4 октября 1945 г.,

четверг. № 234 (2109)

о
Пресс-конференция у тов. В. М. Молотова

ЛОНДОН, 3 октября. (ТАСС). 3 октября
Народный Комиссар Иностранных Дел
В. М. Молотов устроил в Советском По-
сольстве в Лондоне пресс-конференцию, на
которой присутствовало более ста пред-
ставителей английской прессы и прессы
других страз. Вначале В. М. Молотов
сделал заявление, а затем’ ответил на
многочисленные вопросы корреспондентов.

Тов. В. М. Молотов заявил: «Наша
пресс-конференция происходит после окон-
чания работы Совета Министров Иностран-
ных Дел пяти держав. Понятно, что сегод-
ня пресс-конференции устраивают и дру-
гие министры. Настоящая пресс-конферен-
пия нужна прежде всего потому, что о
результатах работы. закончившейся вчера
первой сессии Совета Министров не было
<Аубликовано-никакого сообщения. Надо по
крайней мере дать какую-либо  информа-
цию © работе Совета. Пресс-конференция
нужна и потому, что следует пожалеть
читателей и позаботиться о том, чтобы они
были не так односторонне информированы,
как это было дю сих пор. Мы должны
стремиться к тому, чтобы информация
была об’ективной, а не пристрастной.

Совет Министров Иностранных Дел рабо-
тал на освове решений Берлинской Конфе-
ренции Глав трех правительств. Не лиш-
ним будет напомнить, что же сказано в
решениях Берлинской Конференции о зада-
чах Совета Министров Иностранных Дел
в отношении подготовки мирных догово-
ров. Не все помнят текст этих решений.
Между тем, в решениях Берлинской  Кон-
ференции трех одержав об учреждении
Совета. Министров Иностранных Дел
прямо сказано (пункт 3):

«В качестве немедленной и важной. за-
дачи Совета на него возлагается состав-
ление мирных договоров для Италии, Ру-
мынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии...»

В этом же пункте дальше говорится:

«Для разрешения каждой из этих задач
Совет будет состоять из` членов, представ-
ляющих те государства, которые  подни-
сали условия капитуляции, продиктован-
ные тому вражескому государству, кото-
рого касается данная задача».

Мне остается напомнить, что решение’ о
создании Совета Министров было принято
по предложению Американского ^ прави-
тельства.

Добился ли Совет Министров чего-либо
в деле вьиюлнения поставленной перед ним
неотложной задачи по подготовке мирных
договоров? Безусловно, да. 33 заседания

‚ Совета Министров не прошли даром. Это
была напряженная работа. Во время этих
заседаний были согласованы со всеми
пятью министрами некоторые вопросъ’,
например, по ускорению работы Союзной
Комиссии по репарациям с Германии, всп-
росы об Австрии и некоторые другие.

К сожалению, мы не обсудили вопроса о
создании Союзного Контрольного Совета
по Японии, причем не по вине Советской
Делегации. Кроме того, между Министрами
Великобритании, Советского `Союза, США,
Франции были согласованы некоторые вот-
росы по мирному договору © Италией. Так-
же был согласован между Министрами
Великобритания, СССР и США целый ряд
вопросов, относящихся к мирным договорам
с Румынией, Болгараей и Венгрией. Без
труда было достигнуто соглашение между
Министрами Великобритании и СССР по
мирному договору с Финляндией.

Возникает и другой вопросе: были ли раз-
ногласия между Министрами? Да, были. Я
читал в какой-то газете, что якобы были
разногласия по вопросу об участии Фран-
ции в работе Совета’ Министров. Но поче-
му, собственно, могут быть разногласия по
этому вопросу в Совете Министров? Вель
по этому вопросу есть ‘определенные реше-
ния Берлинской Конференции. Там сказано,
что Франция участвует в обсуждении воп-
росов о мирном дюговоре с Италией, но не
в других случаях. До начала работы Совета
Министров было получено письмо от Фран-
пузского правительства по поводу. решений
Берлинской Конференции, но оно не содер-
жало   каких-либо заявлений о том, что

` Франция примет участие в работе Совета

шения Берлинской Конференции. Француз-
ский прелставитель, когда он ехал в Лон-
дон, знал, по каким вопросам он будет
‚ Участвовать в обсуждении и по каким не
  булет. Не было разногласий по этому; воп-
росу и межлу теми, кто подписывал Бер-
линское соглашение.

Мозкет быть, были разноглаюия по вопро-
су об участия, Китая в Совете Министров?
Я хотел бы видеть того человека, которо-
му китайский министр заявил, что у него
есть разногласия по этому вопросу: Мне из-
вестно, что со стороны Китая таких пре-
тензий не пред’являлось.

В отдельных газетах писали ‘о каком-то
«решении» от 11 сентября. Но я хотел бы
посмотреть это «решение», . если Wa него
ссылаются. О каком «решении» можно го-
ворить, если никаких решений Совет Ми-
нистров не принял и никаких решений ни
олин Министр не подписывал? Значит ли
это, что я отрицаю наличие разногласий в

Совете Министров? Нет, не значит. Если

SSS aS Celebs

A
Co
M
Министров только при изменении этого ре-1

говорить о разногласиях в Совете Минист-
ров, то надо иметь в виду, что они дей-
ствительню были по вопросу о выполнения
соглашения, заключенного на Берлинской
Конференции трех держав. Никто не отри-
цал, что в Берлине 1 августа было заключе-
но соглашение между Главами правительств
трех держав. Но здесь, в Лондоне, нача-
лись разногласия по вопросу, выполнять
или не выполнять решения Берлинской Кон-
ференции. На это было потрачево много
времени. Теперь можно слышать такие ре-
чи, что один пункт этого соглашения нра-
вится, другой не совсем нравится, что этот
пункт хорош, так как, видите ли, он-—«ши-
рокий», а другой — плох, так как этот
пункт «ограничивающий». Разве такие
рассуждения не подрывают <амую ос-
нову соглашения? Мы, советские лю-
ди, думаем Tak: если подписал cor-
лашение, то взял на себя обязательство
выполнять его. Нельзя выполнять соглате-
ние только в той части, которая сегодня те-
бе нравится, надо выполнять соглашение в
том виде, как оно подписано. Да и фор-
мально Министры не могут изменить согла-
птение, принятое Главами трех правительств.

Было и так—чам говорили, что Китай и
Франция должны почему-то участвовать BO
всей подготовке мирных договоров с Румы-
нией, Болгарией, Венгрией и Финляндией, не-
смотря на то, что Берлинская Конференция
установила другой порядок. Мы возражали и
в этом случае против нарушения ‘решений
Берлинской Конференции: Тем более, что
ни Китай, ни Франция не только не приви-
мали участия в выработке условий переми-
рия с этими странами и не подписывали
этих условий, но и никогда не об’являли
им войны. Даже тогда, когда в отвёт на на-
ше обоснованное возражение. нам говорили:
либо согласитесь с нами насчет нарушения
Берлинского соглашения трех держав, лн-
бо мы не полпишем даже согласованных ре-
шений, мы все же сохраняли непоколеби-
мую верность берлинским решениям, защи-

тая их от всяких неожиданных покушений.

Ведь известно всем, что» Советский Союз
всегда был верен своему слову. Еще недав-
но и союзники весьма высоко оценивали
тот факт, что Советский Союз точен и пос-
ледователен в выполнении принятых на Ce-
бя обязательств. Этого же он ждет и от
своих союзников. .

Я подтверждаю, что всякие предложения,
направленные на нарушение берлинских ре-
шений, Советская Делегация категорически
отвергала, чем бы ни мотивировались такие
неправильные предложения. Тем ве менее
Советская Делегация стремилась к тому,
чтобы первая сессия Совета Министров до-
стигла какого-либо успеха, считая, что это
в интересах всех союзников. Вот почему
Советская Делегация вчера внесла в Совет
Министров следующее предложение:

«Первое.  Советская Делегация предла-
гает, чтобы второго октября были подпи-
саны протоколы всех согласованных в
Совете Министров решений. а именно:

1. Министры США, Великобритании,
СССР, Франции и Китая подписывают про-
токол решений Совета Министров, приня-
тых пятью Министрами.

2. Министры США, Великобритании,
СССР и Франции подписывают протокол
решений Совета Министров по мирному
договору с Италией (так было решено в
Берлине). 1

3. Мивистры США, Великобритании и
СССР подписывают’ протокол решений Со-
вета Министров “по мирным договорам .с
Румынией, Болгарией и Венгрией (и это
было решено в Берлине).

4. Министры Великобритании и СССР
подписывают протокол решений „Совета
Министров ‘по мирному договору с Фин-
ляндией (это также соответствует реше-
нию в Берлине).

Второе. Вопросы, оставшиеся до 2 ок-
тября не согласованными на Совете Ми-
вистров, передаются на рассмотрение
Совета Министров 3 октября (день 3 эк-
тября Советская Делегация предлагала
сделать последним днем работы Совета
Министров)».

Таким образом, советские делегаты
предложили подписать протоколы по тем
довольно многочисленным вопросам, кото-
рые были полностью согласовавы между
министрами. Это сдвинуло бы уже вчера
работу Совета Министров с места. Это,
как мне кажется, создало бы более благо-
приятные условия и более дружественную
атмосферу для заключительного дня рабо-
ты по не согласованным ранее вопросам.
_ Москвичи многие. думают, что в. Лондо-
не, когда хотят, умеют находить компро-
миссы. Однако Совет Министров не принял
предложения Советской Делегацеи и не
стал искать путей для урегулирования не-
согласованных вопросов. В результате
этого никаких протоколов подписано не
было. С этим приходится считаться, как с
фактом. :

В заключение я хочу сказать, как смот-
фит Советская Делегация на’ создавшееся
положение. Советский Союз победоносно
вышел из последней мировой войны и за-

отношениях. Это — результат огромных
усилий, которые были предприняты Крас-
ной Армией и всем советским народом в
войне с Германией, а в последнее время —
и с Японией. Это ‘также результат того,
что в эти годы Советский Союз и его
западные союзники шли нога в ногу и ус-
пешно сотрудничали: друг с другом.

Советская Делегация уверенно смотрит
вперед и надеется, что все мы стремимся
к укреплению сотрудничества союзников
на Западе и на: Востоке на пользу наших
народов и в интересах укрепления мира
во всем мире.

Далее тов. В. М. Молотов дал следую-
щие ответы на заданные ему корреспонден-
тами вопросы:

Вопрос: Разве не было решения от 11
сентября? ,
Ответ: Если Вы найдете такое ре-

шение, то покажите мне его и скажите, кем
оно подписано.

Вопрос: Будет ли правильным сказать,
GTO в повседневных записях. заседаний, э
данном случае в записях заседания 1)
‘сентября, записано, что все пять ‚членов
Совета Министров имеют право посещать
заседания, но в. вопротах, касающихся
мирных договоров, не все имеют право
решающего голоса?

Ответ: В связи с этим я могу сооб-
шить, что по этому вопросу во время пер-
вой сессии Совета Министров имела место
`ререписка между Президентом Трумэном,
Премьер-Министром Эттли и Главой’ Со-
ветского правительства Сталиным. Совег-
ский ответ подчеркнул необходимость точ-
но. держаться решений Берлинской Конфе-
ренции, где ясно указано, какие государ-
ства и в каком порядке должны отвечать
‘за подготовку мирного договора с Итали-
ей, какие — за подготовку мирных дого-
воров с Румынией, Болгарией и Венгрией
и какие за подготовку мирного договора
с Финляндией. Никакие записи по этому
вопросу не могут иметь силу для союзни-
ков, кроме TeX, которые находятся в с5-,
ответствии с соглашением, заключенным
между союзниками в Берлине:

Вопрос: Не могли ли бы Вы высказаться
по той части Берлинского решения, кото-
рое--предусматривает ‘участие других чле-
нов Совета Министров в вопросах мирных
договоров?

Ответ: В Берлинском решении сказано,
что другие члены Совета Министров бу-
дут приглашаться участвовать в Совете
по мирным договорам в тех случаях; когда

‘будут рассматриваться вопросы, прямо их
касающиеся. Очевидно, Совет должен ре-
шать такие вонросы по согласованию
между членами, представляющими страны,
подписавшие условия перемирия.

Вопрос: Не думаете ли Вы, что, так как
Франция и Китай являются постоянными
членами Совета Безопасности, то будет це-
‘лесообразнее участвовать um в Совете
Министров по подготовке мирных догово-
ров? a

Ответ: Я уже касался этого вопроса. Мо-
гу лишь добавить, что Советское ° правч-
тельство с полным уважением относится к:
Франции и: Китаю, как членам Совета Без-
спасности. К этому я могу добавить, это
только Советский Союз имеет долголетвие
договоры о дружбе и союзе как с Францией,
так и < Китаем.

Вопрос: Я хотел бы знать, поскольку не
подписаны протоколы Совета Министров.
значит ли это, что члены Совета Министров

не связаны какими-либо решениями; дс-
стагнутыми на этой конференции?
Ответ; Об этом должны подумать все

Министры.

Вопрос: Какие причины послужили тому.
что некоторые Державы выдвинули требо-
вание, чтобы Франция и Китай участвовали
во всех обсуждениях, хотя эта и нахоли-
лось в противоречии < решениями Берлин-
ской Конференции?

Ответ: Об этом ‘надо спросить представи-
телей этих Держав.

Вопрос: Не можете ли Вы высказаться по
поводу отношения Советской Делегации к
созыву всеобщей мирной конференции. Воз-
ражает ли в принципе Советская Делегация
против этого предложения, или дело в том,
что никакого решения не принято по этому
вотросу в Москве? Е

Ответ: Мы, конечно, понимаем необходи-
мость международных конференций для
обсуждения мирных договоров. Но и тут
мы придерживаемся решений Берлинского
соглашения, которые. считаем“ правильными.

Вопрос: Пще один вопрос. Будет ли то
соглашение, которое будет’ достигнуто меж-
ду странами, подписавиими условия пере-
мирия, обязательным для других стран, ко-
тсрым будет предложено это соглашение
подписать на конференции?

Ответ: Разумеется, нет. Тогда не надо
было бы собирать конференцию. Проигла-
шают на конференцию для того, чтобы об-
судить и улучшить проекты, представляе-
мые на рассмотрение. Такие конференции
будут нужны, когда подготовительная рабо-
та по мирным договорам будет осуществле-

нимает достойное место в международных ` на.

ПЬЕР ЛАВАЛЬ НА СКАМЬЕ ПОДСУДИЛЫХ

Один из главных предателей француз-
ского народа, бывший премьер виший-
ского правительства — Пьер ФЛаваль
должен сетодня предстать перед судом.

Ничто не помогло Лавалю. Он думал
найти надежное убежище в Германии,
но недолго пришлось ему там укрывать-
ся. После краха Германии ему удалось
бежаль в Испанию. Таваль крепко наде-
ялея на Франко — гитлеровского  при-
хвостня, но и эта надежда рухнула. Не-
смотря на комфорт, ` предоставленный
Тавалю в Барселоне, несмотря на изыс-
канные блюда и вина, несмотря на све-
щие цветы, которыми услаждали взоры
«заключенного», Франко все же был вы-
нужден под нажимом французского пра^

зительства выдать Лаваля. Теперь у
Лаваля осталась последняя надежда —
надежда на французскую реакцию, на

своих единомышленников, многие из ко-
торых еще свободно разгуливают по па-
рижеким улицам, на тех, кто защищал
кровавого Петэна.

Имя Пьера Лаваля ненавиетно фран-
`кузам. Паваль не переставал твердить о
том, что он «желает победы Германии»,
даже тогда. когда стало ясно, что 64
крах неизбежен.

0 происхбждении Лаваля мнения «би-
ографов» расходятся: не то сын шатель-
донского трактирщика, не то сын мясни-
ка. Но в одном пункте существует пол-
ное единодущие: никто не отрицает у ие-

Издатель: НАРОДНЫЙ  КОМИССАРИАТ
СССР.

ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА
1M203433

го изумительных торгашеских способно-
стей. В детстве он раз’езжал в фургоне
по провинции Овернь и продавал мясо;
впоследствии Лаваль в качестве министра
раз’езжал по Европе и продавал Францию.
Он начал свою карьеру в качестве «ад
воката бедноты», но вокоре‘он стал ад-
вокатом правителей «Верховного банка»,
быстро оценивших Лаваля.

Еще во время первой мировой войны
Таваль занимал пораженческую позицию,
его имя было даже внесено французской
Бонтрразведкой в список лиц, подлежа-
щих тщательному полицейскому надзору
20 время войны.

В 1914 году началаюь политическая
карьера\ Лаваля —- он стал детуталом. В
1925 году он стал министром. За время
своей политической карьеры Лаваль бы-
вал и премьером. Вплоть до 1936 года
он неизменно занимал важные посты в
беспрерывно меняющихся кабинетах Tpe-
тьей республики. Подкупленная пресса,
«Французекий банк», крупные деловые
круги, различные синдикаты, веевозмож-
ные «сосьетэ» — вот рычаги, посред-
CTBOM которых он добился своего влияния.

В 1935 тоду, когда Лаваль был мини-
ветром иностранных дел. он уже заложил
основы для будущего разгрома Франции.
Он помог Гитлеру завладеть  Саарской
областью и допустил введение всеобщей

воинской повинности в Германии. Лаваль   который

благоговел перех Муссолини. Он, по его

отдел  информаций—доб.

1:35;

a ee ee ee ea ee ee ee ee ee ee ee een oe names

He собетвенным словам, «подарил дуче
Абиссинию». Он спас в те годы итальян-
ский фашизм, поддержав  муссолиниев-
скую авантюру.

Когда Лаваль начал свою карьеру, у
него не было ни гроша в кармане.
1935 году его состояние уже равнялось
3 миллионам долларов. Он был обладале-
лем графокого титула, владельцем трех
поместий, замка, ценных художественных
коллекций и т. д.

Очевидцы, видевшие Лаваля в- мрач-
ный день капитуляции Франции, расска-
зывалт, что он сиял, как именинник.
Для него позор Франции был праздником.
Теперь уж, надеялся он, никакой Народ-
ный фронт не вырвет больше власть из.
его рук. В правительс®ве Виши Лаваль
етал заместителем премьера и министром
иностранных дел. Наконец-то этот пок-
ровитель кагуляров, патрон «Боевых кре-
стов» мог заявить в полный Голос, что .он
«как одержимый, всегда, при веех слу-
чаях искал соглашения °с Германией».
Temeph можно было открыто служить
Гитлеру, помотать ему грабить Францию
и призывать французов к сотрудничеству
с их исконным врагом,

В декабре 1940 года произошла