*

is
hs {
i
у
ut

% >

10 июня 1944 ©, No 137 (1704) !

Увиехи советского тыла

Народ воюет
ome eee
и строит

‘ Недавно страна узнала о Новой замеча
тельной победе: строители и горняки Кн.
зеловского угольного бассейна ввели в эк.
‘плоатацию 6 угольных шахт, построенных
за время войны на новом угольном место-
рождении, Новые шахты дадут 700 тысяч
тонн угля в год, <
История строительства гремяченских
угольных шахт — живой образец. самоот-
верженности и трудового героизма работ-
зиков военных новостроек. Поздней осе-
нью 1941 года, когда страна переживала
грозное и тяжелое время, было положено
начало новому строительству. Люди. рабо
тали в глухой тайге, по пояс в снегу, в
(уровую уральскую стужу. Одновременно
они выкорчевывали деревья и бурили ко-
аодцы, строили жилиша и закладывали
шахты, Ни холод, ни лишения и трудности,
не останавливали строителей и горняков.
И вот на исходе третьего года Отечествен.
ной войны новый угольный район в Моло_
тоской области открыл свои богатства
стране. Всего за время войны «Кизелшахт.
(трой» сдал.в эксплоатацию 47 щахт.
Гремяченские угольные ‘шахты — одна
13 многочисленных военных новостроек.
Каждый месяц во всех концах советской
мли вступают в строй новые предприя-
тия, шахты, электростанции. Только в. мае
этого года страну порадовали вести о
пуске мощной доменной печи сооруженного

‚ 8 годы войны Челябинского металлурги»

is

uy
IO»
Its

MH

Ks

Ch LYCTPHH,

Na

Ko
sy
И,

=

(0
ie:
0:
№
Oh
в

=

=

we

= >

Perr ere SSRN

первая

скалы, добывая руду и уголь.

ческого завода и агломерационной  фабри,
хи ‘на Вакальских рудниках, вволё в эк-
‹плоатацию четырех гидролизных  спирто-
вых заводов, дающих возможность увели-
чить производство боеприпаков и сэконо.
мить миллионы пудов хлеба. Пущены две
злектропечи на Актюбинском заводе фер-
росплавов, в результате чего завод полу-
YH возможность увеличить выпуск высо-
кокачественного металла для военной ин.
На-диях сдана в эксплоатацию
первая очередь Березниковского калийного
комбината, строительство которого нача-
лось в дни войны; Вчера `вступила в строй
очередь теплоэлектроцентрали
Сталинского алюминиевого завода. Сооб-
щения о новых стройках, о новых промыш:
ленных предприятиях поступают с Урала и
из Средней Азии, из Сибири и с Дальнего
Востока. Всюду кипит огромная созида-
тельная работа,

С начала войны большое строительство
‘мзвернулось на Дальнем Востоке. Здесь в
Хабаровском и Приморском краях вступил
в строй ряд новых шахт, участков и карье.
ров, Дальневосточники решили настолько
развить добычу угля, чтобы полностью ос-
вободиться от ввоза топлива.

Темпы и размах индустриального строитель-
ства военного времени отражают кипучую
энергию советского народа. Можно приве-
сти много примеров, ярко показывающих,
с каким невиданным под‘емом и энтузиаз-
MOM советские люди воздвигают новые’ за-
воды, прокладывают магистрали через не-
проходимые леса и болота, врубаются в
Строитель-
ство многих крупных заводов шло в два—
Три раза быстрее, чем в довоенные годы.
Такими же военными темпами велось  со-
бружение третьей очереди московского
метрополитена; коллектив которого Hae
днях получил высокую благодарность Го-
суларственного Комитета Обороны.

Советский народ воюёт и строит.

*

Тверческая иницеатива

восстановителей

В городе Сталино на-днях состоялась
всесоюзная научно-техническая конферен-
ция по восстановительному строительству,
Не случайно такая важная конференция
собралась в столице Донбасса: именно на
Юге строителям и эксплоатационникам при-
ходится восстанавливать. предприятия  са-
Мых различных отраслей промышленности—
угольные шахты, металлургические, KOKCO-
Химические, машиностроительные и другие
заводы, фабрики легкой промышленности,
электростанции, железные рудники и т. д.

На конференцию прибыли делегаты
Сталинграда, Воронежа, Ростова, имеющие
заибольший опыт восстановительных работ.
Но и Донбасс накопил ‘уже немалый опыт.
За девять месяцев, прошедших со -Bpe-
менн изгнания немецких оккупантов,
только в Сталинской области восстановле-
#ы 4 доменных и-12 мартеновских печей,
2 бессемеровских конвертора, 36 коксовых
батарей 19 водохранилищ и т. д. В Дон-
басе уже работают десятки угольных
шахт. Начали лавать’ток заводам, шахтам,
жилищам такие электростанции, как Зуг-
рэс, Штергрэс.

Развернулись восстановительные работы
на машиностроительных гигантах Юга —
Ворошиловградском паровозостроитель-
ном заводе, Краматорских машинострои-
тельных заводах имени Сталина и имени
Орджоникидзе, Харьковском  тракторном
и многих других. Возрождаются Me-
тиллургия Донбасса и Приднепровья, же-
лезные рудники Кривого Рога и Никополя.
В июне с конвейера возрожденного Сталин-
Традского тракторного завода имени Дзер-
Жинского снова сойдет трактор. «СТЗ:
НАТИ». Началась подготовка к восстаноз-
лению Днепрогэса.

Уже один этот неполный перечень дает

представление о грандиозном размахе вос-
становительных работ. Естественно, что ог-
ромные задачи, стоящие перед строителя-
MH, потребовали обобщения накопившегося
опыта. восстановления.
‚ На конференции по восетановительному
Строительству были заслушаны доклады о
конструктивных решениях при восстановле-
нии промышленных и‘жилых зданий и ©<о-
оружений, об. использовании для восстано-
вительных работ местных и новых материа-
10в, об опыте восстановительного строи-
тельства. Доклады и выступления на ксн-
ференции и экспонаты выставки, устроев-
№йЙ на конференции, показали замечатель-
ные образцы трудового. героизма, техниче-
ской инициативы и новаторства.

При восстановлении Мариупольского
метадлургического завода рабочие-рациона-
лизаторы и инженеры внесли много ценных
предложений. Так, каркас огромного здания
мартеновского цеха, взорванного ‘немцами,
осел на 11/2—2 метра, В одной части здания
вместе с балками осели и 5 мошных кра-
нов, Инженеры Галкин, Богатырев, Крупен-
ников, Дренько и Окон предложили устро-
ить специальную 13-метровую вышку. / С
помошью установленных на ней домкратов
были подняты осевшие подкрановые балки
вместе с перёкрытиями и кранами — общим
весом почти в тысячу тонн. Под’ем › этой
жолоссальной тяжести ‘занял Только NAT
дней,

На Таганрогском заводе имени Андреева,

СОРЕВНОВАНИЕ ЗНАТНЫХ

СТАЛИНО, 9 июня. (ТАСС). В середине
апреля бурильщик стахановец, Горловского
ртутного комбината Григорий Кузьмин и
знатный забойшик Донбасса Михаил Афо-
нин заключили между собой договор па
социалистическое соревнование и ^обяза-
лись ежемесячно выполнять по 5 с поло-
виной норм, Их примеру последовали на-

‘ского Союза товарища Сталина передовые

я полностью восстановлено произ-
я стали, прокат листа, бандажей,
варных и бесшовных труб, решили огром-
ную массу скопившегося шлака (три мил.
лиона кубометров) превращать в бетон и
строительные детали,

Инженер Туполев разработал конструк-
oe etna жилых зданий, Применение этой
iH кции сокраща
та ращает расход. древесины.
Экономия времени, труда. средств — вот
что требуется для быстрейшего возрожде-
ния промышленности и городского  хозяй-
ства освобожденных районов. Этому спо.
собствуют инженеры, ученые, рабочие, ра.
ционализаторы, чья энергия, настойчивость
н упорство в достижении цели служат ус-
корению темпов восстановительных работ. .

Новая боезая

’

техника

В отзет на первомайский приказ Верхов-
ного Главнокомандующего Маршала  Совет-

предприятия военной промышленности при-
вяли на себя нозые обязательства и обра-
тились к родственным заводам с призывом
развернуть социалистическое соревнование
за дальнейшее увеличение выпуска боевой
продукции для фронта. Помимо
тельств расширить об’ем производства, под--
нять производительность труда, снизить
себестоимость, продукции, обращения содер-
жат в себе также обязательства освоить
выпуск. новой, более совершенной ‘боевой
продукции. :

Коллектив ордена Ленина, ордена Крас-
вого Знамени и ордена Трудового Красного
Знамени Кировского завода обязался во
втором квартале поставить на производство
новый мошный танковый агрегат.

Коллектив ордена Ленина завода № 9
Народного комиссариата вооружения обя-
зался подготовить производство для серий-
ного выпуска артиллерийского вооружения
нового образца (мощные самоходные пуш-
KH).

Коллектив ордена Ленина и ордена Тру-
дового Красного Знамени завода № 172
имени Молотова обязался освоить новый
вид артиллерийского вооружения и сдать
семь новых опытных артсистем,

Известно, что немцам, как они BH пре.
возносили свою технику и как они ни ки-
чились «германским гением», ни Ha одном
этапе войны не удалось превзойти качество
советской боевой техники, Наш народ, сле»,
дуя учению партии большевиков, следуя.
призыву своего вождя и учителя товарища
Сталина, не останавливается на достигну*
том. Рабочий класс и инженерство прила-
гают все усилия, чтобы и впредь Красная
Армия и Военно-Морской Флот получали
первоклассное вооружение, намного луч-
шее, чем может выставить противник,

В 1943 г. предприятия промышленности
вооружения ‘создали новые образцы артил*
лерийского вооружения,. танковой и само-
холной артиплерии, тяжелых и зенитных
орудий, противотанковых пушек, пехотного
и авиационного вооружения, военных при-
боров новой конструкции. В 1944 г, качест-
во производимого вооружения’ неуклонно
совершенствуется. Директор одного из ар-
тиллерийских заводов Герой Социалисти-
ческого“Труда Л.-Гонор говорит: «Машина,
проектирование и испытание которой было
закончено к новому тоду, уже на второй
месяц пошла в серийное производство. Кол-
лектив дорожит врёменем, В феврале коли-
чество этих пушек удвоилось, а в апреле
учетверилось. Одновременно He затихала
работа над другими образцами артиллерии.
Каждый новый образец пушки у нас значи-
тельно мощнее предыдущей».

Морские летчики знают, какие замеча-
тельные образцы самолетов дает фронту
советская авиационная ‹ промышленность.
Новые. «Яховлевы» и усовершенствованные
«Лавочкины» — грозное оружие в руках
наших истребителей. Самолетостроительвые
заводы сейчас работают также вад модифи-
кацией `«Ильющин-2» и других машин. .

Работники судостроительной промышлен-
ности создали новые виды морското оружия
и обеспечили им Военно-Морской Флот.
Работники ‘конструкторского бюро № 47
успешно выполнили задание правительства
flo созданию новых видов‘ боеприпасов и
внедоили их в массовое производство. Тан-
ковая промышленность, за годы войны в
несколько раз’увеличившая выпуск танков,
дает Красной Армии все более мощные и
совершенные машины.

Больше сахара
croane и фронту

В этом году страна получит намного
больше сахара, чем в прошлые военные
голы. Осенью вступят в строй десятки
крупнейших сахарных. заводов Юга. Подав-
ляющее большинство этих предприятий, вар-
варски разрушенных немецкими оккупанта-
ми, сейчас усиленно’ восстанавливается.
Возрождение. южной сахарной промышлен-
ности, всегда дававшей стране основную
массу важнейшего продукта питания, рез-
ко увеличит производство сахара для насе-
ления, Красной Армии и Военно-Морского
Флота.

О масштабах роста сахарной промышлен-
ности красноречиво говорят цифры: если в
прошлом году действовало всего 28 сахар-
ных заводов, то в нынешний сезон сахар
будут выпускать около 150 заводов, За
‘время войны предприятия по переработке
сахарной свеклы возникли в самых. различ-
ных уголках страны. Только недавно  по-
явилось сообщение, что входит в строй
Бичурский сахарный завод в Бурят-Монго-
тии.

‘ Дальнейший рост производства сахара
зависит от урожая свеклы.

Сев свеклы прошел услешно. В Узбеки-
стане и Киргизии, Казахстане и Красно-
дарском крае, . Грузии и Армении, во всех
областях Украины закончены. посевные
работы. Освобожденная Украина не толь’
ко выполнила план сева сахарной свеклы,
HO и забеяла сверх государственного зада-
ния 29.300 гектаров. Курская область в лва

раза ‘увеличила’ площади свекловичных
плантаций. ,

Чтобы вырастить обильный урожай свек-
лы, мало посеять — надо заботливо, люЮ-

бовно ухаживать за пПосевами. Плантациям.
угрожают сорняки и сельскохозяйственные
вредители. Особенно много труда для обез-
вреживания посевов требуется приложить
колхозникам освобожденных районов, где
земля еще сохранила следы хишнического
хозяйничания немцев, В Харьковской, Киев-
ской ‘и других областях на поля вышли
стар и млад: все труженики советской де
ревни стоемятся возродить былую славу ук-
раинского свекловодства,

СТАХАНОВЦЕВ ДОНБАССА

Масалкин и забойщик

парник. Кузьмина
р Борис

шахты, на которой’ работает Афонин,
Колюжный.

На-днях подведены итоги этого соревно-
вания. За полтора месяца Григорий Кузь:
мин выполнил 2 годовых залания — в сред
нем по !2 норм, за смену, Михаил Афонин
выработал ‘4 месячных нормы,

“ — диет
де a np ge ten ier a a

O693.a-

aR

Кавалер
Красной Звезды,
и медали «За отвагу» разведчик
ской пехоты старшина. 1 статьи П. Kon-

орденов Красного Знамени,
Славы Ш степени
мор-
лик,

Фото Б. Шейнина,

СПОРТ

ШЛЮПОЧНЫЕ , ГОНКИ НА ПЕРВЕНСТВО
ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА _

На флотах и флотилиях началась подго-
товка к шлюпочным гонкам на первенство Во-
енно-Морского Флота, которые состоятся в
сентябре, В. гребно-парусвых соревнованиях
примут. участие шлюпки кораблей и частей,
выигравшие первенство. своего флота или
флотилии.

В программу включены состязания на са-
мые различные дистанции. Команды моря
ков-гребцов будут бороться за первенство в
‚гонках на. 10 кабельтовых (с пересадкой),
на 30 миль (с лавировкой), на 40 кабельто-
вых (без. рулей), на 40 кабельтовых“ с пере-
садкой рулевых в т. д,

Кроме того, будут проведены комплекс-
ные соревнования на 40 кабельтовых. Они
включают гонки на веслах и под парусами,
заплыв на 25 метров. в одежде и с оружием,
высадку на берег, метание гранат и колку
чучел. ;

ОБЩЕФЛОТСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ
10 ПЛАВАНИЮ

В августе этого года будет разыграно
первенство Военно-Морского Флота по пла:
ванию, прыжкам в воду и водному поло.

`В соревнованиях примут участие сборные
команды флотов, флотилий, военно-морских
Учебных заведений и центральных управ:
лений Наркомата Военно-Морского Флота.

В программе — заплывы на дистанции от
100 дю 1.500 метров вольным стилем, на
груди, спине и боку, эстафеты 4 Х 100 мет-
ров вольным. стилем, военизированные  за-
плывы на 50 метров и прыжки В воду.

В соревнованиях примут участие сильней:
шие пловцы флота -— мичман Пустяков, лей
тенанты Либель, Кокорин, Дойкин, старши*
ны и краснофлотцы Савельев,   Вавилин, . ма-
стера дальних. проплывов Дико, Скворцов

и другие. i
_ Команда-победительница соревнований
будет награждена переходящим призом.

Участникам, выигравшим первенство по от-
дельным дистанциям, будет присвоено зва-
нне зчемпион ВМФ».

РОЗЫГРЫШ ПЕРВЕНСТВА СССР
ПО БОКУ.

В Москве на стадионе «Динамо» сейчас
разыгрывается личное первенство СССР. по
боксу 1944 года.

Первенство, проводимое впервые за годы
Отечественной войны, привлекло ‘большое
количество. участников. Наряду с ‘известны-
ми мастерами кожаной перчатки Е. Огурен-
ковым, Н, Королевым; С. Щербаковым, пер-
венство страны оспаривают много молодых
способных боксеров — Аристагов, Берзин,
Юрченко и другие.

В. спортивных встрёчах на ринге прини-
мают учасгие лучшие боксеры Военно-Мор-
ского Флота — старшина В. Берзин (Ин-
тендантское училище ВМФ), старший лей-
тевант Кириллов (Красвознаменный Бал-
тийский флст), старший, сержант Сенькин
(Тихоокеанский флот), старший краснофло-
тен Амеличкин (НК ВМФ) и старший крас-

`нофлотец Ешко (Черноморский флот).

Первые дни розыгрыша показали хоро-
шую подготовку и высокую спортивную
технику ‘участников первенства’ и принёсли
победу морякам-боксерам ‘= старшине’ Бер-
зину; старшему краснофлотцу Амеличкину
и старшему краснофлотцу Ешко;  *

Розыгрыш первенства CCCP yo боксу
продлится до 11  июня.

. Мастер: спорта’ СССР. .
лейтенант А; БОДЯГИН.

БИБЛИОГРАФИЯ    -

«— Бомба никогда не падает два раза в
одно и то же место, — сказал Павлик и
вошел в парадную разрушенного дома».
Этой афористичной фразой тринадцатилет-
него мальчика начинается повесть Николая
Чуковского «Девять братьев»*).

Собственно, ‘фразой ‘этой начинается He
только повесть. но и одна из основных ли-
ний повести — история ° ленинградского
мальчика Павлика. i

Вторая линия повести — любовь девушки.
Люси к неизвестному летчику. С летчиком
Люся встретилась однажды ночью у линии
фронта под Ленингралом и с ‘тех ‘пор не
виделась с’ ним. ‘Эта; сюжетная линия
кончается благополучной развязкой — лет-
чик возвращается ‘из госниталя и на аэро-
дроме происходит‘ его встреча с Люсей.

Наконец, третья линия, кстати, наиболее
интересная и лучше всего удавшаяся авто.
ру.-= история жизни и боевых действий эс-
кадрильи балтийских‘ летчиков-истребитё.
лей — «девяти братьев».

Справедливо‘ будет тут же спросить: а
действительно ли книга написана именно о
«девяти братьях»? Вероятно, две остальных
линии прочно скреплены с-основной. линией
«Девяти братьев» и служат ей своего рода
фундаментом, подспорьем, без которого не
может развиваться сюжет повести? К, сожа-
лению, это не так, Каждая из трех линий
существует сама по себе, каждая из них
мало зависит одна от другой. Приключен-
чёская линия Павлика нисколько не поте.
ряла бы, ёсли бы в’ повести отсутствовала
любовная’ линия Люси. Точно так же любовь
Люси не стала бы менее значительной, ес-
ли бы Павлик вовсе нё присутствовал в по-
вести; Правда, в конце концов, выясняется,
что Павлик -—— брат (Люси, но понадобилось
это автору только для того, чтобы хоть как+
нибуль соединить эти две линии. Здесь Чу.
ковскому явно изменила способность строить
сюжет не только увлекательно, но и проч-

*) Николай Чуковский. «Девять братьзв».,
повесть, изд. ЦК ВЛКСМ «Молодая ‹гвар-
дия», 1943,

7 ny
geen meee

онераций морских,

верфях, остальные были

te ct cn Ges Oe io

Флот, обеспечивающий
вторжение

Вторжение на европейский континент
союзных сил, находящихся плод верхдв-
‚ным командованием генерала Эйзенха-
`уэра, ноемт характер комбинированных
наземных и воздуш-
ных сил. Размах операции далеко пре-
  восходит крупнейшие десантные onepa-
  ции, ранее осуществаенные в ходе тепе-
решней войны. Решающим фактором при
г вторжении, нарядтг с господством 6003-
ной авиации в воздухе. является господ-
ство на море военно-морских флотов Be-
  Тикобритания и США.
  Британский флот на протяжении поч-
  ти пяти дет войны прошел через серьез-
  ные испытания. Одно время германская
подводная война являлась весьма опасной
угрозой для жизненно-важных морских
коммуникаций Британской империи. Ho
эта угроза была преодолена  морски-
MH и воздушными силами  Велико-
британии при мощной, все возраста-
ющей поддержке США. Потери британ-
ского флота, очень значительные на пер-
вых этапах войны, в дальнейшем начали
сокращаться и за последние полтора
года были сравнительно незначительны-
ми, Вместе с тем британская судострои-

тельная промышаенность, в первый: пе-
риод воины испытывавшая различного

рода затруднения, в дальнейшем з полной
мере развернула свои производственные
возможности, обеспечив не только вос-
‚ полнение потерь, но и быстрый рост флота
5 различных классах военных козаблей.
ританский флот, насчитывавший к
началу войны 15 линкоров, потерял 3a
время войны пять кораблей этого класса,
в том числе четыре старой постройки и
один из новейших линкоров тина «Кинг
Джордж \», вотупивших в строй уже
после начала войны. За время войны бы-
ло закончено постройкой пять линкоров
названного типа, главное’ вооружение \0-
торых состоит из’ орудий 356-мм калиб-
ра. Сверх того, по предположениям ино-
странной прессы, закончены построй-
кои также по меньшей мере два
из числа четырех строившихея к началу
войны еще более мощных линкоров типа
«Лайон», вооруженных 406-мм орудиями
Таким образом потеря боитанского фло-
Ta в линейных кораблях перекрыты
за счет нового строительства. и в строю
‘его нужно считаль примерно 17 линкоров.
Сверх того дострамваются еще по мевь-
шей мере два линкора.
Британский крейсерский флот наечи-
тывал к началу войны 15 тяжелых и 50
легких крейсеров (включая и те легкие
крейсера, которые были переоборухова“
ны в корабли ПВО), всего 65 боевых

единиц этого класса, За время войны, по   Войну в декабре 1941 года тоннаж аме-

английским официальным данным, по-
гибло пять тяжелых и двадцать три лег-
ких крейсера (включая два легких крей-
сера, погиблих. во время десантных опе-
раций в районе Анцио).. В строй вступили
23 легких крейсера типа «Фиджи» и

«Сцилла», строившиеся к началу войны.

Сверх того по программе военного вре-
мени было построено еще по меньшей
мере пять, \& возможно. и большее количе-
ство новых крейсеров. Следовательно, по-
тери в этом классе кораблей также вос-
полнены за счет нового строительства.
В составе британекого флота  насчиты-
вается примерно столько же крейсеров,
сколько их было до войны.

Bo много раз вырос aBuanoc-
ный флот Великобритании. К началу вой-
ны он насчитывал 6 авианосцев различ-
ных типов, Из них пять погибло, В строй
вступили шесть “новых больших авианое-
цев типа «Илластриес». Сверх того Be-
ликобритания, по официальным данным,
получила до весны текущего года 38
мелких, так называемых  конвойных
авианосцев от США и несколько кораб-
лей этого класса были построены на анг-
лийских верфях или переоборудованы из
быстроходных пассажирских  лейнеров.
Следовательно, в составе британского
флота имеется во всяком слячае не менее
50 авианосцев. Te

Численность эсминцев выросла. пови-
димому, в 3—4 раза. В началу войны бы-
ло в строю 187 кораблей. погибло евыше
ста, а вступили в строй неё менее пятисот
‘навых эсминцев, включая и кодвойные.
Из новых. кораблей этого клаеса по-

ое вудов различных типов получило за

>
Академик Л; ИВАНОВ
==

США. Следовательно, британский флот в
настоящее время насчитывает 500—600
боевых единиц втого класса.

Подводных лодок в английском флоте
  было к началу войны 57. Потери за вре-
мя войны составили не меныную цифру.
Однако они были в несколько раз пере“
крыты за счет нового строительства. В
настоящее время английский подводный
флот насчитывает вероятно не менее
200 боевых единиц.

Флот противолодочных судов и мин-
ных тральщиков был за время войны
создан, можно. сказать, заново. До войны
число конвойных кораблей и тральщиков
в составе британского флота измерялось
лишь немногими десятками. За время
войны на британских верфях были ‘по-

стреены сотни корветов, фрегатов и
других конвойных кораблей, a также
минных тральщиков. На сегодняшний

день в составе этоге флота имеется по
меньшей мере 500 конвойных кораблей
и такое же число тральшиков,

Строительство специальных  десант-
время войны ‘огромный’ размах. Она
строились как на мелких эллингах британ-
ских верфей, так и в порядке стандарти-
зованной продукции на различных заво-
дах Великобритании с последующей сбор-
кой, Строились и мелкие ударные десант-
ные суда, предназначаемые для вы-
садки ударных › отрядов — «командос»,
и механизированные десантные суда, вы-
гружающие легкие танки и автомобили,
и десантные суда усиления, прикрываю-
щие высадку десантов пулеметным огнем
и дымовыми завесами, и более крупные
танко-десантные, пехотно-десантные суда
п зенитно-артиллерийские десантные су-
да (предназначенные для оказания под-
держки высаженным войскам). Десант-
ные суда строятся всевозможных разме-
рев- от. ударных десантных лодок,
имеющих ‘в длину всего десять © поло-
виною метров, 10 больших‘ танко-лесант*
ных кораблей водоизмещением во
тые. тонн каждый. Всего к началу теку-
‘lero года флот десантных судов в Анг:
лии насчитывал до 5 тысяч мелких и

крупных единиц, причем в текущем году
предполагалось ‘довести его численность
до 10 тысяч судов.

Боевая мощь флота США за время
войны выросла’ приблизительно в лва ра-
за. Если к моменту ветупления США в

риканского. военно-морского флота co-
ставаял примерно 1.300 тысяч тонн. то
два с половиной года’ спустя он достиг
примерно 2.500 тысяч тонн (не включая
кораблей специального назначения, вепо-
могательных и десантных судов).

В частности, линейный флот США, на-
считывавший к началу войны в строю 15
линкоров (кроме того еще два линкора
типа «Вашингтон» проходили в то время
испытания), окончательно потерял за
время войны веего лишь один корабль—
«Аризона», погибший в Пира-Харбор.
Прочие линкоры, пострадавшие во время
налетов японцев на эту военно-морскую
базу США, были отремонтированы и
‘вновь вступили в строй. Сверх того за
время войны было закончено постройкой
еще четыре линкора типа «Вашингтон»
ий три — типа «Айова», вооруженных
406-мм орудиями. Таким образом в на-
стоящее время американский флот имеет
в бтрою 23 линкора. Три линкора типа
«Айова» достраиваются на американских
верфях.

Американский флот к началу войны
насчитывал. вемь авианосцев; Из них че-
тыре были потеряны в ходе военных опе-
раций. В етрой ветупило не менее двад-
чати больших авианосцев, из них один-
наднать типа «Эссекс» И девять. типа
«Вливаенд» (переоборудованные из
строившихея крейсеров). Чиело конвой-
ных ‘авианоснев; построенных на амери-
канских верфях, составляет не менее
50, не включал тех, которые были
переданы Великобритании. Таким обра-
зом. американский флот располагает в

ловина была построена ка британских   настоящее время примерно 70—80 авиа-

: ВЕСЕ ЛИЗ ИГ ИА СТР
но, способность, которая хорошо нам изве-
стна по его другим произведениям.
` Слов нет, за приключениями того же Пав-
лика следишь с интересом. Ребята-энтузиа-
сты были и в Ленинграде и в других городах,
Эти ребята, а особенно ребята’ ленинград:
ские, много пережившие в страшную бло-
кадную зиму 1941—42 г., тушили «зажи-
галки», работали на заводах, спасали людей
из-под развалин домов, ловили шпионов,
словом, наравне со взрослыми несли на себе
все тяготы войны. Они рано мужали в этой
войне; и охота за ракетчиками была для них
делом патриотическим, глубоко осмыслен-
ным. Однако‘ автора волнует главным 06-,
разом ‘внешняя, «детективная» линия повеё-
дения Павлика, а не его характер. А как
живёт Павлик? Где он живет? Что он во-
обще делает в то время, когда свободен от

слежки и охоты? На все это автор не дает
ответа,

Сюжетные линии Павлика и Люси име-
ют. свой, пусть неудачный, но  все-та-
ки конец. Линия летчиков такой закончен-
ности не имеет. Нельзя же считать развяз-
кой появление на последних страницах
книги летчика Грачева, который  понадо-
бился автору единственно для того, чтобы
соединить его с Люсей. И всё-таки, `не-
смотря на это, история летчиков эскадри-
льи Рассохина, их жизнь на земле и -бои
в воздухе — лучшее , что есть в книге.
Летчики у Чуковского — живые люди из
плоти и крови, CO своими характерами,
достоинствами и недостатками, CO своим
неповторимым ‘бытом: Во многих героях
повести — Костине, Карякине, Чепенкове
и других-—узнаешь биографические черты
балтийских летчиков. Костылева,  Каберова,
Чепелкина Здесь автором соблюдено He
только портретное сходство, но даже
сходство фамилий. Смерть Никритина, ти.
бель Алексеева, бой пяти наших. истреби.
телей против сорока немецких самолётов—
все это было, все это записано в историю
балтийской авизции и 0бо всем этом Чу-
ковский рассказывает. увлекательно, со
знанием

дела ч с соблюдением многих,

ET Sra ee ee

ВАННЫЕ

получены от   носцами.

о

ЗРК

весьма колоритных деталей; Описания воз-
‚душных боев, особенно. попытки Рябушки-
на — самого. обаятельного и наиболее
удавшегося героя. повести — таранить
сразу двух «Юнкерсов» и бой оставшихся
без патронов Карякина и Чепенкова с че-
тырьмя «Мессершмиттами», сделаны - пре-
зосходно. i :

«... Два. «Мессершмитта» ушли BRepx, HO
два других, дежуривших наверху, сразу
спикировали и пристроились к хвостам са-
молетов Карякина и Чепенкова.

Перевернуться, немедленно  перевер-
нуться!

Готово!

Карякин и Чепенков опять в хвостах у
двух «Мессершмиттов». Нет патронов.

Немцы снова горку — и вверх. Два «Мес-
сершмитта», дежуривших наверху, спикиро-
вали и ‘опять в хвостах у Карякина и Ue-
пенкова. Они сменяют друг друга, обе па-
ры «Мессершмиттов». }

Переворот! Немцы горкой вверх. Дежур-
ная пара пикирует. Переворот! Два «Мес-
сершмитта» вверх, два «Мессершмитта»
вниз! Переворот! ...«Тебя я увидел, но
тайна...» Переворот! Пара ввёрх, пара вниз.
Переворот! Долго ли это может продол-
жаться? Переворот! Да это какой-то стран-/
ный танец! Пары сменяются, как на тан-
цовальной плошалке. Переворот!»

Чуковский лаконичными и  тщатель-
но подобранными выражениями ярко по-
казывает напряжение и ритмику воздуш-
ного боя. Но. летчик, ведуший бой, вовсе не
похож на механического человека — робо-
та, автоматически делающего свое дело.
Летчик и в бою живой человек, хотя, KO-
нечно, у опытных пилотов многие движе-
ния бывают почти автомаТизированы. Воз-
душный бой — это прежле всего творче-
СТО, в котором участвуют и мысль, и зре-
ние, и память, и совесть, и интуиция. По-
казывая внешнее напряжение воздушного
боя, писатель должен был гораздо глуб-
же паскрыть и внутренний мир Лет-
чиков, столь богатый чувствами, ощуще-
EMAMH и переживаниями.

ОФ eT te ee

Брейсерский флот США насчитывал к
началу мировой войны 18 тажелых и
19 легких крейсеров. За время войвы
погибло, по официальным данным, шесть
тяжелых и три легких крейсера. Построе-
но из. менее 20 новых кораблей этого
kgacca (6—8 тяжелых, остальные лег
кие). Следовательно, крейсерский флот
США превышает довоенный и насчитыва-
вт 45—50 боевых единиц.

Строительство эсминцев и противоло-
дочных кораблей всех тяпов приняло He-
бывалый размах. За один лишь прошлый
1943 год, по официальным данным, было
построено 128 больших и 306 конвой-
ных эсминцев т е. 434 корабля
®ого класса. Всего за время войны их
построено, вероятно, не меньше 600. Ta-
ким образом, если к началу войны число
эсминцев во флоте США было около 180,
то в настоящее время оно превышает
700. Сотни новых кораблей этого клаеса,
главным образом  конвойных, строят-
ся на американских вх

Подводный флот насчитывал К
началу войны 111 подводных лодок. Из
них погибло за время войны около двух
десятков. Построено было около 200 но-
вых боевых единиц, веледствие чего чис-
ленность подводного флота в вастоящев
время составляет около 300’ кораблей.

Сторожевые и конвойные корабли, &
также тральшики во флоте США, как и
во флоте Великобритании, к началу вой-
ны были весьма малочиеленными. Одна-
RO в результате массового строительства
судов этих классов на американских вер-
фях численность сторожевых и конвой-
ных кораблей в настоящее время` состав-
ляет дб 500, а тральщиков — до. тысячи
боевых единиц.

Наконец, следует отметить невиданные
масштабы, какие приняло за последние
два года строительство десантных судов
в США. Америкалекая промышленность
развернула массовое стандартизованное
производство десантных судов всех ти-
пов, соответственно тем образцам, какие
уже ранее были установлены в Англии,
исленность крупных и мелких десант-
ных судов достигла во флоте США 13
тыс. к концу прошлого года, ‘а к концу
текущего гола она должна была достиг“
нуть 80 тысяч. `
Таким образом, в целом военно-мор-
ские флоты наших союзников представ-
ляют собой громадную силу. Английский и
американский флоты вместе насчитывают
не менее 40 линкоров, около 120 крейсе-
ров, 120—130 авианосцев, 1200—1300
эсминцев, около 500 подводных лодок,
до 2.500 конвойных кораблей и траль-
щиков, наконец, многие десятки тысяч
десантных судов всевозможных типов. В
эти приблизительные подечеты He BRIN-
чены ‘корабли других 0б’единенных на-
ций — Франции, Голландии, Норвегии и
а также Италии. Однако
флоты в общей сложности  состав-
внушительный «подвесок» к

силам Великобритании и
США. Достаточно  сБазать,  напри-
мер, TO в составе  французокого
флота имеется не менее четырех линко
ров, включая новейший линкор <«Ри-
шельё», а в составе итальянекого флота,
переданного в распоряжение союзников,
находилось не менее пяти кораблей этого
класса, включая. новейшие линкоры
«Италия» и «Витторио Венето». Вместе
с этими кораблями общая численность
линкоров, находящихся в распоряжении
достигает прибли-

других,
эти

IAWT
морским

Об’елиненных наций,
зительно 50.

Война на Тихом океане отвлекает боль:
шую часть военно-морского флота США
й значительную часть британского Soy
Однако главные силы британского флота
все же сосредоточены в европейских во-
дах. Здесь же находятся и крупные с0е-
динения американского флота.   Е

Судя по первым данным — пока отры-
вочным и неполным, которыми мы ас-
полагае\ относительно начавщейся
операции по высадке войск на побережье
Франции. в обеспечении с моря прини-
мают участие огромные СИЛЫ...

Масштаб операции виден из пер-
вых цифр, фигурпрующих в офици-
альных сводках наших союзников. Вы-
садка десантов обеспечивалась огнем 60-
лее чем 600 боевых кораблей всех клас-
60.

Рея

сти

=

PAE oe Se oa
Образ Алексеева, задуманный очень ин-
тересно. ‘становится к концу повести туск-
лым, ибо автор так и не об’яснил, как пришел
Алексеев от трусости к героическому под-
вигу. Бросив Алексееву в лицо страшное
обвинение в трусости, Рассохин все же на-
ходит нужным послать его в очередной вы-
лет. И вот как ведёт себя в воздухе вче-
рашний трус: ®..Алексеев сегодня не испы-
тывал страха — того привычного ему, не-
преодолимэго, всегда скрываемого страха,
который он испытывал прежде при столкно-
вении с врагом». И все. м

Именно поэтому последний, неравный бой
Алексеева с четырьмя «Мессершмиттамн»
мало похож на подвиг, «Хоть бы меня
сбили, — думал он. — Тогда всему конец,
все развяжется». м

«Девять братьев» — повесть о морских
летчиках, Однако поверить в это может,
пожалуй, только‹тот, кто бывал на Балти-
ке и кто знает историю борьбы балтийских
летчиков за Ленинград. Автор хорошо
знает материал, и это давало основание ду.
мать, что он подметит типические черты,
которые можно встретить только у людей
такой специфичной морской профессии, как
летчики-торпедоносцы.

Мы помним довоенные романы и повести
Николая Чуковского. «Княжий угол», «Яро-
славль», «Лето» и другие книги были напи-
саны талантливым и своеобразным рома-
нистом. «Девять братьев» — повесть для
юношества, написанная. как и все вещи
Чуковского, простым и точным языком,
Но если про большинство романов Чуков-
ского говорили, что читаются они легко,
то про последнюю его работу можно ска-
зать, что она читается слишком легко. К со-
жалению, повесть не оставляет того впечат-
ления. на которое вправе рассчи-
тывать автор, делая ‘эту книгу. Дело ведь
не только в том, чтобы сфотографировать
участников Отечественной войны, но и рас-
крыть их внутренний мир. показать наролу
гуши героев во всем их величии, благород-
стве и простоте.

зы = -== у