——=—-
ee

Борьба за порядок и чистоту

Паргийная организация Севастопольско-
то военного порта повседневно борется за
выполнение производетвенных. планов, эко-
номию материалов, топлива, электроэнер-
Tut, чистоту и, порядок. на производстве.

Раньше на ‘территории мастерекой (на-
чальник т. Боев) можно было видеть rpy-
ды ‘мусора. По инициативе коммуниетов
передового пеха (начальник т. Игнасюк),
поддержанной всеми рабочими, проведена,
очистка территории от мусора И грязи. В
цехах идет покраска станков, расставле-
ны ‘специальные ящики для  металличе-
ского лома. Собрано свыше 80 тонн раз-
личного металла.

ли раньше некоторые цехи освеща-
лись лампами по 300-—400 валт, то те-
перь они заменены 75-ваттными. Это эко-
HOMUT только по одному цеху 13 кило-
ватт-часов в день,

На изготовление некоторых деталей
прежде расходовалея цветной ‘металл, &
теперь ого заменяют железом. Например,
отделка отдельных приборов вместо брон-
зового литья производится железом. Это
сокращает время, повышает качество об-
работки и на 70 процентов снижает рас-
ход цветного металла. По массовым по-
ковкам прежде давались большие припуска
нь обработку, и это приводило к значи-
тельным отходам, Комиуниет т. Корецкий
и начальние цеха т. Игнасюк тщательно
пересмотрели некоторые штампы, переде-
лали их и изменили технологический. 1ро-
цесс. Новые штампы устранили лишние
операции при обработке деталей. Это
позволит сэкономить десятки тысяч руб-
лей.

Одно время в мастерской не было спе-.
циальной кладовой для хранения готовой
продукции. ‘По инициативе мастер» т. Ко-
рецкого ‘сейчас она оборудована: Вея про-
дукция хорошо смазывается и тщательно
маркируется. Наведен ‘также порядок в
инструментальной.

Большую ценность представляет изобре-
тение коммуниста токаря т. Константино-
ва, намного сокращающее время изготов-
ления деталей и снижающее cebecror-
мость. Секретарь низовой партийной’ орга-
пизации т, Константинов личным приме-
ром увлекает весь цех. Здесь все комму-
нисты — стахановиы. Слесарь т. Чередни-
ченко ежедневно выполняет задание на
160—180 процентов. Комсомольцы тт. Кор-
сунский, Лежнев и Деревянченко дают 60-
лее двух норм. Сам т. Константинов  ра-
ботает на трех станках, намного перевы-
полняет план и является одним из луч-
ших многостаночников ‘мастерской,

Н цеховых партийных собраниях ком-
мунисты обсуждают актуальные вопросы
партийной жизни, производства, агитации
и пропаганды. От каждого коммуниета
т. Константинов требует точного и He-
уклонного выполнения поручений. Когда,
например, тт. Вансен и Опрышко но вы:
полнили заданий, вопрос о них поставили
из собрании.

Коммунисты много внимания уделяют
воспитанию стахановцев, организации co-

Ищи: В ЛЕНИНСКОЙ КОМНАТЕ.

Ленинская комната нашего подраздезе-
ния красочно оформлена. На стенах —
портреты руководителей партии и прави-
тельства, написанные краснофлотцами тт.
Коростылевым, Каленским и Коганом. Здесь
HO вывешены карта строек третьей
сталинской — пятилетки, ° высказывания
товарищей Сталина, Молотова и Ворошилова,
о Враспой Армии и Военно-Морском Флоте,
текот военной присяги.

Для товарищей, изучающих материалы
ХУШ Веесоюзной партийной конферениии,
организована выставка.  Ираснофлотские
художники изготовили диаграммы, пока-
зывающие рост народного хозяйства СССР.

В хленинской комнате имеются шашки,
шахматы, домино, свежие газеты, журна-
лы, ит. д.

БИБЛИОГРАФИЯ

Массовая литература.
о кораблях“

С каждым толом растет культурный
уровень нашего читателя и вместе с тем
повышается ответственность 34 выпуск
полноценной популярной литературы.
В связи с этим мы позволим себе высва-
зать некоторые соображения относительно
брошюр, выпущенных Военмориздатом.

броппоре «Почему плавают корабли»
проф. Ханович совершенно справедливо
указывают на, опасность утраты остойчиво-
CTH кораблем раньше, чем OH потеряет
евою пловучесть. Примером этому служит
крупная катастрофа с броненосцем «Вик-
ториа», протараненным  «Кампердоуном»
т р эволюций в Средиземном море в

в

Следовательно, необходимо было, наряду
с таблицами непотопляемости академика
А. Н. Врылова, отметить оригинальный и
остроумный MeTol спрямления корабля
в б0ю, разработанный профессором инже-
нер-контр-адмиралом В. Г. Влаковым.

Там, где автор говорит о водоотливных
средствах корабля и. приводит критический
взглях проф. И. Г. Бубнова, следовало
подчеркнуть, что мощность водоотливной
системы на современных кораблях дости-
тает 93—10 тыс. тони воды в Час, но
служит для откачивания воды из смежных
с поврежденным отсеков, а Также из T10-
врежденного отеека после заделки пробои-
НЫ.

В главе 0б остойчивости, по нашему
мнению, необходимо было отметить, что
общейзвестную диаграмму Рил& разработал
в действительности его коллега Г. 9.
Джоун,

Профессор И. Г. Ханович сумел в по-
пулярной и максимально сжатой форме
изложить суть морехолных качеств кораб-
ля; пловучести, остойчивости, ходкости,

* И. Г. Ханович — «Почему плавают ко-
рабли», 1940 г., стр. 64, m. 60 к. М. А.
Мейлер—«Живучесть надводного корабля».
1940 т., стр. 36, п. 30 к. 0. М. Новиков—
«Подводная лодка». 1940 г., стр. 64, ц. 50 к.
С. Козлов—«Крейсер», 1940 г. стр. 4%
Ц. 35 к,

6 апреля 1941 г, № 81 (735)

и и

‘

‚ Формальная

На первый взгляд создается’ впечатле-
ние, что в парторганизации Выешего во-
енно-морского инженерно-строительного
училища начали деятельно готовиться к
отчетно-выборному собранию. Проведены
беседы с коммунистами, составлен подроб-
ный план, регулярно выходят стенные
газеты, члены бюро получили задания по
подготовке к докладу. Но в действитель-
ности обнаруживается довольно  непри-
глядная картина.

На вопрос о том, как привлечен пар-
тийный актив к подготовке отчетного до-
клада, секретарь бюро т. Грищенко ответил:

— Каждый из членов бюро привлекает
партийный актив. Думаю, что человек
тридцать-—тридцать пять уже привлече-
но, — и тут 26 веокользь заметил, что
эту цифру надо еще уточнить.

Товарищам Левинсону и Радченко по-
ручили проверить, как бюро осуществляет
партийное руководство комсомолом. `Оказа-
лось, что они никого из активистов к про-
верке He привлекли. Член  партбюро
т. Соловьев также предпочел  самостоя-
тельно, без актива, выполнить задание.
Лишь один член партбюро т. Мараховский
привлек для проверки 12 коммунистов.
Он рассказал им, что и как они должны
лелать, но сам никакого участия в работе
не принимал.

Следует отметить, что проверка здесь
проходит скорее формально, чем по суще-
ству. На одном факультете члены  парт-
бюро за лва дня закончили всю работу.

циалистического соревнования. Ежедневно
похводятся итоги работы цеха, участков,
отдельных рабочих. Парторганизация
знает, кто и как выполняет свои обяза-
тельства, и принимает меры воздействия
к тем, кто отстает. В социалистическом
соревновании в честь ХУШ Всесоюзной
конференции ВКП(б) коллектив цеха за-
воевал переходящее’ красное знамя мастер-
ской. Лучших людей занесли. на Доску по-
чега. Соревнование сейчас продолжается.
Цех попрежнему на первом месте. Многие
рабочие перевыполняют нормы, дают про-
дукцию отличного качества,

В других цехах коммунисты также по-
казывают образцы стахановекого труда.
Ежемесячно перевыполняет план коллек-
тив участка т. Мамина. В честь ХУШ
партийной конференции лвухмесячная про-
грамм& была закончена к 15 февраля. За
отличную работу т. Мамин получил много
благодарностей, премий и награжден гра-
мотой народного комиссара, Военно-Мор-
ского Флота.

Передовые люди участка, — тт. Фалевв,
Швайко, Филатов — вырабатывают по две
нормы в смену. За февраль участок вы-
полнил план на 109 процентов и полу-
чил переходящее красное знамя.

У многих коммунистов 3a послелиее
время наблюдается стремление принять
более активное участие в партийной
жизни. Недавно т. Усачев пришел к с6-
кретарю партийной организации и просил
поручить ему проводить беседы. Теперь он
ежедневно в обеденный перерыв проводит
читку материалов ХУШ Веесоюзной пар-
тийной конференции. Такие же беседы
проводят агитаторы тт. Корецкий, Зайцев,
Фалеев и другие.

Конкретпо борются за выполнение ре-
шений ХУПГ Всесоюзной партийной кон-
ференции и в других мастерских. Комму-
нисты › мастерской (секретарь партбюро
т. Шупиноюий) навели чистоту и порядок
в цехах. Обнаружено много ценного ме-
талла, который годами не использовался.
Выявлено свыше трех тонн бронзы, около
тонны различных медных труб, 316 кг
баббита, 60 кг свинца. Собрано также око-
ло 60 тонн различного лома на сумму
свыше 60 тыс. рублей:

Однако некоторые партийные руководи-
тели считают, что раз они очистили тер-
риторию и цехи, то на этом можно дело
закончить. Так, в частности, думает сё-
кретарь партбюро т. Швырков. В этой
партийной организации пока много. гово-
PAT о выполнении решений конференции,
но практических мероприятий не прово-
дится. В одном цехе (начальник т. Бор-
гардт) есть случаи прямого нарушения
выписки нарядов. Однажды нормировщик
т. Рыбник выписал наряд на 18 часов, в
то время когда следовало затратить на ра-
боту только 3 часа. Такие случаи не еди-
ничны. He совсем благополучно обстоит
дело в мастерской с планированием и вы-
полнением графика ремонта.

В. ШЕВЧЕНКО.

различные цифры, но основательно не изу-
чнли ни одного вопроса; не получили они
также предложений от коммунистов. Вее-
пело винить в этом членов. ‘партбюро
нельзя. Секретарь дал им 29 различных
вопросов, на которые они должны были
ответить. Стремясь выполнить только по-
ручение секретаря, они не выяснили при-

учебе, не изучили методов работы пере-
довиков. Так, т. `Грищенко превратил ак-
тив в регистраторов и таким образом из-
вратил идею проверки коммунистами ра-
боты своей организации.

Об’ясняется это тем, ato секретарь
бюро т. Грищенко посчитал — раз есть

В выходной день ленинокая комната
переполнена. В ней проходит соревнование
шахматистов подразделения. Окружив тес-
ным кольцом играющих, краснофлотцы и
командиры следят за ходами, обсуждая
шансы кандидатов на ‘первое место.

Другая группа краснофлотцев слушает
у репродуктора передачу концерта. Многие
устремились в библиотеку.

Лыжники. подразделения во главе с стал-
шиной 2-й статьи т. Тарасовым вышли
на прогулку.

Вечером демонстрировался художествен-
ный фильм, затем выступали участники
краснофлотской художественной  самодея-
тельности.

Н. АСТАХОВ.

Северный флот, партии. (Черноморский флот).

войну — английский линкор «Британия»,
обошел молчанием гибель в начале ны-

нешней англо-германской войны линкора

«Ройял Ок». :

В качестве примера поединка подводной
лодки © самолетом автор приводит слу-
чай ‘с германской подводной лодкой Е
Английском канале. Между тем героиче-
CRM ПОДВИГ ЭКИПАЖА ПОДВОДНОЙ TORK
«C-1» во время борьбы против финской
белогвардейщины является более ярким и
выразительным. эпизодом.

В книжке очень мало уделено внимания
конструкциям корпуса подводных лодок. А
между тем обеспечение надводной (и под-
водной) непотопляемости, = применение
электросварки, укрепление корпуса и
‘устройство амортизаторов, уменьшающих
сотрясение от глубинных bomb, борьба
с шумом, увеличение предельной глубины
погружения и другие проблемы являются
наиболее злободневными.

Встали, автор употребляет неправиль-
ный термин «расчетная предельная глу-
бина погружения» (стр. 36). Известно,
что отношение раючетной (разрешающей)
глубины погружения к глубине предель-
ной составляет запас прочности, равной
примерно 1,5.

Имеются и другие неточности в опре-
делениях. Так, остойчивость, по’ выраже-
нию автора, — это  «спобобность судна
плавать в устойчивом положении` равнове-
сия, которое обычно совпалает с прямым
положением». Точнее будет: способность
корабля возвращаться в свое первоначаль-
ное положение равновесия после устране-
ния причины,
равновесия (это справедливо и для кораб-
лей, имеющих начальный угол крена).

определению «живучести» («cmocob-
ность корабля продолжать бой, имея повре-
ждения в раэличных жизненных частях»)
следует добавить формулу акад. А. Н. Вры-

плавности и малости размахов качки и по-
воротливости. Издание такого популярного
очерка тем более отрадно, что труды
проф. Хановича по теории корабля не от-
личаются простотой изложения.

Внижка доцента Мейлера «Живучесть
надводного корабля» столь же полезна. Од-
нако автор обошел молчанием роль рус-
ских инжбёнеров в деле обеспечения про-
тивоминной защиты кораблей. А ме-
жду тем молодежь должна знать, что в
общепринятых системах  противоминной
защиты существенную роль сыграл в на-
чале текущего столетия корабельный ин-
женер Р. Р. Свирский. Его проект застрял
в недрах морского министерства, пока
не был использован французами, & затем
разработан американцами. Таков» история
Tak называемой противоминной защиты
американской системы. Следовало бы так-
же в изложении мер по обеспечению живу-
чести корабля использовать опыт второй
империалистической войны. Так, итальян-
пы принеели в жертву скорости элементы
противоминной защиты. Отсюда и резуль-
таты: англичане вывели из строя без 060-
бых трудностей половину итальянских
линкоров. :

Енижка инженер-капитана 3- ранга
Новикова «Подводная лодка» выгодно. от-
личаетея от изданной в 1932 г. брошюры
А. Миллера «Подводные лодки» тем, что
автор на основе опыта первой и второй
империалистической войны сумел сделать
ряд совершенно правильных выводов.

С. М. Новиков показывает, как за срав-
нительно короткий срок после постройки
первых русских подводных лодок талант-
ливого конструктора проф. И. Г. Бубнова
наша страна сумела полностью решить
задачу строительства подводното флота.
Тов. Новиков приводит рял исторических
справок, иллюстрирующих, каким грозным
наступательным оружием” стали современ-
ные подводные лолки.

Немного непонятно, почему автор, отме-
тив последнюю жертву немецких подвод-
ных лодок в первую империалистическую

вы, что гибель его неминуема, то чтобы
он тонул, но опрокилываяеь» (т. ©. ис-
пользовал бы весь запас боевой пловучести
и остойчивости.— М. H.).

Брошюра инженер-капитана 2-го ранга
Козлова «Крейсер», к сожалению, He 3a-
служивает положительной оценки.

В ряде мест книжки можно встретить
недосталочно ясно изложенные мысли,
в обобенноети для неискушенного чита-
теля.

Автор пишет, что современный линей-

КРАСНЫЙ ФЛОТ

НАКАНУНЕ ОТЧЕТНО-ВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ
В ПАРТОРГАНИЗАЦИЯХ ФЛОТА

Они бегло поговорили е людьми, собрали  .

чин отставания отдельных коммунистов В.

вызвавшей нарушение.

лова: «Иели повреждения корабля тако-

подготовка

план и вопросники, значит можно больше
члены
бюро привлекут актив и дадут ему обиль-

ничего не делать. Он ждал, что

пый материал к докладу.

Bee это привело к тому, что HeKOTO-
рые области партийной работы проверя-
лись не глубоко, а другие остались вовсе
Тевинсон и
Радченко при знакомстве с вопросами пар-
тийного руководства комсомолом выяснили,
что бюро не провело в жизнь ни одного
из принятых ремений, но они совершенно
не интересовались, как коммунисты 0су-
ществляют авантардную роль в учебных
группах. Межлу тем в одной группе ком-
мунист т. Романович не только не борол-
ся з& высокую дисциплину на самостоя-
тельных занятиях курсантов, » напротив,
оправдывал некоторые проявления недис-

не выясненными. Так, т.т.

циплинированности.

Тов. Мараховский, проверяя работу ни-
зовой парторганизации одного факультета,
отметил, что учебный процесс не стоял в
центре внимания партийной организации.
Охнако т. Мараховский неё счел. нужным
проверить факты и векрыть причины не-
дочетов. Например, он не узнал, ‘почему
в одних учебных группах задания по спе-
циальности выполняются раньше срока, &
в других, где больше коммунистов, значи-
тельно позже. Из 14 коммунистов, занима-
ющихся в этих группах, только тт, Бро-
бека и Ходченко имеют хорошие и отлич-
‘ные оценки. и
Тов. Соловьев, изучая работу с канди-
(кстати, у большинства
стаж),
‘установил, что многие из них недостаточ-
‚Но активно участвуют в партийной жиз-
ни. Однако он не _поинтересовалея причи-
нами. Между тем здесь есть немало по-

датами партии

товарищей истек кандидатский

учительного. Например, т. Шекуна —
кандидата, партии е октября 1939 года—
считают малоактивным. Как он может

быть активным, если его партийное зада-

ние — переписка протоколов?
Bee приведенные факты говорят,

брания. : ;
Батальонный комиссар М. СЕДЯНИН.

a a

Секретарь партбюро старший инженер-лейтенант А. И. Селецкий беседует с от-
личниками боевой и политической подготовки старшинами 2-й статьи Н. И. Ту-
ровцевым и А, М, Тихоновым, готовящимися к переводу из кандидатов в члены

Фото Б. Шейнива,

чивают диаметр циркуляции,
них часто отказываются.

4— 18
мыми переборками и
(противоминными) переборками.

книжке нечетко разграничено на-
значение боевых систем на корабле. На-
пример, «водоотливная система предназна-
чёна для удаления воды из отсеков (1)...
осуптительная... для удаления небольших

количеств воды».
Пожарные
насосы. сиет,

шения же с помощью гибких шлангов

пожара рабочее давление через редукцион-
ные клапаны понижается и не превышает

6 атм. (обычно 2—3 атм.).

‘на крейсере», в которой описан распюря-
док дня на корабле, ничем не отличаю-

щийся от распорядка на кораблях других.

классов.
Изданием популярных брошюр Военмор-

издат оказывает огромную услугу Военно-  `

Морскому Флоту, прививая любовь к морю
и кораблю у советокой молодежи и спо-
соботвуя самообразованию ‘краснофлотеких
Macc, ?
Инженер-капитан-лейтенант

М. КАЦНЕЛЬСОН.

что
секретарь и члены бюро несерьезно отно-
CATCH к подготовке отчетно-выборного 6©9-

‘мины, взрывающиеся при прохождении нал

ный корабль благодаря своей скорости
‘вполне заменяет линейный крейсер. Слело-
вало бы указать, что получить еще более
‘быстроходный линейный крейсер и боль-
шего тоннажа, чем современный линкор,
можно было бы лишь за счет проигрыша
в живучести. Живучесть линейного крей-
сер» и тав уже была недостаточной.
Тактико-технические элементы  современ-
ных линкоров уже сравнялись е элемен-
тами прежних линейных крейсеров, и
строительство последних потеряло смысл.

Следовало отметить, что боковые кили,
уменьшая амплитуду качки, вместе с тем
ухудшают поворотливость корабля, увели-
и потому от

Автор должен был указать, что прогпиво-
минная защита — не самоцель, & одно из
срежетв обеспечения непотопляемости, ко-
торая на крейсере достигается, тлавным
образом, разделением корпуса Ha отсеки
поперечными  водонепроницае-
23 продольными

насосы  (трюмно-пожарные
Вортингтона.— М. К.), 10
замечанию автора, полают, волу для туше-
ния пожара под лавлением до 20 атм.
Следовало бы уточнить: давление в пожаг-.
ной матистрали лостигает 15—17 атм., но
такое лавление требуется для работы гил-
ротурбины водоотливной системы. Для ту-

Вызывает нелоумение глава «Служба

пять футов, их мощность—800 миллионов
свечей. При свете одного такого прожекто-

9 i

Неконтактные взрыватели

(По данным иностранной прессы)

Наряду с усиленным производством су-  значительный интерес представляют пер-
ществующих „образцов и предметов воору-  спективы применения неконтактных взры-
жения капифалистические страны уделяют   вателей для оснащения торпед. По ©00б-
исключительно большое внимание констру-  щениям иностранной прессы, есть осно-
прованию и экепериментальным работам по   вания полагать, что эт& задача также раз-
модернизации боевых средств, состоящих   решена и флоты некоторых воюющих го-
на вооружении, п разработке новых. 060-  сударств уже имеют на вооружении тор-
б0е место занимают вопросы’ усовершен-   педы с магнитными неконтактными взры-
ствования минно-торпедного оружия. вателями. Таким образом, боевое примене-

Отмечается стремление дать на Boopy-   He торпед © более совершенными взрые
жение флотов торпеды с неконтактными   Вателями весьма вероятно. Обстоятельства
взрывателями, торпедные аппараты беспу-  ГИбели некоторых судов в текущую войну
зырной стрельбы, бесслелные торпеды, раз-   Вызывают предположения, что они были
личные образцы неконтактных мин заграж-   Подорваны какими-то новыми торпедами,
дения ит. х. Изобретательская и конструк-   Некоторые специалисты считают, в чет
торская мысль настойчиво работает над Ности, что английский линкор «Ройял
созданием самонаправляемых торпед, ното-   Ок» уничтожен торпедой с неконтактных
рые автоматически  корректировали бы   Взрывателем. :
ошибки стреляющего и изменяли свой Значительный интерес, проявляемый ¥
курс при маневрировании зтакуемого ко-   Вопросам разработки неконтактных взрые
рабля.   вателей для торпед, об’ясняется тем, что

Как BILTHO m3 coobmenni «

ством, по сравнению © инерционным. Co-
ий прочим оборудованием представляют co- стоящие на вооружении флотов торнехы в
бой весьма большие магнитные массы © ;

сильными магнитными полями. Влияние et Gee cea ee

Й на магнитную стрелку, гальва-   ae
этих поле места, лежащие сравнительно близко Е по-
помбтрическую рамку или иной электриче- верхности воды и защищенные обычно
ский контур и используется для привеле-   нотной броней. Большинство крупных б0е-
ния в действие механизма взрывателя. В вых кораблей имеет так называемые бу-
современной войне такие взрыватели с ли—специальные наделки, утолщения на
большим успехом применяются в минах внешней поверхности корпуса, чтобы отла-
заграждения. Так называемые магнитные лить жизненные центры от возможного ме-
ста взрыва мины или торпеды. При проеёк=
тировании ий строительстве корабля приме-
няется ряд других специальных мер, на-
правленных к сохранению его живучести.
Наименео защищенной частью корабля
остается его днище. Взрыв мины или тор-
пехы в этой части корабля вызывает нам-
большие разрушения и почти веегда co-
провождается его гибелью.

В иностранных флотах разрабатываются
также вопросы применения торпед с не-
контактными взрывателями при одновре-
менных действиях нескольких кораблей. С
этой целью в одном из зарубежных фло-
тов производились стрельбы в интервалы
строя, а также из-за своих кораблей. В
последнем случае торпеды проходили под
днищем «евоего» линкора, но срабатыва-
ний взрывателя не наблюдалось. При даль-
нейшем ее прохождении под днищем услов-
ного противника механизм взрывателя cpa-
батывал, что отмечалось специальным кон-
трольным устройством. Очевидно, взрыва-
тель имеет дистанционный механизм, вклю-
чающий ‘цепь запала только после прохож-
дения торпедой заданной дистанции. Вели-
чина ее может быть постоянной или же в
каждом отдельном случае устанавливается
стреляющим.

Ввиду несомненной вероятноети приме-
нения торпед с неконтахтными  взрывате-
лями заслуживает внимания вопрое о ме-
рах борьбы с этим новым. видом оружия.
В иностранной прессе сообщалось, что ан-
гличане для зашиты своих кораблей от
матнитных мин осуществляют «дегаусиза-
ЦИЮ», т, 6. создание искусственных маг-
HHTHEIX полей, направленность которых
противоположна полю корабля, Иными ело-
вами, производится его разматничивание.
Для этой цели по корпусу корабля про-
кладывается кабель, по которому пропу-
скается электрический ток, создающий по-
ле требуемой направленности. В резуль-
тате поле корабля сильно ослабляется и
при. прохождении его над миной механизм
взрывателя бездействует. Мин» таким об-
разом обезвреживается. ‚о *

Вторым вариантом этого спобоба, являет-
ся не ослабление, а усиление магнитного
поля ‘корабля. Достигается это‘ тем, что тю-
ле, создаваемое протекающим но кабелю.
током, имеет то же направление, что и)10-
‘ле корабля. Складываясь, они дат резуль-:
тирующее поле значительно большей силы,
чем поле корабля. Дальноеть действия не-
‘контактного взрывателя при этом увелие
чивается, и взрыв мины происходит на
значительном удалении от корабля, не при-
чиняя при этом больших разрушений. За-
метим, что указанные меры надежной за-
щиты не. обеспечивают. ОА

Траление мин с магнитными неконтакт-
ными взрывателями чрезвычайно затруд-
нено. По сообщениям иностранной печати,
мины эти опасны не только для брониро-
ванных кораблей, но и для всякого сулна.
имеющего машины и иные металлическив
части. Поэтому в качестве тральщиков мо-
гут быть использованы только деревянные
суда—парусники. и

Epome рассмотренных выше магнитного
и акустического * взрывателей, были по-
пытки сконструировать оптические, тепло-
вые и другие взрыватели. 0 состоянии ра-
бот и практической ценности подобных
конструкций судить затруднительно. Прин-
ципиально же их изготовление - вполне воз-

МОЖНО.
Инженер А. ПОПОВ.

ними кораблей с сильными  иагнитными
полями, оснащены неконтактными взрыва-
телями. Главной деталью этих взрывателей
является магнитная стрелка, замыкающая
цепь запала при действии на нее магнит-
ного поля корабля.

Олним иностранным изобретателем взят
патент на мину, взрыватель которой при-
водится в действие током гальванической
‘пары. состоящей из укрепляемой на кор-
пуее мины 060б0й металлической пластин-
ки и корпуса корабля. Электролитом слу-
жит окружающая их морская вода. Мина
является неконтактной, так как необходи-
мость металлического контакта с корпусом
корабля в рассматриваемой конструкции
устранена. Это обстоятельство коренным
образом отличает еб от мины антенной,
для взрыва которой необходимо установле-
ние металлического контакта между кор-
пусом судна и антенной мины. ~

Принцип действия акустического взры-
вателя основан на использовании энергии
акустических колебаний, излучаемых при
работе машин и гребных винтов судна.
Колебания улавливаются специальными
гидроакустическими привмниками и пре-
образуются в электрический ток, который
и приводит в действие” механизм, замы-
кающий цепь запала взрывателя. Мины
& акустическими взрывателями представ-
ляют 0с0бый интерес как средство. борь-
бы с подводными лодками,

Действие антенных мин зависит от ря-
да внешних условий: состояния корпуса»
судна и электрода мины, степени  соле-
ности, температуры морской веды и т. д.
Взрыв мины возможен только в том слу-
чае, если подводная лодка при своем ABH-
жении коснется минного канатика-антен-
ны. Если этого касания не будет, и даже
в случае плохого контакта, антенная ми-
на не взрывается. Отсюда следует, что
подводная лодка может безнаказанно прой-
ти в непосредственной близости от мины.

Мины с акустическими  взрывателяии
представляют для подводных лодок значи-
тельно большую. опасность, ‘чем. мины ан--
тенные. При прохождении подводной ‚лод-
ви на некотором расстоянии от оснащен-
ной акустическим взрывателем мины она
взрывается независимо от окружающих
условий. Ёроме того при одной и той же.
плотности минного поля в случае ‹приме-
нения неконтактных акустических взры-
валелей. вероятность подрыва лодки зна-
чительно возрастает. ‘is .

Полем действия взрывателя является.
часть плоскости или пространства, в пре-
делах которых фиксируется наличие судна
и механизм взрывателя приводится в дей-
ствие. Например, у торпеды с инерционным
взрывателем таким полем будет незначи-
тельная доля ее головной части, равная
немногим более десятка” квадратных сан-
тиметров. Поле действия взрывателя ан-
тенной мины представляет собой прямую
линию и определяется длиной ее’ антенны,
& для акустического взрывателя ‘полем
действия булет сфера. Радиус этой сферы
ограничивается величиной максимально
допустимого удаления подводной лодки от
места взрыва. Улаление это может быть
таким, на котором судну силами взрыва
еще’ могут быть нанесены значительные
повреждения.

До сих пор вопрос’ ©  неконтактных
взрывателях рассматривался применитель-
но к минам заграждения. Наряду с этим

ПРОЖЕКТОРЫ ДЛЯ АМЕРИКАНСКОЙ АРМИИ

Американская фирма «Дженерал Элек-  ра, пишет журнал «Попюлер Мекэникс»,

трик» строит для армии США подвижные   можно свободно читать тазету, находясь

прожекторы противовоздушной  оборены.   на расстоянии 12 миль от прожектора»
Лампы прожекторов имеют диаметр в  Как сообщает журнал, прожекторы та

кого же типа применяются в системе ПВО

Лондона. (боб. инф.).