к i
(Spe nee easement

ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОСКА НАЧАЛЬСТВУЮИУЕГО
СОСТАВА МАЛЫХ КОРАБЛЕЙ

Боевая служба начальствующего боста-
ва малых кораблей, в частности катеров,
‘имеет ювон особенности. Они определяют-
©Я тактическим наоначением кораблей это-
TO влаюса, их местом в общей организации
наладония и защиты на море,

Окончив военно-морское училище, моло-
лы командиры о приходят на корабли с
теоретическими и практическими знания-
ми, достаточными иля выполнения обязан-
Hoctel вахтенного комалцира. Специализа-
ция же команциров начинается именно
здесь, Ha корабле, и сопровождается ше-
прерывцой, настойчивой учебой, Напри-
мер, получив назначение на линейный Ko-
рабль и специализируяеь в дальнейшем по
артиллерийской части, молодой комавлир
роецело отдается глубокому и веееторонне-
му изучению артиллерийской техники, ме-
толов золения огня, организации олневой
полготовки на корабле, осваиванию сеот-
вотетвующих схем, расчетов, приборов
и т. п, Вопросы других специальностей
(штурманекой, минно-ториедной и т. д.),
оетественно, отходят на второй план, и ими
молодой команиир-артиллериот занимаевся
ет случая в случаю. ;

Другое дело Ha малых кораблях, напри-
мер, па катерах. Командир тажого корабля
имеет, сравнительно малую подготовку, Но
по роду овоей службы ему прихолитея од-
невременно и’ командовать катером, и уп-
равлять отнем, и быть штурманом, On
должен отлично знать и артиллерийское
дело и минно-торнелное. Вомамдир на та-
KOM корабле полжен быть ие просто гра-
мотным во всех вопросах, касающихся
боевой деятельности ето корабля, но и 00-
лайать знаниями не менышими, чем 2пе-
циалист в той или лрттой области,

На основе всех этих факторов и по
отроон& тактическая полтотовка началь-
отвующето. ‘состава в подразиолении, nie
командиром капитан-лейтенаят т. Гайко-
Beran, Злесь много молотых команииров,
Залача заключается в том, этобы в крат
чайший срок обогатить их необходимыми
знаниями и практическими навыками,

Учеба комаплиров прохолит в виде груп-
повых упражнений и самостоятельных 3a-
нятий. задача последней формы учебы —
уяснить те вопросы, которые командир еше
недостаточно знают,

Правильная организация групповых уп-
ражнений имеет отромное значение, Она
должна способствовать воемерному прибли-
жению командиров, решающих задачи, к
наиболее резльной обстановке. Это хоропго
поняли здесь, Задачи на групповых упра-
жнениях даютея конкрезные и четкие, от
командиров требуют максимального ис-
пользования своих знаний и навыков.

Вот проходит групповое упражнение. Пе-
ред собравшимися руководитель поставил
сложную задачу. Указано, что действия
командиров проходят в боевой оботановке,
Определена также и взаимосвязь с друтими
кораблями, которые будут совместно pe-
шать захачу, Каждый коматлир получает
иеходныю условия: оботановку на море,
козрлинаты своего корабля, метеорологиче-
ские данные. Дается немного времени, что-
бы командир мог оценить обстановку.

_ = Чолучена радиотрамма,— говорит ру-
ковотитель упражнений и об’являет ее.—
Вали действия]

Включен секундомер. Медлить ¢ peme-
нием нельзя. Всякое промедление в боевой
оботановке чревато неприятными послед-
ствиями. Командиры послеховатетьно ‘отла-
ют приказания. Лейтенанты Глухов и (е-
ляников первыми принимают правильное
решение. Эти товарищи зарекомендовали
себя Rak лучшие командиры по тактиче-
ской подтотовке. Далось это, упорным тру-
дом над книгами, тщательной проработкой
ивнотрукций и наставлений, веесторонним
решением фазличных тактических задам.
Неплохо решают тактическую задачу и
лейтенанты Попов и Москалюк.

‘За высокую точность счисления

0 расположении своих и неприятельских
сил в каждой морской ‘операции узнают не
только путем непосрелственного визуально-
то наблюдения с данного корабля, но и на
основании хонесений хругих кораблей. При
этом на каждом корабле данные наблюде-
ния увязываютея го счислимыми местами
корабля в соответетвующие моменты вре-
мени. Если счиеление произведено неточ-
но, «кажущаяся» обстановка, составляемая
на основании донесений и вытекающая из
данных штурманекой проклалки лоносящих
кораблей, окажется отличной‘ от действи-
тельной, Это обстоятельство может поста-
вить флагмана з весьма тяжелое положение
при принятии решения.

Адмирал Джеллико в своих замечаниях
5 официальному «Описанию Ютландевого
сражения» (изд. английского алмиралтей-
ства) указывает на серьезные затруднения,
зызванные разноречивостью первоначаль-
ных донесений о местонахождении против-
ника. Причиной этой разноречивости были
прежде всего невязки-в прокладках отдель-
ных кораблей, а последствия ее, по мнению
Джеллико, проходили красной нитью через
neo ПЮтланлекое сражение. Английский
адмирал 06060 подчеркивал в своих замеча-
ниях трутноеть положения команлующето,
которому приходилось оценивать обстанов-
ку по многочисленным противоречивым ло-
несениям. u
Vis сказанного следует, что параллельно
с обеспечением навигационной безопаено-
сти корабля нтгурманокая часть решает
другую ответственную задачу: она дает
командованию данные,  необхолимые для
точного ‘учета фактической обстановки
в любой заданный момент. Поэтому даже
при плавании в районах, вполне безопас-
ных в навигационном отношении, и в усло-
виях погоды, позволяющих без затрулне-
ний уточнить местоположение корабля пу-
тем астрономических или навигационных
обсерваций, штурманы обязаны вести про-
клалку с максимальной тщательностью и
точностью:

Высокая точность путесчисления обеспе-
чиваетея умелым зепользованием штурман-
ской техники, знанием мореходных и ма-
невренных качеств своего корабля и, на-
конец, знанием морекого театра. ~

—- Растущие  комантиры, -— говорит
них команаир подразделения,
`Трушповое упражнение продолжается,
Обстановка изменилась, Ворабли. попалают
в самые разнообразные уюловия. Roman-

диры должны дейотвоваль быстро и реши-  .

тельно.

— Вы обнаружили перискон иполволной

лодки неприятеля. Додка всплывают. Куре...
раюстояние... кабельтовых. Лейтенант Гшу-
хов, ваше решение?

Долго раздумывать нельзя, Ующех — в
быстроте и правильности. И командир бы-
отро отдает необходимые приказания. Ста-
HOBETCA яеным, каким бортом будет стре-
лять корабль, как он булет в данном елу-
чае маневрировать, чтобы ‘нетрерывно и
полностью ‘использовать ве свои боевые
срелотва,

Комавуиры много времени уделяют изу-
чению флотов иностранных государств. Вот
лежит пачка нарисованных тушью силуэ-
тов подволных лодок различных держазв.
Руковойтетель занятий берет один из ©и-
дуэтов и, показывая командиру, спрални-

вает: какая это лодка? Мало сказать на-

звание лодки и флаг ее. Haro внать все
5 таклико-техничеокие данные, конетрух-
тивные и друпие особенности, Это необхо-

димо потому, что только такое знание даст

возможность команииру при «ветрече» ©
этой лодкой действовать уверенно и пра-
ВИЛЬНО.

Большое место на комонлирских заня-
тиях отведено изучению различной доку-
ментащии -—— шнотруютий,  наютавлений
й т. п-— и применению этих документов
Ha практике. Однако никакая документа-
ция не может дать рецепт на каждый слу-
чай реальной действительности. Поэтому
все залали после соответствующей теоре-
тической равработки, решаются практиче-
соки, в море,

Штурман подразделения лейтенант
тяпин справедливо замечают:

— Сколько бы командир ни санумался
на берегу, например, тактической навига-
цией, используя для этого кины книг и
уйму времени, толк будет небольшой, ес-
ли ом не приобретет практических навы-
ков, Ворабль помакает в различные усло-
вия, требующие от штурмана не только

знаний, но и умения, Если корабль попал

в болтаниау, то пля производства прокладки
как это делаются, a нужен

мало знать,
еще практический навык!

Море является лучшим экзаминатором,
насколько
воесторонни и глубоки знания комануира,
Решение тактических задач сочетается ©
тщательным и постоянным изучением мор-
окого театра. Командию должен отлично
знать глубины, очертания берегов, систе-

беспристраютно  отмечающим,

мы ограждения, состав грунта.

Несмотря на хорошую в целом. органи-

зацию тактической подготовки командиров,
в подразделении есть и некоторые не-

дочеты. Штаб соединения еще недостаточ-

HO помогают команиованию ‘в воятросах раз-

работки планов, перечня тем занятий. эти

вопросы подрабатывалотся непосредетвенно
командованием, которое пока изло получает
от штаба указаний по методическим во-
просам, Необходимо руководетво пртаба, оде-
лать более живым, действенным, прибли-
зить его к деятельности кораблей,

Нет в подразделении и кабинета по, так-
тике, хотя необходимость’ его’ создания нал
зрела давно. Занятия, как‘ празило, про-
ходят в кают-компании. Теснота сказы-
ваотся на качестве учебы, так как порою
не бывает. возможности даже положить
карту,
кабинета необходимо, но для этого потре-
бустся ‘известное время,’ Пока же можно
было бы с успехом использовать тактиче-
ские кабинеты  военно-морежого училища,
находящегося рядом.

4 Старший инженер-лейтенант-
Г, ПАДАЛКА,

Для штурманекой техники последних
лет характерны повышение точности при-
боров, появление новых образцов компасов
и латов и пирокое использование рахио-
навигационных средств. Однако эта техника,
еще не на всех кораблях дает максимум
того, что из нее можно выжать, Новый,
более высокий этат освоения штурманской
техники должен заключаться в тщательном
изучении работы приборов в усложненных
условиях,

Возможности дальнейшего конструютив-
ного. совершенствования гирокомпаеов BO
многом зависят от изучения их поведения

на кораблях, в различных условиях плава-.

ния. Наблюдения за работой гирокомпаеов
должны вестись систематически и. завлЮ-
чаться в возможно более точном определе-
нии их девиации и 6@е изменений во вре-
мени, на качке и при маневрировании ко-
рабля.

Такне наблюдения лучше всего произво-
дить на мерной миле или на девиационных
полигонах, оборудованных веером створов.
Однако наблюдения представляют ценность
только при правильной организации их,
позволяющей анализировать причины про-
иехождения девлации, т. е. раздельно учи-
тывать влияние на гирокомпае различных
факторов. Для этого необходимо в чаетно-
сти тщательно фиксировать внеиние усло-
вия (качку — боровую и килевую, вели-
чину $8, от какого румба волн ит. д.),
& также характер маневров — величину и
продолжительность поворотов, длительность
влияния ускорений на компае при измене-
ниях ходов, величины этих  ускорений
чт .

Особенно большое значение для точности

кораблевождения имеет работа латов. Отгиб-
ки счисления, происходящие от неточности
показаний корабельных приборов, в оенов-
HOM порождаются не компасом, & лагом —
неустойчивостью его поправки, неточностью
ве определения и учета. (Попутно следует
отметить, что модернизированные зверту-
цючные лаги системы Черникеева и ття-
равличеекие лати имеют достаточно выео-
вую чувствительность и устойчивость по-
правок и поэтому вполне калежны.)

Для дальнейшего повышения точности
счисления пути кораблей необходимо, что-

ПЕен-

Безусловно, что создание’ такого

‚еже и петле отита о
тои поту хол нал

Телефонная связь-—одно из главнейших

еродетв управления береговыми частями.
флота — имеет белыпие преимущества
перед другими средствами связи. Она лает
начальникам возможность лично CBASHI-
ватьея © подчиненными, убеждаться, что
приказание правильно понято, быстро
осуществлять проверку.
‚\ В то же время восьма серьезный недо-
«таток телефонной связи, о котором ии-
когда нельзя забывать, — это возможность
пюдслушивания переговоров. Литература ©
первой империатистической войне приводит
‘целый ‘ряд. примеров, показывающих, как
использовались получаемые таким путем
сведения. _ :

В одном из немецких описаний действий
на западном фронте говорится; _

«Нам почти всегль удавалось узнавать
заблаговременно о залуманных противни-
ком внезапных ‘атаках. Невзирая на то,
что французы ввели у себя стоожайшую
дисциплину телефонных  тазтоворов, мы
все же, учитывая. различные особенности,
привычки и упущения франдузеких теле-
фонистов  и  телеграфиетов, . погредетвом
внимательнсто наблюления я сопоставления
данных, особенностей диалекта, . оборотов
фечи и т. д. сумели выработать для каж-
дой французской дивизии особый список
примет, который сообщалея по всему
фронту. Мы знали всегда, когда та или
иная французская часть снималась с сд-
вого. и появлялась Ha другом участке
фронта», :

Релн в прошлой войне подслушивающие
станции расцпохатали технически  несовер-
шенными средствами и ве же добивались
успехов, то в настоящее время ВОЗМОЖНОСТИ
поделущивания еще белее увеличились,
В печати лока нет никаких сведений
© развитии этого Bra разведывательной
работы в современной войне, Поэтому
целесообразно ознакомиться хотя бы с тем;
как осуществаялюеь поделуптивание в п6-
риод первой империалистической войвы,

„ Одни из самых простых способов. под»
хлушивания телефонных = переговоров,
не требующий специальной подготовки, —
подключение непосредетвенно в провода
телефонного. аппарата, в провода воздуп-
ных и кабельных ликий связи.

Подслушивание может осуществляться

н 063 непесредетвенного включения в про-
вода. Для этого параллельно с телефонной
линией Ha небольшом расстоянии. от нве
протягивается замаскированный ‘провод,
концы которого оставляются Ha земле.
Слелав отвод в укрытое место и включив
в него телефон и усилитель, можно под-
слушать все переговоры, ведущиея тю

SHH, ©
В войну 1914—1918 тг. при занятии

русскими войсками деревень в пазов

Пруссин у некоторых местных «хозяек»

бы отношение к лату стало по меньшей
‘мере таким же, как к вохпасу. Обычными
и обязательными должны стать периохиче-
ские выхолы кораблей на мерную милю для
определения поправок и регулировки лагов,
Их проверку на мерной миле нужно. прот.
извохить минимум на двух пробегах {туда
и обратно) и на различных скоростях, Co-
ставленные при этом графики поправок
хатев будут иметь для питурмана тазое же
значение, как таблицы остаточной девиа-
ции матнитных компасов.

В процессе плавания от одной проверки
лагов на мерной миле ло другой необходимо
вести тщательные наблюдения за их рабо-
той, систематически проверяя устойчивость
поправок на пробегах (обязательно двух —
тула и обратно — для уменьшения влия-
ния течения) между траверзами предметов
& точно известным расстоянием,

К проверке поправки лата по сличению
разности его показаний в моменты двух
навигационных обсерваций с фактически
пройленным кораблем расстоянием (по Kap-
те) следует относиться весьма критически,
Этот способ. проверки не обеспечивает (даже
при отеутетвии течения) определения по-
правки с достаточной лля современных ла-
тов точностью. :

Третьим основным штурманским лрибо-
ром надо считать фадиопелентатор — важ-
нейшее средство обеспечения безопасности
кораблевождения при тумане и плохой ви-
димости. Не останавливаясь из вопросах
работы радионавитационных ‘приборов, от-
метим лишь, что сейчас главная задача в
этой области-——полное освоение материаль-
ной части и систематическое изучение дей-
ствий радиопеленгаторов в различных усло-
виях, т. в. накопление и обобщение дан-
ных, характеризующих их точность Ha
различных дистанциях до радиомаяков и в
разное время суток.

В распоряженаи штурмана зв настоящее
время нет  радакальных технических
средств для определения величины дрейфа
пра плавания по счислению. Между ‘тем
даже у современных быстроходных боевых
кораблей углы дрейфа в нормальных усло-
виях, т, е. при средней силе ветра я вол-
нения, доститают 2°—3°, а

КРАСНЫЙ ФЛОТ `

Лейтенант А. Я. Богачук ва вахте. (Тихоокеанский флот).

Фото А. Лубенко.

Правильно использовать.
‘телефонную связь

сразу возникала необходимость в стирке и
сушке белья, Вначале этему не придали
значения, но потом было установлено, что
«веревки», из которых висело белье, од-
ним конном незаметно были приближены к
проходящим телефонным проводам, 3 дру-
той конец обычно то стоне дома уходил
`в полвал. «Веревки» оказались проводами,
подведеннымия к подслушивающим аппара-
Там в подвалах,

Для эффективной борьбы с поделушива-
нием необходимо делать тёлефонные линии
ABYXUPOBOAHBIMA © тем, чтобы избежать
заземления проводов и уменьшить индук-
пию, Уход За кабельным хозяйством линий
лолжен быть особенно тщательным, что-
Фы избежать утечки тока в землю, облег-
чающей поделушивание.

Провода, находящиеся близко от pac-
положения противника, не делжны Upo-
хладываться параллельно линий фронта, &
обязательно перпендикулярно к ней. Ни
при каких оботоятельетвах нельзя остав-
лять провода, соединяющие свою террито-
ию < территорией, занятой противником.
Линии, илущие в сторену противника,
должны быть тшательно изолированы.

“Осмотр линий для выявления возмож-
ных включений, з также для проверки
изоляции должен производиться как можно
чаще. Врюме самой линии следует осматри-
вать и прилегающую к ней местность на
15—20 метров в обе стороны, чтобы об-
наружить параллельные провода поделу-
шивания.

Однако все эти. меры не дают полной
тарантии от поделушивания, ш основным
с10с0бом борьбы © фазведкой противника
должна быть строжайшая дисциплина те-
лефонных переговоров, На полевых линиях
связи вблизи фасполежения противника
слелует запрещать вызов’ по фамилиям
не только командиров, но и бойцов. Теле-
фонные линии, проходящие в прифронто-
BOM районе, дозжны быть двухнровелными.

В 60рьбе е подслушиванием отромная
роль принадлежит электрикам и телефони-
cram. Малейшее упущение в уходе и нал-
зоре за линейным хозяйством или наруше-
ние технических монтажных работ привс-
лят к понижению изоляции и увечичивают
возможности поделушивания.

Подготовка операций, учений и повое-
дневная служба требуют постоянной связи
между штабами и частями, значительная
часть которой прихблитея на телефонные
линии. Противник всегда будет стремиться
использовать всякий промах, ошибку,
неосторожность разговаривающих по теле-
фону командиров и бойцов. Поэтому так
необходим постоянный жесткий контроль
над дисциплиной телефонных переговоров:

_Инженер-капитан 2-го ранга
Н, ЦВЕТКОВ,

Дальнейшая борьба 3a повышение точ-
ностя поправок Ha дрейф может вестись,
во-первых, путем теоретического исслело-
взцтия воздействия на корабли различных
типов сил давления ветра. Результатом
этих исследований должно быть определе-
ние зависимюсти углов дрейфа от силы вет-
ра и его направления относительно диаме-
тральной плоскости корабля. Подобные ра-
боты ведутся сейчае различными научны-
ми организациями, в частноста Ленинград-
оким институтом инженеров водного тране-
порта, Центральным научно-исследователь-
ским изотитутом водного транепорта м др.

Во-вторых, уточнения поправок на дрейф
Halo добиваться’ путем. систематического
непосредетвенного определения утлов дрей-
фа на кораблях в зависимости от силы a
курсовых углов ветра. Накопленные экспе-
риментальные материалы будут иметь боль-
шое значение не только для непоерелетвен-
ных практических нужл кораблевожления,
10 и для проверки указанных выше теоре-
тическых сслелований. Такие наблюдения
ведутся на многих кораблях, однако цен-
ность их нередко онижается тем, что’ она
обычно дают результаты суммарного дей-
ствия на корабль трех факторов: ветра,
волненыя и течения,

Огромное значение точности счиоления
для боевых операций требует применения
новых, научно-обоснованных методов из-
учения дрейфа. В частноста, необходимо
поставить вопрос 96 определении элементов
дрейфа на мерных милях ити специальных
полигонах, открытых действию ветра и
волнения. Для исключения влаяния тече-
вия необходимо определять его элементы во
время пробегов корабля ma мерной миле
гидрометрическими измерениями со спепци-
ально выделяемых гидрографических кораб-
лей или катеров.

Дрейф в обычных условиях плавания
есть результат совместного воздействия на

ветра и волнения, Теоретический
анализ завиоимости углов дрейфа от одного
волнения очень сложен. Величина дрейфа’
от волнения зависит от многих факторов:
харалтера волнения (прежде всего ‘от пе-
paola волн), периодов качки и ‘рысканья
корабля, соотношения между линейными
размерами корабля и длиной волны и т. д.
В связи се этим праобретают особый шнте-
рес данные практических наблюдений на
кораблях, позволяющие уточнять раздель-
ное влияние на корабль волнения и ветра,

и М 0
у$——ы——

ОВАННЫХ ПООЩРЕНИЯХ

0 НЕОБОСН
И ШТАМЛОВАННЫХ

Новый Лиспиплинарный ‘устав Военно-
Морокого Флота могучее средотво укрет-
воинской дисциплины,

ii обязан правильно про-
Баждый командир ни
боевой
отдельные  к0-
значения
дисдипли-

ления  выгокой

водить дисцинлинарную практику,
лять ее на достижение успеха в
подготовке, № сожалению,
мандиры не уяснили огромного
нового устава и допускают в
нарной практике ряд. искажений.
Статья 45 Диеципливарного

хкрения применяются В
всех военнослужащих, которые исключи-

тельно добросовестно относятся к служеб-
ным обязанностям и показывают особые

услехи в боевой и политической HOATOTOB-
ке». Далее, в статье 49, говорится:
«Поошрения и награды об’являются и вы-
даются с точным определением заелуг...»
Исходя из этих указаний,
очевилно, что поошрять военнослужащих
за обычное выполнение уставных требова-
няй но следует, что эти требования каж-
дый военнослужащий обязан беспрекослов-
HO выполнять без всяких поощрений.
Статья 3 Дисциплинарного устава указы-
вает. «Советская воинская  дисципли-
на обязывает...
веб обязанности и поручения по службе...»
Но Ha практике еще можно наблюдать
влучаи, когда поошрения выносятся имен-
но за выполнение уставных требований,
Старшина роты т. Малеванный  вынее
поошрение бойцу Пилипенко за «хобросо-
вестноо выполнение всех порученных ра-
бот», a боец Пацаповский получил благо-
дарность 3% «тактичность и вежливость с
военнослужащими». Нужно ли было выно-
сить эти поошрения? Конечно, нет! Поощ-
рить бойца «3a тактичность и вежли-
вость»—это значит взять под сомнение
необходимость строго выполнять соответ-
ствующую статью Устава внутренней
службы, обязывающую всех военнослужа-
щих быть вежливыми в обращении,
Факты показывают, что некоторые
командиры относятся к поошрениям лег-
комыеленно. Лейтенант т. Рудяк за He-
сколько дней об’явил бойцам 36 благодар-

ностей за/ «отличные показатели в учебе».

«активное участие в спартакиаде», «от-
тичное невение дневальной службы» ит. х.
Лейтенант т. Криволаи в течение одного
дня об’явил 10 благодарностей за «добро-
совестное отношение к работе, будучи ра-
бочим на камбузе». Его примеру следуют
младшие командиры, также . выносящие
благодарности отульно. Нало принять во
внимание, что подразделения тт. Рудяка и
Вриволапа не передовые, что здесь наблю-
даютея случаи нарушения дисциплины.

Отсюда можно сделать вывод, ЧТо десятки
вынесенных поошрений-—-результат че вы:

сокото уровня дисциплины, 8, беззаботного,
невдумчивого отношения

значительно снижается, & номапдир уно“
добляотся «доброму дядюшке», которому
«не жалко» десятка благодарностей.

Отатья 58 Диспиплинарного устава ука-  .

зывает: «Меры дисциплинарного взы-
скания должны применяться с учетом’ ха
рактера проступка и оботановки, ...време-
ни пребывания на службе совершившего
проступок и его личных качеств». Иными
словами, к каждому бойцу необходимо под-
ходить индивидуально, ни в коем случаю
нельзя вырабатывать. какой-то  штами,
трафарет. К сожалению, отдельные коман-
диры пользуются именно методами штам-
повви,

На основании Дисциплинарного устава.
командиры отделений имеют право в отно-
шении подчиненных им бойцов об’являть
выговор, строгий выговор, назначать вне
очереди на службу до двух нарядов и ли-
шать очередного. увольнения на, ‘одну оче-
редь. А вот младитий комапхир т. Гапоноь
выбрал себе штами в виде двух нарядов п
только им пользуется. Девяти бойцам сво-
его отделения он за короткий срок об’явил
по взысканию каждому по «2 наряда».
Воличество наложенных взыюканий,
видно, зависит от ето настроения. Иначе

‘

Из других качеств корабля, точное зна-
ние которых повышает точность счиеле-
ния, можно отметыть, во-первых, ходкость
и особенно изменения ее, обусловленные
обрастаняем подводной части, изменением
осадки и т. д., и, во-вторых, поворотли-
ость корабля, которая должна быть из-
вестна не толька для ITA mia Флабого
ветра и волнения, но и для любых, факти-
чески встречающихся в море внешних
условай.

Затраты времени на тлубокое изучение
маневренных качеств новых кораблей пол-
ностью окупятся лальнейшим повышением
точности маневрарорания м’ тутесчисления.

Высокая точность работы пштурманеких
приборов вместе © тщательным изучением
маневренных качеств своего корабля может
значительно повькить точность корабле»
вождения. Однако в полном об’еме задача
плавания по счислению может быть реше-
на лишь при всестороннем изучении мор-
ского. театра и прежде всего течений.

Учет течения при плавании по счисле-
нию надо считать наиболее трудной зада-
чеи пггурмана,

Длительные наблюдения на таких уже
основательно изученных морях, как Бал-
тийское и Черное, показали, что течения
ма них очень неустойчивы и сильно мзме-
НЯюЮтоя пох влиянием ветра м неравномер-
ного притока пресных вод. Приводимые в
лоциях схемы течений надо принимать 3a
нечто среднее, юлностью соответствующее
действительности лишь в редких случаях.
Изменения в среднем распределении ветров
и колебания претока речных ‘вод весьма
резко влияют на «нормальную» схему Te-
чении и могут в отдельных частях даже
изменять ее на’ обратную. Следует также
иметь в виду, чо в фяде районов влизи

направленые течения зависит, еще
Ч от моствых условий (географаческая
ориентировка и конфигурадия береговой
черты и пр.), причем элементы течения
нога изменяются даже раньше, чем ме-
няетея ветер,
_ Аля повышения точности счисления. за
счет учета течений необходимо системати-
чески анализировать «невязки» счисле-
ния, определяемые по надежным обсерва-
циям. Эти материалы, обобщаемые соот-
ветотвующими гидрографическими учрежде-
нияии, помогут двигать вперед важнейшее
дело изучения наших морских театров.

Капитан 2-го ранга Н. АРАНОЗ,

устава

‘opexoro Флот» ‘указывает: «По-
Вовино- Море отношении

совершенно

добросовестно вышелнять.

к дисциплинар-
ной практике. Огульное вынесение поолс+
рений приводит к тому, что ценность их

оче-

№ 85 (13) =——

МЕРАХ ВЗЫСКАНИЯ _

il

чем об’яснить, что за один день, 4 мзуц,
он об’явил бойцу т. Коваленко два ван.
скания (по два наряда), бойцу т, Yepnse.
ву —— тоже два взыскания (по два нарли)
и бойпу т, Приймаку-—одио взыскано
(олин наряд)? Если учееть, что вое нам:
занные — молодые бойцы, совоем .педави
пришедшие на флот и не имевшие. до этого
никаких взысканий, то станет ясным, чт
т. Гапонов не подходит индивидуально у
каждому подчиненному, & применяет за.
рашее затотовленный штамп, Аналогично
поступает командир отделения т. Tym),
За один день на молодого бойца т, Ко.
валенко он наложил два взыскания’ 43а
невнимательность в 6тр0ю»—два наряд,
«за Фпозланяе в строй»-флва наряла, №
этого’ дня боец не имел взысканий.

У младшего лейтенанта т, Ферлия тах.
же действует штамл: «5 очередей неузол-
нения». Какой бы проступок ни совершит
боец, применяется именно этот вид ван.
скания. Так, т. Ферлий об’авил взысм.
ние—по 5 очередей неувольнения—3а 14.
кие проступки: «щелкание по ушам то.
риа», «разговор в строю», «сот ла м.
сту», «появление в нетрезвом виде» ит. 1,
Ясно, что такая практика очень далека от
индивидуального ‘подхода.

В школах Учебного отряда дисциплина.
ная практика имеет особенно важное зна.
чение. Командирам приходится  воспиты.
вать молодых, только что пришелиих №
флот бойцов, прививать им. элементарные
навыки военной службы, Здесь нужно быть
особенно внимательным, Олнако в подраз
делении лейтенанта т. Юдина из взыека.
ний, наложенных на молодых краснофлот,
Hes, большинетво—-наряды, неувольнения
аресты. Об’явление выговоров и струк
выговоров почти не практикуется, Ясно,
что диспиплинарная практика злоь пе
соответствует требованиям Дисциплина
ного устава.

Учет дисциплинарных взысканий т

поошрений-—важиное, серьезное дело, от.
ветотвенность за ‘которое несет  команхир
части. Если проемотреть, кат’ ведется учет
в подразделениях школ Учебного orpaya,
то станет ясным, что отдельные команде’
ры относятся к этому делу невнимательно,
Часто ветречалются неряшливые, безтрами-
ные формулировки, вызывающие недоуие-
ние. Так, в карточке  дислиплинарных
взысканий и поошрений одного из крагво-
флотцев (подразделение старшего лейте-
нанта т. Некрасова) записано: «83а отлия-
ную полтотовку строевой полготовки—бла-
годарноеть». В карточках бойцов другого
подразделения есть такие записи: «da
евист в ротном пометении—1 наряд вне
очереди», «за подначку товарища выго-
вор». В карточке краснофлотца Левченко
записано: «За разговор в столовой-—выто-
вор» ит. д.
° Учет  лисциилинарных взысканий п
поотрений падо вести так, чтобы по’ кар:
точкам можно было судить, насколько пра-
Вильно используется устав для пределе:
ния поступка, заслуживающего поотшрения
или взыскания. ‘

Картонка взысканий и поощрений—-елу-
жебная характеристика военнослужащего,
Вместе в тем она показывает воспитатель:
ную работу, проводимую комаплиром. Вот,
например, карточка молодого бойца т. Па:
сотника, За 18 лней в mee saneceno 4
взыскания. Тов. Пасечник -—— комеомолец,
имеет среднее образование, служит во фло-
те всего четыре с половиной месяца, Мох-
но ли признать удовлетворительной ‘работу
командира, допустившего такое положение?
Безусловно, нет! Командир обязан не огра-
ничивать воспитательную работу © подчи-
ненными наложением взысканий или  вы-
несением поотпрений. Необходимо доб:
ваться того, чтобы боец ‘больше не ‘повто:

рял ошибок.
Майср Т. ТЕКУЧЕВ.
Старший политрук А. ПРОЦЮН,
ме

На занятиях.

по авиасвязи

Поеле обычного пятиминутного конт»:
ля по приему на слух катитан Чихачев
начинает розыгрыш полета.  Отделени
старшины Цунаева внимательно слушает
ВВОДНУЮ.

— В группе самолетов вы летите
разведку морской базы, Один из куроан
тов летит на флатманском самолете и в
замеченное передает Ha паземную радио
станцию, Остальные самолеты держат
хвязь только © флагманом,

Затем руководитель об’ясняет матитрут,
чертит на доске принципиальную схеу
связи, указывая, Ha какой волне ис к
кими позывиными должны работать ради
станции,

‚ Подготовлены  радиобортжурналы. №
флагмане — курсант Бондаренко. Ак
тентом у него — Малышев. Ha «наз
ной» ‘радиостанции работает Серегин © &-
систентом Кабановым, Остальные куха
ты фиксируют передачи этих станций в
своих радиобортжурналах.

Работа началась. Однако на флатиан-
ском самолете разрегулирован ключ. bor
даренко заметно волнуется, но е помощью
своего ассистента все же быстро лике
дирует «аварию». Векоре «флагиан» в
прапивает:

— Как слышно?

Rypeanr Серегин, работающий ma «Hr
земной» станции, быстро принимает ради
тграмму и отвечают:

— & приему готов, передавайте!

Остальные дублируют прием. Замети
ототают курсанты тт. Адамовокий, Ви
тенко и Фирсов. Они не справляются 6
разбором текста и пытаются «заглянуть
RK соседям, Б тоху же курсант Фик
сломал свой единственный (о запасных и
He позаботилея) карандаш. Ножа Tox
н8 оказалось, и карандали тодточен We по
штурманеки:; остро с одного конца, В 1
зультате -— спепика, отставание, неточный
прием, настоящем полете такая «ul
лочь» грозит нарушением евязи,

Учеба подходит к концу. Преподаватель
подводит итоги. Курсапты Серегин и Вог
харенко хорошо справились ¢ задание,
хотя «флатманский самолет» вначале ра
ботал нечетко. В целом занятия показали,
что теоретические знания, ‘полученлые

ботать по связи на, боевом самолете, Нал
лишь лучше отработать движения, меньше
суетиться, тщалельнее обрабатывать 1-
летную документацию.

Военинменер 3-го ранга П, ОСТАНИН.

ae

курсантами, позволяют им © успехом ри

== = 5 >

=> =