—
——

5 апреля 1941 г, № 80 (734)

Воспитание партийного актива

Зктив в жизни партийной организации
утрает огромную роль. От его деятельности
во многом зависит ‘уровень внутрипартий-
ной работы: Там, где руководители опи-
раются на активистов и с их помощью
ретают стоящие перед организажией за-
дачи, там партийная жизнь бьет ключом.

Поучителен в этом отношении опыт ра-
боты партийного бюро, где секретарем
старший политрук т. Новиков. В свое вре-
мя активу здесь не уделяли достаточного
внимания. Лишь немногим товарищам” да-
вали поручения, но их выполнение не кон-
тролировали, и поэтому задания. зачастую
ле реализовывалиеь. Это оказывалось на
работе всей организации,

Обсудив этот вопрое, бюро решило серь-
взно заняться воспитанием актива, при-
BACT его. к практической деятельности. (с-
новое внимание обратили ча учебу.

При решении этой задачи не допускали
торонливости, которая ‘могла’ повредить
юлу. Вначале. беседовали © коммунистами,
активно участвовавшими раньше в пар-
тийной работе, выявляли их запросы. Ox-
новременно разрабатывали тематику заня-
тий, пополняя ее вопросами, которые вые
двигали, активисты.

Собрав предложения коммунистов, пар-
тийное бюро наметило план работы с ‘акти-
вом и приступило к его реализации. При
эм бюро определило наиболее важный
участок — атитационно-пропатандистскую
работу, от улучшения которой завиеело
решение и других задач. В еостав агит-
коллектива выделили наиболее подгото-
вленных  коммунистов-—тт.  Уступкина,
Лаврова, Профеева, Костина, Королева,
Берднякова и лругих. Вскоре в агитколлек-
тиве начались занятия; они проводятся два-
три раза, в месяц. 3& последнее время были
прочитаны такие лекции: «Современный
этап второй империалистической войны»,
«Роль коммунистов в укреплении воинской
диоциглины», «Борьба китайского ‘народа
за свою независимость», «Задачи политра-
ботников и партактива, в связи с выступле-
нием М, И. Калинина на собрании слуша-
телей и преподавателей ВМА им. Ленина»
и др.

Иногда на занятиях сами слушателя
выступают ¢ докладами, после чего
устраивается разбор. Так, в конце февраля
лекцию на тему «Принципы советской во-
инской дисциплины» прочитал политрук
т. Федин. Члены агитколлектива активно
участвовали в обсуждении. Тов. Макаренко
отметил, что в докладе не отражено зна-
чение присяги, не подчеркнуты обязанно-
сти бойцов и командиров по присяге. При-
суттвовавший на занятии секретарь парт-
бюро т. Новиков указал, что раздел, отра-
Жжающий жизнь корабля, нужно разрабо-
тать подробнее, привести наиболее яркие
примеры, не только отрицательные, но и
положительные. Отмечали и такие недоче-
ты, как употребление ненужных слов, не-
правильное произношение. Другие товари-
щи предлагали уточнить выводы в конце
доклада, в некоторых случаях подобрать
другие, более удачные факты.

Обсуждение лекции т. Федина явилось
хорошей учебой для активистов.

Лекции, которые читают слушателям,
теено увязываются` с задачами боевой и
политической подготовки, с жизнью дич-
ного состава. Это способствует повышению
качества боевой выучки краснофлотцев и
уладших командиров, укрепляет воинскую
дисциплину. и

Благодаря теоретической учебе активи-
сты стали больше интересоваться жизнью
парторганизации. Они начали глубже вни-
кать в работу коммунистов, беседовать ©
ними, сообщать секретарю бюро 06 отдель-
ных недочетах в обслуживании механиз-.
мов. По этим сигналам руководители при-
пимали необходимые меры.

Партийное бюро поддержало активистов
и начало втятивать их‘ в практическую
работу. Секретарь потребовал от членов
бюро, чтобы» они уделяли больше внима-
ния секретарям низовьых организаций, кон-
тролировали их работу, помогали векры-
вать и устранять недочеты в деятельности
отдельных коммунистов. Вначале некото-
рые товарищи, ссылаясь на отсутетвие
времени, не выполняли этих указаний.
Тогда обсудили вопрос на заседании парт-
бюро и указали членам бторо на их ошиб-
ки. Поняв, что от них во многом зависит
улучшение деятельности всей организации,
члены бюро принялись за дело.

В одном из подразделений с диеципли-
ной было не все благополучно. Старший
политрук т. Новиков поручил члену бюро
т. Шевину проверить, как коммунисты и
комсомольцы = подразделения = помогают
командиру укреплять воинскую дисципли-
HY, как они осуществляют авангардную
роль. В одной из низовых организаций
т. Левин выявил, что комсомолен Молча-
нов систематически нарушал дисциплину,
но его проступков никто не замечал. Так
продолжалось довольно долго. Секретарь
парторганизации т. Еремин предложил py-
ководителю комсомольской организации ком-
мунисту Васильеву привлечь нарушителя
дисциилины к ответственности, но не про-
верил, выполнено ли его указание. Прошло
более 10 дней, а Молчанов не понес нака-
зания. Тов. Васильев не выполнил требова,-
ний т. Еремина. Знал о нарушении диепи-
плины комсомольцем Молчановым и коман-
дир подразделения Богоявленский, но мер он
не принимал. Разобрав детально этот слу-
чай, векрыв причины, т. Левин поставил в
известность командира дивизиона, который
принял меры к устранению недочетов. Од-
новременно секретарь партбюро указал
коммунисту Богоявленскому на либераль-
ное отношение к нарупеителям диеци-
IH.

Вот еще пример выполнения активиета-
ми задания бюро. В одном из подразделе-
ний пятой боевой части отетавал ремонт
механизмов, который должен был выпол-
нять личный состав. Партбюро ‘решило въг-
яснить причины отетавания и поручило
проверку члену бюро т. Левину и активи-

сту т. Шолину, хорошо знающему технику

БЧ-У. Изучая работу коммунистов, тт. Ле-
вин и Шолин векрыли много недочетов.
Наиболее важные из них: коммунист
т. Чувилькин недостаточно уделял внима-
вия планированию заданий и в результате
полагалея на самотек; член партии т. Кар-
гин плохо расставил людей, не вел борьбы
с бесцельной тратой времени; паругорганиза-
ция не мобилизовала коммунистов на вы-
полнение решений собрания, посвященного
вопросу ремонта (оно состоялось перед на-
чалом ремонта); секретарь парторганиза-
ции т. Бердников не проверял, как члены
и кандидаты партии осуществляют свою
авангардную роль. На месте тт. Левин и

Шолин помогли устранить векрытые не-
дочеты.

Примерно так же, как тт. Левин и Шо-
лин, работают и другие активисты. Все
они помогают партбюро контролировать
работу низовых организаций. Так, т. Ко-
чанову было поручено проверить, как ком-
MYHHCTH одной из организаций осуще-
ствляют авангарлную роль в боевой. под-
готовке и ремонте ‘механизмов, как они
выполняют партийные задания. Тов. Ко-
чанов установил, что некоторым членам и
кандидатам партии дают задания, отнюдь
не способствующие их росту, например,
коммунист т, Куренков занимался. похшив-
кой газет. Кандидату в члены партии
т. Салтанову поручили ‘наблюдать за на-
тлядной агитацией, но никто не контро-
лировал, как он выполнял задание. Суще-
ственный недостаток заключалея и в том,
что здесь не популяризировали методов от-
личников ремонта тт. Тевченкова и Ели-
теника, перевыполнявших норму более. чем
в два раза. ree

Векрыв недочеты, т. Кочанов указал
секретарю, как их устранить. Например,
он порекомендовал написать в корабель-
ную многотиражку о методах работы oT-
личников  ремонта, рассказать о них через
радиогазету и на политинформации, Все
эти указания были выполнены. Тов. Коча-
нов помог секретарю пересмотреть партий-
ные задания. Сейчас в этой организации
работа заметно улучшилажь. .

Для ликвидации недостатков в деятель-

ности низовых организаций партбюро ре-`

пГило помимо непосредственной. практиче-
ской помощи наладить также учебу их ру-
ководителей. С этой целью на корабле co-
здан постоянно действующий семинар, слу-
шателями которого яваяются секретари
партийных и, комсомольских организаций.
Недавно состоялось организационное собра-
ние.

Забота 0 теоретическом росте. актива,
привлечение его к практической работе
организации положительно сказались на ее
деятельности,

`Батальонный комиссар Д. ГУЛЯЕВ.

ыы =

КРАСНЫЙ ФЛОТ

НАКАНУНЕ ОТЧЕТНО-ВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ
В ПАРТОРГАНИЗАЦИЯХ ФЛОТА

Деятельная

Все шире развертывается подготовка к
предстоящим отчетно-выборным собраниям
в партийных орфганизащиях Тихоокеанско-
го флота, onan

В одной из. частей недавно состоялось
заседание палулийного. бюро, на котором ©
информацией oO отчетно-выборной кампа;-
нии выступил секретарь бюро т. Залиихин.

В подготовке отчетного доклада прини-
мают участие все члены бюро и многие
рядовые коммунисть. Раздел доклада, в
котором товорится об изучении и выполне-
нии коммунистами решений XVIII Beeco-
юзной конференции ВКЛСб), готовят чле-
ны бюро тт. Влименко и Илларионов. Ma-
териал 0б авангардной роли членов и кан-
дидатов партии в боевой учебе и дисципли-
не собирают члены бюро тт. Епифанцев
и Тихонов. Коммуниету т. Артюхову пору-
чили подготовить к собранию хиатраммы,
отраижалонтие рост партийной организации,
авантардную роль’ членов и кандидатов
партии в. боевой подготовке, успеваемость
в политических занятиях. Тт, Шевченко и
Семенов проводят с коммунистами беседы о

‘подготовка

предстоящих выборах ‘руководящих партий-
ных органов.

В. ближайшие хни здесь. будет созвано
совещание партийного актива для обеуж-
дения тезисов отчетного доклада бюро.

Серьезно начал готовиться к отчетно-
выборному собранию, секретарь партбюро
т. Захаров. В беседах с коммунистами он
подбирает факты, характеризующие рабо-
ту организации за отчетный период. Разра-
ботан конкретный план подготовки к от-
четно-выборному собранию.

Интересное совещание, посвященное за-
дачам отчетов и выборов партийных op-
TaHOB, состоялось в отделе политической
пропаганды М№-ского соединения. Присутст-
вовали команлиры-единоначальники и их
заместители по политической части, секре-
тари первичных и низовых парфторгажиза-
ций. Работники отдела политической про-
паганды направлены в парторганизация
Частей для оказания практической помо-
щи в подготовке и проведении отгчетно-вы-
борных собраний,

М. ХАЮТИН.

Тихоокеанский флот.

г

С отличными

„В М-ской части идет деятельная подго-
товка к отчетно-выборным собраниям парт-
организации. Состоялось совещание секре-
тарей партийных бюро. В ортанизациях,
ye секретарями тт. Синебор, Проценко и
Криволтеев, прошли беседы © коммуниета-
ми. Организовано изучение инструкции о
порядке провеления выборов партийных ор-
танов. Каждый товарищ извещен © дне
и часе собрания.

Во всех организациях составляются те-
зисы отчетных докладов. № этой работе
привлечены члены’ бюро и активисты. В
парторганизалуи, где секретарем ‘т. Сине-
бор, член бюро т. Сережин перед состав-
лением тезисов проверил выполнение пар-
тийных решений о работе с кандидатален,

показателями

т., Никифоров подготовил материал о пе-
редовой роли коммунистов в борьбе ‘за, ук-
репление воинской дисциплины, член бю-
ро т. Кулибаба изучил состояние пропа-
гандистекой работы.
В ходе подготовки к выборам коммуни-
сеты показывают новые образцы в боевой

‚и политической подготовке. Подразделение

т. Перехриста план боевой подготовки на
март полностью выполнило. Хормиих pe-

зульталов добилось подразделение т. Ари-.

волпеева. Будучи секретарем бюро, т. Кри-
вошеев личным примером учит отличной
работе коммунистов,

Политрук- В. МАТВЕЕВ.

Амурская Краснознаменная флотилия.

На военно-морском факультете академии имени _В. И. Ленина

Перед экзаменационной сессией

На 2-м и 3-м курсах военно-морского
факультета Воённо-политической академии
им. Ленина лекции. курса «Партполитрабо-
та в Военно-Мореком Флоте» читают ра-
ботники Главного управления политической
пропаганды ВМФ. Лекторы подробно эзна-
гомили слушателей с ходом перестройки
партполитработы, е работой заместителя
командира по’’политической части, партий-
ных и комсомольских организаций, лея-
тельностью партполитаппарата в области
пропаганды и агитации, культурно-массовой
работы, краснофлотекой печати ит. д.

Сейчас слушатели 2-го и 3-го курсов г0-

товятея к сдаче экзаменов по этому пред-
мету.

В конце апреля 1941 г. начнется экза-

менапионная сессия нё всех курсах. На.

1-м курсе слушатели будут сдавать заче-
TH по военно-морской географии, слушате-
ли 2-го и 3-го: курсов— по партполитра-
боте. Кроме того третьекуреники будут сда-
вать военно-морскую тактику ‘и иностран-
НЫЙ язык. Py A

Для слушателей 3-го курса введен но-
вый курс лекций—«Марксистоеко-ленинское
учение о войне и армии». Читает лекции
начальник кафедры философии бригадный
комиссар’ т. Соловьев..

Батальонный комиссар Я. ЛИФАНОВ.

Политрук В. И. Иванов после стрельбы беседует с бойцами о

_ (М-ская часть Северного флота). ©

ходе соревнования.

1 ` Фото Н. Веринчука. :

el
Camere oa ener

Но страницам зарубежной печати

Проблемы морской обороны США

Современная война’ внесла существенные
изменения в установивииеся взгляды во-
енно-морских специалистов США. Для аме-
риканской печати хо нынешней войны бы-
ли характерны высказывания, в которых
подчеркивалось; ‘что’ птирокие океанские
просторы, отлеляющие Америку от Старого
Света, являются непреодолимой преградой
для возможного противника. Указывалось,
что морские вооружения CINTA должны
быть основаны на принципе использова-
ния их лишь для наступательных. дей-
ствий вхали от своих берегов.

Последние события в Атлантике пока-
зали, что радиус действия морских сил
воюющих сторон значительно расширился.
Терманские надводные корабли действуют
теперь в нескольких стах милях от Нью-
фаундленда, т. в. в пределах 300-мильной
зоны американских вод. Именно этим и
об’ясняетея, что в американской печати
все чалце появляются статьи, анализирую-
шие наиболее эффективные ‘средства за-
щиты берегов и территориальных вол.

Американская газета‘ «Нью-Йорк ге-
ралья трибюн» помещает” серию ` статей
своего морского *‹ обозревателя Джорджа
Филдинта Элиота, высказывающего мнение
© том, Какими ‘должны быть новая амери-
канская армия, береговая оборона и лет-
кие военно-морские силы, предназначенные
для охраны судоходства в прибрежных во-
дах.

«Постепенно начинает формироваться
мнение 0 том, какой тип армии необходим
США в нынешних условиях —пишет Эли-
от, — 910 не многомиллионная, & сравни-
тельно небольшая армия, лействия которой
должны быть тесно связаны с операциями
флота. Для того чтобы привести наиболее
характерный пример тех задач, которые
придется ‘выполнять американской армии,
стоит остановиться на обороне Панамского
канала -— центрально звена американ-
ской безопасности».

f
Задача обороны Панамекого канала, по
мнению Элиота, непосредственно  свазана_

© созданием выдвинутой базы, обладающей
мощной ‘береговой’ и зенитной артиллерией,
действия которой будут поддерживаться
небольшими по численности, но мобильные
ми сухопутными отрядами. Организация
таких отрядов будет в каждом отдельном
случае зависеть от ‘условий местности.
Для отражения непосредетвенного нападе-
ния противника береговой обороне u cyxo-
путным ‘отрядам такого выдвинутого опор-
ного пункта должна быть придана доста-
точная. по численности авиация. В то. же
время надо предусмотреть все. с тем, ‘чтобы
в кратчайптий срок усилить эти тюстоянные
авиаэскадрильи самолетами с центральных
воздушных баз. Тажая система обороны, по
мнению Элиота, является наиболее гибкой
и не связывает деятельность флота.

Элиот считает, что за этой первой выд-
винутой линией обороны должна находить-
ся разветвленная система береговых баз.
Всю ортанизацию их следует построить на
том, чтобы обеспечить защиту ближайших
промышленных центров. Коммуникации
между беретовыми базами и вылвину-
тыми опорными пунктами необходимо
обеспечить военно-морскими силами, взам-
модействующими с авиацией. На тот. слу-
чай, сли основные силы американ-.
окото флота будут находиться вдали
от берега, в распоряжение каждой бере-
товой базы нахо предоставить легкие, силы
(подводные лодки, минные заградители,.
патрульные сула и т. д.), лостаточные для
контроля таких районов, как, например,
‘подходы к Вараибекому морю. Эти легкие
силы, подчеркивает Элиот, должны дей-
ствовать’ во взаимодействии © морской и
сухопутной авиацией.

3» линией береговых баз, по мысли 060-
зревателя, необходимо сосредоточить. глав-
ные ударные силы: мобильные войска и
авиацию. Авиационные базы «лелует орга-
низоваль так, чтобы их можно было пере-
брасывать с места на’ место. Их основная
задача, — поддержка флота, — требует, члу-
бы самолеты могли быть переброшены на
любой из выдвинутых опорных пунктов,
от сохранения которого зависит контроль
важнейших морских коммуникаций.

Главные ударные силы должны быть,

по мнению Элиота, исключительно подвиж=
ными, что позволит в короткий срок скон-
центрировать кулак в любом угрожаемом
пункте. В том случае, если флот будет
находиться. у этого же берега, армия 6у-
цет взаимодействовать с ‘ним; в том же
случае, если флот окажется. вдалеке, та же
армия в сочетании с ‘авиацией должна
суметь обеспечить оборону побережья.

Элиот указывает, что американекой ар-
мии, возможно, придется действовать и на
некотором расстоянии от. своих берегов, но
лишь в том случае, если понадобитея обе-
ронять выдвинутые стратегически важные
фпорные пункты. И в этом случае, по его
мнению, не нужна массовая армия, пере-
броска которой по’ морю очень сложна.

Элиот является сторонником скоростного
строительства легких сил; получивших в
последнее. время’ название  «москитного
флота». «Эти небольшие суда, — указы-
вает он, — враги подводной лодки, мины
н до некоторой степени и` самолета. Их
можно строить на ‘небольших судострои-
тельных верфях, не нарушая при этом
хода выполнения основной военно-морской
программы». Элиот разбивает эти суда на
несколько категорий.

Охотники за подводными лодками —
небольшие быстроходные и маневренные
корабли;. вооруженные легкими орудиями,
зенитными пулеметами и глубинными 6ом-
бами. Основное назначение их — патрули-
ровать прибрежные волы и заливы и э5-
кортировать конвои в территориальных во-
дах. Значение этих кораблей исключитель-
по велико; если ‘учесть ‘большой ‘0б’ем мор-
ских перевозок между Соединенными Шта-_
тами и другими частями американского“
континента. Если бы возможному против=
нику, указывает Элиот, удалось нарушить
морские перевозки нефти из Бомонта в’
Нью-Йорк, то под угрозой оказалось бы
снабжение всех промышленных районов
торючиу и смазочными маслами, так как
железные дороги тю об’ему перевозок не мо-
гут заменить торговый флот. Эти же легкие
корабли пригодны для охраны судоходства
между восточным и западным побережьем
через Панамский канал,

“Преимущество охотников за подводными
лодками по сравнению е эсминцами заклю-
чаетея в том, что использование их не за-
ставляет распылять основные силы флота.
К тому же и строительство этих кораблей
значительно проще и быстрее, чем строи-
тельство эсминцев. Элиот считает, что эти
снлы могут быть использованы для охра-
ны ограниченных водных файонов, как,
например, подходы к Караибскому морю.

0с0б0е значение приобретают торпедные.
катера, широко применяемые немцами в Па-.
Манше. Эти небольшие быетроходные ко-
рабли можно использовать и для охраны
конвоев. благодаря их способности налпа-
дать. не только на подводные лодки, но и
н& надводные корабли. Такие катера, как
указывает Элиот, пригодны также для
местной обороны выдвинутых опорных
пунктов, в случае неожиданного нападения
на них.

«В дополнение к сказанному об исполь-
зовании легких сил, — пишет Элиот, —
‘можно отметить, что большинство из этих
судов ценно и в борьбе против самолетов
противника. Все они ‘вооружены много-
ствольными автоматическими скорострель-
ными пулеметами. Их можно также приме-
нять и для разведки в пределах ограни-
ченного радиуса. «Москитный флот» мож-
но использовать для охраны многочиелен-
ных входов в Караибекое море. В каждом
Из таких проливов может быть создана’
небольшая база этих легких сил. Иесполь-
зование же для этой цели эсминиев и под-
водных лодок привело бы в известному
распылению американекого флота.

В защите конвоя, пересекающего океал,
всегда наступает момент, когда отдельные
корабли должны рассеяться по разным
пунктам назначения, и. в этот момент Ha.
сцену выступают легкие «москитные» си-
лы, То же относится и Е моменту форми-
рования конвоя. Наличие таких легких
сил позволило бы составлять конвои.
не только в крупных портах, но и в н6--
больших гаванях»,

О культурном кругозоре командира -

Командир Военно-Морского Флота  дол-
жен быть передовых человеком во всех
отношениях. Ведь командные кадры  нашге-
го флота — ‘это не только специалисты,
овладевшие, пусть даже в совершенстве,
Каким-то кругом знаний. Вомандиры одно-
пременно являются и воспитателями десят-
ков и сотен молотых людей, которые при-
ходят на корабли со всех концов страны
© разной культурой, разными привычками
и характерами. Выполнять такую ответ-
ствению роль способен лишь человек,
обладающий как специальными знаниями,
Tak и хсолилным политическим багажом,
человек, разносторонне развитый, оотанизо-
ванный, заслуживающий быть образцом
для своих подчиненных во всех отноше-
ниях.

В наших требованиях поддержания
идеальной чистогы на корабле, культур-
ного обращения и содержания механизмов
заложен глубокий смысл. М, В, Фрунзе
товерил: «..мы нажимаем не только. на
выполнение наших требований при про-
ведении учебы, но мы обращаем также
знимание и на внешность, ибо последняя
есть отражение внутреннего содержания».

Забота ‘°о всестороннеи, гармоничном
воспитании  команлиров Всенно-Морского
Флота начинается еще в стенах училища.
Наряду ¢ изучением военно-морских наук,
нарялу с учебной практикой курсанты име-
ют возможность читать беллетристику, по-
сещать театры и музеи, знакомиться © вы-
ставкахи живописи, графики, скульптуры.
Вев это направлено к воспитанию художе-
ственного вкуса на самых лучших произ-
гедениях искусства, к тому, чтобы зало-
жить твердые основы для дальнейшего
развития культурного кругозора командира.

Но вот кончается учеба, люди раз’езжа-
ются по Флотам, прихолят на корабли и в
части, Условия службы, — естественно,
ограничивают. возможность часто бывать
на берегу, послушать концерт, посмотреть
спектакль, познакомиться © выставкой.
Даже для чтения художественной литера-
Туры времени остается неизмеримо меньше.

Все это верно. Времени у нас очень,
очень мало. Никто против этого не станет
спорить: командир — любого ранга и мас-
пгтаба — занят с раннего утра до позднего
вечера, занят стромной, ответственной ра-
ботой. Но лавайте же честно, откровенно
признаемся в тем, что сплошь и рядом умы
драгоценное время тратим далеко не TIpo-
изводительно, что организовывать время
мы еще не научились. Именно в этом не-
умении (& подчас и нежелании) тратить
каждый час в пользой, с расчетом и кроет-
ся главная причина элементов невультур-
ности, односторонности в развитии, в кру-
гозоре командира.

Года полтора назад комдив Г. Сав-
ченко, ныне генерал-майор артиллерии,
рассказал на страницах печати © евоем по-
сешении < труппой товарищей Иосифа
Виссарионовича Сталина летом 1938 года.

«Мы пошли на квартиру Иосифа
Виссарионовича, — пишет Г. Савченко. —
Наше внимание обратила н& себя огромная
труда книг, очевидно, только что вышех-
ших из печати. Тут были книги по тек-
стилю, кожевенному делу, военной истории,
литературные произведения.

— Когла вы успеваете все это прочи-
тывать, Иосиф Виссарионович? — невольно
вырвался у нас вопрос.

Товарищ Сталин улыбнулся.

— Как бы я ни был занят,— сказал
он,-— в день обязательно страниц пятьсот
просмотрю... Это моя порция!

— Большая порция, Иосиф Виссарионо-

вич!

— Ничего, я привык. 90 я в тюрьмах
й ссылках научился. Теперь у меня
небольшюй затор, как видите, но я нз-
веретаю.

— Советую и вам читать побольше, —
добавил он и подарил каждому по книге».

Мне кажется, что добавлять что-либо к
рассказанному выше нет никакой надобно-
сти. Товарищ Сталин, занятый гигантской
работой, так планирует св0е время, что
ежедневно успевает читать литературу по

самым разнообразным вопросам. Вот на-
глядный. урок. всем, неустанно жалую-
щимея на отсутствие свободного часа
для самообразования,

Надо помочь нашим флотским кадрам,

умело организовать свое время таботы и
отдыха. В первую очередь это
командира корабля, части, их заместителей
по политической части. Командир корабля
обладает наибольшим опытом — командир-
ским и житейским, он может посоветовать,
подсказать своим полчиненным — молодым
командирам, како полезнее расходовать
бюджет времени, как экономнее и лучше
составить план занятия с подчиненными и
план личной учебы,

Лучшая форма для оказания такой по-
мощи —— это собеседования © командира-
ми в свободные от службы часы. Не могу
и сам еще похвастать таким опытом, но
чувотвую, как много дают и мне и моим
подчиненным даже ‘редкие и короткие
ветречи в кают-компании, когда я со спра-
вочником в руках рассказываю UM oO KO-
раблях иностранных флотов или делюсь
впечатлениями о прочитанной  сталье. в
«Морском сборнике», о вышедшей книге.

Уместно здесь будет сказать © наших

корабельных библиотеках. На таком важ-`

ном посту, как начальник библиотеки,
еплонь и рядом находятся люди малокуль-
турные, не следящие за новинками литера-
туры, неспособные порекомендовать бой-
цу, & тем более командиру, нужную книгу.
Начальником библиотеки, 00 нашему ине-
нию, делжен быть такой человек, который
регулярно читает книги, журналы, газе-
ты, в частности «Литературную газету»,
который в курсе не только выходящих
книг, носи критических статей, отзывов
о них, который умеет и любит работать
© книгой, рассказывает подписчикам биб-
лиотеки © каждой новинке, устраивает
витрины, извещает по ралио, ‘организует
громкие читки отрывков из художествен-
ных произвелений.”

Мы, командиры, ‘требуем ‘от’ флотских
библиотек, от домов: Военно-Морекого Фло-

дело-

та держать крепкую связь © кораблями,
корабельными библиотеками, помогать даж
в снабжения литературой. . д,
Жстати, о снабжении книгами. Не секрет,
что достать новинку специальной морской
литературы, как и хорошее художествен-
ное. произведение, чрезвычайно трудно,
а полчас и просто. невозможно. Вультурный
рост страны, читательская  потребнесть
трудящихся повышаются ‘у нас © каждых
днем. Все это безусловно так, и тем не ме-
нее возникает законный вопрос: кто же,
как не корабельный командный состав;
должен в первую очередь получить такие
книги, как произведения Ворбетта, `Лорея и
другие? А ведь на деле происходит так,
что этих книг на кораблях или совсем
нет или, в лучшем случае, одна книга на

целый корабль.

Повилимому, здеь мы ветречаемея с
неумением наших книготоргующих орга-
низаций работать © учетом потребителя.

То же самое межно сказать и о неко-
торых флотеких библиотеках. Самое лег-
ков — сидеть и ждать читателя. Несколь-
ко сложнее — пойти, к нему и предложить
книгу. Недавно печать сообщала об инте-
ресном начинании библиотеки сдной из
флотских баз, обслуживающей читателей
па лому, привозящей книги. на квартиры
командиров. А если библиотека нашла
путь к семье команлира, то разве трудно
отыскать этот путь на корабль?

Нужно ли распространяться © необхо-
димости чтения ‚хуложественной литера-
туры?! Скажу лишь одно: стыдно, очень
стыдно становится тому командиру, кото-
рый на воп бойца 0 книге или о герое

прочитанного произведения  вынужлен
ответить: «Не знаю, не читал»,
если послушать, каким языком

очень часто проводят беседы иные коман-
диры и политработники! Сухие, казенные
фразы, ни одного яркого сравнения, мет-
кого, запоминающегося образа, помогаю-
щих лучше понять содержание, обогащаю-
щих слушателей.

Приказ народного комиссара Военно-
Морского Флота СССР тов. Н. Г. Кузнецова
обязывает весь начальствующий состав
изучить один из трех иностранных язы-

ков. Командиру, д» еще морскому коман-
лиру, знание иностранного языка совер-
шенно необходимо. Он крайне нужен нё
войне, без него невозможно знакомиться со
специальной литературой. А ведь все мы
когда-то в училищах и академии изу-
чали языки, но... многие забросили даль-
нейшие занятия, беспечно забыв о затра-
ченных времени, энергии и силах.

Хочется затронуть вопросе о нашем от-
дыхе. Отдыхать культурно, обогащая свой
кругозор, & не убивая часы -где-либо в
душном помещении, в беспельном шата-
нии по улицам, мы еще не научились.
Тут многое зависит от каждого из нас.
Говорят: 0 вкусах не спорят. Her,
позвольте все же поспорить. Излюбленным
аргументом любителей легкой джазовой
музыки, предпочитающих фокетроты опе-
ре, служит ссылка на непонимание клас-
сической музыки. Что ж, надо притти на
помощь таким товарищам. На некоторых
флотах ‘дома Военно-Морского‘ Флот» ор-
ганизуют циклы лекций о классической му-
зыке в иллюстрацией отрывков из опер,
симфоний. Можно, а инотда и полезно, по-
слушать джаз, развлечься. Но всему есть
мера, надо прививать нашему командиру
вкус и к произведениям Глинки, Чайков-
ского, Бетховена, Моцарта, надо увлечь
его живописью, скульптурой, развивать
подлинно художественные вкусы.

«Красивое нужно сохранить, — говорил
В. И, Ленин в беседе с Ёларой Цеткин, —
взять его как образец, исходить из него,
даже если оно «старое». Почему нам нуж-
но отворачиваться от истинно-прекрасного;
отказываться от нем, как ст исходного
пункта для дальнейшего развития, только
на том основании, что оно «старо»? ...Ие-
кусство принадлежит народу. Оно должно
уходить своими глубочайшими корнями в
самую толщу широких трудящихся масс.
Оно должно быть понятво этим массам и
любимо ими. Оно должно об’единять чув-
ство, мысль и волю этих масс, подымать
их. Оно должно пробуждать в них худеж-
ников и развивать их».

Говоря о культурном кругозоре, уместно
остановиться на поведении командира в
общественных местах, на ‘улице. Кое-кто

еще считает, что нам-де, советским лю-
дям, совсем не обязательно знать «правила
хороптего тона». Речь ведь идет не о на-
думанных, нелепых ритуалах буржуазного
общества. Мы имеем в виду истинно куль-
турное обращение друг © другом, екром-
ность и выдержку на улице, в театре, в
столовой, уважение к женщине, к пожи-
лым людям в трамвае; в автобусе ит. д,

Еще и еще раз я вынужден говорить ©.
домах Военно-Морского Флота‚ о поряд-
ках, которые, к сожалению, кое-где процве-.
тают. В частности я хочу здесь привести.
отдельные факты из деятельности Дома
Военно-Морского Флота, где начальником

т. Якерсон. В том, что помещение это тес-

повато, не вина руководителей Дома. Но
служит ли это затруднение оправданием
того бескультурья, с которым командиры
там. сталкиваются?

„Хорошая. идея — вечера. начальетвую--
шего состава. Но известно, что любую, са-
мую прекрасную идею можно опошлить.
Вот так и получается. Командиры являют-
ся на свой вечер и... встречают краено-
флотский ‘наряд. Спрашивается: зачем это
нужно? Кстати, мы задали такой вопрос
т. Якерсону. Он. ответил, что это не его-
дело; а дело коменданта, горола.

Отправляется командир в ресторан Дома
Военно-Морского Флота поужинать. И ви-
Дит: На столах чистые скатерти, & накры-
ты они грязной бумагой. Люди енова обра-
щаются к начальнику. А тот опять 3а-.
являет, что и это не его дело, a Военфлот-
торга. Что же это за ведомственная нераз-
бериха?! Мы пришли в свой клуб и тре-
буем, чтобы прежде всего здесь были по-
рядок и культура.

Нам, командирам флота великой социа-
листической державы, далеко не безразли-
чен наш культурный уровень. Мы стремимся
быть самыми искусными военными моря-
ками, но мы не можем не быть и самыми
культурными. команлирами, достойными
носить высокое звание передовых людей
нашей замечательной сталинской эпохи,

Капитан 1-го ранга
А. ПЕТРОВ,

a