cee
Cena ae

Connperrioe

руководство

учебой младеих командиров

Еще не так давно младшие командиры
БЧ-Г конспектировали изучаемые темы на

разрозненных листках или в бловнотах,

a планы занятий с краснофлотцами дер-
жали в голове. В начале этого года лей-
тенаит  Фещенко выдал боцману подвод-
ной лодки Дмитриеву и командиру отде-
ления рулевых Цибурекому по две общих
тетради в прочных коленкоровых облож-
ках: одна предназначалась для залтисей на
занятиях младших командиров и при ca-
мостоятельной ‘учебе ‘по слециальности,
другая — для конспектов и планов заня-
тий с бойцами. р

Это было одним из простых мероприя-
тий, осуществленных после того,’ как
командир лодки потребовал от штурмана
Фещенко поднять роль младших команди-
ров в обучении личного состава.

Лейтенант стал глубже и строже про-
верять подготовку Дмитриева и Цибур-
ского к каждому занятию. Предварительно
он точно указывает им, откуда взять ма-
териал по ханной теме, на что нужно об-
ратить больше внимания. Назначив срок
проверки конспектов, командир БУЧ- еще
раз сам заглядывает в пособия, чтобы при
проверке быть во воеоружии.

Ведение всех конспектов в одной, ре-
тулярно проверяемой тетради заставило
младших командиров серьезнее и обетоя-
тельнее готовиться к занятиям.

— Наш боцман опять готовит профес-
сорскую лекцию!-—хружески подтрунива-
ют товарищи Дмитриева, когда он, обло-
жившись пособиями, составляет конспект.

Проверка лейтенанта охватывает под-

готовку и к занятиям, не требующим от
руководителя обычного конспекта. Он сле-
хит, например, чтобы перед тренировкой
по набору сигналов Дмитриев заранее co-
ставлял фразы, которые он будет давать
для набора, и выписывал соответствующие
им буквенные сочетания. При такой подго-
товке тренировку можно вести в более бы-
стром темпе, так как руководителю во вре-
мя занятия ине приходится копаться в
‚своде, чтобы убедиться, что еитнал на-
бран правильно.

Время от времени лейтенант Фещенко
присутетвует Ha занятиях, проводимых
младшими командирами. Обычно после
каждого из таких посещений они получа-
OT от командира боевой части практиче-
ские указания. Раньше, например, боцман
Дмитриев заканчивал занятие, не имея
ясного предетавления 0 том, как усвоили
слушатели пройденную тему. Заметив это,

лейтенант предложил ему оставлять 15—

20 минут на беглый опросе по пройден-
ному.

Вомандир БЧ-Г добился, что и Дмитриев,
и Цибурский, и командир отделения штур-
манских электриков Салов почуветвовали
настоящую цену каждой отведенной на
учебу минуты. Младикие командиры учалт-
ся также рационально использовать вре-
мя, остающееся от других дел. Еели ру-
левые закамчивают работу по утреннему
проворачиванию механизмов на несколько
минут раньше, лейтенант устевает дать
вводную, требующую перехода нь запасов
управление вертикальным рулем или дру-
гих подобных действий. В другой раз эти
минуты используются для проверки зна-
ния обязанностей по
веплытию.

Организованность учебы повысила ее
продуктивность. За месяцы зимней етоян-
ки личный состав БЧ- хорошо подгото-
вился к плаванию. В журнале боевой под-
готовки против фамилии рулевого Руфова
все квадраты заштрихованы только крас-
ным каранлашом-—это значит, что по всем

дисциплинам у рулевого только отличные.

оценки. Много красных квадратиков’ стоит
и против фамилий учеников, лишь не-
сколько месяцев прослуживших на лодке.

Млалшие командиры боевой части Фе-

щенко получают только отличные оценки
на всех занятиях по ойециальности, про-
холящих в маештабе подразделения. Но
лейтенант, HO удовлетворяясь этим, сам
дополнительно занимается
командирами.   :

За эту зиму, помимо всего прочего, он
приучил их держать в образцовом порядке
всю локументацию. Дневники занятий,
журнал метеонаблюдений, журнал  кора-
бельных часов и другие документы, веде-
ние которых поручено младшим команди-
рам, проверяются лейтенантом каждую не-
делю.

Такие же общие‘ тетради: как в первой
боевой части, получил каждый младший
команхир этой подводной лодки: одну для
записей того; чему ‘его учат, другую —
для планов и конепектов по вопросам, ко-

торые он сам должен об’яаенять подчинен-.

ным. Методическое занятие 0б основных
принципах обучения бойцов провел © млад-
шими командирами сам командир лодки.
Много внимания уделил он и тому, чтобы
команлиры боевых частей в полном 0б’еме
требовали от младших командиров BEITON-
нения их уставных обязанностей.

_Н, ЛАНИН.

Не отступать от устава

Некоторые командиры-подводники бы-
зают склонны оправдывать отдельные
отступления от Корабельногм устава спе-
цифическими особенностями ‘службы на
полволных лодках. Мо существу эти на-
строения служат нрикрытием недисцийли-
нированности и бездеятельности. Жизнь на
корабле круглые сутки холжна итти стро-
то по уставу. Это одинажово. относится и
к надводным и к подводным кораблям. Ни-
какие «екидки» и отклонения от устава
тут недопустимы:

На некоторых подводных лодках, напри-
мер, нарушается требование Корабельного
устава о составлении снециального распи-
вания по предварительной подготовке ко-
рабля к бозвым действиям. Между тем и
на подводных лодках такое расписание
совершенно необходимо. Для ‘того чтобы
привести лодку в состояние полной
боевой готовности, необходимо пустить. ги-
рокомпае, часть торпед пополнить возду-
хом, приготовить компрессор иди органи-
зовать приемку воздуха с базы, прогреть
дизели, привести ‘отсеки в состояние,
улобное Jan боя: убрать койки, пригото-
вить к действию аварийный инструмент
ит. х

При отеутотвии специального расписания
эта работа выполняется распорядительным
порядком и часто проходит недостаточно
организованно. Поручение ее разным людям
не способствует выработке автоматизма и
быстроты в подготовке корабля к боевым
действиям. между Tem Борабельный
устав указывает: «Заботой всего личного
состава (особенно начальствующего) долж-
но быть стремление к всемерному сокраще-
нию времени, потребного для производства
подготовительных Табот, путем  усовер-
шенствования и упрощения различных

устройств».

Практика показывает, что создание и
введение в жизнь предусмотренного уста-
вом расписания по предварительной под-
готовке корабля к боевым действиям на-
много ускорили подготовку подводной лод-
ки к боевому походу. Это особенно важно,
когда она стоит в небольтюй по времени
готовности к выходу в море. Такое раюпи-
сание должно быть на каждой подводной
лодке,

Встречаются отступления от устава так-
же и в планировании боевой подготовки.
Они одинаково нетерпимы и не могут быть
оправданы никакими особенноетями под-
водных кораблей.

Капитан-лейтенант В. ВЛАСОВ,

погружению  или

КРАСНЫЙ ФЛОТ

Капитан-лейтенант Г. Ф. Годлевский знакомит прибывших на стажировку мичма-
нов, курсантов Высшего военно-морского Черноморского училища. с устройством

мысе а ‚личного состава после рый и прижимает носовую часть Ииюзки

малот вое паруса
переворачиванию шлюпки.
димо всегда учитывать силу
безусловно можно поднимать

по очереди: сначала трот (при

8 апреля 1941 г. № 82 (7136)

СОВЕТЫ ПО МОРСКОЙ ПРАКТИКЕ

Упросвление парусной
On ПКоОЙ

сгвю ‘управления шлюпкой под
и заключается в умеломо исполь-  Нить это можно следующим образом,
Soman езаммодейстьия руля, парусов, ди- Парусность кливора и Фока
ферента и в отдельных cay аях крена. больше парусности грота. Эта большая па-
Не касаясь постановки рантоута м Tpit

% похему, разберем   своем пути усиливающийся ветер, кото-

к воде при прежней удифероттовке. Слот
вательно, люка глубже садится оси
одновременно, независи-   в Фоду, встречает большее сопротивление,
моря. Это не все-  & значит, и ход ее юудет меныию,
‘удобн 1 кет привести к палипичесжи ‘устление ветра, ‘на, люд»
ni ии атом необхю- as eee определить наглядное (появляется
ветра и вол-   более сильнфя волна) или с помощью рум
нение. В слабый (ло 2’ баллов) ветер   пеля. Ветер, надувая © большей силой me
все паруса   редние паруса, гонит #06 шлюшки под. в-
сразу. В сильный же ветер на двух мачто- ‘тер, отчего обтекаемая вода подо питюдкой
вых шлюцках следует поднимать паруса   начинает сильнее давить на перо руля, хо
этом ирлоп-   торов будет выводиться из диаметральной
направлению ветра   плоскости, и это давление передается п
что ев поставит лаг  руку. Таким образом, усилению ветра, сазо

подали комалды:; «На фалах!»
Отдельные командиры» шлюток подни-

мо от состояния ветра, и

ку пазвернет носом по

a
——

ней /диферентовкой булет ‘меныше. Об’яе-

гораото

C младшими.

и техникой корабля. Фото Б. Шейнина.

В классе-—артиллерийская доска, на
стенах развешаны таблицы стрельб, формы
сводных таблиц отклонений, отчетных ли-
стов. и т. д. За столами, утлубившиеь в
  вычисления, сидят командиры-артиллери-

сты.

(Сетодня-——командирская учеба. Занятия-
ми руководит старший лейтенант т. Барба-
  кадзе. Подробно рассказав командирам 06
элементах, из которых складывается оцен-

сводных таблиц отклонений, руководитель
продиктовал данные для решения практи-
ческих примеров.

Чтобы занятия были  интереоными,
т. Барбакалзе проемотрел предвариягельно
вее документы по прежним стрельбам и те-
перь`для решения практических задач да-
вал цифры и примеры из опыта недавних
стрельб. Командиры, решая примеры, ви-
дели и ошибки и положительные стороны
в подготовке данных, учились на этих
ошибках. И

— Ваково среднее отклонение залпа’.

— Четверть кабельтова,—отвечаег лей-
тенант т. Чечер.

— А по-вашему, товарищ старший лей-
тенант Дробязко? .

— 31 camenh,—orsegaet v. Дробязко.

-— Правильно. Среднее отклонение в ка-
бельтовых будет неточно и, как правило,
высчитывается только в саженях, —раз’-
яеняет т. Барбакадзе. —

Общая и артиллерийская подготовка
командиров неодинакова, Отдельные коман-
диры окончили артиллерийское училище в
1936 г., другие-—позднее, а лейтенаят
т, Зайцев вообще не кончал училища: он

ЕРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 7 апреля. (От наш, корр.). Молодые
краснофлотны › подразделения, — которым
командует старший лейтенант т. Демченко,
готовились к принятию присяги. Команди-
ры рассказывали им © том, как еще в
годы гражданской войны терои-балтийцы
поклялись до последней капли крови 3a-
щищать республику и как они`с честью
и славой выполняли свою клятву. Молодые
краснофлотцы с увлечением слушали рас-
сказы о храбрости и мужестве военных
моряков, проявленных ими в боях против
белофиннов.

АМУРСКАЯ КРАСНОЗНАМЕННАЯ `ФЛО-
ТИЛИЯ, 7 эпреля. (От наш. норр.). Ати-
таторы монитора М в марте провели не-
сколько интересных лекций и бесед. Стар-
шина 2-Й статьи т. Зильберман провел
интересную беседу о гениальном русском
полководце Суворове. С лекцией о выдаю-

Овладевают артиллерийской наукой

ка стрельб, раз’ябнив порядок составления

‚БЕСЕДЫ И ЛЕКЦИИ НА КОРАБЛЕ

прошел многолетнюю школу практической
учебы-—0от краснофлотца до лейтенанта.
Поэтому т. Барбакадзе, организуя занятия,
учитывает опыт и теоретическую подго-
товку командиров, учит каждого в отдель-
ности.

Установив, что некоторые командиры
недостаточно усвоили тот или иной вопрос,
т. Барбакадзе дает старшему лейтенанту
т, Шукину задание-—помочь им. Тов. Шу-
кин имеет хорошую теоретическую подго-
товку, Изучая военно-историческую лите-

ратуру и ход второй империалистической.

войны, он обобщает факты и примеры
артиллерийских боев. Старший лейтенант
сделал доклады: «0 роли береговой артил-
лерии в Дарданельской о операции в
1915 г.» и «Ороли береговой артиллерии
во второй империалистической войне», по-
казав рост техники.

Систематические занятия с управляю-
щими огнем дают свои результаты, Первые
зртиллерийские стрельбы этого тода про-
ведены в части с хорошей оценкой. Что-
бы помочь командирам лучше освойть раз-
личные виды стрельб, силами личного со-
става оборудован артиллерийский кабинет
0 специальным приспособлением, ‘показы-
вающим цель и всплески. Младший сер-
жант т. Каминский и краснофлотцы тт.
Трохачевский, Соколов, Евтушенко нали-
сали схемы, чертежи и таблицы по подго-
товке исходных данных, подобрали необхо-
димую литературу. Bee это облегчает
учебу командиров и создает условия для
достижения высоких результатов стрельбы.

Политрун Е, ЗИНОВЬЕВ,

ПРИСЯГА МОЛОДЫХ КРАСНОФЛОТЦЕВ

Накануне принятия присяги бойцы 3a-
кончили теоретическую подготовку к пер-
вым стрельбам и вышли на огневой рубеж.
Результаты стрельбы были только отлич-
ные и хорошие, sul

Первым принимал присягу отличник бое-
вой и политической подготовки краснофло-
тец т. Улькин. Гордо звучали слова тор-
жественной клятвы. Затем прочитали текст
военной ‘присяги краенофлотны тт. Уда-
лов; Малышев и ‘др. Один за’ другим они
давали клятву честно и добросовестно вы-
полнять воинский долг.

щемся флотоводце адмирале Макарове вы-
ступил старигий лейтенант т. Наумов, 0т-
личник боевой и политической подготов-
ки отаршина 2-Й статьи т. Семенов про-
вел беседу о Дисциплинарном уставе Воен-
но-Морского Флота.

м ме будет опаюности,
гом к ветру и перевернет), & затем кли-
вер и фок (находясь по направлению вет-
ра, они будут полоскать, и это даст в03-
можноеть лучше поставить и обтянуть их).

В сильный ветер при под’еме парусов
Ha олномачтовой шлюпке (б-весельном
эле) иногда, приходится ‘наблюдать, ‘что
коты фока, стянуть. Поэтому в момент
под’ема парусов пллющка кренится ‘и MO-
жет перевернуться. Чтобы избежать этого,
следует с момента под’ема парусов совер-
ненно раздернуть фока-шкоты и как м0
но лучше выбирать фалы до места. Затем
надо постепенно стяпивать подветренный
фока-шкот, чтобы при действии ветра Ha
фок корму шлюпки забросило под ветер.
Таким образом легко избежать опасности
переворачивания пилюики. Вливер-шкоты
должны быть развернуты, чтобы ное  яла
не тваливал под ветер.

Kora паруса будут подняты, надо про-
следить, чтобы фалы были выбраны’ до
места, т. ©. чтобы’ раксбугели вплотную
подходили к шкивам, врезанньм в’ мачту.
Только после этого можно ‘крепить фальг.
После их закрепления нужно осадить талеы
так, чтобы передние шкаторины были вы
драены втугую.- Галеовые ‘углы парусов
всегда должны находиться на уровне паан-
ира.

После’ под’ема парусов командир дол-
жен сразу же Удиферентовать шлюпку,
т. е. расположить все’ нахохящиеся в ней
трузы так, чтобы ‘она’ обладала хорошей
поворотливостью. При хождении длинны-
ми талсами, а также при различной силе
ветра шлюпку нужно ‘удиферентовывать
различно, в зависимости’ от’ действия’ си-
лы ветра на паруса. Командир ‘должен
«чувствовать ветер».

Для того чтобы шлюпюу ‘удиференто-
вать при ветре бейдевинх, нужно выбрать
соответственно шкоты всех парусов для
этого. ветра и посмотреть на ее ‘ное, пред-
варительно разместив личный состав по
всему ялу. Для этого ветра он считается
хорошо удиферентованным в TOM случае,
если идет при выпущенном из. рук румие-
ле чуть-чуть носом на ветер (приводится
к ветру). +). ;

‚ При движении в галфвинд нужно проде-
лать DO Ke, что и для бейдевинда; пелюп-
ка при этом ветре сочитается хорошо уди-
ферентованной тогда, есжи она лежит enpo-
го на курое; Следовательно, все прузы рав-
номерно раюпределеньг.

При хождении в бакштаг груз нужно
сосредоточить ближе к корме, а при хожде-
нии на фордевинд по возможности еще боль-
ше сосредоточить ого в. корме, с таким
раючетом, чтобы плюпка лучше веходила
на волну и не зарывалась носом. Кроме
этого шлюпку нужно удиферентовывать с
изменением ветра. :

Предположим, что ветер в 2 балла и
шлюпка, идя в полный бейдевинд, была
удиферентована для этого ветра так, что
она еле заметно приводилась к нему но-
com. Что же будет происходить со пылюп-
кой, если она будет итти тем. же ветром,
но силой, например, в 4 балла?  Поступа-
тельное движение’ люки вперед © преж-

подсказывает, чтобы пиллопку ‘удиференто-
вали вновь, так как выведенный руль из
диаметралжи тормозит ее ход. В данном cay-
чаю необходимо ‘несколько человек, B 34-
висимости от категории шлюпки, послаль
в корму.

На основании зажона разложения силы
ветра на паруса встает практический воп-
рос: как узнать, достаточно ли выбраны
коты парусов, не перетравлены ли они
© той целью, чтобы ‘увеличить поступа-
тельное движение ‘шлюшки и ‘уменьшить
дрейф? Часто‘ приходится видеть, что на
шлюнке, идущей в бейхевинд, пиоты па-
русов стравлены для ветра галфвинд и,
наюборот, при хождении в балошебаг икоты
бывают выбраны для ветра галфвинд. Это
создает излишний крен и дрейф” шлюпкя
и тормозит ве двезлоевие.

Шлоскость паруса следует держать тах;
чтобы ‘она с некоторой вогнутостью, ‘про
тивошоложной направлению ветра, находи-
лась по. биссектриее ‘угла, составленного
пиаметральной плоскостью шлюпки и: в.
правлением ветра. При ‘этом могут быть
неточности, ‘ибо парус можно ‘поставить по
биссектрисе ‘только на-глаз. Обычно шжу-
ты выбирают или травят так, чтобы при
бейдевинде и галфвиндо передние шкаторя-
ны! фока и грота еле’ заметно заигрывали,
При хождении в бакштат пужно сде-
лать то же самое. Замгрывать будут эти
же шкаторины, но ‘гораздо’ слабее, чем
при половинньях ветрах. Шри двияюении на
фордевинд надо паруса также поставить
по биссектриее (на длинных галеах они
ставятся «бабочкой»), чтобы запелаюкива
ли (еле заметно для глаза) зажние авкато-
рины,

Излишнее тевеление личного состава,
He товоря уже о его перемещении по пелюп-
ке, вызывает ‘нежелательные крены и
вихляния ее корпуса в подводной части,
& BOO это замедляет ход. При передвиже-
нии личного состаза © носа в корму (в
прямом талее) после того, как шлюпка
удиферентована, нос ев уходит под ветер
(спускается), отчего ‘руль выводится из
прямого положения, ‘и встречные струй
воды ‘ударяют в перо руля и тормозят ход.
Это ‘опять-таки можно заметить по’ лазле-
нию рфумпеля на руку. ИЕ

При хождении в ровный ветер на пря-

MOM талее некоторые командиры создают
‘искусственный крен на полветренный борт.
При этом кажется, WTO шлюпка с кренох
идет быстрее, чем на ровном киле. В дей-
ствителыноети me получается наоборот.
Жрен можно использовать только при упра-
влении: шлюпкой без руля, в частности,
при поворотах через фордевинд.
‚В сильный ветер и ‘волнение шкоты
парусов нужно держать выбранный не в
одинаковой степени. Фока-шкоты надо вы-
бирать немного больше, чем, ашкотьг, прота
и кливера, так как при налетевшем пзква-
лике шлюпку будет приводить к ветру, и
если. обезветритея фок-парус, то она co-
ворипеняо потеряет ход. С  фок-парусом
нужно обращалься умело, помня, что он
являетея плавным движителем лилюнки,

Лейтенант М. РОЖКОВ

Ночные действия авиации .

Двадцать пять лет назад двухмоторные’

немецкие самолеты «Гота» нарушили ноч-
ной покой лондонцев, сбросив на столицу
Англии несколько авиабомб. Это была одна
из первых ночных операций авиации про-
тив крупного политического и BOCHHO-
промышленного центра. Хотя в налете
Участвовало незначительное число самоле-
тов и серьезных разрушений такому городу’
они причинить не могли, моральное, a
следовательно, ‘и военное ‘значение такие
налеты имели очень большое. Население
Лондона потеряло веру в силу своего
островного положения.

К началу второй империалистической.
войны авиационная техника настолько
двинулась вперел, 4TO позволила значи-
тельно расширить боевое применение само-
лета, Ночные атаки политических и военно-
промышленных центров стали одним из
основных методов воздействия на против-
ника; Переход: от дневных налетов к ноч-
ным в значительной степени об’ясняется
тем, что за годы, прошедшие после первой
империалистической войны, значительно
выросли не только количественно, но и
качественно средства противовоздушной
обороны. Дневные атаки связаны теперь
в крупными потерями. Только за один гол
войны главным образом в дневных. опёра-
циях англичане потеряли 7.000—7.500
самолетов, а немцы около 6.500. Правда,
эти сведения германской и английской пе-
чати не совсем точны, ибо каждая еторо-
на, видиме, преувеличивает урон претив-
ника. Однако потери авиации обеих сторон
безусловно велики. Так как основные уси-
лия авиации обеих сторон сейчас направ-
лены на уничтожение крупных военно-
промышленных пентров и стационарных
об’ектов, то ночные атаки при современ-
ных методах самолетовождения, авиацион-
ной и атентурной разведки по своим pe-
зультатам приближаются к лневным. 9%-
фективнюсть бомбометания по таким це-
IAM довольне высока.

Английские и немецкие бомбардировии-
ки нередко действуют в сложных метео-
рологичееких условиях, & разведыватель-
ные полеты сейчас совершаются почти
при любых условиях погоды днем и ночью.
Успешный выход на цель свидетельствует

о том, что командование обеих сторон не-
мало поработало над совершенствованием
методов навигации, ночной и слепой пюдго-
товкой летного состава.

‚ Английская авиация в первый период
войны вела особенно интенсивную развед-
ку германской территории, уделяя оенов-
ное внимание разведке крупных. заводов,
военно-морских баз и аэродромов. Нако-
пленный 38 этот период материал был до-
полнен данными других видов разведки,
что впоследствии позволило правильно
оценить степень важности ‘каждой цели.
Разведывательными и боевыми полетами
англичане сумели векрыть систему терман-
ской противовоздушной 0бороны, устано-
вить сеть постов воздушного наблюдения,
оповещения и связи (ВНОС), которая почти
исключала внезапноеть дневных налетов
даже на прибрежные об’екты. Превосход-
ство же немецких истребителей в скорости,
которое было заметно в первый период,
войны, позволяло немцам по сигналам
ВНОС быстро поднимать истребительную
авиацию и наносить серьезные удары про-
Тивнику, :

Большие потери, превосходство герман-
ской авиации заставили английское коман-
дование, начиная с декабря 1939 года,
перенести бомбардировочные атаки на ноч-
ное время. Этот переход облегчалея тем,
что англичанам удалось значительно уси-
лить ночную’ подготовку летного состава.
Е началу 1940 года почти 70 проц. лет-
чиков имело законченную ночную подго-
TOBRY.

Германская авиация перешла к ночных
полетам значительно позже, так как гос-
HOACTBO B воздухе оставалось долгое время
за ней. Однако © совершенетвованием си-
стемы противовоздушной обороны Англии,
увеличением ее истребительной авиации и
улучшением тактико-технических данных
последних моделей машин потери герман-
ской авиации в дневных налетах резко
увеличились. Только за 2 месяца — июль,
август — по сообщению английской печа-
ти, немцы потеряли 2.500 самолетов. Гер-
манекое командование стало ускоренными
темпами проводить обучение ночным поле-
там. С этой задачей немецкие военно-воз-
дуиные ‘силы справились довольно бы

стро и вскоре также перешли к широких
ночным атакам. . i
Вторая империалистическая война дала

много нового и в тактике ночных действий.

Ни Германия, ни Англия не придержива-
ютея стандартных методов нападения, Они
меняются в зависимости от создавшейся

обстановки. Но наиболее часто терманская`

авиация использует метод предваритель-
HOrO создания очагов пожара на об’ектах,
предназначенных для ночных бомбардиро-
вок. С вечера мелкие группы скоростных
самолетов атакуют цель, сбрасывая  зажи-
гательные бомбы. Возникающие пожары
позволяют поднявшимея ночью крупным
соединениям бомбардировщиков быстро на-
ходить эти об’екты.

Английская авиация почти не наносила
предварительных ‘Ударов. 06’екты ‘нападе-
ния антлийские летчики находят благода-
ря высокой навигационной подготовке,

0бе воюющие стороны довольно часто
применяли для обнаружения цели самолеты
наведения. Обычно экипаж этих самолетов
назначается из летчиков, хороню’ знающих
территорию противника и условия полета
к цели. Осветители идут несколько впереди
и ниже главной группы. В последнее вре-
мя немцы начали прикреплять бомбарди-
ровочные группы к определенным об’ектам
атаки. Это облегчает нахождение цели и
увеличивает точность бюмбометания. В с9-
став такой труппы включается несколько
экипажей, которые непрерывно ведут днев-
ную и ночную разведку, & затем наводят
бомбардировочные соединения, 1

Систематические ночные  разведыва-
тельные и бомбарлировочные налеты позво-
лили и германской авиации выяснить ви-
стему противовоздушной обороны Англии,

Массовые ночные налеты германской
авиации начались с 8 августа 1940 года.
В течение последующих четырех месяцев
пал Лондоном и Англией почти каждую
ночь появлялось 500—800 и более ‘само-
летов. При этом. германская авиащия не
распыляет своих сил, &: атакует за ночь
всего три-четыре важнейших об’екта. Та-
ким методом немцы систематически разру-
шают. нромыпменные пункты и порты
(Ковентри, Бирмингам, Бристоль, Лондон,
Саутгемитон и т. д.).

Довольно часто немцы подходят к цели
с планирования. Набрав высоту до 7 тыс.
метров, бомбардировочная труппа вблизи
английского побережья выключает моторы
и на планировании подходит к Лондону.
Такая тактика обеспечивает внезапноеть
нападения, Воздушная тревога нередко
об’являетея уже вместе с разрывами пер-
вых 60м0. Атака происходит с различных
направлений, что позволяет дезориентиро-
вать поделушивающие ‘посты. Иногда бом-
бардировочному налету предшествует атака
обеспечивающей группы, которая времен-
но  нейтрализует средства противовоэдуш-
ной обороны. С_8 августа по 30 декабря
Лондон 450 таз подвергался атакам.

O06 ожесточенноети воздушной войны
можно судить’ по налету в ночь © 8 на
9 сентября, когда на портовые и промыш-
ленные районы Темзы было сброшено око-
ло тысячи тонн бомб. В этом налете не-
мецкие 4-моторные самолеты  «Ю-89»
впервые сбрасывали. сверхтяжелые фугас-
ные бомбы ло 2 тыс. кг, от взрыва кото-
рых рушились сразу десятки домов. Bo-
ронка от такой бомбы достигает 15 мет-
ров глубины и 25 метров ширины. При-
менив бомбы замедленного действия (с 3a-
медлением от нескольких минут ло 37 ча-
COB), немцы создали впечатление непре-
рывной бомбардировки города.

Всего с 8 августа по 9 января 1941
года германская авиация, по данным га-
зеты «Националь цейтунг», совершила
2 тыс. налетов на различные районы
Англии, сбросив за это время примерно
43 миллиона фугасных и 1.600.000 зажи-
тательных бомб. Пользуясь хорошей види-
мостью, немцы в ночь на 23 марта совер-
шили наиболее мощный налет на Лондон
за все время войны. Любопытно отме-

‚Тить, что в последнее время немцы при-

меняли метод бомбометания с очень малых
выюот. В ночь на 21 марта, например, не-
мецкие летчики сбрасывали бомбы с высо-
ты 100 метров, добиваясь исключительной
точности попадания. Атака с такой высоты
возможна лишь при подавлении средств
противовоздушной обороны или при пол-
ной внезапности нанадения.

Германская авиация усиленно атакует
доки и гавани. В ночь нь 20 марта
немцы. в течение б часов бомбили доки
Виктории, Альберта, доки короля Георга У
и портовые сооружения. Подожжено: не-
сколько торговых. судов.

‘чывает сразу большой район, подвергая

Английское командование также органи-
зует систематические  бомбарлировочные
удары по наиболее важным промышлен-
ным 0б’ектам Германии. Начиная с апреля
прошлого года, антлийские ВВС почти не-
прерывно атакуют важнеййвие порты Гер-

мании — Гамбург, Виль, Вильгельмега-
фен, Бремен, Штеттин и ap., a также
порты оккупированных стран,  исполь-

зуемые немцами для базирования свое-
1 флота, — Брест, Шербурт, Гавр, Бу-
лонь, Кале, Дюнкерк, Seedpwrre, crpe-
мясь уничтожить базирующиеся здесь
подводные лодки, легкие силы и транспор-
ты противника. Судить 06 успешности на-
летов англичан очень трудно, так как
немецкое командование и печать очень
мало сообщают 6 нанесенных разруше-
ниях. Однако американские тазеты указы-
вают, что в результате настойчивых дей-
ствий английской авиации немцы вынуж-
дены ‘сейчас частично увести в более от-
даленные базы свои десантные транспорты,
Только за 10 месяцев, по сообщениям ан-
глийской печати, при этих надетах унич-
тожено до 400 кораблей,
Тактика действий английской авиации
отличаетея тем, что в налетах принимает

‚участие значительно меньшее количество

самолетов. Если Германия зачастую с0ере-
доточивает на одном об’екте 500—600
и более самолетов, то Англия производит
атаку лишь 35—40 самолетами, но охва-

удару одновременно 71—10 и более об’ек-
тов. Такая тактика широкого’ охвата бом-
бардировкой ‘позволяет при’ систематиче-
ских ударах дезортанизовать весь процесс
производства в большом районе, держать
население в постоянном напряжении.
Англия начала практиковать ночные
налеты несколько раньше Германии и по-
этому накопила больший опыт таких дей-
ствий. С появлением угрозы немецкого
вторжения английские военно-воздушные
силы еще более активизировали свои дей-
ствия. Немцы отмечают день 10 июня как
начало, серьезной воздушной войны. Толь-
KO 3a месяц энгличане совершили до
100 налетов на порты сосредоточения: не-
мецких судов. Одновременно многочислен
ным атакам подвергалиеь нефтехранилища,
нефтеперегонные и военно-авиационные

заводы, верфи, доки и военные склады Tep-
мании. Особенно часто подвергались бом-
бардировке военно-морские базы и порты-—

Тамбург, Бремен, Киль, Вильгельмогафен,
Эмден, в которых Германия ускоренными
темпами ремонтировала и достраивала свои
корабли. В один из таких налетов англи-
чане разрушили верфь и уничтожили
5 подводных лодок. Только за 4 месяца,
с июня до октября, английские бомбарди-
ровщики совершили около 600 налетов на
Терманию. В результате ночных налетов
заводы Вруппа длительное время работали
наполовину своей мощности. Многие же
заводы города Бремена, как сообщала
«Дейли теральд», после налетов 13 и
17 марта 1941 года, разрушены и в чает-
ности вынуждены были прекратить произ-
водетво  4-моторных — бомбардировщиков
«Фокке-Вульф».

Английские ВВС опыт ‘ночных полетов
широко используют и на средиземномор-
ском театре, в особенности при нападе-
ниях на базы флота противника. В ночь
на 1б и на 18 марта 1941 тода, напри-
мер, английская авиация атаковала
итальянские военные корабли, стоявшие в
портах Валона и Дураццо. Как утверждает
печать, 6—7 торлед попали в цель. °

Действия авиации в текущей войне по-
казати, что одним из основных метолов
борьбы с флотом являютёя ночные удары
по базам, верфям и кораблям, когда они
стоят в таванях. Ночные атаки кораблей
в море’ пока не практикуются. Это свя-
зано © трудностью обнаружения и 60м6о-
метания по движущимея целям. Метод на:
ведения с помощью разведчиков, вехущих
длительное наблюдение за кораблями, нз-
чинаемое днем, и освещения кораблей, ви-
AMMO, считается не совсем совершенным,
Развитие корабельной (в том числе п
авианосной) авиации слолало ee весьма
действенным средством борьбы © развел
чиками и бомбардировщиками противника.
0бе воюющие стороны настойчиво работают
сеичас нал решением проблемы ночных
атак кораблей, находящихся в море.

Успешные ночные действия авиации,
как показывает опыт войны. во много
зависят от организации и своевременной
подготовки. В своем етремлении к дальней-
шему развертыванию ночных операций
противники расширяют разведывательную
деятельность, ведут ее ках, открытыми, так
и скрытными методами, еше более настой
чиво готовят свой летный состав для дей“
CTBHW НОЧЬЮ.

С. ПАВЛОВ.

русноств на передпей мачте вотречает на \

}

)

о ЕЛ,