Подготовка установщиков

Устройство систем прицельных приепо-
соблений различно, но всо они существу-
ют для того, Чтобы возможно ‘точнее ‘на-
править орудие в цель. Обученность уста-
новщиков прицелов в ‘этом деле имеет
ретталющее значение. На дистанции 100
кабельтовых одно деление целика разно
10 саженям: достаточно ошибиться на
полделения, чтобы снаряд вынесло в сто-
рону. Разное по дальности также зависит
01 точности совмещения стрелок. Сумма
незначительных, казалось бы, опибок вы-
зывает значительное увеличение эллипса
рассеивания.

Нужно поэтому добиваться возможно
большей точности в работь ‘установни-
ков. Систематические тренировки непо-
ередетвенно на орудий облегчалот решение
задачи.

Возьмем установщиков на системах с
независимой линией прицеливания. Тут
специалист в ‘течение нескольких секуйд
должен успеть прочесть отечеты на’ прибо-
pax, & затем перенести ‘ихна принел и це-
лик. Нужны большая сообразительность и
расторопность, чтобы успеть 3a короткий
промежуток времени сделать два дела. Это
значит, что методика обучения ‘таких
установщиков имеет свои особенности.
В чем они выражаются?

Прежде всего надо учить бойца рабо-

тать правой и левой рукой одновременно.

Однако этого не так просто добиться.
Враснофлотец Сергеев, назначенный
установшиком, © большим рвением принял-
ся за овладение специальностью. Он отли-
чалея внимательностью,  сообразительно-
стью, имел хорошую теоретическую полто-
товку. Тренируясь на первых порах 0ез
засечки времени и перенимая опыт y т0-
варищей, он скоро начал довольно успепг-
HO справляться с обязанностями. На заня-
THAX по одиночной подготовке этот боец
неотрывно следил з& циферблатами прибо-
ров, считывая данные велух, а затем уста
навливал их.

Но вот наступил момент, когда стрелка
секунломера резко ограничила время на
считывание, раздумье и установку. Cep-
Tees растерялся. Он даже з» два ‘ревуна
не успевал установить одну короектуру.
Й показалось краенофлотцу, что никогда
не справиться ему с такой трудной зада-
чей. Лейтенант Дорофеев приказал Сергее-
ву устанавливать только пелик. Вначале
боец и с этим во-время не справлялся, но
затем, привыкнув, начал укладываться в
нормативы. Целик он ‘устанавливал ле-
вой рукой. Когда оптибок больше не было,
лейтенант разрешил «оседлать» прицел. И
снова несколько дней продолжалея нериоя
тренировок.

Тажим образом было’ достигнуто реше-
ниь первой половины задачи: порознь
устанавливать прицел и пелик одинаково
быстро, в соответствии с нормативами.

Начались комплексные тренировки, то-
есть давалась парная команда, которую
т. Сергеев должен был за то же время вы-
полнить на двух разных механизмах. Воз-
никла залача: как лучше обучать бойца—
давать ли сразу полный темп, заранее
зная, что будет множество ошибок, или
же, наоборот, удлинить промежуток между
ревунами, а затем постепенно ero  coKpa-
mats. Лейтенант Дорофеев пошел по пер-
вому пути, и неудачно. Было затрачено
много труда, по видимых успехов не до-
стигли. Тогда командир приказал о давать
ревуны с вдвое увеличенным интервалом.
С первых же тренировок Сергеев осмелел—
ошибок не было—и начал работать луч-
ше. Вскоре темп был доведен до норматив-
ного, установщик теперь ошибался редко.

Жак будто главное и самое трудное бы
ло’ пройдено, оставалось систематически
тренировать краенофлотца, чтобы поддер-
жать его сноровку. Но лейтенант Дорофе-
ев готовит установщиков для боя, поэтому
он пошел дальше. Вомандир учитывал, что
в бою может быть выведен из строя  цен-
тральный пост или перебит кабель. При-
боры, понятно, никаких установок большо
показывать не будут. Придется их давать
путем устной команды.

Первая тренировка подсказала очень
много нового. Если на приборах давались
готовые цифры, то комендору нужно было
отыскать подобные же на шкалах прице-

Излишне доказывать значение торпеды
среди других ередств борьбы на море. До-
статочно вепомнить, что в 1917 г. ан-
тличане подверглись серьезному испыта-
нию из-за проведения Германией неогра-
ниченной подводной войны, в которой 05-
новным оружием была торпеда.

За годы, прошедшие между первой и
второй  империалистическими = войнами,
торпеда мало изменила свои тактические
данные. Скорость ее возросла лишь Ha
4-—5 узлов, дальность действия осталась
прежней, и только вес заряда, увеличилея
в 2—2 раза. В числу новинок, проде-
монстрированных немецким флотом, отно-
сятея бесследные’ электрические. торпеды,
снабженные неконтактным взрывателем.

Увеличение веса, заряда, при усилении
взрывчатого вещества, повысило мощность
торпедного взрыва, а неконтактный взры-
ватель перенес этот взрыв к наимёнее за-
щищенному месту корабля—ето днищу.

Теоретические исследования заставляли
предполагать, что современный большой
бронированный корабль может выдержать
попадание 4—5 торпед. Однако война по-
казала, что это далеко не так. В состя-
зании с кораблестроительной техникой
ториела одержала верх.

В: 83 случаях из 100 корабли, получив-
шие попадание одной-двух, максимум
трех торпел калибра 53 см, тонули. Top-
педы калибра 45 см, используемые глав-
ным образом торпедоноеной авиацией, вы-
зывали гибель военных кораблей в 60
случаях из 100 попаданий.

Успех использования торпеды o6°ac-
няется развитием приборов управления
стрельбой, что в первую очередь относит-
ся к подводным лодкам. Гидроакустиче-
ские приборы разрешили проблему екрыт-
ного подхода к неприятельекому кораблю,
& беспузырноеть стрельбы и беселедноеть
хода торпеды сохраняют скрытность до
момента попадания. В Германии, учиты-
вая опыт войны 1914—1918 гг. и даль-
нейший прогрессе в строительстве  гидро-
фонных установок, обратили большое вни-
Manne Ha бесшумноеть ‘работы механизмов
лодок. Благодаря этому подводной лодке

ла или пелика и подвести под эти цифры
индексы. Тогда никто особенно не заду-
мывалея, в какую сторону вертеть целик,
если доворот делается вправо или влево.
А сейчас именно этот приом больше веего
тормозил выполнение норматива. «Вправо
пять!»— простая команда. Но специалисту
нужно сначала сообразить, в какую же
сторону повернуть баралиек, чтобы после
установки. орудие пошло вправо. Кроме
того, в уме нужно подочитать, какому от-
счету соответствует «вправо пять». Так
появилось еще одно препятствие, которое
следовало немедленно ‘преодолеть; Лейте-
нант Дорофеев, понимая исключительную
важноеть работы установщиков при пода-
че команлы голосом, внимательно следил
34 их обучением.

Младшие командиры Зинаидин и Васин
насышщали каждую тренировку дополни-
тельными вводными. Установщик Сергеев;
пройдя черех этим хорошую пиколу лейте-
нанта Дорофезва, одним из первых начал
выполнять норматив. Летние стрельбы
подтвердили своевременность мероприятий
лейтенанта: во время одной из них прибо-
ры были «выведены» посредником из
строя и дальнейшие команды поступали
только голосом,

Другая система прицельных приспособ-
лений, например, © зависимой линией при-
целивания, требует другой методики 0бу-
чения. Здесь работа установщика значи-
тельно облегчается. Его ‘задача, — овоевре-
менно и точно совместить механическую
стрелку ¢ электрической. Неси в этом
случае он должен уметь претворять голо-
совую передачу в язык тысячных и кабе-
льтовых, каж и на других системах.

При центральной наводке обучение уета-
новшиков отличаются от двух предыдущих.
Наличие» муфт Дженни позволяет достиг
нуть очень плавного наведения, но еели
корректура будет резко отличаться зна-
ками, то комендору ни о какой плавности
думаль не придется. Нужно уметь, соче-

тая быстроту движения © направлениел,

своевременно застопорить систему. Малей-
ший проокок стрелки потребует обратного
поворота пттурвала, то-есть изменения ре-
жима действия муфты.

В процесее тренировок ‘иногда не засчи-
тывают «проскоков», мол, лишь бы ко-
мендор успел совместить. Taxol подход к
опеке заведомо неверен, потому что вся-
кий проскок есть первый признак плохой
натренированности. Вачание пушки перед
самым PeBYHOM грозит тем; что стрелки
все же точно совмещены не будут, a ко-
мандир этого проверить не сможет. Bor
почему при обучении нужно строго кон-
тролировать и учитывать проскоки. В0-
менлоры Игольников, Соловьев, Трушин ©
полного ход» останавливают пушку на
скомандованном делении, у них стрелка, не
забожит ий че отстанет. Такая сноровка
пришла не сразу: они, соревнуясь друг
с другом, делясь опытом, тщательно изу-
чали «пюведение» двигалелей и стрелок.

Большое практическое значение имеют
тренировочные таблицы. Их составляет
каждый командир по своему усмотрению.
Понятно, что тут стандарт вреден. Были,
например, случай, когда тренировка про-
водилась по одной и той же таблице,
установщики выучили © наизусть, и не
успевала стрелка остановиться на тажом-
то делении, как парная установка бывала
полностью закончена. Во избежание заучи-
вания можно применять очень простой
©11060б: перед тренировкой добавлять к за-
писанному прицелу и целику несколько
кабельтовых и несколько делений целика,
тогда вое последующие отсчеты изменят-
ся. На следующем учении нужно проде-
Wath TO же самое.

Установщики должны отлично знать
механизмы, без чето нечего и думать 06
успехах в работе. Знание механизмов по-
могает лучше произвести согласование и
выверку прицельных линий, а также. р®-
гулировку поджалия дисков трения. Kpo-
ме того установщика хорошо учить на
примерах прошлых стрельб. Для этого we-
которыю ‚командиры звычерчивают трафик
падений в крупном масштабе, создавая та-
ким образом прекрасное наглядное пособие
для анализа работы комендоров.

Капитан В. ГРИГОРЬЕВ

Торпедное оружие в современной войне

«0-47» удалось проникнуть на рейд Скапа-
Флоу и после потопления линкора «Ройял
Ок» необнаруженной уйти в море.

Сейчас мы встречаем торпеду на кораб-
лях почти всех классов, исключая линко-
ры. Однако в отдельных странах (Япония,
Термания) торпедное вооружение пока со-
храняется и на линкорах. Это оружие
применяется также с самолетов и с Oe-
рега.

Немецкие вспомогательные крейсера, пе-
ределанные из торговых судов и ведущие
рейдерокие операции на английских ком-
муникациях в трех океанах, также имеют
на вооружении торпедные аппараты. Нри
нападении рейдеров на крупные караваны
судов они мотут с помощью торпедного
оружия быстро пустить ко дну большое
число‘ об’ектов, тогда как использование
артиллерии требует более длительного воз-
действия на противника, и суда, обладаю-
щие значительным ходом, имеют большие
шансы избежать потопления,

В прошлую мировую войну наибольшее
количество торпед, выпущенных надвод-
ными кораблями, приходилось Ha долю
миноносцев. В настоящей войне мы поч-
ти не встречаем торпедных атак минонос-
цев, тогда как наибольшее число пото-
пленных военных кораблей приходится на
долю именно этого класса.

С развитием авиации и подводного ору-
жия перед флотами встали новые задачи
по противовоздушной и противолодочной
охране крупных кораблей. Эти задачи бы-
ли возложены на’ миноносцы; которые
сделались буквально универсальными ко-
раблями, производящими разведку, несу-
прими дозор, охраняющими крупные сула
на переходе морем, перевозящими десант
ит. п. Выполнение всего этого требует
большого количества миноносцев. Даже
такому флоту, как английский, нехватает
их для обеспечения коммуникаций.

Основные функции миноносца — актив-
пые действия торпедным оружием — ста-
новятся второстеценными, отходят на зат-
ний план. Это находит отражение и в си-
стеме боевой подготовки, и командиры та-
ких кораблей уже не ищут, не создают

Самолет, под фюзеляжем которого в
специальном чехле был привязан конус,
уверенно набирал высоту.

Звено лейтенанта Суворюина также
поднялось в воздух. Предотояла трупповая
стрельба по конусу. Вот звено  хостигло
заданной высоты. Но что такое? Самолет,
несущий конус, не выпускает своей ми-
шени.

Несмотря на различные эволюции само-
лета, конус не ‘выпустился. Это было
чрезвычайно обидно — ведь четыре само-

бензин, моторесуреы!

Задание не было выполнено. Этот слу-
чай убедил воентехвика 1-го ранга т. Ор-
лова в необходимости изменить конотрук-
цию ‘Замка и систему укладки в03-
душной мишени-конуса. Были найлены
пути устранения недостатков. Вместе ©
мастером по вооружению т. Зиновьевым

рожде чем конуе вновь был привязан К
фюзеляжу истребителя. Наконец, замок
тотов, по-новому уложен конус.

Самолет. в воздухе. Летчик потянул на
себя ручку роспуска, и освобожденный ко-
нус выюкочил из чехла, завертелея в воз-
духе, натягивая амортизатор.

С тех пор состоялось много полетов.
Конус, усовершенствованный тт. Орловым
и Зиноввевым, успешно служит. Тов. Op-
лов продолжает рационализаторскую дея-
тельность, добивается, чтобы каждый pa-
ботник вооружения изучал лучние 0браз-
цы техники, Мастера по вооружению один
раз в неделю занимаются специально тео-
рией вооружения. Занятиями руководит
т. Орлов. Это один из наиболее куль-
турных и грамотных командиров; он лю-
бит свое дело, старается сделать’ подразде-
ление лучшим в части. Несмотря на
крайнюю занятость основной работой,
т. Орлов усцешно изучает апглийский

просов вооружения, весьма полезных лля
истребительной авиации.

Личная культура инженера части бла-
гоприятно отражается на работе подчинен-
ных ему техников и мастеров по вооруже-
нию. Тов, Орлов создал небольшой  кол-
лектив рационализаторов, в котором. ак-
тивно работают тт. Уславцев, Луценко,
Вагин и Котляр. Раньше пулеметные ство-
лы чистилиеь по одному. Это было дол И
неудобно. Орлов установил чрезвычайно
простой станок, позволяющий чистить
одновременно несколько пулеметов.

обстановки для канесения противнику
мощного торпедного удара.
Ненормальность использования минонос-
цев не по прямому их назначению, ВИДИ-
мо, Начинает сознаваться командованием
воюющих стран. Англичане сейчас, строят
специальные корабли’ для конвоирования
караванов судов. Американцы переделы-
вают старые ‘миноносцы. для различных
вепомогательных задач, включая и пере-
возку десанта. г

При занятии норвежских портов немец-
кие миноносцы, перевозившие десант в
Нарвик, выдержали два боя с английски-
ми силами. В бою 10 апреля с обеих сто-
рон ‘принимали участие лишь миноносцы.
13 апреля на стороне англичан участво-
вал в бою линкор «Уорспайт». В первом
бсю гибель английского миноносца «Хан-
тер» приписывается попаданию торпеды.
Во втором бою ториёды если и выпуска-
лись, то безрезультатно. Между тем an-
глийские корабли входили в Офотен-фьорх
из узкой его части, тогда как немецкие
миноносцы маневрировали на более широ-
ком водном пространстве. Оботановка бла-
гоприятствовала нанесению торпедного
удара линкору пол прикрытием дымовых
завес, но немецкие миноносцы средством
нападения выбрали артиллерийский огонь.
В результате обе стороны понесли в 600
незначительные потери. ’ Немецкие мино-
носцы, кроме одного утопленного, были
посло израсходования боезапаса уничтоже-
ны ©воей командой:

Можно полагать, что при ином взгляде
на использование торпедного оружия ми-
ноносцев H соответотвующих действиях
немецких‘ командиров результаты боя бы-
ли бы менее благоприятны для англичан.

Вее более широкие размеры принимают

нию с прошлой войной катера стали’ мо-
реходнее, увеличили район плавания, на-
чали производить атаки в большем удале-
нии ot берегов, Немецкие катерА несли
охранение десантов, перевозимых через
Скатеррак, & затем приняли Участие в
борьбе на коммуникациях противника в
Северном море. Повидимому, первоначаль-
но катера действовали небольшими груп-

КРАСНЫЙ ФЛОТ

eva зря поднимались на ‘высоту, тратили.

т. Орлов немало дней кропотливо работал,

язык, творчески работает над рядом во-

действия торпедных катеров. По сравне-!

Воентехник  1-го ранга т. Меркушев руководит занятиями курсантов. (Военно-
морское авиационно-техническое училище

um. Молотова).
Фото военинженера 3-го ранга А. Гармапт.

Рационализаторы авиационного
вооружения

Чтобы установить или снять вооруже-
ние на самолете, требовалея целый набор.
инструментов: ключи, отвертка, выколот-
ка и пр. 910 сильно усложняло работу.
Младший воентехник т. Дорошенко решил.
модернизировать один из ключей. Это ему
Удалось. Ключ стал универсальным: он
является одновременно и выколоткой и 9т-
верткой. При этом он настолько Mad 10
размерам, что своболно умещаелся в кар-
мане реглана техника. Улобный в работе
влюч привлек к себе внимание представи-
теля одного из заводов. Он взял эскиз
ключа на завод, чтобы внедрить его в Ce-
рийное производство. Теперь ‘все техники
части пользуются ключом т. Дорошенко.

Тов. Орлов разработал и изготовил но-
вое крепление оптического прицела для
стрельбы из авиационного пулемета, в ти-
ре. Это улучшило наземную огневую под-
тотовху летного состава. 0с0бой системой
‘расчалок т. Орлов добился полной ликви-
лапии поломки задних кронштейнов при-
цела и тем самым увеличил продолжитель-
ность службы дорогостоящих прицельных
приспособлений. Система раечалок  приме-

няется теперь во всей части. Он же раз-

работал ‘и осуществил на практике проект

стрелкового тренажера, заставляющий лет-

чика «испытать» во время учебной стрель-
бы все, что происходит во время Ha-
стоящей воздушной стрельбы или боя.
Немалую помощь оказали ему в этом деле
молодые мастера-вооруженцы тт. Котляр и
Вагин. Первый самостоятельно решил очень
интересную задачу: им сконструирован
несложный аппарат, позволяющий в не-
сколько минут просчитать многотысячные
пулеметные ленты. Раныше на это прихо-
дилось затрачивать несколько часов.
Товарищи Вагин и Вотляр сейчас работают
над прибором, который должен в десять
раз ускорить процесс набивки патронов
в авиационные звенья. Инженер части
следит 3a их работой, помогает, старается
приблизить срок изготовления прибора.
Последняя работа т. Орлова — счетчик,
регистрирующий количество патронов,
оставшихся на самолете (в лентах) после
стрельбы. Счетчик ‘имеет большое значе-
ние в учебе ив бою. При постановке счет-
чика т. Орлова летчик будет знать коли-
чество имеющихся патронов и поэтому
не пойдет на лишний заход, & в бою ем№-
жет принять действительно правильное ре-
menue.
М. ШЛЕСБЕРГ.

пами, стремясь возможно глубже проник-
нуть в расположение противника. Отдель-
ные катера» входили даже в устье Темзы
и топили транспорты, Следующим этапом
применения катеров были нападения их
на караваны судов более крупными соеди-
нениями, причем удар в основном направ-

лялея против транспортов. В последнее
время все чаще появляются сообщения о
потоплении катерами не только торговых
кораблей, но и конвоирующих их мино-
носцев.

Тактика нападения катеров на конвой
схожа с тактикой подводных лодок и 3a-
включается в использовании оружия после
прорыва, внутрь каравана. Подобный при-
ем дезорганизует противника и лишает его
возможности успешно отражать атаку.
Характерно, что в этих операциях потери
катеров очень незначительны. Иностран-
ная печать предсказывает катерам боль-
ое будущее, считая, что они способны
поднести торпеду наиболее близко к
неприятельскому кораблю.

Широкие возможности открывались пе-
ред немецкими катерами в период эвакуа-
ций англо-французеких войск через Дюн-
керк. Побережье в этом районе изобилует
отмелями и банками; крупные суда долж-
ны были строго придерживаться фарвате-
ров, & катера, имеющие небольшую осад-
ву, могли использовать для атаки широ-
кие водные просторы. Печать не приво-
дит деталей этой операции, которые необ-
ходимы, чтобы об’ективно оценить дей-
ствия обеих сторон. Но, бесспорно, англи-
чзне умело провели столь сложную эваку-
апию ‘больших войсковых масс, а недо-
статочное противодействие немцев нельзя
оправдать  отхаленностью баз, так как
большая часть побережья Голландии и
Бельгии находилась уже в`их руках.

Наибольших yenexos в борьбе на от-
даленных коммуникациях достигли  под-
Водные лодки. Широко развитая противо-
лодочная охрань английских берегов за-
ставила германское командование перене-
сти деятельность лодок в океан, & дей-

‚ствия У баз противника возложить на

авиацию и торпедные катера. Характер:
ным для современной войны является тес-
ное взаимодействие надводных кораблей
различных классов, авиации и подводных
лодок. На авиацию возлагается задача

Заблаговременно было сооружено помеще-

nT

№ 86 (740)

12 апреля 1941 г.

Опыт скоростного ремонта

Мастерекие, организовамные в 6830 ее Rea cee ee,
N-ckoro coomMHeHUusa подводных лодок, еще   с% в и аи бо
в прошлом году произвели текущий ремонт   мам продумывал к
ны кораблей В, ae Hees Е мн ae a

: завод. Высокое кач и
ео ОБО У принимавшей его   гулирование И м ee Rams
комиссией и в дальнейшем подтверждено   дого о механизма. а и В оны
безаварийным плаванием лодок. заготовки деталей уточнялся THROM

В этом тоду мастерские должны были   мастерских. Точное планирование этой pa-
провести средний ремонт двух подводных боты было ‘обобенко необходимое воледствие
лодок скоростным методом. того, что мастерские располагали весьма

Подготовка началась с составления ве- небольшим количеством станков, & изго-
демостей. После рассмотрения ‘их флагмая-   товлять своими силами приходилось очень
ским механиком соединения ремонтные ра-   много деталей, ss tahiti B  Batiac-
боты были распределены между личным   ных частях. а BIO заготовлено
составом лодок и мастерскими. Одновре- и количество болтов, гаек, шпилек

мости Ha по-  ит. д.
и ntconie roerm0 Dex
мых расхолных материалов, большую роль сыграло то обстоятельство,

При определении общего 0б’ема работ   что и в ведомости и в графике а
выяенилось, что производственные возмож-   лась фамилия исполнителя каждо Palin.
ности мастерских но вполне соответствуют   ты, Тщательно была и и пре.
вставшим перед ними задачам. Поэтому в   верка выполненных ‘работ. мастерских
подготовительный пориод пришлось значи-   каждая работа проверялась прежде всем
тельно  раеширить цехи, организовать   мастером, & затем пред м команди:
дизельную ремонтную труппу, оборудовать   РУ БЧ-У подводной лодки. Работа, вытол-
столярную мастерскую и новую кузницу.   ненная на корабле, проверялась стариной
трутнты, а после него-——также командир
БЧ-У, принимавшим механизм в. экеплов-
тацию. Спорные вопросы ‘между Mactep-
ской и командирами БЧ-У решались флаг
манским инженер-механиком. Ни один ме-
ханизм не собиралея до полной и тща-
тельной проверки’ всех отремонтированных
деталей. Проверка качества ремонта про-
ходила в строгом соответствии с суще
ствующими техническими нормами.

Четкая постановка перед каждой груп:
пой и каждым специалистом конкретных
задач по ремонту давала возмотжлюсть лич-
ному составу кораблей и мастерских за-
благовременно: подготовиться к каждому
этапу работы. Эти условия способотвовали
также и организации действенного социз-
листического соревнования. Личный со-
став работал © огромным подемом, част
продолжая работу во внеурочное время,
чтобы не залержать товарищей, занятых
Ha ‘соседнем участке. Перевыполнение
норм считалось самым обычным явлением:
Мы могли бы привести целый список от“
личкиков-——рядовых бойцов и младших
командиров, которые систематически вы-
полняли нормативы на 250—300 проц,
Особенно отличились тт. Семохян, Осипов,
Кузо, Бульгин, Егоров, Паласкип, Труба-
‘ges, Бычков и друпие.

_ Примерная работа личного состава и
правильная организация ремонта дали воз-
можность добиться среднего выполнения
норм на 198 проц. при высоком качестве
работ. Мастерские базы вполне справились
поставленной перед ними задачей. Сле-
дует заметить, что сроки ремопта могли
бы быть сокращены еще по крайней мере
на 25—30 проц., если бы на ходе работ не
отразилось отсутетвие некоторых деталей.

Проведение скоростного среднего ремон-
Ta без помощи завода дало государству
огромную экономию и позволило кораблям
уделить больше времени непосредственной
боевой подготовке. Участники и руководи-
тели ремонта обогатились ценным практи-
ческим опытом. Ero перенимают сейчас
другие соединения, а в своем соединении
он уже используется при ремонте следую-
щих кораблей.

ние для хранения аккумуляторных бата-
рей, снимаемых во время ремонта.

Строгое планирование всех работ и пре-
дупреждение малейлтих задержех—одно из
важнейших условий проведения  скоростно-
го ремонта. &

В составлении планов и ремонтных гра-
фиков непосредственно ‘участвовали Ha-
чальникю и. плаковики мастерских, инже-
неп-механики подразделений и лодок. Для
‘мастерских, помимо общего графика ремон-
та корабля в целом, были составлены ре-
монтные графики по корпусной, механиче-
ской и электрической частям. Они. обеспе-
чивали правильность технологического
процесс» и предотвращение возможных за-
держек по отдельным работам.

На лодках план-график составлялся
отлельно по каждой группе: электротехни-
ческой, моторной, трюмной, торнедной, ру-
левой. Эти графики показывали время’ на-
чала и окончания работ по каждому об’ек-
пу. На них же отмечалось. выполнение
плана по времени и в процентах. Такая
форма позволяла персонально учитывать,
кто выполнял работу. Графики вывешива-
лись на видном месте и показывали всему
участвующему в работах личному составу
ход ремонта.

Ремонтные ‚ведомости и графики окон-
чательно корректировались после дефек-
товки, проводившейся с обязательной про-
веркой всех механизмов на работе, а 38-
тем при их разборке. Учитывались таже
замочания, внесенные за время плавания
в рабочие журналы.

Большое внимание было обращено Ha
заготовку материалов и запасных частей.
Надо сказать, что технический отдел ока-
зал в этом большую помощь, делая все
возможное, чтобы снабдить, соединение
расходными материалами. В результате все
необходимое, кроме нескольких деталей, не
оказавттихся тогда на складах, было до-
ставлено в мастерские до начала ремонта,
Это дало возможность последовательно в6-
сти работы, не ломая планов и графиков.

Самый план-график, составленный с
учетом строгой последовательности. отдель-

ных этапов работы, служил основой пра-   Инженер-капитан 3-го ранга

вильной  ‘ортанизации технологического А. ЯЦУБЕННО.
Командиры изучают Тренировка
иностранные языки сигнальщиков

При Таллинском Доме Военно-Морского
Флота с октября прошлюто года организо-
ваны группы командиров, изучающих ан-
тлийский и немецкий языки. Слушатели
каждой группы проходят учебу два раза в
неделю по четыре часа. \

Успешно занимаются лейтенанты тт. Со-

Учебный пос  наблюдения и 683
оборудован в этом году на М-ской бре-
говой базе подводных лодок. Старшина
группы рулевых и сигнальщиков Дудкин
oTiaer краснофлотцу Борисенко очередноо
приказание:

— МНЧабрать сигнал «Выслать шлюп-
ловьев, Румянцев, Юрченко. Они учатся   ку».
систематически. Тов. Соловьев, ‘например, ct
никогда не откладывает задания препода- По тому, как Борисенко выполняет

команду, видно, что зимняя тренировка но
прошла для него даром. Быстро набраз
сигнал, он останавливается, придерживая
рукой пристопоренные флахи.

— Поднять сигнал! — командует стё-
шина группы.

На противоположном посту наблюдения
сразу заметили и отрепетовали сигнал. В
следующие минуты на фалах то одного, №
другого поста поднимались в новых с0е-
таниях сигнальные флаги. Подводники Onl
стро разбирали их, записывали в журна
и отвечали своим товарищам.

Тренировки на постах наблюдения и
связи проводятся здесь регулярно. Си
нальщики подводных лодок несут вахту,
ведут двусторонний обмен по военно-мор-
скому своду, семафору, клотику. Особенное
внимание уделено в этом году сигналопро-
изводству по международному своду. Ad
солютное большинство сигнальщиков доби-
лось выполнения нормативов по прие\-
разбору и набору-передаче важнейших
двуфлажных сигналов этого свода. Crap
щина 2-Й статьи Жарасев перевыполняет
нормы почти в два раза. Отличаются вый
Кими показателями также краснофлоты
Тимошин, Сылов, Касьянов.

Недавно старшины 2-й статьи `Толичен-
ко и Куприянов сделали большую модель
корабля, снабженную всеми суловыми Ol
нями. Эта модель, установленная на т
ноге, позволяет ставить корабль на люб
курсовой угол.

Гасится свет. Руководитель занятий п
ворачивает корабль то в одну, то в другу
сторону, включая различные судовые огий,
Вот рулевой видит перед собой три ort:
слева —= зеленый, справа — красный и
над ними —- белый,

—Й Наровое судно идет носом прямо“
нас! — докладывает краснофлотец,

Руководитель включают новые огл, %
новременно ‘меняя положение корабля. 34
гораютея три красных огня: один — в
зу слева и два — вверху справа. Следуи*
щий краснофлотец отвечает:

— Судно, лишенное возможностк упр
влятЬься, но имеющее ход, идет носом (ле
Ba от нас...

— Правильно, — замечает руководитель
и продолжает манипуляции с отнями. 0:
требует четких и быстрых докладов.

Готовясь к весенним походам, сигназь
щики подводных лодок совершенствуют
свои навыки, закрепляют в памяти зна
чение огней, фигур, сигналов.

Младший политрук Л. РЯХОВСНИЙ.

Краснознаменный Балтийский флот.

вателя, а выполняет его тотчас после за-
нятия, и затем ежедневно повторяет матё-
риал. Иногда он собирает группу команди-
ров, и они практикуют коллективно,

Политрук Н. УСОВ.

отыскать противника, сообщить о его ме-
сте подводным лодкам и подвести их на
дистанцию атаки. Для этих целей немцы
строят специальные летаютщие лодки, спо-
собные в течение 2—3 суток находить-
ся в воздухе или на воде.

Высокая эффективность действий немец-
ких подводных BOOK, кроме скрытности
их атак, об’яеняется применением поворот-
ного прибора Обри, позволяющего произво-
дить последовательные выстрелы по не-
скольким судам. В одной из сводок упо-
миналось 06 уничтожении подводной  лод-
кой 5 сулов из одного каравана, a груп-
па подводных лодок в Северном море. су-
мела уничтожить 11 транспортов из 22
находившихся в караване. Неконтаклный
взрыватель и большой вес заряда торпеды
вызывают неминуемую. гибель торгового
сулна любого тоннажа.
` Большой размах получили действия
торнедоносной авиации. При столкновени-
AX B Средиземном море итальянские и ан-
тлийские торнедоносцы наносят предвари-
тельные Удары перед боем кораблей, а
также зтакуют неприятельские корабли
по выходе из боя. Итальянцы производят
налеты небольшими соединениями, Англя-
чане выделяют для атак значительное
число машин, сочетая действия торнедо-
ноецев с бомбардировщиками. Наибольший
успех достигнут ими при налете на Та-
ранто, тде было выведено из строя 50
проц. итальянского линейного флота. В
результате попадания одиннадцатью тор-
педами одим линкор утонул, & два других
получили столь серьезные повреждения,
что, вероятно, не емогли бы остаться на
плаву, если бы находились в открытом
море. Повидимому, в данном случае ис-
пользовались циркулирующие торпеды при
низком метаний.

ЧКертвой бероговой торпедной батареи
стал немецкий тяжелый крейсер «Блюхер»,
до этого сильно поврежденный артилле-
рийским огнем. В условиях узких фьордов
торпедные батареи представляют мощное
средство обороны.

Морские операции второй мировой вой-
ны подтверждают эффективность торнедно-
го оружия, имеющего большие перспекти-
вы дальнейшего развития.

Капитан 1-го ранга
Ю. ДОБРОТВОРСНИЙ.

—