яна a

Некоторые вопросы

подготовки

Подтотовка орудийных расчетов к безу-
воризненно четкой работе в условиях сов-
ременного скоротечного морокого боя тре-
бует большого внимания. Бывают случаи,
котла исходные данные для первого залиа
полечитаны точно, материальная часть
подготовлена правильно, прицельные трубы
согласованы и все же при стрельбе mpo-
исходит 123брос снарядов по направлению
и дальности.

Это результат ошибок наводчиков и уста-
новпигкюв прицелов, результат недостаточк
ной натренированности их, непразильного
обучения,

Жомендоров-назолчиков часто тренируют
на орудиях, механизмы которых имеют

ботьшие мертвые хода. Привыкая к этим

ходам, краснофлотец начинает  компонеи-
фоваль ‘их, наводя пушку виеред по ходу
цети с расчетом, чтобы пель вышла на. пе-
рекрестье к моменту ревуна. Так, конечно,
можно добиться кучности наколов на при-
боре Крылова, но при стрельбе такой ко-
мендор, попав на, орудие, не имеющее мерт-
вых ходов, по привычке будет автоматиче-
CRE упреждать цель, и в результате полу-
читея вынос. Обучение наводчиков нужно
проводить на орудиях как имеющих, так и
не имеющих мертвого хола, добиваясь плав-
ности наводки.

При ночных  стрельбах  наводчики,
He приученные закрывать тлаза, в момент
выстрела, ослепляются пламенем и теряют
цель. К моменту следующего ревуна они
не убтевают взять пель на перекрестье, и
в Тезультате снаряды «танцуют» вокруг
цели. Если же командир орудия обучит на-
водчиков в момент выстрела закрывать
тлаза на одну-две секунды, им легко будет
ориентироваться по цели.

“Обучение молодых ‘°коменлоров-наводчи-
Ков, как правило, нужно начинать © 06’яс-
нения сущности вертикального и горизон-
тального наведения, значения креста ни-
тей. При празтическом знакомстве ¢ MaTe-
риамьной частью надо сразу удетить вни-
мание ‘установке труб в трубодержатехях,
подронке стекол по глазам.

Проводя занятия на приборе Крылова,
мичман Гархузенко не показал молодым

краснофлотцам, как пользоваться диоттри-
ческим кольцом. Ученик Федотов, crec-
няяеь сказать, что не вилит цели, произ-
водил наводку наощупь. Следующее заня-
тие пришлось начать © практическоге по-
каза правил установки труб и пользова-
ния ими,

Тренировка наводчиков должна вестись
не по олному рисунку, & по нескольким.
Тлавный старшина Поизд всегда трениро-
вал своих бойцов по очень четкому силуэту
корабля. Вогла на приборе были установ-

комендоров

лены изображения кораблей, проектирую-
щиеся на фоне берега, комендор Сомов, до
этого выполнявший нормативы, сразу ени-
зил показатели и сделал два пропуска.

Для первых упражнений нужно ставить
Ha щитки прибора, четкие изображения ко-
рабля, идущего под курсовым ‘углом 90°,
чтобы комендор, еще не имеющий опыта,
мог хорошо видеть пель. В дальнейшем сле-
дует усложнять условия: давать неясный
силуэт корабля, черную воду, темное небо.

Пря наводко в ночных условиях крест
нитей не должен быть жирным; расплыв-
чатым. Иначе при малых размерах цели
нить будет закрывать се, что приведет к
неточности наводки.

При обучении установщиков ‚ прицела
командир орудия должен заранее затотов-
лять Ha каждого установщика табличку
команд по прицелу, целику и ситнальному
указателю.
°Тлавный старшина Захаров на первом
занятии ес ‘установщиками показал, как пе-
редается вращение маховичков  прицель-
ным трубам, об’яснил зависимость между
изменением высоты прицела и углох воз-
вышения пушки и зависимость между углом
возвышения и дальностью. Бойцы были 03-
накомлены также со шкалой прицела и
целика, усвоили назначение электрических
и механических стрелок, узнали, в какую
сторону нужно вращать маховичок, чтобы
стрелка прицела или диск целика повора-
чивались в желаемую сторону.

Второе занятие т. Захаров начал © про-
верки усвояемости. Убедившись, что  крас-
нофлотпы усвоили  пройденное, главный
старшина повел учеников в центральный
пост и познакомил © работой дающих при-
боров. После этого из пентрального поста
о заранее составленной табличке передали
серию установок прицела, и целика с про-
можутиами в 15—20 секунд. Главный
старитина следил. за точностью совмещения
стрелок диска е индексами, требуя гром-
кого ренетования ситналов указателя. В
процессе ‘занятий т. Захаров добивается все
болышей быстроты и точности ‘установок.
Он усложняет учебу условными ноисправ-
ностями прицелов. —

При обучении комендоров-замковых 0с0-
бое внимание следует обращать на дей-
ствия по осечкам и затяжным выстрелам.

Ответственность за качество одиночной
подготовки бойцов возлагается на младшего
командира. ITO, однако, отнюдь не 0сво-
бождает вышестоящих начальников от 06бя-
занности вникать в «мелочные» вопросы
отработки юрудийных расчетов, от’ пра-
вильного решения которых зависит очень

многое.
Капитан В. ВАСИЛЬЕВ.

Лучше изучать опыт. морских операций

В высших военно-морских училищах
отромное значение приобретает сейчас изу-
чение отыта морских операций, ‘особенно
второй империалистической войны. Как
же поставлено это дело в Черноморском
училише?

С опытом прошлых сражений на, море
курсанты знакомятся только при изучении
военно-морской истории. Неемотря на 00-
ширный план дополнительных лекций, их
почти не ортанизуют. Недавно, например,
намечалось прочитать ряд’ интересных
лекций из опыта, второй мировой войны:
«Живучесть подводных лодок», «Современ-
нов военное кораблестроение» ит. д. Дек-
торы были подготовлены, но, к сожале-
нию, времени для проведения лекций не
сумели. найти. ‘

Вафедрьй военно-морской тактики и во-
енно-морской истерии, казалось бы, долж-
ны особенно внимательно изучать опыт
войны и ‘развивать интерес к этому У кур-
сантов и командного. состава училища. Од-
нако преподаватели этих кафедр не mpo-
читали ни одной лекции 0 современной
войне.

В училище немало командиров, могущих
сделать глубокий разбор операций на мо-
ре, например, инженер-капитая 1-го ран-

га Гедримович, калитан 2-го ранга Тара-
сов, инженер-капитан 2-го ранга Соколов
Ги другие. Но их к этому не привлекают.
Некоторые командиры самостоятельно изу-
чают морские операщии в современной
войне, однако обмен опытом He организо-
ван.

Необходимо отметить, что отдельные
командиры не только сами изучают опыт
войн, но и проявляют заботу об учебе под-
чиненных. Начальник кафедры теории и
устройства корабля инженер-калтитан 2-го
ранга Соколов регулярно организует с чле-
нами кафедры занятия, на которых раз-
бираютея тактико-технические данные но-
вых кораблей и их использование.
` Тов: Соколов воспитывает у курсантов
любознательность ко всему новому. Лекции
его насыщены интересными примерами из
прошлых и современной войны. Таких
командиров, к сожалению, немного. А пре-
подаватели и командиры вмузов должны
быть  передовиками в изучении опыта
войны, ибо от этого в значительной сте-
пени ‘зависит полноценное
курсантов — будущих командиров.

Инженер-напитан-лейтенант

a КРАСНЫЙ ФЛОТ

За образцовый порядок _
на рейде

Пересекая бухту, полным ходом мчится
катер. С брандвахты заметили, что стар-
шины катер» одет не по форме. Оказа-.
лось, что у неряхи и вевь катер в. гря-
зи, металлические части заржавели. Нера-
дивый старшина Муравьев запустил ка-
тер. Очевидно, командование М-ской части
не следит 33 этим. их
’ Подобный случай не единичен. Дежур-
ная служба ройдь задерживает немало
трязных катеров. Наблюдаются и грубые
нарушения правил эзкоплозтации мотор-
ных судов. Например, техническая комие-
сия забраковала барказ одного из кораблей
и запретила переброску на нем людей, но
барказом долгое время продолжали  поль-
зоваться.

Нередко моторные суд» перегружазют,
обобенно котда свозят на берег увольняю-
щихся.

Соблюдение рейдовых правил за послед-

Hee время значительно улучшилось. Но’

до образцового порядка на рейде еще да-
леко. а

Чистоты на рейле нет. Многие корабли
выбрасывают за борт ящики, мусор,
наклю, Это происходиг чаще всего ночью.
Есть полная возможность установить ви-
новников загрязнения бухты и взыскать
е них, но нарушители порядка пока-что
остаются безнаказанными.

Запущены и пристани, например, при-.

стань имени Ш Интернационала. Разве
трудно ‘обшить пристань матами, чтобы
катера при подходе на бились, не обди-
рали бортов? В полуразваленном состояний
находятся пристани, от которых отказыва-
ются и порт и горсовет. Между тем сюла
подходят десятки катеров, и забота о при-
станях должна быть постоянной, Пора
порту и горсовету договориться,

Многие водители калеров нарушают по-
рядов хождения на рейде. На кораблях не
проявляют нужной  требовательноети в
этом отношении, & порой и совеем не про-
веряют знаний рейдовых правил старши-
нами катеров. В течение нескольких дней
катер и шлюнки эсминца «Незаможник»
трижды задерживались за грязный вид И
неправильное хождение по рейду. Катер
эсминца «Фрунзе» водил  краснофлотет,
не имеющий на то прав. Дежурная служ-
ба попыталась задержать катер и прове-
рить его состояние, но, несмотря на кате-

торическое требование, старшина катера.

Пинчук не подошел к брандвахяе. Выго-
раживая своего подчиненного, помощник
командира эсминца старший лейтенант

стать Корабельного устава, требующей:

Петров на запрос командования охраны
рейда прислал ответ: «Катер ве подошел
& брандвахте потому, что ва нем шел
командир дивизиона». Tea хуже. Выходит,
что старший начальник способствует па-
рушениям порядка. и

Бывает, что катера появляются ка рей-
де без кормового ‘флага. 3 это, например,
были задержаны старины катеров и-
тайлов и Фадеев. $ у

“Известно, что во время под’ема и спу-
ска флага на кораблях старшина катера
должен вставать лицом к флагу и причи-
мать ^ положение «омирно», прикладывая
руку к головному убору, но старшины ка-
Tepes почти викогдь не вышелняют этого.
указания. Не следит за этим и дежурная
служба брандвахты, ссылающаяея на от-
CYTCTBHG соответствующего пупкта в ин-
етрукции для дежурного mo рейду, В. ин-
струкдии почему-то нет указания на
необходимость наблюдения за выполневием

«При ветречах шлюцки (парусной, греб-
ной, паровой и моторной) со шлюнками
или кораблями, на которых паходятся...
прямые начальники, командир шлюпки,
не вставая, прикладывает руку к голов-
ному уберу». 370 правило многие на-
рушают. >

Дежурная службы еще не обеспечивает
соблюдения строжайшей дисциплины Ba
рейде. Это в значительной степени про-
исходит потому, что дежурных команди-
ров, наряжаемых © кораблей, плохо ин-
структируют.. Целесообразно установить
спепиальный штат дежурной службы
брандзахты, пополнив его и сигнальщи-
ками,

Ватера, посылаемые кораблями и частя-
ми на дежурство в ‘порядке очередности,
He в состоянии обеспечить дежурную
службу.
‚ Следует также изменить существующи
порядок выдачи удостоверений на право
вождения катеров. Сейчас водителей экза-
менуют на кораблях, а Удостоверение вы-
дают командование охраны рейда, Ke про-
веряя их знаний. Такое положение приво-
дит в млоточисленным нарушениям рей-
девых правил. Целессобразнев организовать
специальную комнесию, которая экзамено-
вала бы водителей и выдавала ‘им права
только после тщательной проверки.

Необходимо, чтобы борьба за культуру,
за образцовый порядок на рейде и в бух-
тах стала кровным делом веего личного
состава кораблей в частей флота,

Младший политрук ©. ЛИВШУЦ,

‚завнестой на корабле,
‘`менной техникой.

м нуждам [2

От качества преподавания специальных
предметов в воепно-мороких училищах ‚34
висит подротовленноеть молодого. И:
па к исполнению своих служеоных обл
оснантевном ©08ре-
Поэтому не приходится
цоказывать, насколько важно, чтобы пре-
полаватели специальных поедметов были
знакомы © новой‘техникой и её приажене-
нием на флоте,
  ии евою квадрификжадлию, прето-
даватель должен изучать, технические №9“
товведения, держать связь с Флотом, науч-
но-исследовательскими институтами и, 3а-
водами, повседневно совершенствовать Me-
толик MLAB.

и о на кораблях И, за
водах очень помогают в этом отношении
ежегодные боры преподавателей училищ
по однороднъм предметам.

Сбер преподавателей-связистов, прове-

денный Управаетием вмузов В 1940 году,
принес всем ето участникам большую

Доклады  предотавителей флота
и Научно-иселедовательского ‚ инетитута,
познакомившие преподавателей с тех-
ническими новинками, помоглие аврибхизить
лекции и практические занятия K yCro-
виям деятельности флота.

Автор этой заметки, например, ULHpo
пепользует еще не отраженные в литера
туре материалы из докламов, инженер-ка»
питан-лейтенанта т. Кузьмина, инженера
7, Tycena и инжонсо-капитана 2-го. ранга,
т. Коленковекого. Преподаватель т. Чады-
тин использует материалы из окладов
тт. Миколаева, Волкова и других. Мы,
преподаватели ‘одното из удаленных от
Лонинтрала учили, особенно деним пре-
похавательские сборы.

Но сбор 1940 года имел также сущест-
венные недочеты, к которым прежде вее-
TO относится недостаточная  целеустоем-
‘ленность програмлгье и плана самого’ сбора».
Доклатьй, проеллиманные нами, страдали
некоторой отвлеченностью, не были согла-
сованы с программой преподавания ©с0т-
ветствующих предметов в’ училищах,
Слитиком. мало времени было отведено Ta
непосредственное ознакомление © мате-
риальной частью эипаратуры, на носеще-
ие заволов и лабораторий. Со многими
образцами мы не успели познакомиться.
Наконец, существенным недостатком было
и то, что на 0б00е мало заниматись вои-
росами выработки единой методики прешо-
давания для всех училищ.

Все это необходимо учесть при прове-
дении предстоящего бора проподавате-
лей-связистов. Нам кажется, что целесооб-
разнее всего провести этот ©бор за 1—
2 мосяща до начала ‘учебного года с тем,

пользу.

Техническая конференция по радиосвязи

Техническая конференция по радиосвя- тьи т. Костенко. и Лепошкин, & также
зи прошла на Амурской Краснознаменной   тт. Мельников и Мореходов. :

чтобы преподавалели имели ` возмозюноеть

тина

еподаветелей

обработать и дополнить полученный маме:
риал и воспользоваться им 6 самого на.
чала занятий,

ЧПелалельно привлечь на ©бор ках мод.
но болыше преподавателей, в особенности
из отдаленных от Ленинграда учили,
При этом на ©боро должнье присутствовать
не только мололыью преподаватели, ох
имеющие большой стаж работы. Это необ.
ходимо для продуктивного обмена опытом,
_ Длан. бора xommen быть’ пелоустремлен
на освещение вопросув, входящих в пм
граммы учили. (Особого внимания тре-
буют вопросы, ещо недостаточно освещен
ные в специальной литературе. В частно.
сти, доклады должны всесторонно охва-
THT современные средства наблюдения и
связи, шоказать их’ тактико-технические
данные ‘и методы их боевом истольоова
ния. Докладаиками lou GI быть автори»
тетные представители флота, Управления
связи, ‘заводов и научко-исследовательских
инетитутов. ‘Необходимо, чтобы ‘ докладяи-
ки ознакомились с про
приблизили‘ к ним свои довлалы. Для
практического закрепления ‚знаний, полу-
ченных из докладов, план‘ сбора должен
отводить достаточное время па посещение
заводов, лабораторий и т. п.

граммами учили ко

Весьма. важной задачей ‘©бора являются
выработка единого, общего для всех одно _

родных училищ метода преподавания и
коррекилировка существующих программ.
Программ» 1939` года значительно тета“

ла от современных требований, да и во —

обще еоставлена не совсем удачно. Напри-
мер, изучение организации СНС по этой
программе предшествуют изученитю средств
связи. Между тем, не зная этих средств,
нельзя правильно понять организацию их
использования. Главы «Радиоприемники»
и «Ралиолелентование» поставлены ранъ-
ие главы «Передатчики», что. методически
неверно. В фасчете часов есть также ряд
недочетов. Например, на радиопеленгова-
ние отредено столько же часов, сколько
на приборы передачи изображений по про-
водам, хотя значение этих двух тем CO-
вершено не сравнимо.

Было бы целесосбразию преподавателям
всех училищ подготовить к сбору проекты
откорректировенных пропрамм, расчета ча-

сов и мотолики преподавания, расемотрен-

вые на Kaperpe училища. Coop должен
обсудить эти программы, выбрать наибо-
jee приемлемые и представить на утвер-
ление начальнику Упразления вмузов. в
этой работе, наравнь © преподавателями,
полезно привлечь представителей флота,
Научно-исоледовательского института
прупих учреждений.

Старший лейтенант А. СОРОКА,

воспитание

флотилии © большим успехом. Радисты
тщательно тотовились к этой конферен-
ции. Доклады сделали старпины 2-й ста-

Передовой командир лейтенант П. Ф.

- Конференция прошла очень оживленно.
Б. ИРТЫШЕКИЙ.

’Амурекая Краснознаменная флотилия.

Мишенин (слева) дает указания перед

‘стрельбой отличнику боевой и политической подготовки мичману Н. А. Блинову.

(Черноморский флот). :

{ Фото Б. Шейниня.

Примерные сверхсрочники

Огромным авторитетом пользуются на  Мичман Вяткин настойчиво обучал подчи-

‘мониторе № сверхерочники Вяткин, Дюпин,
Волков и Жеребен. Это знающие свое де-
ло, любящие корабль люди. Мичман Вят-
кин пришел на монитор евемь лет назад.
Здесь он вырое до старшины моторной
группы, ветупил в большевистекую пар-
тию. Корабль стал ему близким, родным.
Матины, находянсиеся в заведывании мич-
мана, работают бесперебойно. В этом году
корабль первым на флотилии закончил ре-
монт судовых механизмов. Организовав со-
ревнование среди машиниетов,‚ мичман
Вяткин сумел использовать творческие
способности своих подчиненных. За корот-
кий период от них поступило много рацио-
нализаторских предложений, значительно
ускоривших ход ремонта. Отличный това-
рищ, умеющий поговорить пою душам, Вят-
кин никогда не опускается до панибрат-
ства. У машин, на вахте он строг и тре-
бователен. Мичман репительно пресекает
малейшее проявление недисциплинирован-
‘ности, требуя от всех предельной четкости
и быстроты действий. i

В соединении немного других таких ма-
стеров своего дела, как машинисты этого
корабля. Недавно командир соединения
проверил их выучку, давал сложнейшие
вводные, создавая неисправности, которые
могут быть в бою. Все вводные быми ре-
шены верно в рекордно короткий срок,

ненных работать в самых сложных уело-
BHAX. }

Вторая боевая часть корабля держит ва
флотилии первенетво по стрельбам. Нема-
лая заслуга в этом принадлежит старирино

механизмов: настойчиво требует ‚от коман-
диров башен и комендоров любовного ог
ношения к материальной части, личным
показом учит, как надо ухаживать з& ней.

Мичману Волкову на корабле вверена
хозяйственная служба. Акты проверок хо-
зяйства корабля комиссиями порта веякий
раз подтверждают качества Волкова ках
хорошего хозлина, умеющего разумно рас-
ходовать и беречь народное добро.

_ Заслуженно уважают на корабле боциз-
на. мичмана т. Жеребец. Это распоряди-
тельный и расторопный хозяин верхней
палубы, умеющий быстро  оргалиизовать
любую работу, четко вынолнить указания
командира. Четыре мичмана этого кораб-
ля-передовые люди флотилии. Они вз-
граждены знаком «Отличник ВМФ». Как-
дый имест по нескольку  блатохарностей,
денежных наград.

Г. СолодДков,

Германия и Англия вступили в теку-
щую войну вполне подготовленными к ис-
пользованию минного оружия. Они имели
соответствующую материальную часть и
разработанные приемы применения мий. С
первых дней войны большие волные про-
странства были об’явлены минированны-
ME. ITO чрезвычайно стеснило маневры
военных кораблей и затруднило переходы
торговых судов, создало постоянную угрозу
на различных мореких театрах. Каждый
корабль и транспорт, выходя в море, не
был полностью гарантирован от минной
опасности. Особенно опасность угрожала в
Северном море, которое благодаря неболь-
игим глубинам наиболее благоприятно для
минных постановок. Таким образом, с на-
чала войны мина заняла значительное
место в ряду других боевых средств борь-
вы на море,

Постановкой минных затраждений фло-
ты воюющих стран преследовали ряд оте-
ративно-тактических задач: уничтожить и
вывести из строя ‘боевые корабли и транс-
порты противника; стеснить свободу дви-
жения неприятельских кораблей и транс-
портов при переходах в море и затруднить
им вход и выход из портов и баз; защи-
тить побережье от вторжения с моря; при-

‚ дать большую устойчивость своей обороне
и поддержать фланги армии. Минная вой-
на сильно повлияла на морские коммуни-
кации, в особениости на подходы к неко-
терым портам и базам. Мины в массовом
количестве использовались обеими воюю-
щими сторонами, & также нейтральными
тосударствами.

Д сентября 1939 тода Германия выста-
вила минные заграждения у входбв в про-
ливы Зунд и Бельты в целью воспрепят-
ствовать проходу английских кораблей в
Балтийское море. Затем было выетавлено
заграждение Ha север от толланцежого по-
бережья, чтобы закрыть для неприятель-
ских кораблей подхох к Гельголандекой
бухте. б ноября 1939 г. немцы перешли
х ночным постановкам активных затраж-
дений из магнитных мин. Эти постановки
производились на малых глубинах ло 25—
20. мс самолетов немосредетвенно на

А. КАРБОВСКИЙ.

НАЯ ВО

подходах и на фарватерах, ведущих к ан-
глийским портам и базам. У восточного
побережья Англии магнитные мины ста-
вились и с подводных заградителей. По
сведениям англичан, германские подводные
заградители принимают по 48 мин. Вроме
того немцы имеют специальную мину для
постановки из труб торпедных аппаратов
подводных лодок. Магнитная мина в те-
чение первых пяти месяцев давала боль-
шой эффект. Однако с конца марта 1940 г.
англичане назали устанавливать на су-
дах противоминные компенсационные ка-
бели, и потери транспортов от взрыва на
матнитных минах значительно снизились.

Во время Норвежекой операции немцы
ставили отдельные минные заграждения у
норвежских портов, в том числе и у Нар-
вика, для создания препятствий англий-
ским кораблям. Для обороны были выетав-
лены заграждения у входа в Балтийское
море и даже в шведских территориальных
водах в Скагерраке. Во время Дюнкеркской
операции затраждения были выставлены
на подходах к топландеким и бельлийским
портам. Ироме того самолеты сбрасывали
десятки магнитных мин непоередственпо
у бельгийских портов. Шо признанию ан-
гличан, эти заграждения затруднили под-
ход антлийским транспортам при эвакуд-
ции экспедиционного корпуса из Бельгии:
об’явленной Германией тотальной
блокаде Британских островов минам при-
надлежит видное место. Летом 1940 г. са-
молеты сбрасывали мины не только у во+
сточного, но и у западного побережья Ан-
глии. Самолеты и подводные заградители
успешно ставили маневренные минные за-
траждения на пути движения английских
конвоев. Наиболее вероятно, что подвод-
ные лодки ставили плавающие мины. Гер-
манскими рейдерами произведены минные
постановки у южного побережья Африки
и у берегов Австралии. Кроме ‘активных
заграждений немцы поставили оборонитель-
ные на подходах к Кильской губе. Осенью
1940 г. и зимой 1941 г. немцы сбрасые
вали мины с самолетов даже на внутрен-
них рейдах английских портов.

Перзые минны» заграждения  англо-,

ИНА

‘фражцузекими морскими силами были. вы-
ставлень в сентябре 1939 г. в Ла-Манше й
‚у германского и тголландекого побережья.
В Ла-Манше создавался барраж против под-
водных лодок, у германского побережья —
активные заграждения. Уже в
1939 г. антлийские мивированные зоны
значительно расширились: заграждения
были выставлены у восточного побережья
Англии, в Гельтоландекой бухте, у о. Маль-
ты, у Александрии (Средиземное море), у
Сингапура. В декабре антличане об’явили
0 постановке большого оборонительного
минного заграждения вдоль всего восточ-
ного побережья Англии, Это заграждение
в виде полосы шириной по фронту около
500 миль и глубиной около 30 миль нахо-
дилось в 8 милях от берега. Оно должно
было обеспечить английским и нейтраль-
ных  транспортам безопасный фарватер
вдоль английского побережья, Наиболее ве-
роятно, что на такой большой водной пло-
щади плотно минировались только отдель-
ные, наиболее важные, районы, & осталь-
ные были засорены.

Норзежекая операция началась 8 апре-
ля 1940 г. постановкой минных загражде-
ний англо-французекими кораблями в трех
районах: Статланд, Бюдё, Вест-фиорд. Эти
затраждения, по признанию самих англи-
чан, не сыграли значительной роли в опе-
pata. Ввиду недостаточной плотности они
не составили препятетвия действиям гер-
манского флота, но все 36 потребовали со
стороны противника большого количества
тралящих кораблей лля обеспечения опе-
рации. 14 апреля англичане об’явили о по-
становке большого минного заграждения в
Балтийском море, которое of проливов
Скатеррак и Каттегат простирается вдоль
вовго балтийского побережья Термании, до-
ходя в северном направлении почти до Ме-
меля. Таким образом, минированные зоны
были чрезвычайно раслгирены. Следует счи-
тать, что английские сообщения о миниро-
вании болыших районов сильно преувели-
чены, & в некоторой части являются опв-
ративной маскировкой.

Летом 1940 г. англичане усиленно ми-
нировали проливы Скагеррак и Каттетат.

ноябре.

Мины ставились с надводных кораблей,
подводных заградителей и самолетов. Само-
леты сбрасывали магнитные мины, в связи
© этим потери транспортов от взрыва на
минах немного ‘повысились, Но все же
английская магнитная мина не сыграла
такой роли, как в св0в время германская,
‘ибо средства борьбы с ней были уже пай-
дены.

В связи с выходом из войны Франции
значительно снизилось оборонное значение
Дуврекого барража и минных. затраждений,
выставленных в нем. Англичане начали
ставить заграждения с надводных мелкоси-
дящих кораблей в Ла-Манию у французеко-
го побережья © целью создать’ прелятствия
для выхода германским кораблям в Атлан-
тический океан, сделали попытки миннро-
вать большой водный район от Оркнейских
островов к Исландии. Наиболее ‘плотное
минное заграждение было выставлено {в
районе реки Влайд под прикрытием артил-
лерии беротовой обороны хля защиты глаз-
нейних кораблестроительных центров Анг-
лии. Чтобы создать препятствия проникно-
вению германских подводных лодок в Ир-
ландекое море, там также выставили мин-
ные заграждения. Транспортам было пред-
ложено следовать в английские порты толь-
ко через северную оконечность Ирландии.
Англичане минировали также  Синтапур-
ский пролив у Малакюского побережья.

По сообщению  атентетва. Рейтер, 3a
14 месяцев войны английские самолеты
при выполнении минных постановок нале-
тали около 1.000.000 миль. Авиация ста-
вила мины в Северном море, Английском
канале, Бискайском заливе,  Скатерраке,
Каттегате, Кильском канале и Балтийском
море; В большинстве случаев самолетам
удавалось сбрасывать мины ночью без по-
мех со стороны противника. м у

В ответ на об’явление 06 итальянекой
минированной зоне англичане 21 февраля
1941 г. со своей стороны об’явили мини-
рованным огромный район, простирающий-
ся на западе по меридиану от мыса Бон на
африканском ’ побережье, на юге-— вдоль
африканского побережья до Бенгази, на се-
вере—до побережья Сардинии в ло южного
побережья Италии (мыс  Санта-Мария-ди-
Леука). Центральное место в данном рай-
оне-——Сицилийское. море, служащее кохму-

никацией между восточной и западной ча-
стями Средиземного моря. Оно об’явлено
минированныи . обеими воюющими сторона-
‘ми.

Цостановки минных заграждений pan-
цузским флотом в печати освещались ску-
по. Указывалось, что в начале войны фран-
цузы вместе ‘с англичанами выставили
мины в Ла-Манше. Затем корабли француз-
ского флота принимали участие в поета-
новке мин в Норвежекой операции. В связи
6 днс» Франции и выходом ее из
войны все выставленные французами мин-

ные заграждения потеряли свое значение:

их места были сообщены Германии и Ита-
amu. Также утратило значение минное за-
граждение в Дувреком проливе.

Италия сразу же после вступления в
войну 0б’явила опасным в отношении мин
все свое побережье шириной в 12 миль.
Очевидно, что она не смогла минировать
такое большое водное престранетво. Это
подтвердил безопасный подход английских
кораблей лля обстрела Генуи. Кроме этой
прибрежной полосы итальянекое правитель-
ство об’явило о минировании Сицилийско-
го моря и прилегающих к нему районов.
Нейтральлым торговым судам предлагалось
для прохода пользоваться Мессинским про-
ливом. В дальнейшем Италия продолжала
постановку минных заграждений в Среди-
земном море и в других районах и преду-
предила нейтральные государства об опас-
ности плавания транспортов у британского
побережья, в Средиземном море, в Красном
море, в Аденском заливе, у побережья
Египта и Судана.

Греческое правительство об’явило о по-
остановке минных заграждений в заливах
Кавалла и Салоникском и у острова Эвбея.
Салоникский залив был минирован после
того, как 10 ноября 1940 т, в этот залив
вошли английские корабли. Таким образом,
У греческого побережья об’явлены миниро-
ванными большие водные районы. Следует
считать, что эти районы имеют минные
заграждения небодышой плотйости. Немцы
опубликовали в печати, что англичане и
треки выставили минные заграждения ‘в
греческих территориальных водах еше ло
пред’явления Италией ультиматума, Дей-
ствительно греки сообщали, еще в апгусте
1940 г., чю ими были выставлены мин-

ные заграждения для обороны некоторых
заливов после гибели крейсера «Нее».

Нейтральные государства осуществляли
минные постановки и об’являли о них с
целью залить своего нейтралитета. Так,
Швеция в 1939 и 1940 тг. выставила
минные заграждения У своего южного по-
бережья, у Стокгольма и затем у входа в
Ботнический залив. Дания в  октяби
1939 г. об’явила о постановке мин у вхо
в  Дроген и Конгелиб, а Голландия в янва
ре 1940 г. —0 постановке иин у Ter
гейда.

(еенью 1940 года китайцы успешно ис-
пользовали мины на реке Янизы. Согласно
официальной сводке китайского командова-
ния, здесь партизанами было ‘выставлено
несколько сот мин. От взрыва на них по-
тибло 7 японских кораблей, 43 катера и
24 транспорта.

Таким образом, использование мин в 60-
временной войне носит массовый характер.
Вотупление в войну тоеударств сопровод-
дается об’явлением новых минированных
районов. Особенностью современной. минной
войны является об’явление воюющими стра-
нами больших минированных зон, отдель-
ные районы которых можно подразделить
на три категории: с минными заграждения“
ми достаточной плотности для
главнейигих пунктов; только
минами; районы, где вовсе нет мин, но со:
общения о’ минировании даны в целях 016
ративной маскировки,

В использовании мин преобладающую
роль играют активные минные затраждених,
Оборонительные распространены достаточ
нь широко, но все же запимают prope
место. Особенностями активной. миня
войны являютея минные постановки с 63
молетов на малых глубинах, на рейхах, в
таванях, каналах и ‘устьях рек.

Самолеты, как постановщики мин, Ha
ряду © надводными кораблями и подводны*
ми заградителями занимают видное место,

От взрыва, на минах погибло около 65
военных кораблей и примерно 290 транс”

лей гибли главным образом суда ‘неболь“
шого тоннажа, особенно тральщики.

Инмженер-капитан 1-го ранга
Б. ДЕННСОВ,

артиллерийского сектора мичману Дюпину,
Он ревниво следит 3a исправностью боевых }

~~

обороны \
засоренные

портов и мелких судов. Из военных ropa .

3 аи А