eee 13 апреля 1941 г,

M 87 (741)

КРАСНЫЙ ФЛОТ

ОТЧЕТНО-ВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ В ПАРТОРГАНИЗАЦИЯХ ФЛОТА
SS sss SSS

Личный пример
коммунистов

В тезисах отчетного доклада патгоргани-
зации (секретарь т. Поляков), одобренных
активом, отмечается, что коммунисты слу-
жат примером для веего личного состава.
Действительно, в боевой и политической
подготовке члены и кандидаты партии идут
впереди,

По инициативе  коммуниетов в честь
ХИП Всесоюзной партконференции на ко-
рабле было организовано социалистическое
соревнование,  Парторганизация помогла
командованию вовлечь в соревнование всех
краснофлотцев. Вслед за коммунистами и
томеомольцами все бойцы брали обязатель-
ства добиться высоких показателей,

При помощи активистов секретарь парт-
орланизации повеедневно следил за, выпол-
нением обязательств. коммунистами. Отетаю-
щим краонофлотцам—тт, Афонасьеву, Мур-
тазину и другим помогали коммунисты и
Комсомольцые——отличники учебы. На комео-
мольских собраниях, политинформациях
ставили сообщения 0 выполнении обяза-
тельств, рассказывали о передовиках, о ме-
тах их работы, называли отстающих. В
результате все враснофлотцы выполнили
евон обязательства. Впереди идут члены и
тандидаты партии: они сдали зачеты
только на «отлично» и «хорошо», а тт. Ba-
ранов, Гаврилин, Яцков и Сидоров имеют
лишь отличные оценки.

Выполняя решения ХУШ Веесоюзной
хонференции ВЕП(б), парторганизация на-
стойчиво борется за экономию материалов.
В первую очередь мы потребовали пример-
ности от коммунистов, показали практиче-
ские пути их деятельности в этом направле-
НИИ, :

Член паргии боцман т. Яцков вначале
ле знал, как взяться за, наведение порядка
в своем большом хозяйстве. Тогда командир
указал ему, как нехозяйственно раеходует-
ея на кораблю приборочный материал. По
совету командира теперь экономнее расхо-
дуют ветошь, швабры, паклю и т. д.
Шлюпки, кубрики, надстройки — все по-
крашено, но краску при этом расходовали
бережливо. \:

Коммунисты упорядочили содержание
запасных частей, тщательно смазали и сло-
жили их. На корабле проверили, как кра-
снофлотцы оберегают свое обмундирование.

( методах работы е коммунистами мож-
HO судить по такум примерам. Кандидат
партии т. Тарасов-—человек способный, но
ленив. Учится он неровно: то ответит
на «отлично», то на  «посредетвенно».
Раныйе © т. Тарасова мало требовали, поч-
‚ти не контролировали его работу. Это приве-
ло к тому, что он начал отставать по служ-
бе. Парторганизация своевременно взялась
за поправление т. Тарасова. Его работу
стали проверять, строже требовать. (Сей-
14 т. Тарасов привлечен к подготовке от-
чотно-выборного собрания: ему поручено

_ проведение бесед с краенофлотцами.

\ Враенофлотцу т. Гаврилину, недавно пе-

„ еведенному в члены партии, отличнику
боввой и политической подготовки, пору-
чили к отчетно-выборному собранию mpo-
зерить деятельность комсомола, & также ра-
боту редколлегии стенгазеты. Выполнение
этого’ задания показало, что т. Гаврилин
может справиться и с более ответственными
поручениями.

Основное внимание коммунистов мы CO-
средоточили на недочетах. Прежде всего
‚  парорганизация должна потребовать от
членов и кандидатов ВКП(б), чтобы каждый
из них не только был отличником, но и
личных примером увлекал за собой беспар-
тийных бойцов. :
Большой недостаток в работе нашей парт-
организации — слабый ‘рост партийных
patos. Существенные нелостатки у комео-
Мольской ортанизации. У членов ВЛАСМ
CCTh дисциплинарные взыюкания, He все
комсомольцы имеют поручения. На отчетном
собрании все эти недочеты в работе парт-
организации коммунисты должны лодверг-
нуть суровой критике.

Старший политрук Н. БАЙГИКОВ.

Подготовка флотеких командных кадров
BONA представляла самую сложную про-
блему в истории и развитии военных фло-
тов, Не легкое дело-—строить боевые кораб-
Ли, но не менее трудная задача-—готовить
„для них командиров, управляющих артил-
лерийским огнем, итурманов, минеров, ме-
хаников. И, чем сложнее техника на корадб-
ях, тем труднее и проблема воспитания до-
стойных командных кадров.

Энтелье писал в свое время, что артил-
терия у англичан первоклаюсная по воем
данным. И в то же время именно англий-
ская артиллерия отличалась наибольшим
количеством промахов. (Об’яснялось это
лить тем, что уровень знаний английских
артиллерийских офицеров был крайне or-
раничен. Анализируя причины поражений
испанского флота, Нельсон говорил в 1793
TOXY, что испанцы «умеют строить пре-
красные корабли, но не могут подготовить
для них людей... ».

Командные кадры налшего флота полу-
чают первоначальное образование в воен-
но-мороких учебных заведениях. Они при-

обретают в училищах сумму теоретических
  знаний и исходные данные, которые им
понадобится применять на службе. Доста-
Течно части этих знаний и навыков, чтобы
командир, приобретая опыт в условиях мир-
ного времени, мог изучить ‘технику ис
пользования оружия, технику вождения
корабля.

Но искусство командира Военно-Мороко-
то Флота, слатается из трех элементов: уме-
ния вести в бой людей; умения вести ко-
рабль в бой, управлять им в 6010; уме-
HHA грамойно применять в бою оружие.
этом многообразии и заключается главная
особенность подготовки И воспитания
командира — военного моряка, которому
приходится овладевать знаниями и опытом
В Трах областях, кажлая из которых пред-
ставляет собой целый комплексе, глубокую
и широкую отрасль для изучения.

Эти три направления в деятельности
хомандира, становятся особенно сложными в
бою. Только боевой опыт, приобретенный
командиром, дает ему возможность полно-
CTbIO проверить и свои знания и свои м0-
реальные качества

Но в мирное время боевого опыта не
приобротешь. Поэтому мы стремимея 34-
Мепить такой опыт так называемыми ве-

ь —.

дополнялись,
труд секретаря не вотречает признания.

тезисы

Почему актив
не одобрил тезисов

Котда секретарь парторганизации ко- т. Самуйлов потребовали от секретаря бо-
рабля т. Виноградов собственноручно вы-
стукивал на машинке тезисы отчетного
доклада,
напрасно трудится. Не мог он этого. прел-
положить еще и по той причине, что его
черновые наброеки просмотрел и одобрил
заместитель командира корабля по полити-
ческой части старший политрук т. Смир-

он вовсе не думал о том, что

HOB.

Однако подобная неприятность с ним
все же случилась. По мере того, как на
партийном активе зачитывались тезисы,
которые в каждом пункте исправлялись и
становилось очевидным, что

Тем и кончилось, вернее сказать, на том
и прервалось обсуждение. Актав отверг
отчетного доклада и поручил
секретарю написать их заново.

Почему же партийный актив не одоб-
рил тезисов отчетного доклада?

Вот что говорит по этому поводу стар
цгий лейтенаит т. Валинычев:

— Тезисы являются партийным доку-
ментом, а У товарища Виноградова полу-
чилась регистрация фактов, порой даже
неправильных, без анализа и обобщения.

Воентехник 2-го ранга т. Дмитриев от
мечает, что в тезисах «нет ни политиче-
ской оценки деятельности парторганиза-
ции, ни практических выводов, да и сама
ее работа показана неправильно».

С мнением этих товарищей нужно со-
гласиться.

Например, в тезисах указывается, что
в парторганизации-12 кандидатов © про-
сроченным стажем. Далее все они пере-
числяются; указывается elle, ITO канди-
дат е 16-месячным стажем т. Дунцов
ни разу не выступал Ha партсобрании,
но ничего не говорится ‘о том, как рабо-
тала организация с кандидатами, как она
готовила их для ветунпления в члены пар-
тии. Секретарь парторганизации ограни-
WHICH уишь упреками по адресу кандида-
тов, или, как он назвал их, «перероет-
ков», что «им безразлично состоять в кан-
дидатах или в членах партии».

Подобное «творчество», не может запят-
нать моральный облик кандидатов партии,
которые в своем большинстве—пример-
ные краснофлотцы.

Вот кандидаты партии тт. Дунцов, Бур-

ков, Шелгучев, Строганов. 0 них в те-

зисах говорится отрицательно. Однако у
каждого из этих товарищей не одно, &
несколько поошрений командования. зачем
же понадобилось т. Виноградову чернить
этих краснофлотцев и наклеивать им яр-
лыки, когда его долг состоял в том, что-

бы политически воспитывать людей, по-

могать их росту.

Но работаль с людьми, устранять их
недостатки—щело трудное и хлопотливое.
Куда легче поносить их, как это делает
т. Виноградов. «Канхидаты мало заботятся
Ф своем политическом воспитании» -—3а-
являет он,

Что касается заботы самого секретаря,
то она заключалась в том, чтобы «про-
вернуть» как можно большое докладов.

По ‘такому формально-бюрократическому
признаку строилась вся работа, и таким
же путем она отражена в тезисах.

«За отчетный период,— читал т. Ви-
ноградов,— проведено 43. партсобрания.
На них разобрано 48 вопросов. Ставилея
4 раза вопрос о состоянии воинской ди-
сциплины, 2 раза—о роли коммунистов в
повышении лисциплины и 2 pasa—o
воспитании комсомольцев».

Но о действительной работе надо су-
дить не по резолюциям, содержащим мно-
гочисленные декларации и заклинания, &
по фактическому состоянию дисциплины.
Так актив и подошел к этому вопросу.

_ Главный старитина т. Таболов, старши-
на 2-й статьи т. Дураков, краснофлотец

енными играми, которые занимают боль-
ое и важное место в системе усовершен-
ствования ‘налних командных кадров.
этих играх мы стараемся поставить коман-
дир& в условия, близкие к боевым.

Военная игра, ce отдельные эталы,
должна включать в себя залифрованные
положения тактики‘ или оперативного ис-
кусетва. Путем игр можно развить cmoce6-
ность, & главное — навык быютро сопо-
ставлять различные данные обстановки,
оценивать их и делать вывод, облекая его
в форму разного рода распоряжений и ре-
шений, у

Чрезвычайно ценна в этих играх в03-
можность привить командиру разработан-
ный в тактике и оперативном искусстве
метод принятия решений, который, если
им овладеть, если ето усвоить, приобретает
большую и решающую силу. Ибо, только
овладев методом принятия решений, комал-
yup не упустит чего-либо важного и су-
шественного в масее различных обетоя-
тельств, влияющих на решение,

Олнако подобной формой усоверненетво-
вания далеко еще нё ограничиваются воен-
ное образование командира. Болеё oro,
приобретенный в играх навых без глубо-
кого усвоения, так сказать, основ теории
данного тактического вопроса может при-
вести к тому, что командир постигнет ис-
KYCCTRO составлять очень громкие, катего-
рические и повелительные фразы, за ко-
торыми не кроетея серьезного содержания.
Короче говоря, человек овладеет командным
языном, не содержащим в себе должной
сущности,

В. И. Ленин пиеал: «Коммуниетом сталь
можно лишь тогда, когда обогатишь свою
память знанием всех тех богатетв, которые
выработало человечество».

Основываясь на этих мудрых ленинских
словах, мы хотим сказаль, что командирум-
большевиком, командиром, достойным воен-
ного флота сопиалистичеекого государства,
может считаль себя лишь тот, кто овладе-
вает суммой всех тех знаний, которые на-
коплены многовековой военной историей.
Й лишь в том случае решение командира
будет содержательным, если оно основано
на серьезном изучении теории военного
дела.

Что же надо знать, чтобы постигнуть

обязывающей работников ОПИ конкретно

лее определенных ‘данных 0 количестве
проступков и характеристики их. Они
указали на то, что парторганизация еще
не добилась снижения нарушений диеци-
плины, что она занималась этим вообще,
& не конкретно.

Резкой критике подвергли они работу
секретаря парторганизации 3a формальное
руководетво агитаторами, оторванноеть аги-
тации от насущных задач корабля, плохую
помощь командирам в укреплении ди-
CHMUIUHEI.

Чем же об’ясняются подобные расхож-
дения между тезисами т. Виноградова и
фактическим . состоянием дисцинлины?
Некоторое об’яснение этому мы находим
У заместителя командира корабля по по-
литической части старшего  политрука
т. Смирнова. На этот счет он придержи-
вается своеобразной точки зрения,
ясняющей проступки «нездоровым влия-
нием берега». «Вот уйдем в море, —тго-
ворит он,— перед людьми не будет со-
блазнов, и проступки вами собой прекра-
тятея»(?).

«Теория», правда, не оригинальная, но
тем не менее гнилая и на советском
военном корабле неуместная. Но при не-
вмешательстве отдела политической про-
паганды этой «теорией» т. Смирнов все
же руководствуется. Иначе чем об’яснить
такие факты, что досуг краснофлотцев не
организован, вечеров самодеятельности не‹
устраивают, нет новых книг, а имеющие-
ся в библиотеке давно перечитаны и их
никак не могут обменить? Неудивительно
после этого, что людям скучно на кораб-
ле, и они тянутся на берег.

Если бы т. Смирнов глубоко и по су-
ществу вникал в жизнь партийной орга-
низации и проявил больше заботы о.
подготовке  отчетно-выборного собрания,
такого конфуза с тезисами т. Виноградова
не получилось бы. Тов. Смирнов, поло-
жившись во всем на молодого партработ-
ника, теперь, когда отвергнуты тезисы
отчетного доклада, впадает в другую край-
ность. Он собирается писать их сам, в то
время как надо помочь секретарю партор-
ганизации составить план тезисов, ото-
брать материал и вместе с т. Виноградо-
вым отредактировать тезисы.

Не меньшую OTBeTCTBeHHOCTH 3a слу-
чившееся несет и отдел политической
пропаганды. Помощь парторганизации в под-
тотовке к отчетно-выборному собранию
должен ‘оказывать полковой  комиесар
т. Маточкин. Но он, видимо, так же как и
т. Смирнов, формально отнесся к вынтолне-
нию своих обязанностей. Тов. Маточкин
бегло просмотрел тезисы до их обсуждения
и не внес ни одного замечания. Это пример
грубого нарушения директивы Главного
управления политической пропаганды,

помогать секретарям в подготовке отчет-
но-выборного собрания.

Работники отдела политической пропа-
гавды должны были помочь секретарю
парторганизации построить свой отчетный
доклад в духе большевистекой критики и
самокритики. Надо было показать’ ему,
как отразить в отчете леятельноеть KOM-
MYHHCTOB, их. передовую роль в боевой
учебе и воинской дисциплине. Это было
необходимо еше и потому. что т. Вино-
гралов-—молодой партийный работник, ве
имеющий достаточного опыта руководет?а.
А сказать секретарю было о чем. Люли
на корабле неплохие, они успешно ретта-
ли задачи. Сейчас досрочно подготовили
свой корабль к выходу в море.

Еще крепче сплотить личный состав,
мобилизовать его на новые уеспехи— долг
партийной организации. 0 практическом
разрешении этой задачи и должны гово-
рить коммунисты Ha отчетно-выборном

собрании.
А. ЦЕЦОРИН.

теорию любой отрасли военного дела, что-

бы вдохнуть содержание, жизнь в форму,
которая приобретается играми?

Прежде всего, на нали взгляд, необходи-
мо непрерывное, очень глубокое, система-
тическое изучение истории. Уместно здесь
напомнить изречение Наполеона: «Если хо-
тите знать, как делаются и ведутся. ера-
жения, то изучите 150 сражений, ханных
великими полководцами».

Не случаен тот фажт, что все крупней-
шие полководцы мира были вместе с тем
И замечательными военными историками.
Современники и боевые соратники М. В.
Фрунзо вспоминают, что он цитировал на-
память Маркса; Энгельса, Ленина, RKaay-
зевица.

Разностороннее образование, приобретен-
ное, встали сказать, главным образом в
годы пребывания в тюрьмах и ссылках,
сочетавшееся с изумительной памятью, да-
вало возможность М. В. Фрунзе часто
ралцаться к истории, приводить в своих
стальях, в выступлениях, в разговорах ©
подчиненными убедительные и яркие ис-
торические примеры.

Параллельно с изучением истории необ-
ходимо изучать и эволюцию теории воен-
ноге искусства. Не зная развития теории
‘военного искусства, командир будет 0ро-
дить в потемках.

Истинная тактика рождается и диалек-
тически развивается в творческом сопо-
ставлении мнений. Поэтому, если мы хо-
тим вести вперед налгу военную нахку,
тактику, оперативное искусство, мы долж-
ны потребовать от командира умения и
желания жить этими вопросами, воспиты-
валь в себе и в окружающих вкус к этим
нахкам, к индивидуальной работе и к кол-
лективной выработке такляко-оперативных
идей.

Если в кают-компании корабля проие-
ходят жаркие споры по вопросам приме-
нения оружия, по вопросам тактики, опе-
ративного искусства, — это хороший
корабль, он имеет все данные, чтобы стать
передовым в боевой подготовке и быть
грозным для противника в бою.

Глубокое и разностороннее знание воен-
Horo Jedd полготовляет в человеке уверен-
ность, & велед за этим твердость в при-
нятых решениях, стойкость в трудной и
сложной обстановке. А эти качества, кае
известно, совершенно необходимы.

Подчеркивая важность стойкости и твер-

дости командира в бою, адмирал Макаров

На кораблях
и в частях

Корабль № закончил летнюю кампанию

прошлого года с хорошими ноказателями.

Парторганизация направляла Bee внима-

ние на обеспечение авангардной роли ком-

муниетов, на оказание деловой помощи
командиру в решении задач боевой под-
готовки. Строго требуя от коммунистов
примерности, парторганизащия не мири-
лась даже с малейшими нарушениями

дисципйины или небрежным отномением

к материальной части. Эта парторганиза-
ция была во флогилии на хорошем счету,
ее ставили в пример, по ней равнялись.

Успехи и похвалы вокружили голову.
Вместо того, чтобы добиваться дальней-
ших успехов, парторганизащия ослабила
внимание к боевой подготовке, Это не за-
медлило сказаться.

Секретарь парторганизации т. Кошкал-
да в отчетном докладе отметил, что диеци-
плина среди коммунистов не всегда на вы-
core.

В прошлом тоду на корабле регулярно
выходили стенная газета и «Боевые лист-
ки».` В них подробно рассказывалось 0
лучших людях корабля, резко критикова-
лись недочеты. В этом году газета стала
выходить реже, качество ее ухулшилось.
На партийном собрании т. Кошкалда при-
знал, что она «перестала быть помощни-
ком командиру». Таковы результаты само-
успокоенности. :

В прениях коммунисты подвергли рез-
кой критике работу секретаря и некото-
рых товарищей, нерадиво относящихся к
своим обязанностям. Одновременно были
векрыты серьезные. упущения, © которых
секретарь не упоминал в своем докладе.

— Внешне на корабле с дисциплиной
как будто все обстоит благополучно, круп-
ных нарушений нет, — говорил т. Нау-
мов. — Но так называемые «мелочи», не-
ряшливость, плохая  подтянутость еще

стречаются.

Коммфнист т. Симомов подверг сомне-
нию утверждение секретаря 0 том, что ©
судоремонтом Bee блатополучно. Он при-
вел факты, свилетельствующие о наличии
элементов штурмовщины и несрганизован-
ности в ремонтной кампании.

° Воманлир корабля потребовал от комму-
HHCTOB, чтобы они по-настоящему осуще-
ствляли передовую роль. Он мобилизовал
внимание парторганизации на решитель-
ную борьбу с мелкими неполадками и от-
ступлениями от инетрукций.

Собрание наметило конкретные пути для
устранения отмеченных недочетов.

Г. СОЛОДКОВ.

ee OF

Коммунисты крейсера «Красный Крым»
деятельно тотовятея ‘к отчетно-выборным
собраниям первичной и низовых парторга-
низаций. Равработан план нраютических
мероприятий по полготовке и провелению
собраний, организованы бесель. Широко
раз’ясняетея инструкция ЦВ ВЕПСб) о вы-
борах руковжящих партийных органов.
Млалтий политрук т. Макаров провел бе-
cary © коммунистами одной из низовых
парторганизамий на тему: «Большевиет-
ская критика и самокритика — могучее
орудие нашей партии». С кандидатами бу-
дет провелено занятие на тему об органи-
зационных принципах большевизма.

Секретарь бюро т. Квашнин заканчи-
вает составление тезисов отчетного докла-
да. На-лнях они будут утверждены на бю-
ро. Секретари низовых организащий так-
же работают над тезисами.

Состоялось инструктивное совещание ре-
дакторов етентавет,

Подготовка к собраниям усилила актив-
ность коммунистов, повысила их ответ-
ственность за порученное дело.

Старший политрун М. НОГУТ.

в одной из своих инструкций писал:
«Побеждает тот, кто хорошо дерется, не
обращая внимание на свои потери и па-
мятуя, что у неприятеля этих потерь еще
больше».

История знает немало примеров, когда
именно эти качества командира — твер-
дость и настойчивость в проведении своих
решений, основанные на знаниях и опы-
те,— обеспечивали успех в сражениях даже
$ превосходящими силами противника.

Досталочно вспомнить хотя бы один
такой пример -— победу, блестяще  одер-
жанную мужественным русским военным
моряком капитан-лейтенантом Казареким
в неравном бою с вратами.

В руках командира  Военно-Морското
Флота нашей родины могущественное ору-
жие. Это — марксистсно-ленинское
ниве, марксистско-ленинский анализ исто-
рии, которые дают ему возможность еще
глубже, еше интереснее, целеустремленно
й безошибочно анализировать и использо-
вать как исторические примеры, таки
сражения, операции современной войны.

Марксистеко-ленинский полход в изуче-
нию теории военного искусства и военной
истории обеспечивает нашему флоту един-
ство взглядов и взаимное понимание всех
событий и явлений, составляющих крут
военного дела. А взаимное понимание в ру-
ководетве военными операциями есть одно
из непременных условий победы.

Таким образом, наш командир должен
быть не просто военным историком, &
историком, вооруженным  маркоистско-
ленинскей теорией, методом диалектиче-
ского мышления.

Историю, опыт необходимо анализиро-
вать в свете современных условий ведения
войны, & 9TO значит -— с учетом совре-
менной техники. Но изучение техники,

ясное понимание ес назначения также до-,

ступны лишь тому, кто выработал в себе
марксистско-ленинский взгляд па Роль
техники, на ее характер.

Современная боевая техника не отменяет
весь предшествующий опыт, даже, например,
опыт морских войн эпохи парусного флота
ит. п.

Мы не затронули. здесь вопроса общего
образования командира. Совершенно
естественно, что человек, ограничивающий
себя знаниями лишь в одной, узкой обла-
сти, неизбежно отстанет, будет малопри-
годен для роли командира — воспитателя

ДНЕВНИК . МОРСКОЙ ВОЙНЫ

ДВА РЕМЕНИЯ

В дин и тот же день, 11 апреля, в
Вашингтоне были официально об’явлены
два решения правительства США: во-пер-
вых, о постройке авиабаз и других оборо-
нительных сооружений в Гренландии, на
которую распространена доктрина Моно,
и, во-вторых, о разрешении американеким
торговым кораблям заходить в Врасное мо-
ре и в Аденский залив. :

‚ Хотя 00а эти решения нелосредственно
не связаны друг с другом, они тем не
менее представляют ‹с0бой звенья в еди-
ной цепи многих других мероприятий
США, направленных к усилению помощи
Англии. é

Переход Гренландии под военный кон-
троль Соединенных Палов подготовлял-
ся в Америке уже давно. Напомним, что
судьба Гренландии обсуждалась уже в
прошлом году, когда речь шла 0б англо-
американском соглашении относительно

ПРАВИТЕЛЬСТВА США

рая занимает антлийских и американеких
военных ‘и политических деятелей, непо-
средетвенно соприкасающихея ¢ пробле-
мой снабжения Великобритании боеприпа-
вами и стратегическим сырьем, теперь на-
пряженно фаботает над решением очень
сложной проблемы: как обезопасить  мор-
ские пути в Атлантике, поскольку все ме-
ры, предпринимавтиеся до сих пор, ока-
зываются все менее и менее действитель-
НЫМИ, ‘

В этой связи большое значение приоб-
ретает стремление перенести основные
коммуникационные линии выше на север,
rie они были бы удалены от германских
баз на Французском побережье, откуда на-
носятся наиболее сильные улары по бри-
танским коммуникациям в Атлантике. Хо-
тя условия плавания в водах, омывающих
Гренландию, несравненно более. суровые и
тяжелые, чем в районе главных атланти-

Военная зона
бокруе Внепии.

500 миль

м Фарбель

И”

ЛАБРАДОР Ss

cae NT, я
я

ИЕ Ф1о ньюфачндленд

at
=

er yas :

SNS

=
CONUDARC a= Hpneros™
— пою “work

ЯТЛЯНТИЧЕСВИЕ

A ga i 6b) —————

до ми

Ss?
Е ЯНйлия:

—
—
В.

==—H08 luommanoug= 28a Азорские

Hb1O-UO DK

= Se

=a

pir

обмена восьми британских баз в Западном
полушарии на 50 американских эскадрен-
ных миноносцев. Уже тогда указывалось на
то, что оборона атлантических подходов к
США не будет завершена, до тех пор, пока
не решен вопрос о Гренландии.

В сентябре прошлого года в одном аме-

статья Нормана  Налельфорда, который
между прочим подчеркивал значение Грен-
ланлии в качестве возможной воздушной
базы для нападения на побережье Амери-
ки. «Из Гренландии, — говорилось в ета-
тье,— могут быть предприняты воздуш-
ные или морские налеты на восточные
пункты Канады с целью прервать или за-
труднить перевозку военных материалов и

хотя посадка и взлет самолетов на терри-
тории Гренландии связаны @ значитель-
пым риском ввиду наличия там льдов и
туманов, все же это не невозможно. Воз-
душные налеты из Гренландии могут быть
предприняты на пролив Бель-Иль, на
трансатлантические воздушные базы в
Ботвуде в Ньюфаундленде, на базы в Га-
лнфаксе, Новой Шотландии и Нью-Бруне-
вике».

Поток. американских военных грузов
в Англию возрастает из месяца в месяц, но
вместе с тем возрастают и трудности, созда-
ваемые на северных атлантических путях

уче-.

германскими подводными лодками, бомбар-
дировщиками и рейдерами. Мыель, кото-

ЕЯ eee Ия ОИ So SSS]

( военном самообразовании

личного состава. Трудно представить себе
COBPEMCHHOTO командира, не читающего
классической и современной художествен-
ной литературы, не посещающего театра,
не знакомого с лучшими произведениями
композиторов, художников, скульшторов.

Люди, не желающие расти разносторон-
не, гармонично,
недостаток времени. Но тут все зависит
от личной ортанизованности и, главное, —
от личного желания. А. М. Горький как-то
писал: «Основа умственного уродства —
лень разума, его нежелание изучать, знать,
его CaMOJOBOIBCTBO или удовлетворение
ничтожностью знания. Это уродетво обыч-
но называется одним словом-глупостью».
Трудно что-либо добавить к этим резким,
но абсолютно верным словам.

В пополнении образования команлира
велика роль библиотеки. Флотекие биб-
лиотеки 63, кораблей, частей должны
иметь все, что необходимо командиру лля
повышения уровня своих знаний. Но если
флотские библиотеки и обладают нужной
литературой, то этого совсем нельзя ска-
зать о базовых и 0б0бенно корабельных
библиотеках. В абсолютном большинстве
они очень скудны, в них редко-редко мож-
но найти нужную книгу, журнал, справоч-
ник, словарь. ПШовидимому, тут вам еще
предстоит большая работа.

Несколько слов 0 личной библиотеке
командира. Хочется помечтать о том, что-
бъ на полке в каюте каждого командира
можно было увидеть произведения Маркса,
Энгельса, Ленина, Сталина. Вместе с тем в
‘личной библиотеке должны быть произведе-
ния военных историков и теоретиков. Хо-
чется увидеть исторические труды, книги
по истории военного искусства, военно-тео-
ретические произведения. Хочется встретить
также среди этих книг сделанные самим
командиром схемы изученных им сраже-
ний... ;

Нашему командиру всегда надо помнить
слова М. В. Фрунзе, сохранившие и сей-
час полностью свое значение и. силу:
«.. необходима упорная систематическая
работа Hal своим ° самообразованием, и
это — обязанность всех без исключения
командиров. Тот, кто этого делать не бу-
дет, очень скоро окажется за флагом, и в
этом случае должен будет пенять только
на себя самого». :

Контр-адмирал
П. ТРАЙНИН.

a

риканском журнале появилась большая’

войск в Европу. Знатоки утверждают, что,

Pee ee eee a = ee
Ne ee : о-ва Канарские.

ческих путей (между 50 и 40° северной
широты), тем не менее летом вполне мож-
HO пользоваться морскими путями, веду-
щими из Канады в Гренландию и далее
в Исланлию и Великобританию. Плавание
в районе сопряжено с значительными
трудностями, зато пути, ведущие из
Тренландии в Великобританию, короче, чем
путь Нью-Йорк — Ливерпуль (1.250 миль
вместо 3.040 миль).

В нынешней обетановке североатлан-
тические морские пути приобретают все
более ведущее значение. Гренландия
ий Исландия могут стать’ главными «пере-
валочными» пунктами Ha этом пути. Вак
известно, Исландия была оккупирована ан-
гаийскими войсками сразу же после того,
как Данию оккупировали германские вой-
ска в апреле прошлого гола. По сведе-
ниям иностранной печати, в Исландии на-
ходитея весьма, значительный британский
гарнизон, насчитывающий до 80 тыс. ч6-
ловек. Помимо этого, там сооружены вну-
шительные береговые укрепления. Ислан-
лия служит одним из главных опорных
пунктов для ‘британских сил, держащих
пох наблюдением проходы в океан из 0е-
верного моря.

привыкли ссылаться на’

Повилимому, в руководящих кругах США
считается ‘недостаточным содействие бри-
танскому судоходству и мероприятиям
британского правительства, направленным
Е защите главных британских коммуника-
ционных линий, Ilo сообщению газеты
«Нью-Йорк тайме», Рузвельт намерен до-
биться от конгресса исправления закона
© нейтралитете с целью предоставить аме-
риканским пароходам право перевозить
вооружение в Галифакс, т. е в Канаду,
откуда под охраной оно будет отправляться
дальше в Англию.

Еще большее значение имеет в связи
-в обстановкой в зоне Средиземного моря рс-
шение правительства США снять за-
прет на заход американских судов в Kpac-
ное море и в Аленский залив. Уже в те-
чение -нескольких недель вопрое этот
оживленно обсуждался в американской пе
чати. Указывалесь на 10. что, как только
завершатея основные военные операции в
Абиссинии и Эритрее, американским су-
дам будет разрешено доставлять военные
груэы непосредетвенно в английские 68-
зы, находящиеся на побережье Красного
моря. В соответствующем заявлении, опу-
бликованном в Ватшинттоне, говоритея, что
отныне американские суда могут свободно
поллерживать сообщение с портами Врас-
ного моря, причем им разрешено итти
вплоть до Измаилии — крупного порта
в Суэцком канале.

Разрешение американским судам перево-
зить военные материалы в Египет юозна-
чает, однако, нечто большее, чем облегче-
ние снабжения британских ближневосточ-
ных армий. Это новое мероприятие амери-
канского правительства следует pacema-
тривать с точки зрения создания предпо-
сылки к дальнейшему высвобождению бри-
танекого коммерческого тоннажа для обслу-
живания нужд самой метрополии.

Помощь такого рода может быть весь-
ма существенной, ибо следует учесть, что
Соединенные Штаты располагают мореход-
вым тормовым флотом, общее водоизмеще-
ние которого достигает почти 10 млн.
тонн. Правда, 72 проц. всех америкаяских
торговых судов плавают уже свыше 20
лет. Но в условиях войны это ие имеет ре-
шающего значения. Если учесть, что и в
Тихом океане американские торговые суда
все больше заменяют английские, можно
сделать вывод, что Англия получает до-
бавочный источник, откуда ona может
черпать тоннаж для пополнения потерь,
которые уже сейчае превышают 400 тыс.
тонн в месяц.

И. ЕРМАШЕВ,