июня 1944 г; № 138 (1705)

УЧЕБА ПОЛИТ

(угавизованная согласно
Главного Политического
Равнно-Морского =. Dora
ик из важнейших
  прения идейного  кругозорь полат-
уаботников. В нашем соединении си-
(вуатически раз в неделю заместитети
  омандиров по политчаети кораблей и
подразделений и парторги собираются в
 } Млатотделе для запятий, которые про-
  дмжаются 6—7 часов,
“= Yr занятия ведутся по
  внному плану, В декабре —
дапример, политработники трижды
мушали  оботоятельные доклады 0
аждународном и внутреннем положении
  (ССР. Кроме того, ряд доклахов был по-
  шащен отдельным странам — Ирану
Венгрии, Болгарии, Югославии, Высту-
аи квалифицированные лекторы, copo-
щившяе немало ценных сведений fo Hee
пурии, эвономике, военному и политиче-
кому положению этих государств. Bes
#10, понятно, помогает политработникам
ориентироваться в международной по-
MITRE,

В тт же период читалиев и лек-
ци на темы: «Гитлеровокая Герма-
ция идет ® катастрофе», «Борьба на-
родов Западной Европы ‘за свое освобож-
jeer, «Военно-полигическая обстанов-

ха на Балтике». Гаким образом, в изве-

} иной последовательности был охвачен
  довольно обширный круг вопросов меж-
  дукародной политики. Занятия протека-
и оживленно — докладчикам задавали
змпросы, слушатели вети подробные за:
mien, ,

Но меньший интерес вызвали и лекции

и нашем тыле, о братских республиках:

«урал кует. победу», «Богатства» Совет-
4, пой страны», «Советская Прибалтика».
Весь цикл докладов по темам. междуна-
мдного и внутреннего характера обога-

указаниям
Управления
учеба
методов фас-

опреде-
марте,

ad политработников ценными  знания-
уп, необходимыми для идейного воспи-
юлия офицеров, На занятиях  освеща-

иь и важнейшие вопросы агитации и
пропаганды,
С целью повышения ’ теоретической
подготовки с политработниками проводи-
ith занятия по некоторым вопросам
уаркоистско-ленинской философии. Чи-
тались локции на темы: «Основные чер-
ты диалектического метода»,  «Ленинско-
  пыинская теория познания» (две лек-
  ции), «Сталинское учение о `гобудар-
  шве», Одаа ‘лекция была посвящена со-

ской художественной литературе в дни
  Отечественной войны.

Значительное место в занятлях зани-
ма практика  политработы -— больше
половины всего времени. Мы стремились
ззможно полнее охватить вопросы пар-
WHO политической работы, разобрать
1х всесторонне, учитывая опыт нашего
издинения,

Занятия ло практике партийно-поли-
гической работы проводились . диферен-
цированно — применительно к особен
дотям той или иной группы политработ-

. Шков, Заместители командиров и парт-
‚ гов кораблей занимались отдельно от
  муестителей командиров подразделений.
Последние, к примеру, обучались  прак-
уческому содействию ‘командирам бата-
pel, групи и дивизионов, в воспитания
дей, методам руководства парторгани-
мцией подразделения ит, п, Следова-

РАБОТНИКОВ

тельно, учеба имелу
и

асть докладов сделал
работники о, ий
докладчиков выделяются из самих полит-
работников — кораблей — заместителей
командиров по политчасти и парторгов.
Таким образом, доклады отражают  пол-
линный практически’ ценный опыт нар-
тийно- политической работы. Tar, © до-
владом о партийно-политическом obecne-
чении боевой операции выступал  заме-
ститель командира по политчасти’ энского
крейсера капитан 3 ранга Морозов,   x0-
клады о работе парторпанизаций кораб-
лей в период боевых действий = сделали
парторги ‚ эсминцев  капитан-лейтенант
Федотов и старший лейтенант Галкин.

Политотдел, поручая заместителю ко-
мандира или парторгу доклад на опреде-
ленную тему, тщательно проверял при

конкретный  харак-

помощи своих инструкторов, как ведется

работа на корабле.

По вопросу о воспитании отаршинско-
го состава докладчиками были выделены
заместитель командира по политчасти эс-
минца <«Н.» капитан 3 ранга Ваксман и
заместитель командира лидера «Н.» кали-
тан 2 ранга Красов. У Красова дело с
воспитанием старигинокого состава 06-
стояло хуже, чем на эсминце. “Докладчи-
кам предстояло осветить и положитель-
ные и отрицательные стороны. С’ состоя- `
нием этой работы на кораблях предвари-
тельно ‘ознакомились  предетавители по-
литотдела: на лидере — инструкторы ка-
питан-лейтенант Иванов и майор Ива-
щенко, а на эсминце — старший ин-
отруктор капитан-лейтенант Гребенкин.

Для политработников кораблей подго-
товка к докладам и последующее их 06-
суждение на занятиях является о полез-
ной практической школой, Начальник по-
литотдела, как правило, подводит итоги,
отмечает положительные стороны работы
и ев недочеты.

Ценный опыт одного корабля стано-
BUTCH достоянием политработников  с06-
динения. Доклад капитана 3’ ранга’ Мо.
розова о воспитании офицерского соста-
ва познакомил их с практикой проведе-
ния Ha корабле офицерских собраний,
показал, какой это важный фактор кол-
лективного воздействия, Тов. Морозов
поделился и опытом индивидуального
воспитания ‚ офицеров. ‚ Капитан 3 pan-
га Трифонов в своем докладе pac-
сказал, в частности, Kak of органм-
зовал в кают-компании обсуждение офи-
церами ряда статей об операции на ост-
рове Сухо.

Организованная учеба политработни-
ков заметно сказываетсл на их практи-
ческой деятельности. Нельзя не отметить
B STOM отношении парторга крейсера
старшего ‘лейтенанта Ларионова и парт-
орга эсминца «Н.» старшего лейтенанта
Крылова.

Есть в соединении офицеры, неплохо
сочетающие организованную учебу с са-
мообразованием. Тем не менее самостоя-
тельная учеба `— всё еще слабое звено.

Привить политработникам навыки ca-
мообразования, научить их тах пользо-
ваться временем, чтобы его хватало и
AM самостоятельных занятий, ’ поднять
качество последних — очередная наша.
задача, i

Капитан 1 ранга Д. ИГНАТЬЕВ.

Действующий флот:

Творческая мастерская Всесоюзной: ака-
демии архитектуры под руководством aka-
демика архитектуры М. Гинзбурга разраба-
тывает проект восстановления города рус-
  Кой славы = Севастополя.
В беседе с нашим сотрудником академик
Гинзбург сообщил:
  -— По заданию Комитета по делам архи-
1ектуры при СНК СССР, я вместе с дру-
ими архитекторами совершил поездку по
Toponam Крыма и, в частности, осмотрел
Севастополь, над проектом восстановления
Которого работает наша мастерская.
  Страшное зрелище представляет город,
побывавший во власти немецко-фашист-
  ких захватчиков. Гитлеровцы системати-
ки уничтожали и разрушали историче-
Кий город, его памятники, злания. По пре-
дзарительным подсчетам, только около 19
процентов городских построек могут   ObITb
‚ восстановлены, Остальные здания  разру-
шены настолько, что их придется’ разби-
  рать,
‚ Тщетно мы пытались обнаружить хотя
бы следы здания севастопольского вокза-
  №. Все. превращено в груды битого, обго-
fenoro камня, На месте, где когда-то был
Знаменитый Исторический бульвар,   eT
  ®ртый бастион, артиллерийский редут, па-
  мтник Тотлебену и другие священные ре-
ликвии первой Севастопольской обороны,
Сейчас осталось лишь несколько деревьев,
  которые бросают свою тень. Ha выжжен-
  1 солнцем и артиллерийским огнем пла»
10, Буквально чудом сохранилось здание
Севастопольской панорамы. Оно, ‚ правда,
ильно разрушено, но может быть быстро
Зосстановлено. Это тем более радостно,
Что, как известно, часть панорамы работы
Ф. Рубо была в свое время вывезена из
(Севастополя и сейчас находится в рестав-
ационных мастерских Третьяковской гал-
  Лереи в Москве, Памятник  Тотлебену изре-
шечен пулями и осколками снарядов. Сэо-
ружая на Историческом бульваре ряд ук-
реплений и лзотов, гитлеровны  надруга-
лись над исторической святыней и обезгла-
Вили памятник,
‚ Осмотрев — Исторический бульвар; мы
  пустились к Графской пристани.  Итти
пришлось мимо руин. Поэтому неожидан-
№0Й радостью для нас ‘оказались сохранив-
‚5 Шиеся здесь здания санатория имени
  Сталина и водной станции «Динамо», Цела
и сама пристань и чудесная, спускающаяся
К самой воде, лестница,
С противоположной стороны плошади все
здания взорваны ‘и ‘уничтожены. В развали-
  Mb превращены дома на Нахимовской и
  Морской улицах, сильно разрушен инсти-
Тут физических методов лечения имени Ce-
ченова, Такие же картины можно наблю-
дать на берегах Артиллерийской бухты и
на Копабельной стороне,

д

Возрождение Севастополя

Разрабатывается проект восстановления города-героя

заявил далее академик Гинзбург, —поззо-
лило архитекторам уточнить основные

идеи, которые положены в основу его вос-.

становления, Не надо предполагать, что
Севастополь будет строиться, как новый
город. Нет, Севастополь, город рузской
славы, должен быть таким, как его знает
вся Россия, но ‘стать при этом еще величе-
ственнее и прекраснее,
Ансамбль будущего Севастополя  отра-
зит подвиги севастопольцев, воинов Крас-
ной Армии и моряков Черноморского фло-
та. В Севастополе было’ 37 исторических
мест, священных для сердца каждого  со-
ветского человека, — памятники Нахимову,
Корнилову, Казарскому, Лазареву, Maya~
хов курган, Адмиралтейская башня, Де-
вичья батарея ит. д. В проекте восстанов-
ления Севастополя к этим историческим
местам булут прибавлены новые,   знаме-
нующие величественную эпопею города-ге-
роя нашей эпохи. Два его места должны,
как в фокусе, собрать и’отобразить все. со-
бытия. Это. Паптеоня славы на Малаховом
кургане и Исторический бульвар, хоторый
проектировщики Севастополя условно Ha-
зывают площадью Двух оборон.
По проскту здесь предполагается соору*
дить, кроме здания старой панорамы, но-
вую панораму. У остатков стен Четвертого
бастиона намечается установить  монумен»
тальный обелиск Победы. ‘Исторический
бульвар завершит здание музея Великой
Отечественной войны. Мы хотим, чтобы
эта плошадь олицетворяла собой и воз-
двигнутыми на ней зданиями ^ преемствен-
-ность военной славы и исторических тра
диций русского оружия. Площаль Двух
оборон является ‘ядром композиции города.
 Проект восстановления Севастополя пре-
дусматривает сохранение самого характера
города. Расположенный на лощинах и хол
мах, он лолжен оставаться, как и был, про-
стым нарядным приморским городом. По-
этому мы не хотим усложнять его больши-
ми зданиями. В‘ основном B Севастополе
проектируются поосторные двух-трех
этажные дома. Сохраняя сетку а
улиц, расположенных в основном в on
нах местности и принимая ее за осн у,
проектировщики расширили и Е т
ряд магистралей. Некоторые а и
ны будут преврашены в мл ульв Pe
Центр города будет связан с пе :
ря парками и спортивными ИИА
В заключение академик Гинзбург 0
ениё Севастополя
тил, Что  восстановл о
стать делом чести всех архите
oh eee ty HORHHKOR и скульпторов страны.
Жизнь в Севастополе Мы ван
Пройдет время, и нам к ни
зрушений возникнет Новы я
д Севастополь — столица °черномор

ских моряков,

ene

— Изучение состояния Севастополя, —
НАКАНУНЕ ВЫПУСКА УР
МИАСС  (Челябинокая область). 10

пня, (ТАСС). Осенью 1941 года в под-
nom Ильменских гор прибыли эвакуи“
ванные цехи автомобильного завода.
реододевая огромные трудности, pabo-
 ТА. дл ono 2

или т: BILL WL eee

АЛЬСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ

1943 года на базе автомоторного произ-
BOACTBA началось строительство автомо-

бильного завода. `\
Сейчае автомобильный завод тотовит-

ся к выпуску первых на Урале автомоби-

bi
ceca, anit Na НЕ

Краснознаменный Балтийский  флот,.
Славный ‘экипаж  самолета-торпедонос-
ца, штурманом, которого гвардии. капи-
тан Н. Афанасьев, потопил в Финском
заливе семь транспортов противника
общим водоизмещением в 95.000 тонн,
На снимке: гвардии капитан Н. Афа-
насьев.

Фото Г. Чертова (Фотохроника ТАСО),

_ КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ
ФЛОТ, 10 июня. (По. телефону от наш.
спец. корр.). Закончился пятидневный
семинар  парторгов крейсеров, ^ пол-
ков и дивизионов, созванный Полит-
управлением HBO. Парторги  прослу-
шали ряд лекций на общеполитические
и военные темы: «Товарищ. Сталин —

организатор и вдохновитель свеликих
побед — Красной о Армии»,  «Сталин-
ская стратегия. и тактика», «Роль

советского тыла в исторических. победах
Красной Армии». «Значение. освобожден-
ных от немецкой оккупации районов для
экономихи и обороны нашей страны».
«Советская Прибалтика», «Балтийский
флот в войне против кайзеровской. Гер-
мании 1914—1918 гг.» «Балканы се-
TOMA, ;

Особое внимание было уделено’ практи
ческим вопросам партийной работы. Уча-
стники сбора с большим интересом про-
слушали доклады руководящих работников
Политуправления: «0 работе парторгани
заций со старщинами» (хокладчик! — ге-
нерал-майор Рыбаков), «Парторганизация
в политическом обеспечении боевой опера-
ции» (докладчик — полковник hanes),

После каждого доклада парторги обсуж-
Дали поднятые вопросы и обменивались
опытом. В заключение выступил началь-
ник Политуправления флота контр-адми-
рал Волков. , р

Парторги почерлнули много полезного
из докладов и выступлений. Это поможет
им и в практической деятельности и в
теоретическом самообразовании,

ket

B организации семинара имели место от:
дельные недочеты, Среди: участников бы-
30 много парторгов частей береговой 0бо-
роны. Между тем докладчики преймуще-
ственно излагали опыт партийной работы
на кораблях и в авиачастях.

Темы отдельных лекций не отличались
злободневностью. В частности, лекция 0.
происках гитлеровцев в странах Латин-
ской Америки мало заинтересовала партор-
гов. ( другой стороны, такие вопросы,

как военное м междунарохное положение’

Советского Союза; в особенности бахтий-
ского театра военных действий, не. быди
освещены, хотя интерес к ним большой.

Майор И. РАБИНОВИЧ.

По страницам
флотских газет

%» «Красный черноморец» рассказывает
о боевом пути Героя Советского Союза ка:
питан-лейтенанта Афанасия Кудерского. В
1996 году он начал службу в Военно-Мор-
ском Флоте краснофлотнем. Теперь он
командует отрядом торпедных катеров. На
боевом счету капитан-лейтенана  Кулер-
ского 230 встреч с врагом. Им потоплены
три транспорта ‘общим водоизмещением 10
тысяч тонн, 2 быстроходных десантных бар-
жи, сухогрузная баржа, сбито 2 «Юнкер-
са:88». В тылу у врага Герой Советского
Союза Л. Кудерский высадил 700 десант-
ников. Вебь личный состав катеров его от-
ряда награжден орденами и медалями.

4% 21 января 1944 года экипаж гвардии
лейтенанта Францева одержал свою первую
победу. Сейчас, как пишет газета  «Северо-
морский летчик», на боевом счету гвардей-
ца-торпедоносца уже 7 уничтоженных фа-
шистских кораблей, две’ подводные лодки
и мотобот, Гвардии лейтенант Францев’ от-
крыл нозую страницу в истории боевого
применения торпедоносной авиации: до не-
го еще не было случая потопления подвод-
Ной лодки авиационной торпедой, Молодой
22. летний офицер-североморец стал. грозой
фашистских караванов в Баренцовом. море.

4% Зенитчики Балтики имеют на своем
счету 248 сбитых немецких самолетов. Что
значит эта цифра? Краснофлотская газета
«Сталинская вахта» пишет: 4775 фашист-
ских летчиков, штурманов, радистов никог-
да больше ие появятся в воздухе. Уничто-
жено 427 авиамоторов общей мошностью в
280 тыс. лошадиных сил. Электростанция
такой мощности в состоянии обеспечить
электроэнергией такие города, как Гамбург,
Киль, Кенигсберг и Мюнхен».

«Вот, — пишет газета, — примерный урон,
нанесенный балтийскими зепитчиками вра-
гу».

*% В Н-ской части состоялась вторая в
этом году техническая конференция ради-
стов. Краснофлотская газета «Сталинская
вахта» пишет, что ралисты Переселенцев,
Сухова, Сенов и другие. выступили с док-
ладами о работе передатчиков. новой схемы.
На конферениии было пролемонстрировано
6 образцов аппаратуры. Техническое сове-

оно

мы

Pe

КРАСНЫЙ ФЛ

‘тем, как один старшина закрыл пробои-
ну подушкой — первым, что ему попа-

fee ns

от

МОРСКИЕ ОФИЦЕРЫ

` Любовь к кораблю

Заплаты, которые накладывают на
пробоины, — разноцветные, на темном
фоне они напоминают нашивки за ране-
ние, Правда, следов прошлогодних и но-
запрошлогодних пребоин уже не видно,
поетому что’ весной катера красят, но
обычно команда хорошо помнит историю
каждой из них,

Чаще всего начинают с рассказа о

лесь под руку, — и прижал подушку к
Gopry животом. Вепомнят и о замеча-
тельном возвращении катера с 36 про-
воинами, из которых хлестал вверх фон-
тан воды, -— издали выглядело так, буд-
ток базе приближается кит.

Однако самое интересное по этой ча-
сти можио услышать в звене гвардии
старшего лейтенанта Фильцова.

Чего стоит хотя бы история с дымап-
паратурой и вентилятором из реглана!

Мало того, что катер Жильцова полу-
чил в том ‘бою девяносто две пробои-
ны, — осколок снаряда разбил ещё
дымаппаратуру. Дымом заполнилея ма-
шинный отсек, и моторы стати глохнуть.
Мотористы надели противогазы, Не по-
могло. Пришлось выскочить наверх,

Тогда Жильцов. раненный в голову, по
временам терявший сознание от боли,
отдал им своб кожаное пальто и прика-
зал поскорее растянуть его и держать у
открытого люка, как парус. Воздух
тотчае пошел внутрь. Моторы заработа“
ли живее, подбитый катер рванулся вие-
ред и выскочил из-под вражеского 06-
стрела.

Прислушайтесь к тому, как вём бу-
дуг рассказывать этот эпизод. Даже не
зная, что перед вами люди Из звена
ЧКильцова, можно догадаться 06 этом
по тому особенному, приподнятому и
восторженному тону, с каким они гово-
рят 0 своём катере. Лучше всего тогда
узнается в них Жильцов, как в своих
сыновьнх — отец по’одной какой-нибудь
«фамильной» чёрточке, особой интона-
ции, характерному жесту.

`Ещё одно сходство заслуживает уло-
минания. Познакомившись с  Фильцо-
вым, вы © удивлением осознаете, что уже
встречались с ним раньше, видели не
pas его лицо. Когда же? Где?

Загадка раз’яснитея, стоит лишь вам
завести с Жильцовым разговор о воен-
ной технике и, в частности, о его лю-
бимых военных катерах. Суровое с вид
аицо еразу светлеет, проясняется улыб-
кой. Глаза ярко заблестели, Жальцов сде-
лалея разговорчив, приветлив, оживился,

_ Явно стало теперь, кого он так нало-
минал вам. Ну, конечно же стахановцев,
многочисленные портреты которых 18-
чатались в газетах.

Да, Жильцов — из’ Донбасса, когда
то он строил там жилые дома для шах
тЕров и сам работал на шахте забойщи-
ком. За что бы он`ни брался, он делал
это всегда добротно, прочно, вникая в
суть дела, увлекаясь техникой, стараясь
внести что-то своё, новое,

Донецкая трудовая выучка помогала
ему на флоте. Он долгое время был ка-
терным боцманом, на двадцать восьмом
голу жизни ‘стало наконец командиром
(«Офицерские звёздочки горбом  до-
был», — иногда говорит он), _

Ему повезло — он понал под началь-
ство Осипова, прославленного катерни-
ка-новатора, м вот уже седьмой год слу-
жит вместе с ним, Рационализаторокие
способности его с помошью Осипова по-
лучили свое развитие,

Всегда Жильцов занят тем, что при-
думывает новшества, по-хозяйски при-
кидывая, как бы выжать, да побольше,
из имеющейся в его распоряжении  тех-
HURB, .

Когда он попривыкнет к вам и про-
никнется уважением и доверием, то рас-
кроется весь. Й какой же это своеоб-
разный, интерееный человек, © пытаи-
вым, живым умом, с широким размахом
технического ‘воображения.

—= Посидите, — говорит он с _до-
бродушно-мягким украинским  акцен-
том. — Еели вам это нравится, я ещё:
одну свою’ фантазию расскажу... ie

Фильнов с простодушным, каким-то
юношеским увлечением мечтает о велико-
лепных  полуфантаотических кораблях,

ЕОс

: 2

В сообщениях о высадке войск союзни-
ков Ha северное побефежье Франции ука-
зывалось, Что первыми высадились на берег
ударно-десантные отряды специального на-
звачения, Tak называемые «коммандос».
Эти отряды осуществляют первый бросок
на вражескую территорию; их задача за-
ключается в том, чтобы прорваться в глубь
обороны противника и проложить путь Oc-
новным десантным силам. -

Первые отряды «коммандос» были соз-
даны в суровые дни мая--июня 1940 гола,
когда после Дюнкерка ожидалось вторже-
ние на Британские острова, Английское

` командование организовало в те дни веболь-

шие отряды специального назначения для
выполнения отдельных. диверсионных опе-
раций.

Первое выступление «коммандос» произо-
шло в июне 1940 г., через четыре недели
после Люнкерка, когда 150 «коммандос» на
восьми моторных лодках покинули Темной
ночью порт в Южной Англии и совершили
налет на французское побережье близ
Булони.

По мере того, как росли вооруженные си-
лы Великобритании, увеличизалось коли-
цество ударных ‘отрядов и начали осуще-
ствляться более крупные рейлы на терри-
торию противника. Так, в феврале 1941 го-
да специальные  парашютные войска совер-
шили налет на территорию Италии. В маф-
те того же года был совершен рейд на Ло-
фотенские острова в Норвегии, в декабре—
рейд на норвежский остров Ваазго: В марте
1948 г. «коммандос» участвовали в рейде на
Сен:Назер, где были взорваны ворота дока.

В оъспата_маслалароя моно matin по

as :

и м в ии оч Вне. ИЕР ИИЕНВИЙ

неуязвимых 03-34 своей скорости и мане-
вренности, обладающих удивительными
мореходными качествами,  наносящих
удар с нвотвратимой  внезапностью. И
за штурвалом ‚ этого ‘чудо-корабля он,
конечна, видит. себя.

Такие мечты будоражат творческую
MBICIE, помогают глубже видеть настоя“
Thee, заставляют постоянно ‘искать и Ha-
ходить в нём TO новое, что можно при-
менить и осуществить уже сейчас. Опи
также помогают Жильцову любить ещё
больше свой торпедный катер, различая
за ним, правда, ещё туманные, контуры
удивительного корабля будущеге.

Петь Фильцов вернется теперь из
1949 или 1950 года в 1941 и расска-
жет вам о том, как он спасал катер,
севший на камни в шхерах, Боцуаны из
WUIEMOBCROTO звена говорят 06. этом,
почтительно приглушая голос: «Васи-
лий Маркович тогда самолично доставил
катер в базу...».

— Нет, это не тот, что девяносто две
пробоины, — начинает ‘Жильцов. —
Тот другой. Тот‘ уже потом. Но оба сей-
чае в моем звене.

Случилось дело поздней осенью. Воз-
вращались из операции. Пуржить’ ста-
10, и уже вечер, темно. Подвели нас ком-
пасы. Они врут на минных полях. &

тийские фарватеры: ва цыпочках надо
ходить. Потеряли мы’ место и бросили
якорь. Сами мокрые, хоть выжми, часов
шесть болтались в море. Но ветер всё
элее и злее; баллов до шести, якоря He
держат. Дрейфуют ваши катера, — вее-
го три катера было. Разносит нас, а види-
мость — 1 кабельтов. Потеряли друг дру-
та в пурге. т

Часа в двадцать три заметил я берег,

видим, на ‘берегу суета, пускают ocBe-
тительные снаряды и вешают над нами
люстры. Я приказываю боцману сесть
за пулемёт. .

У людей отобрат партийные билеты,
чтобы уничтожить, когда надо будет.
Приготовил спички, топор. чтобы про-
рубить бензобаки и поджечь катер.

Команда разобрала уже’ винтовки,
Masry только моего знака — с боем. про-
рываться в лес под прикрытием боц-
‘манского огня. В это время © берега по-
ступает голосовой сигнал, проще ска-
зать, крик: «Давай, вылезай!.» и на-
зывает место, где мы находимся,

‚Ноя продолжаю проявлять недовер-
чивость. Боцуан дал ратьером опозна-
вательные. С берега отвечают правиль-
но. Второй опознавательный. Тоже вер-
ный ответ; Не’ удовлетворилея этим, и
вот почему. Бричат, что моряка с двух
других катеров уже на берегу. Думаю. мо-
жет, попали в плен, и финны овладели
документами по сигнализация,

Бричу в рупор:

‘’— Присылайте ко ‘мно   двух человек
для связи.

Вброд пришли два человека. А на 6е-
регу собралось уже человек двадцать, на
них нареден бопманский пулемет, пока
мы тут 60 связными переговоры ведем.
Выспросили у них, что знают насчет
Иенинграда, каково положение, назва-
ния улиц, всё. что в таких случаях при-
нято спрашивать. Потом я этих двух 0с-
тавил у себя на катере заложниками, a
своего радиста послал на берег для пере-
проверки.

Пока Жильцов рассказывает, вы ду
маоте о том, что даже если бы не было
на груди рассказчика двух орденов
Красного Знамени, ордена Отечественной
войны и медали «За оборону Ленингра-
да», сомнение в его мужестве He могло
бы возникнуть. Он осторожен и расчёт-
THB именно потому, что храбр. Он 6е-
режёт людей, бережет доверенный ему
катер для будущих боёв, боится, чтобы
какая-нибудь оплошность не отдала 60-
ветекое оружие в руки врагу.

— Ну, вот, возвратилея радист, до-
кладывает: «Порядок, товарищ  коман-
дир. Лозунги в ihe nin висят (наши,
портреты вождей, Наша батарея.

‘Тогда только мы сошли на берег.

А вражееская территория, оказывает-
ся, очень близко, всего в двадцати. ka-

Ee SOREN TL TI ae EE

союзников в Северной Африке. В этой опе-
рации «коммандос» привимали широкое
участие.

Таким образом, «коммандос» стали пере-
довым отрядом вторжения. Эти спецналь-
ные отряды морской пехоты сыграли
также крупную роль в завоевании плацдар*
мов в Италии, ‘

Готовясь к вторжению на европейский
континент, английское командование уделя-
Ло особое внимание подготовке и обучению
уларно-десантных отрядов. Части «комман-
до» сформированы целиком из доброволь-
‘цев. Все желающие поступить в эти’ удар-
ные отряды подвергаются строгому ‘отбофу,
Только люди, отличающиеся особой сообра-
зительностью, инициативой и храбростью,
принимаются в отряды. Характер подготов-
ки этах войск определяется одним <ловом—
наступление, ибо в этом их основная задача.

В физическую тренировку «коммандос»
входят марши на большие расстояния, пла-
вание с полной выкладкой, рукопашные и
уличные бои. Бойцы ударных отрядов дол-
жны быть в состоянии пройти по 7 миль в
час и 12 миль в 3 часа с облегченным сна-
ряжением, имея при себе 190 обойм. В пол-
ном снаряжении они должны пройти 35 миль
за 14 часов. Марши совершаются без обыч-
ного привала, разрешается лишь’ краткая
остановка для еды, К кониу длиннейшего
перехода «коммандос» должны быть тотовы
немедленно вступить в бой, атаковать по-
зиции противника, пербплыть реку или пе-
рейти в рухопашвую. .

Каждый боец должен уметь обращаться
с винтовкой, автоматом, револьвеёром, мино-

зоол» планом _ mr srose ne sr reermere oar — Tha

кругом мины, — знаете ведь наши бал-.

неизвестно чей, а в двадцать четыре.
катер выбросило на камни, ho берега
ещё метров cro, не больше. Подняхась,

бельтовых. Это нам повезло, что нае к

MD vrs NE +

„КОММАНЛОС”

‚операцию. Бойцы принимают

советекому берегу прибило. Командир
батареи мне и говорит: «Ну, прощай“
тесь теперь со своим катером, товарищи
моряки. Пак paccserer, ие обяза=
тельно его потолят. потому что она ря-
дом, & мы ночью подевечивали, люстры
вешали, Наверное, они ущузчили ваш
катер»..

Я приказал снять с катера в6ё цен
ное: радиостанцию, боезапас, пулеметы,
продовольствие. Но вместе ¢ тем не
теряю надежды: а вдруг не ущучили?
Велел мачты срубить и замаскировать
катер чехлами под цвет камней, i

Легла моя команла спать. — натоми-
лась за день. А мне не спится. Пошел сно-
ва Е своему катеру, добрёл вброд /хо кам-
ня, Вода—по пояс, сильный накат, холод
чортовский. Хожу вокруг катера и но-
гами ошупываю. на какие он точки. вел.
Вижу: удачно сел — реданом. И всего
две пробоины. но большие, Можно, m0-
моему, в тихую погоду снять. Лишь бы
только финны утром не потопили.

Наступает утро. Погода стихла, .овот-
ле. Пролетел над берегом разведчик про-
тиваика. Ждём час, другой. Финны мол-
чат, нет’ обстрела. Ага, значит, все-таки
He ущучили, хорошо мы свой катер за-
маскировали.
° Собрал я личный состав. «Катер на-
до спасти, товарищи. Техника для вае
важна. особенно сейчас. (А положение им
об’яснять не’ нало, понятно и Tak, —
осень 1941 года!). Предлагайте ваши
средетва». re)

Артиллеристы тоже заинтересовались.
Говорят: «У нас на склале есть бочки,
трос, это вам может пригодиться».

Днём работать никак нельзя. Финны
чуть заметят возню, сразу начинают. об-
стреливать со своих батарей. Пришлось
работать только в’ одну ночную емену,
но зато уж так, что и в холодной воде
жарко было:

Торпеды выгрузили на плоты, чтобы
облагчить катер, выкачали воду, осуши-
ли баки, подвели с бортов резиновые
понтоны, И катер веплил. И

С базы пришел рейдовый катерок для
отбукеировки, Кому же на нашем катере
итти? Просятся боцман,  моториеты.
«Нет, — говорю,  — катер перегружать
нельзя. Больше одного человека не вы-
держит. Значит, никого из вас с. собой
не возьму. А уж мне катер в беде поки-
дать нельзя, я его командир».

Так и пошел на катере в одиночку.

Ночью в море на полпутя понтоны
стали от хода воплывать. ‹Погружается
катер всё больше и больше. Плохо дело.
Не дотащит его букеир xo дому. Совоем
уж будто сберег и...

О я, & думать надо быст-
ро. Вижу, понтоны уже бесполезны. От-
швартовал тогда один из. них, выпуегих
воздух. затащил в машинный отсек, где
полно воды, и разложил между аккуму-
ляторными ящиками и моторами, Потом
накачал воздух. Понтон раздулея и вы-
теснил воду из машинного отсека через
пробоину. Мой катер заметно приподнял-
ся.

Второй понтон я затащил под коман-
дирсклй мостик. Катер ещё больше
веилыл. Теперь, думаю, это не калер у
меня, & подводная лодка ©. систернами.

‘Шли мы до базы десять часов. Труд-
новато мне эти часы достались.

Механики пришли на пирс встречать
Hac. Й когда увидели, в каком  еоотоя-

:

‘Han мой катер. очень удиваялись и стали

доказывать, что катер, но всем данным,
должен был бы затонуть. ‘

— Как же! Он воюет до сих пор, —
заканчивает Жильцов, улыбаясь, — Я
на этом катере потопил немецкий мино-
Hovey, & мой преемник — транспорт.
В ивет катер ..

Й в этом ласковом «живет катер» -—
весь Мильцов,

...Грудно перечислить методы и прие-
мы, с помощью которых командир пере-
дает подчинённым свою любовь к кораб-
тю. Это. наверное, почти неуловимо, TAR
как пронизывает каждый миг их сов-
местной службы и плавания на корабле.
Катерники Аильцова любят свой катер
и любят своего командира: в их созна-
нии Жильцов не отделии от корабля,

: Л. ПЛАТОВ.
Краснознаменный Балтийский флот.

Передовые ударные
отряды

вторжения

когда звук выстрела может прежде-
временно привлечь внимание врага. -Бойца

учат также пользоваться трофейным ору-

жием всех видов.

«Коммандос» должны уметь построить и
разрушить мост, пользоваться  сигнализа-
цией с помошью радио или семафоров,. уп-
равлять механическим транспортом всех
BHIOB—-Or мотоцикла до паровоза, быть
опытными подрывниками. Kpome Toro ond
должны уметь’ читать карту и нахолить
путь по компасу, уметь пользоваться аэро-
фотографиями.

В связи ‘с тем, что при десанте на тер-
риторию противника могут встретиться раз-
личные непредвиденные осложнения, каж-
лый боец должен действовать в случае
необходимости самостоятельно. Всемерно
поошряются инициатива и. чувство точно-
сти. Точность до одной секунды = пеобхо-
димое условие для успеха рейда.

Часть, военного ‚обучения происходит на
борту. корабля, . выполняющего сложную
участие во
всех работах на корабле.

До начала рейда «коммандос» проходят
окончательвую тренировку, которая заклю-
чается в том, что на английском побережье
строятся ‘макеты; ‘точно воспроизводящие
часть об’екта налета, «Коммандос»  штур-
муют их, дерутся за каждый дом, заклады-
вают взрывчатые вещества,

Первые рейды «коммандос» на француз-
ское и норвежское побережье носили  раз-
ведывательный характер. С тех пор удар-
ные отряды принимали участие во всех

крупных десантных операциях союзников,

Е о т ини