сы
тяжи

лейте-
(Северный флот).
Фото Н. Веринчука.

Передовой командир корабля
‘нант В. А. Гущин.
{

Помощь старшего
начальника

fl служу на боевом корабле. Осущест-
вилась давнишняя мечта. Началось знаком-
стро с канонерской лодкой. Вместе со стар-
шинами групн оемотрел свою боевую
часть — котельные отделения и другие
заведывания. Капитан-лейтенант т. Ilo-
тенко познакомил со ‘всем кораблем, ввел
в курс дель и особенно детально расска-
зал, что нужно проделать по БЧ-\. Коман-
дир корабля обстоятельно охарактеризовал
каждого младшего командира и некоторых
краснофлотцев, © которыми мне придется
работать.

— Больше занимайтесь
их специальным, политическим и культур-
ным ростом, помогайте. В этом главное.
Больше’ работайте над овладением маркои-
стеко-ленинской  творией. Знание законов
общественного развития поможет вам в
практической работе.

Выполняя эти ‘указания, я старался
прежде всего воспитать у своих подчинен-
ных любовь Е технике, развить У них
стремление к глубокому познанию ее. Зная
06 отсутотвии необходимых практических
навыков в работе, командир корабля №-
вседневно учил меня, делился своим 00-
’ татым опъетом.

С первых дней работы командир при-
учал меня проверять исполнение распоря-‘

жений и указаний. Это значительно дис-
циплинирует подчиненных, .
культурной работе. Вюмандир сам ежеднев-
но проверяет состояние боевых частей, по-
деловому говорит © людьми и дает им
практические советы. Я старался перенять
его методы работьь учился так же деталь-
но проверять работу моих подчиненных,
требовать исполнения, учить на месте, у
боевых механизмов. в
Капитан-лейтенант Потенко хорошо раз-
бирается во оперативно-тактических во-
просах, кропотливо изучает опыт второй
империалистической войны. Он приучает
и нас упорно работать над собой, неустан-
но совершенствовать свои знания. Ero co-
BOTH и практическая помощь мне лично
дали очень много. Я’ полюбил корабль,

сроднилея с ним, полюбил свою работу.

Как Яозяин, регулярно и тщательно про-
веряю состояние машин, трюмов, слежу
за чистотой и исправностью механизмов.
Такое же чувство высокой ответетвенно-
сти за порученное ‘дело я стараюсь воспи-
тать и у подчиненных.

Командир предоставляет мне широкую

инициативу, приучает к самостоятельным,

смелым действиям. Уча других, учусь и
сам. Перед проведением того’ или иного
учения по БЧ-У продумываю каждую ава-
рийную задачу, составляю план-часовик,
произвожу расчет, заготавливаю «секрет-
ки». Воманлир корабля. обязательно при-
дет на учение, проверит, как личный 60-
став БЧ-У усвоил задачу. Капитан-лей-
тенант Потенкою иногда сам дает вводные,
следит 3% решением задачи, нередко. при-

сутствует на разборе, делает замечания. Он.

не терпит условностей и заставаяет нас
думать о приближении ‘учений к боевой
обстановке. При решении одной аварийной

задачи не был затоплен один из отсеков.

Командир в беседе указал на эту отибку:

— Приближайте учение к ‚боевым ус-
ловиям. Восваль в белых перчатках нам
не придется...

Я понял, что проведенное аварийное
учение нельзя считать удовлетворитель-
ным. Теперь я’ всегда стараюсь трениро-
вать личный состав так, чтобы он в лю-
бых условиях умел быстро пустить в ход
или исправить механизмы. }

35 прошедший год я накопил значи-
тельный опыт работы © людьми. Командир
корабля посоветовал мне больше внимания
уделять котельному машинисту Рябусу,
который не раз нарушал дисциплину. Я
иного беседовал с машинистом, особенно
часто контролировал его работу, давал за-
дания и всегда добивался точного выпол-
нения. Сейчас он стал дисциплинирован-
ным, аккуратным бойцом. В период похо-

дов машины работали безотказно, механиз-.

мы не имели скисаний. Пятая боевая часть
нанего корабля заняла на ‘флотилии одно
из первых мест.

Любопытно сейчас, спустя год, вспом-
нить первые шаги. Недостаточное знание
техники порождало неренгительность и не-
уверенность в действиях. Однажды мне
пришлось решать аварийную задачу. Я
дал вводную, что паропровод разбит. Но
дело не довел до конца, не осмелился ос-
лежнить ‘условия, приблизить учение к
боевой обстановке. В это время пришел
командир.

—- Почему y вас пара нет? Ведь па-
ропровод разбит. Нало пар пустить.

После этого случая я еще настойчивее
взялся за изучение механизмов и их рах-
положения. Теперь я знаю механизмы до-
вольно хороню, & детальное знание техни-
ки дает уверенность в правильности дей-
СТВИЙ. р
Старший инженер-лейтенант

г Г. РОМАНЕНКОВ.

Каспийская флотилия.

встречает особенно много нового, о чем на

воспитанием.
людей, — говорил ` командир, — следите за.

приучает к’

В учебе

На речном корабле молодой командир

протяжении всей учебы ‘он даже не слы-
mas. Jaq службы на реке училище дает
лишь общие отправные данные. Первая
трудность, с которой я столкнулея—©10с0б
кораблевождения. Он резко отличается от
кораблевождения на море, которому обуча-
ли нас в училище и во время практики.
Здесь пришлось изучать новый с10с0б
вождения кораблей — лопманский — по
створам, напамять, Этот способ не сразу
укладывалея в голове, ибо река была не-
знакома. Поэтому основной задачей стало
подробное изучение района плавания по
лоции, атласу, сводкам.

В этих условиях огромное значение
имеют конкретная помощь опытных това-
рищей и командирская учеба, на которой
‘решаются специфические вопросы, харак-
терные для данного театра. № сожалению,
первое время мне пришлось пользоваться
лишь советами и указаниями командиров.
Занятий же на кораблях. не было. В походе
я спрашивал обо всем старших командиров,
вел зарисовки ббрегов, запоминал их 00-
бенности.

Зимюй я был назначен помощником
командира корабля. На этой работе я так-
же встретил много новото, 0 котором
в училище говорилось очень .мало. Это
особенно относится к ортанизации кора-
бельной службы. Теоретически кажется,
что она не так уж сложна. Но первое же
знакомство с журналом корабельных рас-
писаний показало, как скудны мои зна-
ния в этой области. В училище мне,
как и многим другим, никогда не прихо-
дилось ни вести, ни корректировать жур-
нал. Чтобы иметь возможность откорректи-
ровать обязанности каждого бойца, при-
шлось заново, глубоко изучить расписания.

В. середине зимы я был. переведен в
другое соединение. В перспективе было
командование малым, но быстроходным. ко-
раблем. Нам, молодым. командирам, при-
лось серьезно взяться за учебу, особенно

‚ по артиллерийской стрельбе, ибо оказалось, .
что в этой области наши знания имеют

весьма крупные тробелы,
В училище мы глубоко изучали методы

по‘ берегу с высадкой артиллерийской раз-
ведки с речного корабля почти не слы-
шали. А в наших условиях такая стрельба
применяется довольно часто.

‚С помощью флатманского артиллериста
соединения т. Фатеева пришлось серьезно
изучать новые методы стрельбы и осваи-
вать теоретическое обоснование расчета
исходных данных, тренироваться в их под-
готовке и детально изучать правила таких
стрельб, ибо они тоже отличались от пра-
вил стрельб на море.

Чтобы управлять кораблем, нужно быю
упорно учиться. Помощь старших коман-
диров и непрерывная patora над собой
дали результаты. Особенно многому научил
меня мой непосредственный начальник —
хейтенант т. Уваров, Он оказался хорошим
руководителем, не давал мне останавли-
ваться на достигнутом, детально и при-
дирчиво проверял подготовку к стрельбам,
походам, знание театра. Жестко, без ски-
док на молодость, он требовал выполнения

Училище мне дало достаточные  теоре-
тические знания по специальности штур-
мана. Однако практическая подготовка бы-
ла явно недостаточна. Ведя прокладку на
учебных кораблях, я не ощущал веей от-
BOTCTBCHHOCTH 38 навигационную безопас-
ность плавания корабля. На ‘мостике меня

даватели, которые не ‘только руковотили
мной, но и’ страховали от ошибок. В ра-
боте широко применялось разделение тру-
да: один курсант замечал. отсчет лата, вто-
рой брал пеленг, третий все это записы-
вал. 0 предстоящем повороте предупрежде-

плавали мы обычно в летний период, в
благоприятной метеорологической — обста-
новке. Иными словами, начинающему мо-
ряку давалось чисто академическое образо-
вание. Придя на флот и не имея практи-
ческих навыков, молодой командир - пер-
вое время чувствовал себя неуверенно. Это
испытал и я, когда с первых шатов приш-
лось действовать самостоятельно.

Я был назначен командиром первой
боевой части на один из малых кораблей
Северного флота в дни боев с белофиннами.
В навигационном отношении плавание в
Баренцовом море сопряжено е рядом епе-
цифических трудностей, особенно в зимнее
время и весной. В этот период в резуль-
тале снежной пурги, или по местному —
снежных зарядов, часто пропадает види-
мость, & сильные приливо-отливные тече-
ния, большие глубины, частые штормы
‚еще более затрудняют работу штурмана.
Успешно выполнять свои обязанности в
такой обстановке можно, только глубоко
освоив все особенности Заполярья, без-
упречно ‹ изучив берега, правильно ис-
пользуя. маневренные качества корабля.

Этих знаний и навыков в то время я
не имел. Поэтому, прежде чем решаль
сложные вопросы, пришлось усидчиво ра-
ботать над лоциями, картами, альбомами.
Но больше веето я учился в море.

Припглось ‘привыкать к определению места
корабля 10 естественным приметным
пунктам. Теперь мне знакомо все побе-
режье Баренцова моря, начиная от фин-
ской границы. Одним из методов изучения
театра, который мне подсказали старшие
‚командиры, стала зарисовка берега. В
дальнейшем я убедилея, какая это боль-
шая и необходимейшая работа. Опознать

после продолжительного плавания
вне его видимости— задача нелегкая, &
это наиболее ответетвенный момент в
кораблевождении. Помню такой случай:
пройдя четыре часа в тумане, мы вышли
& берегу в районе островов. Туман не-
сколько поднялся и открыл основания
островов. Хотя этот райен имел приметные
точки, , все же пришлось потратить ‘более
часа, прежде чем ‘Удалось достоверно опре=

ходу атаковали их.

стрельбы на’ море, & © методах стрельбы’

окружали товарищи по училищу и прено-

ние с мостика подавалось заранее. Да и.

обязанностей, не няньчился, не делал 3
меня ничем, предоставляя самому’ выхо=
дить из трудных положений. Лейтенант
вмепивалея лишь тогда, когда это было
действительно необходимо.

Вспоминается моя первая  швартовка.
При весеннем переходе из затона к месту
хетнего базирования предстояло подойти
к отлогому берегу. Погода была свежая,
приставать пришлось © навальным ветром.
Создалось затруднительное положение. Был
риск выскочить на берег. Товарищ Уваров
видел, что я He знаю, какое решение
следует принять, но молчал. Удачно пога-
сив инерцию, я ткнулся в берег, однако
на смог перпендикулярно удержать катер.
Его стало прибивать к берегу. Это угро-
жало потерей винтов. Увидев, что я
ве знаю, как выйти из положения, & опас-
ность реальна, Уваров приказал резко
положить рули право на борт и дать
малый ход. Выполнив приказания, я убе-
дилея, что на месте держусь, но встать
перпендикулярно берегу вее же He MOTY.
Командир смотрит на меня, ожидая даль-
нейших действий. Тогда я решил рискнуть
и перевел ручку телеграфа на средний
ход: «Правильно», — сказал Уваров. Катер
встал на место. С тех пор я швартовалея
без затруднений.

Непрерывная учеба, выработка единства
тактического мышления, понимания обста-
новки благоприятно сказались на успехах
нашего катера. Во время одного учения
была поставлена серьезная задача. Катер
стоял за островком, в укрытии. Боец, на-
блюдавший за рекой с дерева, доложил,
что. видит корабли «противника». Выйдя
из-за острова, мы неожиданно для «про-
тивника» открыли стрельбу. В это время
показались его два катера, прикрывавитих
корабли. Прийьлось, поставив дымовую за-

же корабли «противника» вошли в поета-
вленную нами дымзавесу, мы на полном
Посредник признал
атакованные корабли «уничтоженными».

В результате многочисленных походов
окрепла уверенность в своих силах, выра-
боталась привычка работать над собой.

Первый год службы на корабле пока-
зал, что училище дает лишь основу знз-
ний, но. многое на флоте является для
командира новым. или очень малознако-
мым. 910 относится особенно к речным
флотилиям, & на речные флотилии идет
не малая группа молодых. командиров.
Училище обязано подробнее знакомить
курсантов с условиями плавания на реках,
дать основы теории стрельб по берегу,
на ‘малые дистанции., На. корабле вы-
пускники сразу же сталкиваются с
ведением документации, отчетности и т. д.
06 этом они в училище полного предетав-
ления не получают. Незнание деталей ор-
танизации службы, ведения положен-
ных. журналов, расписаний, = отчетов
тормозит рост командира, мешает бы-
eTpee вставать Ha собственные ноги, Это
также должно быть учтено в программах
военно-морских училии.

Лейтенант М. ЖАРЫНИН.

Амурская Краснознаменная флотилия.

делить свое место. Поэтому задачу изуче-

ния театра считаю беспредельной и сожа-

лею, что сделал еще слишком мало зари-
совок. :

торыми мы, всетречалиеь в училище, гово-

рили: чем больше труда вложено. в подго-

TOBKY перехода, предварительную проклад-
ку, тем легче, безопаснее этот переход
проходит. Здесь я понял, какой: большой
смысл вложен в эти слова, убедился, как
важна предварительная прокладка при
плавании в узкостях и губах, умение ор-
ганизовать свою работу так, чтобы во-вре:
мя подготовить неленги поворотов и не

прозевать их. Следует отметить, что пе-:

лент, выбранный с карты, в действитель-
ности HO всегда оказывается пригодным.
Поэтому надо предусмотреть второй, 3a-
пасный; а также пеленг предполагаемой
якорной стоянки. По моему мнению,  под-
ход к якорной стоянке в плохо изучен-
ном месте, где приходится ориентироваться
только по карте —самое трудное в ра-
боте штурмана. Надо быстро выбрать ©
карты и сверить по местности приметные
точки, выработать. морской ‘глазомер, уметь
ценить время.

Особенно важно своевременно подгото-
вить «опасные» ‘пеленги. Помню постанов-
ку на якорь в одной губе. Отметив пере-

ход контрольного пеленга, я доложил ROT

мапдиру. Однако он‹не придал этому 3Ha-
чения и приказал отдать’ якорь. После
определения места и замера глубины мы
были вынуждены выбрать якорь и пере-
менить место, так каково время ‚отлива
корабль мог коснуться грунта.

-Я ‘много раз слышал, что следует кри-
тически относиться к своим расчетам и
определениям при ведении прокладки.
Практика полностью ‘подтвердила и это
положение. Во время плавания на одном. из
переходов корабль на послелнем курсе дол-
жен был, пройля 25 миль, выйти на опреде-
ленный створ. После поворота на этот куре
я сделал надежную обсервацию по пеленгу и
расстоянию, взятому штурманеким дально-
мером, & затем проверил ее расстоянием,
рахсчитанным по вертикальному углу. Ме-
сто подтвердилось. Тогда я начал вести
тщательное счисление, так как видимость
ухудшилась, появился тумам. Вокоре ко-
рабль отдал якорь. Мы считали, что до
створа осталось около трех миль. Однако,
когда к вечеру туман рассеялся, оказа-
лось, что створ пересечен и место на пять
миль ближе к берегу, чем предполаталось.

Были у меня трудности и с астрономи-
ческими определениями. Во время пребы-
вания в училище я сделал всего две за-
дачи на определение места по злездам.
Этому пришлось учиться на флоте. Сейчас
можно сказать, что трудности остались

КРАСНЫЙ ФЛОТ

- ПЕРВЫЙ ГОД. СЛУЖБЫ КОМАНД?

ххх
залог успеха

‚6 вопросами к младшим ‘командирам, &

весу, снова укрыться за островком. Когда.

жх

Теория и

С первых дней работы на корабле остро
почувствовалась недостаточность знаний
новой техники,’ оружия, новых методов
артиллерийской стрельбы. Нужно было
глубже, полнее освоить эту технику. Слу-
жба Ha корабле явилась продолжением
учебы, но уже в других условиях. Пре-
подавателями были командиры, имеющие
большой опыт. Я ‘не стыдилея обращаться

иногда и к смециалистам-краснофлотцам.
Между прочим некоторые ив нас, молодых
командиров, считают зазорным учиться ‘У
своих подчиненных. Этим якобы роняетоя
авторитет. Я убедился, что, уча людей и
в то же время учась у них, я не только не
‘уронил, а, наоборот, укрелил свой авто-
ритет. Люди видят, что ты стремишься
полнее и луче изучить тот или иной во-
прое, стараюшщься больше знать. 3

Учеба на корабле имеет свои особенно-
сти. Здесь быстрее чувствуешь результаты
пополнения своих знаний, скорее видишь
недостатки, ибо они сразу сказываются
при решении любой задачи боевой подго-
товки, огневой. Служба на ко-
рабле приучает к большей ответственности
за каждое принятое тобой решение. А это
заставляет много и упорно работать самому,
настойчиво учить подчиненных. Готовясь
`к занятиям с`личным составом, стараешься
‘сделать все необходимое, чтобы они пропили
интересно, приближаясь к боевой обстанов-
ке, дали людям как можно больше.

Чтобы справитьея-с теми задачами, ко-
торые сразу же были поставлены передо
мной, необходимо быйдо в первую очередь
овладеть труднейшим искусством команди-
ра — умением воспитывать людей. Воспи-
тание же немыслимо без глубокого изуче-
ния каждого подчиненного. Эту основную
для меня задачу я начал решать, детально
знакомясь с каждым млалитим командиром,
& затем и краснофлотцем. Я изучал и поло-
жительные и отрицательные черты их ха-
рактеров в беседах, на практической рабо-
те, у боевых механизмов. Это позволило в
дальнейшем подходить к воспитанию с уче-
TOM личных качеств и индивидуальных 060-
бенностей бойцов. Действенность индиви-
дуального подхода при обучении и воспи-
тании людей особенно высока.

“Старшина 2-Й статьи Кравченко нару-
шал дисциплину. Изучение его проступков,
его личных качеств и наклонностей заета-
BHIO несколько по-иному подойти к восли-
танию этого командира, Дисциплинарные
взыскания не давали нужного результата.
Волее эффективным методом оказались от-
ветственные поручения. Выполнение та-
ких заданий отвлекало Кравченко от «ребя-
ческих» поступков, заставило критически
оценить свое поведение. Сейчас он образ-
цово справляется с ответственными обя-
занностями командира орудия.

Краснофлотец Тарасов отставал в учебе,
нарушал дисциплину. Зная, как.он отно-
сится к семье, как дорожит мнением жены,
‘мы предупредили Тарасова, что об его пове-
дении сообщим ето родным. Это предупре-
MACHT подействовало не хуже самого су-
рового взыскания. Тарасов больше не на-
рушал дисциплины, настойчивее и серьезнее
взялся за учебу. Таким индивидуальным
подходом к каждому удалось добиться
неплохих успехов в укреплении дисцинли-

ЗАМЕЧАТЕЛЬНАЯ МОРСКАЯ КОЛА

позади. Астрономические ‘задачи и опре-
деления произвожу без помощника, ис-
пользуя. секундомер. Нормативы“ каче:

ственно выполняю, бывают. отличные. оцен-_
Заслуженные опытные’ штурманы, с ко-’

ви, но вот по времени уложиться до сих
‚пор не моту. Видимо, сказывается отеут-
ствие систематической ‘тренировки.
Много было у. меня хлопот с девиаци-
онными работами. Придя на флот; я счи-
Tal их одной из основных обязанностей
корабельного. штурмана. Однако пришлось
столкнуться с таким положением, что этот
участок отдан на откуп специалистам —
девиаторам гидрографического отдела. Вее
мои попытки самостоятельно выполнять
эту работу долгое время`ни к чему не
приводили.  Флагманские = специалисты
уклонялиеь от решения этого вопроса, ре-
комендуя учиться и перенимать методы
работы опытных девиаторов: Не поддер-
жало меня и мое командование. Тогда я
решил перед выходом на уничтожение де-
виации самостоятельно проводить подгото-
вительную работу, повторял  теоретиче-
скую часть. Эти знания мне в дальнейшем
помогли. т

Однажды нам приказали срочно поки-
нуть гавань. Взять с собой на корабль де-
виатора мы ве ‘успели. Тогда я самостоя-
тельно приступил к работе и провел ее
вполне успешно и достаточно быстро. Та-
ким образом, предварительная подготовка,
& затем случай позволили овладеть и этой
областью.

В первый год службы я освоил основ-
ные работы, которые обязан выполнять
штурман. Однако свои специальные зна-
пия, общую военно-морскую подготовку
повышал далеко не достаточно. Практика
помогла многое лучше понять, осмыслить
и закрепить, особенно по специальности
штурмана и отчасти связиста. Но некото-
рые зналия, входящие в общеобразова-
тельную пюдготовку, в частности, знания
иностранного языка, я не только не по-
полнил, но не сумел их поддержать даже
на прежнем уровне. Причина в том, что
не сумел правильно организовать своё
время.

Опыт морских операций изучаю сиете-
матически. Прочитал книги о боях в Ис-
пании, действиях флота в. первой импе-
риалиетической войне, регулярно читаю
статьи, посвященные разбору ‘отдельных
операций, новости по специальности na-
хожу в «Записках по  гидрографии» н
«Морском сборнике». ‚Однако считать вее
это глубокой учебой, конечно, нельзя,
Многое могли дать детальные. разборы по-
следних морских операций, но такой ме-
Тод в системе командирской учебы у нас
еще не практикуется.

НЫ, повышении боеготовности всего подраз*
деления.

*
практика

С первых дней самостоятельной: работы
на корабле я понял, какую большую. силу
представляют младшие командиры. ный
когда не подменяю их, не действую через
их голову, стараюсь всеми мерами поднять
уровень подготовки младших командиров,
их авторитет.

Училище мало дало практических coals
ков подготовки и проведения стрельб.” Ме-
жду тем опыт показал, что без таких навы-
ков, без выработки определенного порядка
подготовки к стрельбам трудно ° добиться
прочных успехов. Теперь я готовлюсь так:
продумываю все вопросы, связанные’ ©
организацией стрельбы, тщательно прове“
ряю материальную часть, & затем и подго-
товленность каждого человека к выполне-
нию обязанностей, систематически трени-
руюсь сам, еше и еще раз повторяю пра-
вила, артиллерийской стрельбы.

Стрельбы зенитной артиллерии требуют
особенно тщательной отработки взаимодей-
ствия всех звеньев — дальномерного поста,
планшета и орудийного расчета. Поэтому
на всех тренировках я особенно настойчиво.
добиваюсь высокой слаженности всего под;
разделения,

После сдачи экзаменов кажется, что по-
лученных теоретических знаний хватит на-
долго. Придя на корабль, сначала ста-
раешься только приобрести практические
навыки. Однако вскоре убеждаешься, что ©
окончанием учебного заведения теоретиче-
ская учеба не прекрашается, г в некоторых
областях даже лолжна быть усилена. По-
вышение оперативно-тактических знаний,
освоение новой техники корабля, своего
оружия требуют усидчивой работы над кни-
гой. Для этого я стараюсь как можно про-
дуктивнее использовать время, отводимое
для самостоятельной подготовки, ‘и кроме
Этого всегда ищу, а теперь и нахожу, до-
полнительные ресурсы из тех нескольких
часов, которые остаются в распоряжении
командира,

За полтора года, прошедшие после окон-
чания училища, мне удалось ликвихировать
кое-какие пробелы в своей подготовке, в
частности по артиллерийской спепиально-
сти. Я приобрел навыки работы ¢ личных
составом, изучил овою новую технику. Зна-
чительно повысился мой оперативно-так-
тический уровень. Повышение же общих и
специальных знаний позволило решать ат-
тиллерийские задачи с высокими оценками.
Олнако полностью быть удовлетворенным
еще не могу. Значительно больше я мог
сделать в области повышения своей
маркеистско-ленинской подготовки. Для
изучения законов общественного развития,
трудов классиков ‘марксизма надо было вы-
делять из своего бюджета значительно боль-
ше времени. Подчиненные мне командиры
и краснофлотцы нередко задают такие во-
просы, ответить на которые можно, только
обладая глубокими знаниями истории боль-
шевистской партии, основных трудов клас-
сиков марксизма-ленинизма. Знаний, полу-
ченных в училище, может хватить не на-
долго. Их необходимо вее время пополнять.

Лейтенант В. СОБОЛЕВ,

Черноморский флот.

Регулярной помощи от ‘вышестоящих
начальников пока не получаю. Не могу
сказать, что ее нет совсем, это. было бы
неверно, но она носит случайный харак-
тер. Главное внимание уделяют подготовке
бойцов и тому, как руководит ею средний
командир. ‹ Специальной же подготовкой
начальствующего состава, его общей воен-
но-морской культурой старшие. начальники
пока интересуются мало. За все время мо-
ей службы только один раз командир .co-
единения узнавал, как я работаю над co-
бой, и дал указания’ о планировании вре-
мени, tay

Помню, Что, ‘отрабатывая постановку
дымзавесы, я затрачивал на расчеты мно-
го часов. Возникла мысль использовать
маневренный планшет. Для этого кадо’бы-
ло вспомнить кое-что из пройденного, изу-
чить новое для меня руководство по ра-
боте на планшете. Заглянув в него. мель-
ком, я увидел довольно сложный чертеж с
неизвестными мне обозначениями. Решил,
что это не находка и экономии времени
не даст. Придя к такому выводу, отло-
жил планшет в дальний угол. Но векоре
носле этого меня вызвал флатштурман и
стал показывать постановку дымзавесы,
используя для расчетов планшет. Поеле
первых же слов стали ясны выгоды при-
менения планшета и вообще его значение
в решении многих боевых залам.

Система командирской учебы дает очень
много для общего и специального роста
молодежи. Однако опа имеет ряд суще-
ственных недочетов. Нередко занятия про-
водят командиры, которые сами не имеют
большого опыта, тлубоких всесторонних
знаний. Это чувствуется главным образом
на небольших кораблях. Для руководства
учебой начальствующего состава таких ко-
раблей надо во время стоянок в базе при-
влекать высококвалифицированных руко-
водителей. Это особенно важно при изу-
чении опыта современных войн и разборе
тактических и специальных тем.

Самостоятельная. работа— основная фор-
ма учебы. Однако предоставлять дело под-
готовки молодого командира самотеку тоже
нельзя. Молодой командир будет тратить
много усилий в тех случаях, где они не
нужны, где можно с успехом использо-
вать опыт старших товарищей.

Лейтенант С. СОМОВ.

А

Северный флот.

5 апреля 1941 г, № 80 (734)

[POM

—
——_—_—_

Лейтенант М. П. Богданов, награжден-
ный знаком «Отличник ВМФ». (Красно-
знаменный Балтийский флот).

Фото И. Драныша,

Как приобретается
опыт

В мае прошлого года, Моисей Брук, толь-
ко что окончивший военно-морское инже-
нерное училище, был. назначен команли-

ром группы движения подводной лодки.
Проходить

практику на лодках 91010.
типа ему не приходилось. Установленные
Ha них механизмы — и прежде всего дизе-
ли — были для него новыми. Поэтому из
всех трудностей, сопутствующих выпуск-
нику училища в первые месяцы службы на
корабле, самой серьезной для Брука было
ИО знакомство с боевой техня-
Бой.

Молодой командир прямо и честно сказал
себе: «Не зная во всех деталях материаль-
ной части, я не могу руководить людьми».
Не зазнаваясь и не кичась дипломом ин-
Жженера, Брук принялея кропотливо осваи-
вать технику. Он не стеснялся поучиться
У младших командиров и рядовых епециа-
листов, имеющих большой практический
опыт; Старый  сверхерочник, старшина
группы трюмных Рахмистров. и другие под-
водники на первых порах существенно по-
могли молодому инженеру в изучении
лодки. )

Месяца через два после прихода на, ко-
рабль Брук впервые. самостоятельно дифе-
рентовалея, хотя это и не входило в пря-
мые обязанности командира, группы движе-
ния. Проверив расчеты своего помощника,
командир БЧ-У © разрешения командира
лодки удалился из центрального поста. Это
помогло молодому инженеру целиком сосре-
доточиться на работе. Диферентовка была
проведена быстро и удачно. Векоре после
этого командование нагло возможным пре-
Цоставить командиру БЧ-У отпуск, поручив
вею электромеханическую часть Бруку. А
еще через некоторое время он окончательно
принял дела от своего преиественника,
переведенного на другой корабль.

Несколько месяцев руководства боевой
частью создали Бруку репутацию умелого,
хорошю подготовленного командира. Пятая
боевая часть считается на лодке передовой,
все ее группы отличаются высокими пока-

зателями в боевой учебе. Но эти успехи не

вскружили голову старшему инженер-лей-
тенанту. Он продолжает детально изучаль
особенности ‘и возможности механизмов,
приобретать опыт:

В отношениях © подчиненными Бруку
сразу удалось взять верную линию. Много-
му учась у рядовых специалистов, он не
становился от этого менее требовательных
к ним. В пятой боевой части дело поставле-
но так, что ни краснофлотцу, ни младшему
командиру не придет в голову просить раз-
решения уволиться, если в его заведывании
осталась малейшая неисправность,

Зная из собственного опыта, что ничо
‘не дается без упорного труда, старший ин
женер-лейтенант решительно пресекает у
своих подчиненных всякие проявления 32-
знайетва, легкомыесленного отношения к
обязанностям. Молодой краснофлотец Js-
щенко, имеющий высокую  общеобразова-
тельную подготовку, склонен был считать
себя предназначенным для каких-то 0е0-
бенно ответственных дел и недобросовестно
отнесся к’ уходу за порученным ему не-
сложным механизмом. Обнаружив на меха-
низме грязь, Брук строго взыскал за 91
и помог нерадивому краснофлотцу правиль-
вю понять значение своей работы,

Ценное качество Брука — постоянное
стремление понять психологию каждого че-
ловека, с которым приходится иметь де-
10,— помогло ему подтянуть отстававших
раньше краснофлотцев, & других  подтолк-
нуть к новым успехам, Так было с трюз-
ным Эмиенко, который считался недисци-
нлинированным, имел взыскания. Старший
инженер-лейтенант поручил ему занимать-
ся с группой молодых краснофлотцев №
устройству лодки. Почувствовав большое
доверие командира, Змиенко увлекся раб-
той, стал требовательнее к себе и сейча
не имеет никаких замечаний. Умело при
мененными мерами Брук также заставил
подтянуться недостаточно дисциплинирован:
ного командира отделения Петрова. Поддер-
жЖав творческие искания изобретательно
моториста  Родекого, он дал ему возможность
разработать — ценное рационализаторск®
предложение,

тарший инженер-лейтенант OTHIOIS He
располагает избытком свободного времени.
днако, умея разумно распределить остаю-
щиеся в его распоряжении часы, он успе
вает и регулярно читать специальную ли
тературу и совершенетвоваться в англий-
ском языке. Находит время коммуниет Бру
и для систематического изучения труд
классиков марксизма.
i За первый год своей службы старший
нженер-лейтенант Брук настолько освоил
ся с. обязанностями командира, боевой части,
Что сейчас по некоторым зачетным залачах
начинает оставлять позади других комании
DOB, обладающих значительным стаже,
Добиться этого помог Бруку командир ло
ки, давая ценные практические советы.

Н. ЛАНИН,

Краснознаменный Балтийский флот,

мы

въ

во За: бе скай Ааа

— ыыы ны

т