м.

—
SL ———

зорко наблюдать,
быстро и точно докладывать

На службу наблюдения возлатаются обя-
занности своевременно замечать изменения
во внешней обстановке, следить за движе-
нием и действиями сил противника, пред-
метами ограждения и т. д. Но мало только
обнаружить, нужно еще определить эле-
менты движения, например  куре, ско-
ость, дистанцию, и своевременно донести
06 этом.

Как вести наблюдение, чтобы во-время
обнаружить самолет противника? Вахтен-
ный сигнальщик или специальный наблю-
датель, слыша шум мотора самолета, но
еще не видя‘его, должен приложить ладо-
ни к раковинам ушей и медленно повора-
чиваться кругом, определяя, откуха лучше
слышен пгум. Затем нужно повернуться
лицом в этом натразлении и снова прислу-
шаться. Еели в таком положении пгум слы-
ен лучше, то это и будет направление
на летящий самолет,

Средняя дальность визуального обнару-
жения самолета днем равняетея приблизи-
тельно 10—12 милям; ночью работа мо-
тора слышна несколько лучше.

Чтобы определить государетвенную при-
надлежноеть и тип самолета, вахтенный
ситнальщик или наблюдатель должен уви-
деть его опознательные знаки, парисо-
занные на фюзеляже, крыльях и хвосте,
Таблица таких  опознательных должна
@ыть заранее изучена ситнальщиками.
Знаки можно тазличать простым глазом
только при высоте самолета ло 1.000 мет-
ров, а в бинокль — до 1:500 метров.

Тиц же — «истребитель», «разведчик»,
«бомбардировщик» ит, п, — определяется
в зависимости от того; насколько опьтны
наблюдатели. Рисунки различных тинов
самолетов должны быть на каждом по-
©ту, — это поможет лучшему их заучи-
ванию,

Появление авиации из-под солнца и с
хорубвых курсовых углов корабля-—явление
весьма частое, поэтому эти направления
должны быть под особым наблюдением.

Сигнальщики т. Рябова, расставленные
для тренировки в разных точках у олного
из постов, доносили о появлении кораблей
так: первый — корабли идут. курсом М,
дистанция —- 25 миль; второй лоносил:
курс «противника»—М№0, дистанция—20
миль; третий: курег— ММУ, дистанция—23
мили. При получении таких донесений
командиру, конечно, трудно выяснить дей-
ствительный курс кораблей. ^_^

Во время первой империалистической
войны русскими дозорными кораблями бы-
ла& замечена на большом расстоянии груп-
па кораблей контр-адмирала Мицтке. До-
зорные корабли 0б этом послали в птаб
донесение, но вследствие путанных со-
общений постов Тахкона, Датерорт, Оденс-
хольм и Ганте, приходивитих в разное вре-
MA MH с запозданием, командование так и
He смогло уточнить обстановку,

Если не установлен дальномер, то Bax-
тенный сигнальщик определяет расстояние
на-глаз. Для того чтобы оно было наибо-
лее верным, нужно ежедневне, стоя на
вахте, тренироваться. Кроме того каждый
начальник поста должен заранее _ обучить
подчиненных определять дальности по Kap-
те до приметных точек в наблюдаемом сек-
‘торе видимости,

Как определить расстояние до об’екта,
He имея дальномера?

Можно предложить несколько способов.
Во-первых, на-глаз. Но следует иметь в ви-
ду, что видимость предметов на олинахо-
вых расстояниях различна и зависит ог
остроты зрения, окраски предметов, проз-
рачности воздуха и других внешних усло-
вий. Этот с10соб доститается путем хли-
тельных упражнений,

Можно  тажже пользоваться таблицей
дальности видимюсти горизонта, помещен-

*

ной в учебнике Сажеллари «Навигация».
Зная высоту своето мостика, т.е. пункта,
откуда ведется наблюдение, и высоту на-
блюдаемото об’екта, по таблице можно най-
ти расстояние. Эта таблилаь должиз быть
выписана из учебника и вывешена в по-
ету.

Для определения тасстояния по звуку
стрельба артиллерии) надо делать Tan.
ная, что звук в воздухе распространяет-
ся со скоростью 330 метров в секунду,
нужно заметить по часам момент воныш-

КИ, & БОГДа ПОоСЛЬЫШитТея выстрел, TO опре-

делить, сколько секунд прошло после
вепьшики. Умножив фазноеть на 330, по-
лучим расстояние в мограх. Натример, за-
мечено,
равно 45 сокундам; умножая 330 на 45,
получаем расстояние, равное 14.850 мет-
рам, или 82 кабельтовым,

Калх указывает Корабельный устав, нуж-
Wa такая оргалгизация наблюдения, чтобы

в любой момент по требованию командова-

ния иметь возможность дать все сведения

о противнике по данным, добываемым op-

ганами наблюдения и связи корабля. По-

этому наблюдение должно быть непрерыв-
ным, точным, бдительным и окрытным.

Непрерывноеть наблюдения заключается
в том, чтобы независимо от времени суток

или состояния потоды, в любой момент
командир мог получить сведения о движе-
нии противника (a таже и своих корадб-
лях), его направлении,

что время от вольшки до звука

составе, районе

lL ——————————

КРАСНЫЙ ФЛОТ

нахождения сил противника и по возмож-

ности о его действиях или даже намере-
НИЯХ. -

Точность наблюдения достигается. вы-
сокой обученноетью наблюдателей, чтобы
ови умели по силуэтам различать классы
ий типы кораблей различных мороких дер-
maz.

Антлийские миноноеды.во время сраже-
ния в Гельоландекой бухте в августе
1914 гола из-за плохой видимости и не-
четкого знания особенностей силуэтов ко-

раблей противника едва не приняли свои

крейсера, вытелшие им на помощь, за не-
приятельсжие. И только случай спас анг-
личан от потерь,

Бдительность наблюдения. завиеит от
воспитания и подготовки личного состава.
Нужно донести то, что ценно, не затромож-

Aad средства связи  малозначительными
фактами.

‚В феврале 1915 года вопомогательный
тидрокрейсер «Александр I»  Черномор-
ско флота во время. под’ема гидросамо-
лет» был атакован скрытно подошедшей
подводной лодкой. Торпедь была замечена,
сигнальщиками на расстоянии 4—5 ка-
бельтовых, и это позволило дать кораблю
во-время ход, положив руль лево на борт.
Торпеда прошла в Б метрах за кормой.

В ноябре 1916 года сигнальщики крей-
сера «Память Меркурия» с мостика уви-
дели торпеду, шедшую в носовую часть.
Командиру корабля маневром улалось от-
вернуть; торпеда прошла в нескольких
метрах от борта и затонула, ;

В сентябре 1914 года произошел такой
случай. Миноносцам «Сибирокий стрелок»
и «Кондратенко» пришлось итти ночью.
Для усиления бдительности на баке у 960-
их кораблей выставлены были виеред
смотрящие. Вскоре один из них заметил по
носу корабля мину. Быстрый отворот-—и
корабли ‘избежали гибели,

Можно привести сотни примеров, когда
бдительность и своевременное донесение
спасали корабли от потоплния.

Блительное наблюдение и стремление уви-
деть противника раньше хотя бы на не-
сколько секунд дают возможность пора-
зить его прежде, нежели он успеет исполь-
зовать свое оружие,

Капитан-лейтенант

С. ШЕСТАКОВ,

Практические вахты

молодых машинистов

В электромеханической школе им. Же-   скио вахты, приобретают навыки работы у

лезнякова прекрасно оборудоваят маллинитьй
кабинет. Здесь имеются новейшие механиз-
мы, устанавливаемые на современных ко-`
раблях. Молодые краснофлотцы — будущие
машинисты -—— несут в кабинете практиче-

заведывания. Вахтами и работами руково-
дят главные старпгины тт. Поляков, Ro-
валенко, Харитонов, Пипаев м другие
младитие ‘командиры.

Старшина 2-й статьи Н. ТРУХТАНОВ.

‚ Командный состав школы оружия Учеб-
ного отряда Краснознаменного Базтийского
флота, глубоко интересуется морскими опе-
ращиями второй империалистической войны.
Однако командирские занятия новят «кон-
тинентальный» характер. Вместо лекций
© морских операциях, тактике флотов, но-
вых кораблях, новинках артиллерии и т. д.
читаются доклады о сухопутных операциях.
22 февраля, например, Ha занятии, кото-
рое провожил капитин т. Полозов, раэбира-
лись действия. «отделения стрелков в: 090-
pone». Командиру-моряку, готовятщему ко-
рабельных спелиалистов, ‘эта, ‘тема; много
даль не могла, Когда же грушиа слушале-
лей попросила рассказать о действиях фло-
та, руководитель только развел руками:
«Что же делать, этого я сказать не могу,
я не моряк. Постараемся утрясти этот во-
просу. —

‚ Увлекаясь тактикой сухопутных частей,
некоторые наши командиры забыли, что
они готовят специалистов для кораблей.
Не овтадевая морскими знаниями, такие
командиры, естеслвению, но учат и бойцов.
Преподаватель оптики в дальномерном
секторе интендант 3-го ранга т. Кузнецов
никогда не был на корабле; дальномерные
посты энает слабо. Естествению, что ¢ бой-
цами о военио-морокой службе он говорить
боится, дабы пе «оскандалиться». Никогда
небыл на корабле и политрук т. Тихонов,
Вюрабля оп не знает, об артиллерийском
вооружении флота имеет лишь смутно
предотавление, свои’ знания не’ совершен-
ствует, Неудивительно, что в подразэделе-
нии т. Тихонова» имеют место парушения
Дисииттины, слабо поставлена парфтийно-
политическая работа.

Перед выходом в море. Покраска щестивесельного яла,

Фото Б, Шейнина.

`В стороне от морской тематики `

Всем командираог, но слуяливитим во фло-
те, надо было помочь освоить морекое дело.
Возможности лля этого имеются. В отряле
и в школе есть замечательные лекторы-
моряки — тт, Колобов, Федоров, Алексеев,
командир отряда капитан 2-го ранга
в Лежава и другие, но, несмотря на это,
учебу организовать не сумели. С ocenn
1940 года было прочитано линь две лек-
ций — «Развитие радиосвязи» (т, Коло-
бов) и «Бой линкора «Адиирал граф шее»
(т. Лежава).. ий fs ;

Опыт работы лучших командиров не

пропатандируетоя. 06 этом не пишет газе-
та Учебного отряда, не говорится и на с0-
вещаниях. На заседалии учебно-преподазва-
тельского совета, который недавно соби-
PACT, поговорили 06 отеталощих в учебе
бойцах, зафиксировали ‘медостатки и ра30-
шлись. Между тем в школе есть ‘препода-
ватели и командиры, у которых можно по-
учиться воспитанию бойцов, перенять опыг
работы над собой. Преподаватель т. Федо-
ров, например, отлично справляетея © ра-
ботой, трамотен во всех отнопктиях. По
своему сектору он составил для бойцов
учебник. Однако об его onprre не было pac-
сказано. Много квалифицированиькх коман-
диров и в друтих школах Учебного отряда.
° Командир, востильзвалонций опетьлациистов-
моряков, обязап сам быть хорошим моря-
ком—такое требование пред’является пре-
подавателям школы. Оно должно быть вы-
полнено. Индивидуатыная работа над ¢o-
бой, командирекие занятия, квалифициро-
ванные лекции должны быть положены в
основу военно-морокой выучки всего па-
чальствуюниего состава Учебного отряда
Краснознаменного Балтийского Флота.

Политрук А. ЗИНАЧЕВ.

Тральное оружие

С первых же дней второй империалисти-
ческой войны: немцы начали осуществлять
систематические и массовые постановки
‚мин на коммуникациях союзников в Север-
ном море, Английском канале, у портов и
баз восточного и западного побережья Анг-
тии, Возросшая минная опасность застави-
ла Англию резко увеличить количество
тральщиков. Уже в декабре 1939 года их
было свыше 200. Кроме того, началось во-
оружение торговых судов средствами борь-
бы с якорными минами, главным обра-
зом параван-охранителями, вполне оправ-
давшими себя в прошлую империалистиче-
скую войну. Из 150 военных кораблей и
2.140 торговых судов. английского флота,
вооруженных в 1914—1918 гг. этими па-
раванами, ни один не подорвалея, хотя во-
енные корабли за тот период подеекли 55
мин, а торговые суда — по меньшей мере
40—50 мин,

В статье «Противоминная защита», на-
печатанной в журнале «Земр en Werf»
(№№ 24 и 25 за 1939 г.), приводятея
некоторые данные о параване для коммер-
ческих судов. Он весит 250 кг и изготов-
ляется из легкого сплава. Установка глу-
бины хода производится в хвостовой части
паравана. Для уменьщения амплитуды коле-
бания при буксировке параван снабжается
ртутным стабилизатором, резервуар которо-
то. содержит 8 кь ртути. Максимальное
углубление паравана на ходу—20 м, Для
подсечения минрепов он имеет режущее
устройство. — ножницы,

Вак указано в журнале, при помощи ав-
тографа. глубины установлено, что параван
даже во время резки минрепа лишь незна-
чительно отклоняется вверх и вниз, не бо-
лее 1 м. Ножницы могут в нормальных
условиях перерезать трое окружностью
50 мм, создавая давление в 500 кг. При
скорости буксировки в 20 узлов они мо-
туг даже перерезать цепи, диаметр звена
которых колеблется от 9,5 ло 12,5 мм.
Наибольшая скорость буксировки пазава-
14—20 и наименьшая 10 узлов. Уборка

А мани ыы ие ава

параванов производится при скорости хода
не свыше 12 узлов.

Церед спуском паравана к специальному
рыму на его корпусе крепится тонкий
стальной трос диаметром около 8 мм, кото-
рый через блок на стреле выведен на
шпиль. При постановке этот трое предва--
рительно стравливается в воду, примерно
на 75 м. С ео помощью параван подни-
мается над водой и затем на борт, На, судах
длиной около 85 м для под’ема использует-
ся тралящая часть паравана.

Тралящие части длиной в 50 м пред-
ставляют собой трехстрендевый оцинкован-
ный трос окружностью в 54 мм, нричем
правая часть имеет левую свивку, а ле-
вая—правую, ‘что позволяет удерживать
Had тралящие части на одинаковой глу-
бине.

Английский журнал «ТВе брйеге» (номер
от 16 декабря 1939 г.) писал, что способ
траления по сравнению с 1918 годом во
многом улучшился. Не следует однако 3a-
бывать, что операции по тралению мин
стали гораздо сложнее, чем раньше.

Несмотря на все усовершенствования в
тральном оружии, англичане птироке ис-
пользуют модернизованный трал типа «А».
Тралящая часть его изготовляется из
63,5-мм стального троса, имеющего спе-
циальную стрендь в форме пилы. Углуби-
тель, называемый англичанами «змеем»,
по внешнему виду напоминает небольшой
полиплан  (четырехстуненчатый . трал).
Приблизительные размеры углубителя —
1.300—1.600 мм; для создания большей
углубляющей силы его пластины имеют
изогнутый по дуте круга профиль. Для
прикрепления буксира и пропуска траля-
щих частей углубители снабжалются обу-
хами.

Расстояние между тралящими кораблями
составляет обычно 460 м, протраленная
полоса достигает приблизительно 400 м.
Трал типа «А» применяется  преимуще-
ственно в свежую погоду.

Судя по сообщениям английской печати,
в начале войны применялся в основном

трал, схожий с параван-тралом. Его углу-
битель и змеи представляют собой поли-
планы. На нужной глубине змеи удержи-
ваются специальными оттяжками. Трал
букелруется на углублении от 10 до 50 фу-
тов с наибольшей скоростью 16 узлов.

В английском флоте имеются также спе-.

циальные легкие тралы для моторных кате-
ров. Длина таких катеров обычно равна
24 м. Они оборудуются тремя моторами по
500 л: с. и могут быть использованы для
постановки мин. ?

Надо отметить, что в начале нынешней
войны союзники оказались не подготовлен-
ными! к борьбе с магнитными минами;
несмотря на то, что Англия еще в 1918—
1919 гг. имела такую мину. Новый трал
против магнитных мин был‘ разработан
только в марте 1940 г. По данным ино-
странной печати, он состоит из нескольких
рядов металлического кабеля, через который
пропущен электрический ток. Этот кабель,
опоясывающий корпус корабля, уменьшает
размеры создаваемого им магнитного поля,
Такими поясами (их называют компенсали-
олными) снабжены сотни английских тор-
говых судов и если не все военные корабли,
то большинетво из них. Насколько эффек-
THBHO защищают они корабли, можно су
дить хотя бы по следующему факту. Фран-
Цузекий транспорт, спабженный компенеа-
ционным поясом, стал на рейде в олном из
английских портов. Калитан отдал прика-
зание выключить ток из кабеля, считая,
что минная опасность миновала. В момент
выключения тока пол транспортом взорва-
лась магнитная мина. ;

Занятие береговой линии от Норвегии ло
испанской грапицы облегчает немцам по-
становку мин вблизи побережья Англии в
целях ее блокады и, с другой сторень, за-
трудняет борьбу англичан с германскими
минными заграждениями. Численность ко-
раблей, занятых тралением мин, постоянно
возрастает, ной об’ем работ увеличивается.
Наряду со специальными кораблями —
тральщиками — к выполнению этих работ
привлечена масса мелких реквизированных
судов, в частности до 700 рыболовных
траулеров. Траление затрудняется система-
тическими налетами неприятельской авиз-

р дек

ции, чего не было во время первой импе-
риалистической войны. Однажо во многих
случаях благодаря точному зенитному огню
тральщиков германекие самолеты не доби-
ваютея успеха. Судя по сообщениям анг-
лийской прессы,  тральшики довольно
успешно выполняют поставленные перед
ними задачи, До настоящего времени ни
один из главных английских портов велед-
ствие установки германеких мин не был
закрыт более чем на сутки.

Немецкие подводные лодки и самолеты
нередко ставят мины на только что протра-
ленных фарватерах. Вроме того использо-
вание самолетов дало возможность ставить
мины не только у побережья, но также у
портов, баз и даже на внутренних комму-
никациях. С целью противодействия актив-
ным минным постановкам с самолетов анг-
личане применили широкую сеть наблюде-
ния за воздухом в районах внутренних и
прибрежных коммуникаций. При этом аэро-
статы воздушного заграждения вынуждают
авиацию противника, ставить мины с боль-
ших высот, что снижает точность поста-
HOBOK. Я

В финском флоте применяется парный
трал однократного действия. Он может быть
использбван как обозначатель, если снаб-
жен захватом, и как подсекатель минрепа,
если вместо захвата снабжен патроном.
Протраленная полоса составляет около
100—150 wu. Ha поверхности воды за кор-
мой тральщика буксируея специальной
формы буй, изготовленный из листовой ста-
ли, Снизу он имеет наделку с отверстиями
для прикрепления канифас-блока. Через
этот блок проходит буксир углубителя, к
которому кретитея тралящая часть. Углуб-
ление хода трала можно регулировать
не только хлиной буксира углубителя, но
и буя.

Опыт современной войны показывает,
что ‘в условиях активного использования
мин каждому выхолу надводных и полвод-
ных кораблей должно предиествовать тра-
ление. Необхолимо постоянное наблюдение
за театром и тщательная разведка.

Инженер-капитан 2-го ранга
И. ВАСИЛЬЕВ.

\

12 апреля ‹. г, венгерский посланник
в СССР т. Ж. Криштоффи посетил замести-
теля Народного Womuccapa Иностранных
Дел т. А. Я. Вышинокого и по поручению
Венгерского Правительства сделал заявление
о мотивах, по которам Венгерское Прази-
тельство ввело свои войска на территорию
Югославии, и выразил падежду, что эти
действия Венгрии будут признаны ‚Совет-
ских Правительством справедливыми.

“На это заявление т. Вышинсвий А, Я.
дал следующий ответ:

Если это заявление ‘делается для TOPO,
чтобы Советское Правительство выска-
зало свое мнение, то я должен заявить, что

13 апреля 1941 г.,

В НАРКОМИНДЕЛЕ

‚Ра

—_
—

№ 87 (741)

Советское Правительство не может одобуу
подобный шат Венгрии. Ha Conercnoe Thy.
вительство производит особенно плохое Bue.
чатление то оботоятельство, что Вентрия
начала войну против Югославии всего че-
рез 4 месяца после того, как она заключи.
ла с ней пакт о вечной дружбе. Нетрудн
понять, в каком положении оказалась бы
Венгрия, если бы она сама, попала в бу
И ее стали бы рвать на части, тах как из.
вестно, что в Венгрии также имеются па.
циональные меньшинства.

Посланник обещал ‘передать это заяве
ние’ Правительства СССР своему Прам-
тельству.

Черноморская весна

1. Календарная и флотская

В нынешнем году весна к черноморцам
пришла не сразу. Защвели деревья, то-во-

сеннему грело солнце, и море`вытаяйело   на важность именно
учебы. Ae

совсем спокойным. И вдруг повалил боль-
шими мокрыми хлопьями енет, подул про-
низывающий до костей норд-ост, и на па-
лубах кораблей снова стало скользко; как
в январе.

Любая задача по плечу этим людям. 1.
бота в затрудненных условиях—в дыму, в
клубах пара, в темноте, в воде—становиихя
все.более привычной. Главное— что осозна-
такой организация

... На боевом посту идут занятия, Бой.

цы неплохо изучили материальную часть,
выполняют нормативы приготовления opy-
жия к действию, знают до тонкостей ин-
Море штормовало. Восъьмибалльный ветер   струкции и наставления,

Чему учить

крутил над белыми гребнями волн снежные   дальше?

вихри. В такую погоду корабль готовился
выйти ‘в море. Боцман тщательно осматри-

«А как вее это будет в б0ю?» — зал.

предварительные расчеты. Его ожидала но-

мывается старшина 2-й статьи Шишков,
Й вот приходит решение. Ведь над,

вал штормовое крепление. Штурман делал

левая видимость в море. Артиллеристы,
минеры, люди пятой боевой части еще раз   ВУЧ, чтобы
провёряли свои заведывания, готовили каж-   В бою люди неизбежно будут выходить 1B
дый винтик на корабле к суровой борьбе   строя. Значит, надо учить людей заменять
со стихией. друг друга.

На фалах сигнальной мачты подняли — Первый номер вышел изо строя! —
«добро». ОтданьЕ швартовы. командует Шишков.

Корабль шел наперекор волиам и ветру, Наводчик Юдаш быстро спрыгивает в
выполняя поставленную задачу. своего сиденья и становится нз площажу

Несколько лет назад весна календарная   Торпедного аппарата. Его рука лежит в
считалась весной и флотекой. С наступле- рукоятке коробки автомата. Выбывиий
нием тенлых дней совершались первые вы-   Первый номер заменен. Краснофлотец Кпы-
холы в море. Кончалея долгий осенне-зим-   Рик так же быстро садится на место навод-
ний период, сворачивалея продолжитель-  Чика, надевает наушники и, прильнув к
ный ремонт кораблей, и учеба неизбежно   оптической трубе, тщательно наводит крест
начиналась © азов. нитей на движущуюся цель.

Жизнь продиктовата новые условия, вы-  Боевой поет продолжает действовать так
хвинула новые требования. Народный ко-  же четко и уверенно, как до выхода пер-
миесар поставил перед моряками  залачу:   вого номера из строя. Условностям нет уе-
плавать и учиться круглый год, в любую   ста. С улыбкой вспоФинают бойцы, как
погоду, в любых условиях. И весна пере-   когда-то наводчики не удерживали цель на
стала существовать в боевой ‘учебе. Круг-   кресте нитей, & наводили прямо ло гори-
лый ror решают корабли большие и слож- зонту, как в патронник не клали выбрасы-
ные задачи, укрепляющие могущество фло-   вающих патронов, предпочитая прост
та. Больше того, весной и летом личный   взводить боек и ставить рукоятку Ha mpe-
состав закрепляет свои знания и умение,   хохранитель.

полученные в зимних суровых походах, п  Ав бою это могло привести к неточной

создает предпосылки к достижению новых   наводке, к задержке выстрела. Иначе т-
успехов. В зимних походах отрабатывались   воря, противник получал Gore manor

самые различные задачи, повышающие ускользнуть от смертоносного удара тор.
боевую выучку командиров и краснофлот-   педы.

ев: т _ Сейчас учеба проводится но только в
Пенящиеся волны обрушивались н& К0- тихую погоду, но и при качко, плохой види-
рабль, прокатывались по палубе. Леденя- мости, не только при свете, но и в темно-
щий ветер замораживал н& одежде водяные те, в самых различных уеловиях, макеи-
брызги. На надстройках образовалась ле-   мально приближенных к боевым. И an
дяная горка. Бойцы стояли по своим Ме-   приносит свои плоды. В десятви раз уве
стам, Насквозь промокитие итинели мешали   тичивается сила оружия, растет умени
движениям, но на это не обращали внима-   бойцов и командиров, понявших, что услоз-
ния, Всо сосредоточено на одном ОГЛИЧНО   ность в любом деле нетерпима, вредна.
провести боевое учение. Работа шла друж-
но и быстро.

Мичман Воробъев-—специалист своего де-
ла. Под его руководством минеры борются практикой
за новые успехи. Неудобно отставать от
артиллеристов, сумевших завоевать флот- В многочисленном списке корабельных
ское первенство. 0 победах второй боевой   должностей в эту весну добавилась еще м
части говорит звезда, красующаяея на тру-   Н& — корабельный курсант. Выпускники
бе корабля, Минеры уже достигли немалых   военно-морских училищ, молодые мичманы,
‘успехов в этом соревновании. Это результат   изучив в классах и лабораториях BMY308
упорной тренировки не только днем, но и  теорию, пришли на корабли, чтобы BARD
Ночью. °   Пить ве практикой,

Отличные оценки за стрельбы, проведен-  Ha торпедных катерах рабочий день ко-
ные ранней весной старшим лейтенантом   Рабельных курсантов залюлнен  доотказа,
Бабаниным, успехи минеров, достижения   Надо на практике освоить материальную
других специалистов показывают, что зима   часть торпедного катера, изучить ем в
не прошла даром. оружение, механизмы. Возникает немало

затруднений. Некоторые вещи оказываюкя
совсем непохожими на те, которые курса:
ты. изучали по учебникам в классах.

3. Теория подкрепляется

2. Как в бою

— Повреждена магистраль ввежего па-
ра! — командует старшина котельной
группы.

Краснофлотцы не спеша выясняют «пов-
реждение», Через несколько минут обнару-
живается, что на магистрали вырвало
прокладку. Надо поставить бугель. Бойцы,
даже не надев рукавиц, возятея у холол-
ной трубы и устраняют «повреждение».
Инструмент не приготовлен. Его ищут по
всему отоеву. Наконец, бугель поставлен.
Старшина отмечает в тотрадке, что еще
одно занятие по живучести проведено.

Так было раньше.
постах были основаны на уеловностях,
ними сталкивались на каждом шагу. Ус-
ловно тушились пожары, откачивалась не-
существующая вода, холодная труба счита-
лась накаленной. i

Жизнь доказала порочность такого мето-
да; стало необходимым максимально при-
близить всю боевую подготовку к реаль-
ной обстановке, учить личный состав то-
му, что нужно будет в бою, и так, как в
O10.

И вот enona раздается та же команда:

— Повреждена  матистраль свежего
пара!

(о свистом вырывается из трубы пар,
быстро заполняя помещение. Это на б06-
вой пост заранее подведен отросток маги-
страли паротушения. Из дыр на конце от-
ростка вырываютея струи горячего пара,
создается реальная обстановка  поврежде-
ция магистрали. Бойцы Попов и Лукьянов
ставят на «поврежденяое» место’ настоя-

„Пий бугель. Магистраль накалена, но, на
бойцах асбестовые костюмы,

Рукавицы.
Нестерпимю жарко, пар слепит глаза.
Струи воды льются на бойцов, охлаждая

ИХ. f

Старшина котельной труппы — внимз-
тельно наблюдает за действиями своих
подчиненных. Ему докладывают, что «пов-
реждение» исправлено.

Вдруг Из-за котла клубами пошел ry-
стей, едкий дым.

— 83а — котлом
команда. Она никого н
Каждый знает свои обязанности. Один
‘хвалил минимаке, и струя пенящейся
жидкости направлена в очаг огня. Другой
полает воду; Третий действует пожарным

шлангом. Все происхохит быстро и четко.
Реальный пожар

пожар! — раздается
е застает врасплох.

реально ликвидирован.

На помощь курсантам приходят опытные

командиры, немало раз водившие в атаку
торпедные катера: тт. Шальнов, Ткаченко,
Томашевский и другие. Каждый стремится
помочь молодым мичманам.

В кабинете торпедной стрельбы куреат-

ты решают ряд сложных задач по выхоу
торпедных катеров в атаку. Мичманы [у
рин и Степанов первыми докладывают р]
ководителю занятий, что они выполних
задания. Здесь же выясняется, что у 013

жеров нет навыков в определении курс
ВЫХ
Занятия па боевых   обуч

углов. Этот недостаток теоретического
ения надо изжить на практических 38-

с   нятиях.

Получено приказание выйти в Mop.
Личный состав катеров быстро — занимает
места. Вместе с другими. в море выходят я
корабельные курсанты. Погода, свежая, he
Tepa швыряет, соленые брызги обдают лю-
дей.

«Хорошая ‘закалка! хумает начальйе
штаба подразделения т. Холин.-На тай
болтанке только и приучать мичманов #
морю».

Он внимательно следит за тем, как №
дут себя корабельные курсанты, Все ви
рядке, никто и не думает «екиеать». Бу
дущие командиры торпедных катеров заме
няют настоящих, сперва на небольшой
промежуток времени, затем на, все больш
сроки.

— Через пять -— семь дней они си

поведут катера в море,— говорит т. Холи
после похода,

Нынешняя весна характерна для №9
военно-морских учебных заведений фли®
Наши вмузы установили практическую
связь с флотом. Академизму, opoppannoctl
от нужд флота нанесен чуветвительный
удар.

Покидая стены училищ, молодые кома!
хиры придут не новичками на корабли, 0
столько неясного и впервые увиденного, 8
волевыми, грамотными. начальниками-в®“
питателями, на деле познавшими силу 09°
дружества теории с практикой,

Старший инженер-лейтенант
Г, ПАДАЛКА,

Младший политрук
С. ЛИВШИЦ,

чтобы боевой пост был максимально жи.
он действовал непрерывно.