За разгром Врангеля (ВЦИК натрадил
Фрунзе золотым оружием (шаликой с орде-
ном «Красное Знамя») и надписью: «На-
родному герою». Выкокой натрады совет-
ского правительства удостоилиев многие
бойцы и командиры, герои разгрома Вран-
геля. :
Неоценимую помощь Красной Армии в
разгроме Врангеля. оказали партийные и
непартийные большевики и комсомольцы,
которые в подполье, в тыму у Врангеля
организовывали мопинов партизанское дви-
жение, подрывали ‘тыл  врангелевцев и
облегчали продвижение Красной Армии.

=>

КРАСНЫЙ

Полковой комиссар Е. П. Кашин беседует об изучении «Краткого курса истории
ВКП(б)» с командиром-отличником воентехником 2-го ранга А. Ф. Гордеевым.

Ha одном политзанятии

лениноко-сталиноких.

врага решительное наетупле-: i т
  ских сил. На друтой день я включилея в

ФЛОТ

Фото Н. Веривзука.

не, ом в то же время ничего не мог сказать
о его сущности.

За, раз’яенением групиювод обратился к
слушателям, затем перевел глаза на, т. Ми-
щенко. Краснофлотец нехотя похнялея и
начал «раз’яенять»:

— Анархо-синдикалистокий уклон-— это
была группа, «рабочая отнтозиция», кото-

рая сидела на с’езле в отдельной комнате.  .

Приходилось туда посылать специалыного
посыльного, что приносило вред (?!).

— Что предлагала эта группа?

— Группа предлагала уклонение от пар-
тии...

— Вто дополнит? — сленгит групповод.

20 минут о работе Х с’езда партии го-
ворит т. Торин. Но он обходит молчанием
национальный вопрос. И вновь трупповод
спрашивает:

— Кто дополнит?

В ответ молчание, и групповод т. Абра-
менко ‹ переходит к вопросу © работе XI
с’езда партии. Но дневальный оповестил
окончание политзанятий.

На групповую беседу слушатели пришли
совершенно неподготовленными. Не подго-
товился и т. Абраменко. У него не было
заранее продуманных узловых вопросов, не
оказалось даже конспекта. Географическая
карта ‘и другие наглядные пособия отеут-
ствовали, об использовании художественной
литералуры он даже не подумал.

Груша затратила два часа и не выяс-
нила ни одного вопроса. Больше того, мно-
гив вопросы оказались еще более запутан-
ными. \

Групповод т. Абраменко — секретарь
партийной организации, а часть, где про-
ходят такие «июлитзанятия», находится в
двухетах метрах от отдела политической

пропаганды.
Д. МИРОНОВ.

ПЕРВОЕ ЗАСЕДАНИЕ ПРЕЗИДИУМА УЧЕНОГО МЕДИЦИНСНОГО СОВЕТА

“Секция санитарно-химической защитьг и
токсикологии (руководитель — профессор
военврач 1-го ранга т. Рожков) закончила
для Медико-санитарного управления важ-
ную работу; терапевтическая  подсекция
(руководитель—профессор бригврач т. Мяс-
ников) занимается разбором наставлений
по лечебному питанию во флоте. Очень
важна работа, ведущаяся в подсекции воен-
но-морской хирургии (руководитель—про-
фессор бригврач т. Пунин), и в организаци-
онно-тактической секции (руководитель—
военврач 1-го ранга т. Иванов). Эти сек-
ции разрабатывают комплексные вопросы,
связанные е организацией медицинской по-
мощи на кораблях во время боя. Намечены

работы по рассмотрению новых образцов

мелико-санитарного снабжения флота.

Президиум утвердил ответственных ру-
ховодителей секций и подсекций совета и
планы работ секций, установил срок co-
зыва первого пленума Ученого медицинеко-
го совета и вопросы, которые должны быть
рассмотрены на’ пленуме.

Бригврач В. МОРЕВ,

Волнующими страницами сборника явля-
ются восноминания дважды Героя Совет-
ского Союза И. Д. Папанина «Через Чер-
ное море на помошь бойцам Перекопа», &
также воспоминания командующего парти-
занской армией в Крыму А. В. Мокроусова.

Штаб Юго-Западного фронта поручил
Мокроусову организовать  повстанческую
революционную армию в тылу у Врангеля.
Мокроусов ехал в Крым и собирал людей
для десанта.
`° «—- Разговор y нас был короткий, —
вспоминает Пашанин.

— Подумай, —сказал Мокроусов.

— Поумал, — ответил я.

Согласовали все это дело со штабом мор-

работу» (стр. 83). :

В Реввоенеовете кое-кто разематривал
план отважных моряков, как авантюру, но
Мокроусов настаивал на своем требовании:

—= Народ, который со мной приехал, ни
перед чем не остановится. Доверие партии
мы © честью оправдаем.

Свое слово моряки сдержали. Разрознен-
ные отряды партизан в тылу Врангеля
были об’единены 3 повотанческую армию.

Бессмертные подвиги героев Южного
фронта, вхохновляемых Лениным, Оталиным,
Молотовым, Калининым и ведомых в бой
товарищами Фрунзе, Ворошиловым, Буден-
ным, Тимошенко, Пархоменко, являются
могучим средством воспитания новых по-
колений бесстрашных бойцов за комму-
HESM.

Героические традиции Перекопа-— это 30-
лотой фонд воспитания налтих бойцов. От
разгрома укренленных позиций Врантеля
до разгрома линии Маннергейма — таков
незабываемый путь героев Красной Ap-
мии и Флота.

Сборник «Перекоп» является замеча-
тельным пособием для всех наших пропа-
тандистов и агитаторов. Ярко, образно,
просто и понятно рассказывается, как и
почему в труднейших ‘условиях Красная
Армия била и побеждала своих врагов.
Изучение этого сборника вооружает наши
кадры, учит искусству побеждать.

Батальонный комиссар
Н. ФИРОНОВ,

Основные типы германских
авиационных бомб

В современной войне между Алнтлией и
Германией главными  об’ектами. налетов
германских воздушных сил являются райо-
ны крупной промышленности, порты и
столица Англии — Лондон, центр военно-
экономической и политической жизни
страны. Налеты германской авиации ста-
вят своей целью разрушение 0б’ектов во-
енной промыпгленности, в первую очередь
авиащионной, уничтожение авиации на
зэродромах, разрушение портов, а также и
баз флота.

Немцы пвироко применяют в качестве
бомбардировщиков также и истребительную
авиалиию. Одномоторный истребитель Мес-
серитиитт «Ме-109» может взять бомбу ве-
вом 250 кг, а двухмоторный истребитель
типа Хеншель «HS-124»—1000-xr бом-
бу. Авиационная бомба — основное актив-
ное средстве для решения поставленных
перед бомбарлировочной авиацией задач.
Это подтверждаются массовым, применением
авиабомб воех назначений и калибров.

В сообщении Германского информажион-
ного бюро, подводившем итоги англо-гер-
манской воздушной войны за прешльй год,
указывалось, что германская авиация с9-
вершила свыше 3.500 налетов, сбросив
около 5 млн. бомб общим весом свыше 75
тыс. тонн. В декабре 1940 г. в германевих
газетах <«Фелькишер Беобахтер» и «Гам-
Oyprep Фремденблат» были опубликованы
данные о налетах на Англию за ноябрь.
Германская авиация сбросиль 6.747 тонн

® Данные приближенные. ›

Наиболее широко применяются 500-xr,
250-кг, Б0-кг, 10-кг и 1-кг авиабомбы,
которые подвепгиваются под бомбардировоч-
ные самолеты оеновных типов «Не-1118»,
«Ю-88А-1» *), «До-215» и другие.

Терманские авиабомбы отличаются тем,
что имеют не головные и донные взрыва-
тели, & боковые, обеспечивающие взрыв
авиабомбы при падении в любом положе-
нии. Бомбы крупного калибра, — от 250 кг
и выше—имеют по два боковых взрывате-
ля, х меньшие — по одному. Детонатор
расположен вдоль всего корпуса. В голов-
ной части имеется ушко для подвески
бомбы в кассете в вертикальном пюложе-
нии внутри фюзеляжа.

Снаряжалются фугаеные авиабомбы силь-
ным взрывчатым веществом с коэфициен-
том наполнения 50—60 проц. от общего
веса бомбы. Бомбы  ударно-осколочного
действия также снаряжаются сильным
взрывчатьм веществом, но коэфициент на-
полнения их меньше, около 25 проц. Бро-
небойные бомбы, применяемые по целям
большой сопротивляемости (форт, ДОТ, ко-
рабль), по калибру бывают. разные, дела-
ются из. прочного материала с усиленной
толовной частью и утолщенными стенками
корпуса, поэтому коэфициент наполнения
их не превьшиает 10 проц. Они имеют по
два боковых ворывателя.

Отмечены случаи, когда немцы приме-
няли в авиабомбах взрыватели замедленно-
то действия сроком yo 7 суток. Бомбарди-

А

i
sh

=

Слева—8650-кт эвиабомба замедленного дей-
ствия. 1 — корпус, 2 — детонатор, 3 — очко
вар вателя, 4-—- диафрагма, 5 — механизм
замедления, б-—утолшенная головная часть,
Справа —- 250-кг нефтяная бомба. 1 — резь-
бовая крышка, 2—стальная труба, З—смесь
древесных опилюк © нефтью, 4 — заглушка
запального стакана, 5 — смесь древесного
угля и порошка магнезии, 6—нефть, 7—диа-
Фтагма, 8 — бумажная прокладка, 9 — дето-
натор, 10 — взрыватель, 11 — прессовалиная
пикриновая кислота,

1ровка бомбами этого типа называется «спо-

с0бом минирования», a самые бомбы —
«бомбами-минами». По этому способу сбра-
сывались и зажигательные авиабомбы за-

вительные работы. Бомбы такого типа снз-
ряжаются механическими трубками, но
инюгда применяется кислота, которая раз’-
едает пластинку из мягкого металла и вы-
зывает взрыв.

Во время операций на французской тер-
ритории и при бомбардировочных налетах
Ha Лонлон для разрушения сильно укреп-
ленных ю0б’ектов немцы применяли бомбы
огромной разрушительной силы, снаряжен-
ные жидким воздухом, & также бомбы
сверхкрунного калибра весом около 1.800
кг. Для морального подавления противника
применялись специальные воющие авиа-

*) Эти два типа самолетов. отнесены
к типу истребительных бомбардировщиков.

Неопрокидывающаяся

Вак сообщает английский журнал «Шип-
билдер энд Мэрин Энджин Билдер», швед-
ский морской инженер Сивард построил
веопрокидывающуюся и нетонущую спаха-
тельную шлюпку новой конструкции.

Шлюнка понтонного типа, длиной в 6,5
метра, сделана из стали; в ней могут по-
меститься 32 человека. На носу и на кор-
ме расположены небольшие палубы. Бла-
годаря ‘устройству нескольких водонепро-
ницаемых переборок шлюпка практически
непотопляема,

медленного действия (ло 24 часов), что
мешало противнику производить BOCCTAHO-

фугасных авиабомб, из них на Лондон —
3.187 тонн. Из этого числа, 2.764 тонны
было сброшено во время 13 больших на-
летов. В том же сообщении перечислены
промышленные центры и базье вне Лонхо-
на, где было сброшено 3.219 тонн авиа-
бомб. Юроме того, 246 тонн бомб было
сбропееню на суда, 59 тонн — на аэродро-
мы п 36 тонн — на друпие цели.
Отмечалось, что англичане за этот же
период сбросили на Германию только 430
тонн, что составляет лишь “/з общего чис-
ла сброшенных на Англию 60мб. По гер-
манеким данным, опубликованным в янва-
ре 1941 г., за 5 месяцев, с 8 августа до
конца 1940 г., германская авиация сбро-
сила во время 2.000 налетов свыше
43.000 тонн футасных авиабомб и свыше
1.600 тонн зажигательных. Английские
самолеты за этот же пермод сбросили на
Германию в 25 раз меньше авиабомб, при-
чем зажигательных около 65 тонн и фу-
тасных около 1.750 тонн. Приведен-
ные цифры показывают массовое приме-
нение бомб всех калибров, & также широ-

кое использование залеитательных б0мб и.

бомб для целеуказания.
Основные стандартные типы авиабомб,
которые применяются немцами в’ современ-

ной войне, это фугаеные, осколочные, бр0- ^

небойные, зажигательные и бомбы специ-
ального назначения. По весу. их можно
разделить на 1000-кг, 500-кг, 250-кт,
100-кг, Б0-кт, 10-кг и 1-вг (см. таблицу).

а д I Наполнитель
ее 0.омоы тина иамет
(кг) (мм) (мы) . Cosma % % к 0б- Зори. они
щему весу
— 150 20 термит или электрон me зажигательные
1 313 51 i. is Caras = я
250 1600 368 нефть или керосин 25 ударно-зажигательн.
10 584 85 = 25 осколочные
50 1105 200 — 50—60 фугасные
250 1650 368 = 50—60 5
500 2134 470 = 50—60 .
1000 2400*)  600*) т 50—60*) 2

+

бомбы. Они производят разрушительное
действие при падении, а в полете издают
воющий звук такой силы, что заглушают
шум нескольких работающих авиамоторов.

Воющее приспособление устроено так:
к  стабилизатору бомбы по’ количеству
перьев стабилизатора крепят четыре вире-
ны. Каждая состоит из деревянного носка
обтекаемой формы и металлического пусто-
телого корпуса с вырезом. Принцип дей-
ствия этих сирен ничем оне отличается от
действия обычного свистка, только в дан-
ном случае благодаря большой скорости
набегающего потока воздуха звук дости-
тает колоссальной силы. Размеры евистка:
общая длина -—— 312 ми, диаметр наруж-
ный —36 ми и длина до выреза —
220 мм.

Вроме того,
авиабомбы специального
«дымные» и «сигнальные». Сигнальньыю
бомбы применяются для целеуказания
с воздуха. При взрыве они долго горят
яркокрасным цветом, хорошо ‘’видимым
с самолета.

Особенно широкое раепространение по-
лучили зажигательные бомбы. Тактическое
их применение следующее: сперва произ-
водят разрушение фугаеными бомбами, 38-
тем сбрасывают зажигательные — либо
в контейнерах (они содержат несколько
сот мелких бомб и при падении покрыва-
ют большую площадь, создавая множество
очагов пожара), либо с внутрифюзеляжной
самолетной кассеты.

В бомбах-контейнерах применяются за-
житательные бомбы длиной около 150 мм
п диаметром около 20 мм. Эффективный
наполнитель их — термит: смесь алюми-
ния в порошке (24 проц.), магнитной
окиси железа (70 проц.) и других приме-
сей (6 проп.). Кроме того, они снабжаются
тяжелым железным наконечником для
пробивания преграды (крыпеи дома) и ма-
леньким стабилизатором для устойчивости
в полете. Кассетные зажигательные бом-
бы сбрасываютея mo 20 штук сразу, так

немцы применяли новые
назначения —

как одна кассета может вместить не 00-

лее 20 бомб. Длина бомбы — 313 мм,
диаметр — 51 мм, ве —1 кг. Наполни-
тель — термит. Температура при горении
доститает +-2.500°C, что обеспечивает
поджог всех видов сооружений. Пожары,
возникающие от таких бомб, не поддают-
ся тушению обычными средствами, так, как
киелород, необходимый для горения, по-
ступает не только из внешней средь, но
и главным образом из окиси железа, ко-
торая входит в состав термита,

_ Применяются также электронные  зажи-
гательные бомбы. Электрон — это смесь
металлического матния (40 проц.) и алю-
миния е мартанцем (60 проц.). Удельный

вес это-—1,8. Он торит ярким белым пла,

менем, развивая температуру горения
--4.000° С. Обычным способом эти На
тушить нельзя, так как от воды они горят
еще сильнее. Бомбардировочный самолет,
сбрасывая такие бомбы, создает несколько
сот очатов пожара на площади в 1 кв. км.
Болышой интерес представляют ‘ударно-за-
жигалельные авиабомбы, наполняемые ке-
DOCHHOM или сырой нефтью. Такая бомба,
весом в 250 кг может вместить более
60 кг нефти или керосина.

Опыт современной войны. показывает,
что авиабомба в современной воздушной
войне является основным активным. сред-
ством разрушения и уничтожения назем-
ных целей, подводных и надводных кораб-
лей, 3 ‘иногда и воздушных o6’eKros.
В процессе операций выявилось тесное
взаимодействие фугасной и зажигательной
авиабомб, причем 060бое внимание туде-
ляется зажигательным бомбам.

Военинженер 1-го ранга
И. MAHHEEB.

спасательная шлюпка

’ Новое спасательное судно снабжено 183-
личными ‘устройствами, в том числе очень
эффективной  радиоустановкой, обеспечи-
вающей связь в самых тяжелых условиях.
Имеется приспособление для приготовле-
ния торячей пищи; продовольственные за-
пасы хранятся в водонепропипаемых ящи-
ках.

На шлюпке установлен мотор Болиндера
в 10 м. с‚, находящийся под водонепро-
ницаемой покрышкой. Скорость шлюпки ©
полным грузом—5 узла. (Соб. инф.).